Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

Прогулки по Избе. Слушать голоса времени


Прогулки по Избе. Слушать голоса времени
 

 В музыкальном файле голос Левитана,  объявления о начале и
о завершении Великой Отечественной войны.

= = = = = = = = = = = = = = =

СЛУШАТЬ  ГОЛОСА ВРЕМЕНИ


Гуляя по дорожкам и закоулкам «Избы», я наткнулся на стихи Сергея Берсенева
«Голос Левитана»
: https://www.chitalnya.ru/work/1872778/:

Стояла жаркая пора
за
десять суток до июля.
Себе ни пуха, ни пера
желали смертные, ни пули…

Ещё был вечер трудовой,
ещё тела воняли потом…
Спешили роботы домой,
отягощённые работой.

Там – тёщи нудное нытьё,
там – культ Иосифа с Орловой
и планов смелых – громадьё:
от путешествий до обновок.

Нева приветит ли «Спартак»?
Забьёт ли Киеву Федотов?
Но всё ли выстроится так,
как расписали день по нотам?

Арест соседа, смерть кота…
У сына снова - «бланш» под глазом…
И бил в упор вопрос: «Когда
нагрянет истинное разом?»

Ответ, точней - девятый вал
заставит вспомнить о наркозе…
А где-то фоном завывал
об утомлённом солнце Козин…

И ни один не смог кроссворд
вместить крадущуюся тайну –
о чём поведает вот-вот
могильный голос Левитана.

= = = = =
Стихи написаны легким слогом и звучащими рифмами. Казалось в них легко написано о сложном.
Это замечательно. Но еще важно, ЧТО в них, о ЧЕМ сказано, и как сказано.
Естественно, что события семи десятков лет каждому из нас покажутся глубокой древностью, и писать о них не просто. Не достает понимания жизненных реалий времении,  ощущения его  духа. Потому бывает  проще пропустить их через собственные  видения и стереотипы, чем  потеть, изучая их.
Но   собственные представления не должны подменять оценок данных свидетелями событий прошлого. Своя точка зрения  на явления истории должна быть выработана, выстрадана, иначе  она
не приближает к ним,  а только отображает круг и уровень собственного мышления.
В противном случае   приходится при чтении спотыкаться на многих строчках, как на кочках
.

Начну с последней строки, в которой вычитал: «Могильный голос Левитана».
Очень странный эпитет. Ведь сам автор наверняка не слышал голосов из могилы или склепа, и применяет это сравнение, как устоявшуюся фигуру речи для определения глухого, скорбного и отдаленного звука. Но даже если ты не слышал голоса из могилы, то можно представить, каким он будет, пробившись через толщу земли – глухим, слабым, а речь не всегда внятной.
Но все это неприменимо к Левитану! По свидетельству многих современников военных лет, военные сводки с фронта, которые он оглашал, наполнены надеждой. Его торжественный голос слушали из радиопродукторов на площадях, где он обрастал обертонами эха. Голос Левитана – этог олос открытого пространства, торжеств, парада.Таким голосом отдаются команды, мобилизующие людей, нацеливающих их на преодоление и совершение невозможного. Не случайно его голос называют голосом победы, голосом эпохи.
С точки зрения звука в нём гармонично сочетаются широкий диапазон верхних и нижних обертонов, создавая то звучание, которое специалисты по звуку называют «медиум», голосом, поданный в «маску» . Могильным тут никак не применим.


Далее:
= Ещё был вечер трудовой,
ещё тела воняли потом…
Спешили роботы домой =


С чего-то автор решил, что на предвоенных производствах с высоким по своим временам уровнем технологии не было элементарного душа для рабочих, что они уходили не помывшись и не переодевшись?  Откуда такой опыт?
Можно посмотреть, хотя бы «Зеркало»Тарковского, в нем знаменитая сцена, когда героиня Аллы Демидовой, работающая в типографии, стоит под душем и смывает с себя неприятные ощущения.
А уж слово «роботы» которое вовсе на было введено в оборот того времени, не применимо и в нынешнем понимании. Люди не просто работали, он еще строили социализм, общество «светлого будущего».
Это сейчас мы можем взять это выражение в кавычки,но тогда, после успешных двух пятилеток, которые  были выполнены за 8 лет, это будущее воспринималась, как вполне реальная цель.


=Там – тёщи нудное нытьё,
культ Иосифа с Орловой =

Эти имена не могут быть в одном ряду с «нытьем тещи». В фильмах Орловой звучат распевные мелодии и емкие слова слова: «Широка страна моя родная», «Здравствуй, страна героев, Страна мечтателей, страна ученых».   Зачем автор подсунул к ней чью-то тещу?
К Сталину основная часть народа относилась, как к вождю и светочу ( это слово имело тогда большое хождение).  А уж танго «Утомленное солнце – это шлягер того времени,  и его яркий символ. В его ритмах и мелодии слышится   нега южного морского вечера, пьянящий аромат кипарисов, легкая влюбленность и беспечный полет души безмятежного человека. А Козин – один из любимых теноров, легенда советской эстрады.
Прочтя эти имена, и услышав внутренним голосом  спетые ими мелодии воспринимаешь, как диссонанс следующие строчка автора:


= Арест соседа, смерть кота…
У сына снова - «бланш» под глазом…
И бил в упор вопрос: «Когда
нагрянет истинное разом?»
Ответ, точней - девятый вал
заставит вспомнить о наркозе…=


Первые строчки напоминают стихи Саши Черного «Обстановочка» о семье погрязшей в бытовухе:

= Ревет сынок. Побит за двойку с плюсом,
Жена на локоны взяла последний рубль,
Супруг, убитый лавочкой и флюсом,
Подсчитывает месячную убыль.=

Но у человека  первых сталинских пятилеток и обывателя десятых годов того же века разные ценности, цели, разное ощущение жизни.  И если их еще можно сравнивать или противопоставлять друг другу, то высказывания автора об «истине разом, девятом вале и наркозе», уже выходят за рамки понимания.
От наркоза теряется память. Но как можно « вспомнить о наркозе», о состоянии за границами сознания и памяти?
Я понимаю, как трудно современному автору писать о прошлом, которое изображается либеральной интеллигенцией временем гулагов, ужасов и страхов. Сочувствую.  Но надо обдумывать, что пишешь, докапываться до истинных представлений  или хотя бы до  понимания основного конфликта, противоречий времени  или не браться писать. Чтобы не впадать в ложь и не писать «правду» с подачи желтых голосов.

Разве сложно набрать в Интернете голос Левитана или песни из кинофильмов Орловой?
Или сводный материал о первых пятилетках?  Тут скажу словами песни:
«Думайте сами! Решайте сами- иметь или не иметь»
Чего иметь, переспросите вы?
Да более реальные представления о нашей истории.

Ведь начался 2017 год, столетие крупнейшего события в жизни страны, которое развернуло её жизнь, а у многих её граждан – перевернуло их жизни. Но в любом случае оно прошло своей железной поступью  (вспомним определение А.Блоком  своего века - "железный"!) по судьбам тысяч и миллионов наших сограждан ( или подданных Российской империи), наших старших родственников, кого-то раздавив, кого-то подняв наверх.
Об этом мы еще не раз напишем, подумаем и поспорим.
Но в любом случае надо искать более полные сведения об истории, которая является в контрастных ликах, в самых разных трактовках Добра и Зла.
Успеха!

= = =





Рейтинг работы: 60
Количество рецензий: 4
Количество сообщений: 24
Количество просмотров: 349
© 05.01.2017 Виктор Астраханцев
Свидетельство о публикации: izba-2017-1873299

Рубрика произведения: Проза -> Эссе


Лидия Адамова       08.01.2017   00:20:58
Отзыв:   положительный
Виктор, получила настоящее удовольствие, почитав "разбор полётов".
Блестяще.
Спасибо Вам.
С Рождеством Христовым!
Радости и добра!
Виктор Астраханцев       08.01.2017   18:45:58

Заходите, Лидия, гостем будьте. Благодарю за внимание и отклик.
Мои поздравления вам с Праздником Рождества!
Только какие же тут разборы полетов? Здесь только о некоторых смыслах текста.
Кстати еще один вопрос остался, может, вы поясните? Неужели синяк под глазом называют «бланшем»?
Ведь в переводе с французского это «белый»: карт бланш, бланшировать...
Получается, белым называем синее?
Экстравагантно!


Лидия Адамова       09.01.2017   21:07:26

Виктор! Признаюсь, "бланш" меня тоже озадачил, как и многое другое в этих стихах.
Конечно, Ваше эссе - не просто "разбор полётов".
Это глубокое, вдумчивое размышление об ответственности каждого автора за то, ЧТО он пишет и КАК пишет: "надо обдумывать, что пишешь, докапываться до истинных представлений или хотя бы до понимания основного конфликта, противоречий времени или не браться писать. Чтобы не впадать в ложь и не писать «правду» с подачи желчным голосов."
Согласна с Вами, что точка зрения автора на подлинные исторические события должна быть в ы с т р а д а н а.
Собираясь написать очерк о бабушке, пережившей две революции, гражданскую и Отечественную войну, жившей на смене эпох, понимаю, насколько это сложно и ответственно.
Спасибо за биение пульса Вашей мысли, Виктор.

С уважением.
Виктор Астраханцев       10.01.2017   01:53:17

Если смотреть на события глубоко, то описание жизни, которая охватывает
такие огромные и конфликтные события, дело не легкое, даже в очерке.
В нем надо совместить масштабность темы и легкость изложения.
Но другого нет пути, кроме того, чтобы взять ручку или мышь в руку и начать писать.
Как напишите, Лидия, пришлите ссылку, мне интересно.
Вдумчивой успешной работы!
Светлана Страусова       06.01.2017   22:33:38
Отзыв:   положительный
Мне кажется от "могильного голоса" народ шарахался бы в ужасе. А ведь на него останавливались даже дети и готовы были идти по его зову на помощь Отечеству. Не буду высказываться далее по стихотворению.Скажу одно,что критика доброжелательна и видно,что она направлена на реальную помощь автору - над чем следовало бы поработать. А вот то,что автор убирает отзыв под стихотворением,потому что он ему не нравится, это я воспринимаю,как нечестный и мелковатый поступок. Так было у меня с Вессой, неплохие были стихи и я нажала на "СПАСИБО", а в отзыве посоветовала,чтобы более реально отзываться о прошлом России надо бы это прошлое изучить хорошо, и в любом случае относиться к истории с уважением. Она этот отзыв просто убрала, а "СПАСИБО" осталось, о чём сожалею. Спасибо, Виктор, с уважением и теплом души, Светлана. С Новым Годом ! С Рождеством!
Виктор Астраханцев       07.01.2017   02:58:37

Светлана, вы, неверное, должны уже привыкнуть к особенностям сетевых авторов. Литературные сообщество вообще очень предрасположено к комплиментарности и захваливанию. Авторы нервно реагирует на замечания, на критику. Это исходит их природы творческого одиночества. В этом преимущество и опасность этого вида творчества. Возникает мнимая легкость творчества. Индивидуальное творчество трудное и рискованное явление, не все с этим справляются. Заболевают эгоцентризмом, самовозвеличиванием, нетерпимостью к замечаниям.
Сценарист кино или драматург, например, резко отличаются от писателя одиночки, так как они в постоянной работе, в доработке и изменении сценария, дописывания текстов и т.д. Режиссер и продюссер не дадут ему спокойной жизни.

Обратите внимание, как отличаются о литераторов певцы, артисты, танцовщики, для которых необходим обязательный уровень технического мастерства. Они с малых лет в работе, в тренинге, в корректировке,
в репетиции. Тут они проходят и отбор по профпригодности.
Одиночка литератор, если он не входит в литобъединение или не работает с наставником или редактором, лишен всего этого, и у него могут возникнуть самые разные самооценки и идеи. Чаще - непризнанность его уникального таланта. А это чревато комплексами, что вредно для человека. И окружаюших, кстати!
Потому и возникают нервические реакции на замечания или хотя бы на корректировку - сразу в крик: « злодей, сутяжник» и пр. А за ним группа поддержки, или отдельные неуравновешанные адвокаты, и пошла писать губерния! Знакомая история
Вы к этому должны бы уже привыкнуть...
Отвлекитесь. Это очень уж тривиально.
Поздравляю с Рождеством! Быть добру!


Светлана Страусова       07.01.2017   12:52:50

Нет, Виктор, позволю с Вами не согласиться. Я не вижу в сетевом пространстве, в котором нахожусь (в избе-читальне) преобладания
комплиментарности, захваливания, нервных реакций на замечания и критику, а также и на творческие успехи. Это есть, конечно, так же, как и в реальной жизни. Сколько людей,столько и разнообразности характеров, и их реакций. Вот взять данный случай, Сергей резко отреагировал на Вашу статью,а напрасно, если он подумает о написанном повнимательней ,то поймёт,что не прав.
Но вот то,что пишет Наина, меня очень огорчило -
"Вы знаете, я тоже хотела написать замечание о могильном голосе, но потом поняла, что делать этого не стоит - это сильный ход автора - его право. Он художник."
В чём же здесь художество!? Мы все знаем наяву или со слов старших о голосе Левитана и его влиянии на души и умы людей. Может быть для фашистов и предателей он был могильным,помогал ощутить скорую их гибель, но для защитников Отечества, а ими были все,даже дети и старцы, этот голос был ни могильным,ни могучим, он был своим, за ним было невозможно не пойти.Вот найти бы в стихотворении достойное определение этому голосу в этом духе. Очень жаль,что Наина видит новшество и творческие находки там, где идёт переиначивание, топтание и неуважение к корневой системе истории своего Отечества.
Виктор Астраханцев       07.01.2017   19:51:13

Я не случайно обращаю внимание к голосам своего времени. Не каждый звук, не каждый всхлип создает музыку, и не каждый человек выражает суть своего времени.
Общество сравнимо с хором, тон которому задает солист или запевала, за которым стоит дирижер, который определяет характер музыки. Прежде, чем Орлова стала символом своего времени, режиссер Александров создал замысел фильма, а Дунаевской написал музыку, которая определяла настроение, и дух времени.

И на радио возник сначала запрос на голос, который может звучать от имени все огромной страны с её огромными амбициями и далекими планами, а потом уже появился у микрофона Левитан. Ход истории сложен, а интенсивное развитие общества не появляется из ничего, на пустом месте. У него есть своя цена.
Развитие возникает в условиях конфликта, противоречий, борьбы, столкновения внутренних сил. Высокие темпы первых пятилеток обеспечены социальным напряжением внутри страны: образованием колхозов, внутрипартийной борьбой, чистками партии, борьбы с вредителями - явными и мнимыми, репрессиями.

Можно ли в этом отыскать то, за что можно было упрекать вождей народа?
- Безусловно. Но за 25 лет после двух разрушительных войн, двух революций и двойной смене власти страна оказалась отмобилизованной и готовой к новым вызовам.
Уже в 1926 году, при экономической блокаде Запада, промышленное производство достигло уровня 1913 года - периода «наивысшего развития» царской России. Темпы роста первой пятилетки в средние по 25 % в год.
Сейчас за 25 лет после демократической революции темпы роста лежат на нуле, недавно заговорили о как о большом достижении, о 0,5 процента роста , - т.е. ниже темпов 1-й пятилетки в 50 раз!

А какие жертвы российский народ понес в последние 25 лет? Сколько русских людей оказалось за границами страны, как упало численность населения. Может быть, напомнить термин «Русский крест», многомиллиардный вывоз капитала, расслоение общества на богатых и бедных? Результаты двух этих 25-тилетий говорят о многом - в первом случае подъем страны, во втором кризис. Поэтому всем, кто причисляет себя к художнику и хотя бы к мыслящему человеку, надобно слушать голос времени, находить главное, а не искать блох в подвалах!

В советском времени надо выделить главное - тот механизм, который вывел страну из разрухи, понеся потери и жертвы, повинные и безвинные. Попробуем посмотреть на историю в комплексе её проблем и противоречий, найти её основной тон, её характер, отделяя от него второстепенное.
Если нас попросят вспомнить , например, двадцатый такт Второго концерта Рахманинова, вряд ли мы это сделаем. Но почти каждый сможет напеть основную тему его первой части. Потому что мы будете следить за главным, за тем, что определяет его характер. А не за частностями, пусть и выразительными.

Конечно, можно смотреть на жизнь с уровня ассенизационной бочки. Но уж очень специфичен и профессионален этот взгляд. Только тогда этим профи надо общаться между собой, не выносите эту бочку на всеобщее обсуждение.
Наина, например, писала, что считаете стихи Берсенева эпохальным произведением. Не спорю, не обсуждаю. Дело ведь не в уровне поэта, а в смещении акцентов. В ложной подаче нашей истории, у которой надо брать уроки, а не топить её в продукции золотарей.


Николай Климкин       05.01.2017   19:53:31
Отзыв:   положительный
Виктор! Я поддерживаю Вас. Разбор проведён грамотно.
Быть добру.
Виктор Астраханцев       06.01.2017   12:39:16

Я признателен, Николай за понимание. Это же очень важно - четко представлять, какие смыслы ты пытаешься донести и что из этой попытки получается. Иногда и сам не ведаешь, как попадешь в двусмыслицу.Как и во всяком деле у литератора должен быть оппонент. В толстых журналах и издательствах эту роль играют редакторы, в театре - режиссеры и худсовет.
Сетевому автору приходится звать друга и за стаканом-другим проверять на нем свои опусы.
Или иногда читать заметки странствующих по сети пустынников.
С наступающим Рождеством Христовом!
Просветления души! Быть добру!
Виктор


михаил ершов       06.01.2017   23:04:39

а что, если "МОГИЛЬНЫЙ голос Левитана" - для Гитлера (не зря же он назначил награду в 250 тыс. марок за голову Левитана)
Сергей Берсенев       05.01.2017   19:10:34
Отзыв:   положительный
Какой-то собачий бред Вы написали... Вы, склочник, однако...
Николай Климкин       05.01.2017   19:56:49

Сергей! Вы успокойтесь и ещё раз внимательно прочитайте свои стихи.
Я думаю, что Вы со многим согласитесь. Быть добру.
Сергей Берсенев       05.01.2017   20:20:08

Кое с чем я согласился, например, поменял могильный на могучий, а воняли на гордились.. Остальное же оставляю на своей совести... Люди, действительно пахали, как роботы... И культы были - от вождей до людей искусства... А мелочи соседствовали с глобальным... Просто, пусть человек поумерит пасквильный тон. Свои недостатки я в состоянии сам заметить.
С уважением
Виктор Астраханцев       05.01.2017   20:37:47

Сергей! Вы противоречите самому себе. В информации о себе вы пишите "Говорю тебе - здравствуй, неведомый друг!" а потом отказываетесь от дружеской руки. Это непоследовательно, - пишите одно, а делаете противоположное.
Вы удалили мой отзыв на ваши стихи. Это сравнимо с тем, как человек, страдающий зубной болью отбрасывает
руку дантиста, который пытался лечить его зуб. Теперь он будет загнивать и доставлять страдания. Надо учиться мужеству и не бояться боли.


Сергей Берсенев       05.01.2017   20:40:36

Мне уже дантист без надобности, уважаемый... А с бестактными людьми я не общаюсь принципиально.
Виктор Астраханцев       05.01.2017   22:20:18

Тогда пусть болят: Pour etre belle, il faut soufrir.
Только при людях придется заматывать рот.
















1