Проблемы иммиграции


Проблемы иммиграции

Я написал эту статью около десяти лет назад. Я попытался проанализировать ситуацию с иммиграцией в Западной Европе и только отчасти коснулся России. И в конце статьи, попытался предложить те меры, которые могут уменьшить негативное влияние иммиграции, в странах с моноэтничным населением.

Проблемы иммиграции — это расплата за колониальное прошлое.
 
Запад есть запад, восток есть восток, не встретиться им никогда.
Лишь у подножья Престола Божья в день страшного суда.Редьярд Киплинг, «Баллада о Востоке и Западе»


Иммиграция — это процесс, который начался как нарастающее явление и превратился в проблему совсем недавно. Вспомните пример США, где иммигранты составили основу государственности. В этом смысле Северная и Южная Америка — уникальный пример превращения проблемы в положительное движение. Особенно в этом отличаются Соединённые Штаты. По сути, это государство Иммигрантов. Если посмотреть на национальный состав этой страны, то мы увидим, что многие национальности по численности приближаются к количеству членов общины в титульном государстве. Это свидетельствует о благоприятных условиях созданных в США для количественного и качественного возрастания уровня этих наций. Во многом этому способствовала американская конституция, борьба за права чёрных меньшинств и ещё много мелких факторов, которые я не буду здесь перечислять. Процесс кипения, брожения привёл к созданию монолита, который стал самым сильным и самым богатым государством мира…

Во многом тут сыграла свою роль географическая позиция Америки, первоначальная колонизация европейцами, её отделённость от Европы и Азии, что создавало благоприятные условия для развития и защиты государства от врагов. (Это ещё один аргумент в пользу благотворности мирных условий развития). Африка в этом смысле менее далека от Америки, так как послужила источником насильственной иммиграции в рабовладельческие времена. Тем не мене, Америка, со времён английских пилигримов была Землёй Обетованной, для самых энергичных, смелых и предприимчивых людей: в основном из Европы, и позже из Азии и Латинской Америки.

Но мне хотелось бы поразмышлять над проблемами современной иммиграции в странах Западной и восточной Европы, а также в России…

В качестве примера рассмотрения возьмем Англию. За послевоенные годы, количество иммигрантов здесь достигло почти одной пятой всего населения, а в Лондоне и некоторых городках в его окрестностях составляют существенно большую цифру. Есть уже города, в которых количество не этнических англичан составляет больше половины. С этим связано растущее напряжение в национальных и религиозных отношениях. За последние двадцать лет произошло несколько бунтов в районах Лондона и в городках густо заселённых национальными меньшинствами. А после 11 сентября, в ожидании террористических акций напряжение нарастает с каждым годом. При этом ряды протестующих против «засилья» иммигрантов пополняются экстремистами в основном правого толка или откровенными фашистами. БНП во много раз увеличила количество членов, да и подход к проблеме стал одной из ключевых в программах правящих партий. Однако национальная политика, строящаяся на позитивном опыте США, позволяет избегать неразрешимых противоречий, делает жизнь иммигрантов достойной… Справедливости ради надо отметить всё увеличивающийся поток эмигрантов в страны Старой Европы. Появилась тенденция, переселения англичан в Испанию, Францию в Австралию…

Возможно, два разнонаправленных потока переселенцев как-то связаны. Очевидные причины эмиграции — дешевизна жизни на Континенте, новизна ощущений, перенаселённость Англии, ухудшающееся качество жизни…

И всё-таки иммиграция и эмиграция не сравнимы. Поэтому мир сегодня напоминает два сообщающихся сосуда. В большем из них живут бедные, а иногда просто нищие и вымирающие народы. В другом значительно меньшем — представители так называемых развитых стран. И существует узкое горлышко, через которое идет «переливание», только в одну сторону — в сторону стран развитых, или как мы указали — из развитых, но дорогих, в более дешевые. Вспоминается народная русская поговорка. «Рыба ищет где глубже, а человек где лучше».

Ширина или пропускная способность этого горлышка, обусловлена законами богатых стран и горлышко это, за последние годы становиться всё уже и уже, не вмещает всех желающих «перелиться» в преуспевающие страны. Давление в большем сосуде растёт. Как следствие, начинаются проблемы для переселенцев из Европы в бывших колониях. Политические и чиновные элиты в бедных странах требуют власти и одним из важных требований в этом случае становятся требования к бывшим колониальным странам, возместить «ущерб», прямо или косвенно, нанесённый колониализмом. Страны Латинской Америки: Куба, Венесуэла, Аргентина и другие. Африка: Зимбабве, Кот-де — Вуар и так далее. В Азии — это Северная Корея, Индонезия, Малайзия — все требуют у стран Запада и материального и морального возмещения. И мне кажется, что процесс будет нарастать…

Глобализация только усилила размежевание богатых и бедных стран, и для многих людей во всем мире эмиграция, — это единственная возможность вырваться из нищеты и полудикого существования у себя на родине. Процесс ограбления мировых окраин продолжается, но принимает уже новые формы, в том числе и военные. Политический и экономический империализм набирает силу, а с развалом СССР альтернатива капитализму на какое-то время исчезла. Многие люди в Африке, Азии и даже в Восточной Европе голодают, умирают от болезней и нищеты, в то время как в странах богатых, люди мучаются ожирением и проблемами поиска смысла жизни.… И процесс этот нарастает наряду с ростом эмиграции. В геополитическом смысле последствия этого трудно предсказуемы, но не замечать его тоже нельзя, так как уже сегодня необходимо предпринимать определенные меры… Иначе может быть поздно…

Как решалась и решается проблема иммиграции в мире. Я уже немного рассказал о том, как это происходит и происходило в США. Но повторяю — там особый случай. США — государство, в основе которого лежит полиэтничность. Здесь же, в Европе в странах с моноэтничной структурой нарастают противоречия, чреватые распадом государства и гражданской войной для разрешения назревших противоречий. Пример тут — Югославия, Турция, Израиль— Палестина, даже Испания… Хотя во Франции и Англии есть свои горячие точки. Но в будущем, судя по направлению развития проблемы, с трудностями иммиграционной политики могут столкнуться самые, на сегодня, благополучные страны.

Как это решалось в СССР. Там был лозунг — пролетарии всех стран соединяйтесь. Но там была и национальная политика на выковывание национальных кадров, были формальные возможности выхода из Союза, была культурная автономия. Наконец было КГБ, которое внимательно следило за националистическими движениями в республиках, периодически обезглавливая его, превентивными акциями. Там была свобода религиозных конфессий и отделение церкви от государства. Всё это позволяло правительству справляться с сепаратизмом.

Однако всё переменилось с возникновением глобализации. Процессы объединения развитых стран в союзы, противостоят сегодня процессам поисков национально— культурной идентификации, которые возглавили представители национальных элит защищающих в этих процессах, свой корпоративный интерес. Этим воспользовались супер державы, которые осуществляют политику по древнейшему принципу: разделяй и властвуй. СССР распался, Югославия тоже, и если в СССР это обошлось без кровопролитий, то в Югославии была гражданская война, принявшая сегодня скрыто-вялотекущую форму…

Напрямую, странам с большим количеством иммигрантов, сегодня это не грозит. Но определённые трудности уже есть.

Очевидно, что для решения проблем иммиграции есть много путей и самый главный, — это ассимиляция, поглощение «пришлых» титульной нацией. Или создание Федерального устройства. То есть относительно независимые, административные единицы, с собственными правительствами и многоэтническим составом жителей. К сожалению, нынешние потоки иммигрантов на территории других стран, селятся компактными этно-религиозными группами и не желают забывать ни свою культуру, ни свою религиозную конфессию. Часто английский язык становится вторым языком и это тоже консервирует ситуацию. Особенно опасно в социальном отношении, второе поколение иммигрантов, когда забыты культурно религиозные навыки и обычаи родины, но ещё не освоены культура и религия большинства, то есть титульной нации. Этот слой иммигрантов поставляет наибольшее количество проблемных протестантов и доставляет в ряды преступного мира своих «добровольцев».

К главным инструментам ассимиляции «чужаков» является образовательный комплекс, включающий в себя обучение английскому языку взрослых, профессионально техническое обучение и нормальное образование для детей. Некоторое отставание в успешном обучении тех или иных этнических, национальных групп, может быть преодолено через определённое время. За счёт повышенного внимания к неблагополучным слоям или группам населения. На первое место здесь, выходит задача изучения английского языка, как второго. Необходимо создание новых методик обучения, как для детей, так и для взрослых, создание специальных курсов для учителей, выпускники которых могли бы преподавать английский язык для всех возрастов и состояний в иммигрантской среде. Необходимо так же под патронажем государства создавать национальные культурные центры, в которых люди могли бы встречаться и развивать культурно-художественные, национальные традиции. Все это помогает адаптироваться в чужой стране.

И вместе с тем необходимо создавать досуговые клубы для детей и молодёжи разных национальностей, где иммигранты встречались бы с представителями других национальных общин и английской молодёжью, где завязывались бы дружба и знакомства на всю жизнь. Социализация, преодоление изолированности, поможет юношам и девушкам влиться в общество с равными возможностями для всех…

Как это происходит в России? После рассоединения, национально-чиновные элиты почувствовали себя хозяевами жизни и принялись приватизировать законно и незаконно земли, производства, культуру. Всё это породило анархию в управлении и бандитизм, развал властных структур или наоборот установление личных режимов власти. Произошло повсеместное обнищание одних и непомерное, преступное обогащение других. Всё это произошло за короткий исторический срок и привело к росту социального напряжения, падению стандартов совести и терпимости, снижение уровня качества жизни.

Многие русские люди уезжают из России на заработки и за лучшей жизнью, в страны Запада. Однако в Россию, особенно из средней Азии, в свою очередь, едет много людей, недавно ещё советских граждан, которые говорят по русски, что облегчает им адаптацию и привыкание в новой жизни. Волею чиновников, проводящих неверную национальную политику, иммигранты становятся соперниками для русских, живущих в необъятной российской глубинке. Во многом благодаря неумелой политике, множество «пришлых», людей с тёмной кожей, которых русские называют «чёрными», занимаются торговлей, монополизируя мелкий бизнес и особенно рынки. Это приводит к оттоку денег из России, к неоправданно высоким ценам, появлению национальных бандитских объединений, криминализации торговли, контрабанде наркотиков, проституции, что вместе взятое, приводит к обострению национальных отношений, шовинизму и откровенному русскому фашизму.

Идеи интернационализма забыты и подвергаются шельмованию, теперь уже со стороны властей, что тоже не делает теплее межнациональные отношения. В связи с разложением традиционных отношений, происходит утрата общенациональных ценностей, прежде всего у представителей русского этноса, Православие превращается в обрядоведение, на смену вере, приходит сайентизм с одной стороны, а с другой, получерносотенная ортодоксия, которая создаёт миф об обиженном иноверцами русском народе, о богоизбранности «бедных» русских, звучат призывы к жёсткости и даже жестокости к иноплеменникам и иноверцам, которые «заполонили» страну. Звучат мотивы о возврате в «прекрасное» прошлое, поются гимны монархии и полуязыческому христианству, ничего общего, не имеющего с подлинным православием. Шельмуется недавняя история народа, тиражируются мифы о потерянном рае, разрушенном революцией…

Идеологическая неразбериха, отсутствие правил чести и совести постепенно толкают Россию на путь саморазрушения. Уже появились прогнозы, о превращении её, в недалёком будущем в страну, с границами в пределах древней Киевской Руси. Тиражируется псевдонаучные выводы, о невозможности экономического развития при таких больших неосвоенных пространствах и при таком холодном климате. Эксперты из американских научных кругов предлагают россиянам переезжать, ну хотя бы из Сибири в Ленинградскую область, мотивируя это мировой демографической направляющей. Предрекая экономический крах России в недалёком будущем. «Недалёкое будущее» надвигается на разрозненных россиян неизведанными опасностями, будоражит «общественное мнение», помогает пофигистам куражиться от осознания своей «правоты». Слышится уже залихватское: «А мне всё по фигу!» и из углов доносится: «А я вам что говорил?!»…

Правительство, с его установкой на капиталистическое реформирование, забывает о сегодняшнем дне, рвётся в «будущее» и при благоприятной экономической ситуации никак не может повернуть в сторону обнищавшего большинства. Много русских (и не самых плохих) уезжает из России навсегда, за «рубеж», а на их место прибывают иммигранты. В то же время, достаточно много этнических русских ждёт возможности переехать в страну «отцов». И здесь чиновники ничего не делают, чтобы облегчить им возвращение на привольные земли Сибири и Дальнего Востока. Я сам родился около Байкала, служил во Владивостоке, работал на БАМе и знаю, что красивее и щедрее этих земель трудно сыскать. Проблему строительства городов и посёлков при таком количестве лесоматериалов и современной технологии их обработки, можно и нужно решать очень быстро. Тут конечно нужен генеральный план развития малозаселённых земель, и главное нужны воодушевлённые, сильные верой люди из молодых. И ещё нужно правительство, которое стоит на стороне народа, а не олигархов.

В России проблемы иммиграции будут день ото дня всё более усложняться, если рассчитывать на освоение Севера и Востока только «рабочей силой» из-за рубежа.

Тут надо поменять приоритеты. Освоение «Дикой Сибири» может пройти быстро, если сделать это приоритетной задачей, если количество иммигрантов из-за границы здесь не будет превышать определённой нормы. В этом вопросе надо сочетать оптимизм с трезвой оценкой последствий непродуманной политики. И уж на новом то месте надо в начале строить церковь, а уж потом по потребности игорные дома, ночные клубы и прочую развлекательно денежную индустрию. И хочется напомнить Управляющим, что это надо было начинать «вчера». Но и сегодня ещё есть время!..

Землю, даже в Сибири, нельзя продавать. Можно сдавать в аренду, если уж вы хотите дать гарантии, но продавать — это грех. Земля Божья, а не Иванова или Петрова. Времена наступили тревожные, и потому лучше, когда весь народ вместе, а не каждый за своим «забором».

На Западе и в США, в том числе, иммиграцию воспринимают по капиталистически, как дешёвую рабочую силу. Буш, не скрывая, говорил, что откроет границы с Мексикой, для запуска нескольких миллионов, которые должны будут заполнить дешевые рабочие места неквалифицированными рабочими. Но такая политика уместна, когда всё идёт по восходящей. Если же наступит кризис, а он уже был не один раз, тогда озлобление бедняков обернётся против хозяев жизни. Капитализм с его системой эксплуатации держится пока силою христианства, которое при капитализме сделалось и экономическим регулятором. Попробуйте поверить мне на слово, ибо чтобы это доказать, нужен новый Маркс. А я это почувствовал, прожив на Западе какое-то время. Мало того. Я стал думать, что и коммунизм в России рухнул от неверия в Бога. Постепенно «грехи» накапливались, накапливались и, преодолев какую то черту, всё развалилось. Я уверен, что Бог — это истина и никакие заменители Бога, как бы привлекательны они не казались, не могут помочь человечеству, а только заводят его в тупики. Поставление на место Бога экономики — тоже легкомыслие…

Но здесь, на Западе, даже ситуация с иммиграцией зависит от экономики. В случае роста последней мы видим, что иммиграция укрепляет страну. В случае кризиса или стагнации, это разрушает.

Но мне хотелось бы, хотя бы вскользь, затронуть тему этнической целостности, что является залогом, стабильности при экономических или политических кризисах. Вспомните историю Австро-Венгрии после первой мировой войны, или недавний пример в Советском Союзе, в Югославии, или чеченскую войну и кризис на Северном Кавказе в России. Во всех случаях происходит разрушение территориальной целостности. Иначе говоря, определённое государство гибнет, превращаясь в несколько новых, или ново— старых, что делает регион на долгое время очагом напряжения. Во всех рассматриваемых случаях результатом развала был экономически — политический кризис. Трудно утверждать чего больше было — экономических или политических составляющих. Но одно очевидно. Этнически все разрушившиеся государства были не однородны. И уже не цементировались идеологически, как во времена создания их. В СССР, например идеология власти работающих, была подменена на идеологию чиновно — однопартийного государства, что и послужило главной причиной коллапса. Идеология начинает разваливаться первой, а потом уже экономика и политика. Способствуют разрушению безжалостная конкуренция, как в экономике, так и в политике. Это касается и геополитики. «Волки» то есть страны сильные, страны хищники, нападают на ослабевшие или «больные» страны и убивают их. Такие страны, воодушевлённые своими экономическими успехами, пользуются правом сильного, но проходит время и сильные становятся слабыми и их ждёт та же участь, если они не смогут перебороть слабость, ценою напряжения всех сил, или ценою революций, когда из недр народного сознания вырывается скрытая подавленная энергия подвига и созидания. Это было после Революции в Англии, Франции, Голландии, России…

Это, однако, возможно при более менее этническом единстве страны. Либо как в России, которая была многонациональной, после революции, когда лозунг — «Пролетарии всех стран соединяйтесь» подменил лозунг— «Россия для русских». Или как в США, которые этническую неоднородность использовали под практически тем же лозунгом «Если ты, будучи африканцем или итальянцем чувствуешь себя американцем — Америка становиться твоей страной». Остальной мир в этом случае нечто другое, иногда враждебное. Вспомните, что во Вторую мировую в американской армии служили и этнические немцы и итальянцы, воевавшие в Европе.

Тем не менее, видимо, существуют определённые количественные пропорции соотношений титульной нации и иммигрантов, после превышения которых, начинается процесс развала, разъединения в случае глубокого идеологического, религиозного или экономического кризиса.

Хотя кажется, что всё-таки определяющим фактором является религиозное единство, иногда выступающее в форме идеологической (как в СССР).

Если рассматривать государство, как некое органическое единство, то есть, прежде всего, этническую однородность, то такой организм будет болеть или даже умирать при разрушении этого единства.

Возможно, биологически человек недаром поделён на расы, в которых существует ещё деление на национальности, народности и племена. И возможно нарушение этого деления, будет нарушением законов выживания или адаптации. Но это тема уже другого обсуждения… Вспоминается ветхозаветная легенда о Вавилонской башне. Возможно, в этой легенде пророки пытались предостеречь людей от намерения всех объединить и сделать похожими. Я полагаю, что в нивелировании путей развития человеческих особей, некогда биологически разделённого приспособительными механизмами, таится неизвестная опасность, какого-то вселенского катаклизма, который может грянуть как извне, так и изнутри человечества. Каким то образом это связано с эволюцией человека, как био вида… Возможно Страшный Суд и Второе Пришествие уже «При дверях»…

Тем не менее, я — оптимист, и уверен, что можно и нужно не бояться нового, а решать проблемы по мере их возникновения. Однако прежде чем делать, надо долго и тщательно всё обдумывать. Вспоминается буддистский афоризм: «Действие не устраняет незнания, так как не противоречит ему»…

Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте «Русский Альбион»: http://www.russian-albion.com/ru/glavnaya/ или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?": http://www.russian-albion.com/ru/glavnaya/ Е-майл: russianalbion@narod


10. 11. 2004. Лондон





Рейтинг работы: 2
Количество рецензий: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 134
© 18.12.2016 Владимир Кабаков
Свидетельство о публикации: izba-2016-1859048

Рубрика произведения: Разное -> Публицистика











1