Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

Православное христианство – секта гностического ведического


Православное христианство – секта гностического ведического христианства? Часть1.

(Анонс нового исследования истоков христианства.)

Часть 1. СОФИЯ и СИМОН-МАГ .

Все великие мировоззрения и религиозные идеи, которыми живёт народ, отражаются в его внешней деятельности. Как нам рассказывают историки, в Древнем Египте древние
фараоны были настолько велики по значимости, что строили себе огромные
храмы и гробницы в виде пирамид. Что такое на самом деле пирамиды, мы можем
только предполагать. А в общем можно сказать, что это самые грандиозные
сооружения древних времён, предположительно имеющих религиозное языческое
значение.

Христианство тоже оставило нам грандиозные культовые сооружения, на которые
были потрачены при строительстве грандиозные средства и человеческие жизни.
А зачем? Наверное, те персонажи, имена которых носят сооружения, были очень
значимы для прошлых цивилизаций, хотя для нас они зачастую вообще не имеют
никакого значения. Не верите? Вот на слуху есть несколько соборов Софии. Кто
такая София, какое отношение она имеет к христианству и в том числе к
православному христианству? Может она родственница Иисуса Христа, его Матери
или отца? Почему самые основные и первые христианские соборы были построены
не главным действующим лицам христианской религии, имена которых у нас на
слуху и на иконах, а какой-то неизвестной Софии?

В прошлом году мой (Жжукова) приятель гостил у родственников в Турции и привез оттуда путеводитель по Стамбулу. Называется «Стамбул. Колыбель Цивилизации». Издан он, видимо, турецким издательством «MERT. BASIM YAYINCILIK DAGITIM VE
REKLAMCILIK TIG. Ltd. STI.» Этот путеводитель в краткой исторической справке
сообщает, что Стамбул (то есть, тот город, который был до него на этом
месте, судя по Википедии он назывался - Византий) в 196 году н.э. входит в
территорию Римской Империи. В 330 году Император Константин Великий
переименовывает Византийв Константинополь и объявляет его второй столицей
мира- столицей Восточной (второй) Римской империи. Через 61 год (в 391 году), якобы тот же Император Константин,благодаря своей матери Елене, увлекшись христианством, объявляет христианствогосударственной религией. Увлечение Константина похоже было продолжительным, так как ещё в 360 году Константин строит в Константинополе большую церковь - «Мегало Еклесия». Кому из христианских персонажей она посвящена – не сообщается. Эта церковь сгорает от пожара в 404 году н.э., а в 404-416
годах строится новое здание церкви, в чью честь опять же не упоминается. Это здание в
начале 532 года сильно разрушается во время кровавого мятежа Ника (Победа).
Чья победа была - непонятно, только Император Юстиниан строит на месте этой
церкви в 532-537 годах самую огромную христианскую церковь в тогдашнем
мире - Ая-София. (Собор подобного масштаба был построен в Европе только
через 1000 (тысячу!!!) лет.) Зачем эта мега-церковь ? И почему она носит
название Ая-София, а не того же Христа, или так нам сегодня
примелькавшейся матери Иисуса, или его отца? Мы специально привёли подробную историческую справку об внезапном появлении в христианском Константинополе, столице Византийской Империи, огромного христианского храма в честь неизвестной
Софии. Вот, покопайся читатель в своём Образе Мира, поищи христианскую Софию
в христианском Образе Мира! Почему у нас нет никаких ассоциаций
христианства и Софии?

Путеводитель по Стамбулу об этом противоречии говорит просто. Ая-София -
это один из трёх эпитетов обращённых к богу (или имён бога, или божественных принципов? - Авторы). Эти эпитеты таковы:
Ая-Софья - это СВЯТАЯ МУДРОСТЬ; Ая - Ирена - это СВЯТОЕ БЛАГОДУШИЕ и Ая-
Динамис - это СВЯТАЯ СИЛА!

В ДРЕВНЕЙ ХРИСТИАНСКОЙ ВИЗАНТИИ ГЛАВНЫЙ ХРАМ ПОСВЯЩЁН С В Я Т О Й М У Д Р О С Т И !!!

Улавливаешь ли ты, дорогой читатель, какое-то соответствие между древней
божественной троицей и сегодняшними христианскими: отцом, сыном и святым духом, и, где-то ещё тут прилеплена божья матерь? И вот, имеетсядве Троицы имён Бога,
которые никак не срастаются в нашем сознании с существующими. А может вообще произошла со временем подмена божественных сущностей и ценностей? А если произошла подмена, то каким образом, и кому это было нужно?
Ну, ладно, если бы одни греки-византийцы «помешались» на Софии. В 6 веке
новой эры болгары, будучи ещё поданными Римской Империи, строят свой собор
Святой Софии, в столице своего государства, названной опять в честь той же
Святой Мудрости - Софии. Что случилось в Средней Азии с христианством?
Почему оно вдруг стало одержимо культом Святой божественной Мудрости? Попробуем разобраться.
Существует одна личность в христианских преданиях, которая более, чем Иисус имеет право на историчность. Это некий Симон Маг или Симон Волхв, современник апостолов из самарийского местечка Гиттон, который был основателем существовавшей до III в. гностической секты симониан, или еленгиан (по имени его спутницы Елены). И хотя в исторических трудах Елену называют блудницей, но какой-то это не обычный блуд. Поскольку в честь блуда как-то не пристало образовывать целую секту, целое философско-гностическое направление в культуре.
К сожалению, о Симоне Маге мы можем судить лишь по оценкам отцов церкви, другие источники просто не сохранились. Согласно Евсевию Памфилу (IV век н.э.), Симон Маг в дни евангельского Иисуса имел просто ошеломительную славу. Он был фигурой, которую невозможно было замолчать даже три века после его смерти.
С легкой руки Иринея Лионского Симон назван родоначальником всех ересей, мешающих замыслу по созданию вульгарной, но понятной для невежественных масс ритуальной религии (великолепно!).
Вы скажете, причем здесь какой-то исторический Симон маг. Охотно поясним. И мало того, зададим глупейший вопрос: - « А кто же такие христиане?» Конечно же те кто верит в Христа, ответите вы. Тогда мы зададим еще один вопрос. А кто же такой, или что же такое тот самый пресловутый Христос? И чтобы ответить на оба эти вопроса, нырнем, уважаемый читатель, в «темные воды веков».
Из сохранившихся исторических документов видим, что признание Рима из всех евреев и лиц того региона завоевал только Симон. И это было во время правления Клавдия Кесаря (41 - 54 гг.). А до этого почти все самаряне и «некоторые из других народов» уже признавали его за великую силу Божию. Статуя Симона Мага, или Симона Волхва возвышалась в «языческом» центре мира – в Риме, а его последователей называли христианами. (Иустин. Первая Апология ,26). Очень интересно! Стоит немного дунуть на пыль веков, и вдруг еретики (от слова «ересь») становятся христианами!
Так все-таки кто же такой Христос? Пока не понятно, но у Иринея Лионского мы можем прочитать о воззрениях на создание нашего мира и причину появления Христоса у одного из последователей Симона, Василида - одного из поздних гностиков:
«Ангелы, занимающие видимое для нас небо, создали этот мир и разделили между собою землю и живущие на ней народы. Главный среди них тот, которого почитают Богом иудейским, и который хотел подчинить своему народу все другие. Но с его желанием не согласились другие ангелы, которые вследствие этого восстановили свои народы на иудеев. Нерожденный и неименуемый Отец, видя, что эти распри ни к чему хорошему не приведут, послал свою первую эманацию (Ум) – он же Христос – для того, чтобы освободить от власти мироздателей (прежде всего от власти иудейского Бога) всех верующих в него (Отца).»
Вот теперь и думай, читатель «а был ли мальчик», то есть, Иисус из Назарета? И был ли Христос тем самым новозаветным Мессией? Да, ведь и факт существования такого человека практически не подтверждается историческими документами.
Подитожим: Известен Симон Маг и исторически засвидетельствован, а Иисус из Назарета нигде себя историческими фактами не закрепил. И образ последнего очень похож на персонаж русских сказок про Ивана-Царевича, который много подвигов совершил, был убит, потом воскрешён. Но Исторических памятников, кроме народно-фольклёрных сказок и противоречивого церковного эпоса- не существует.
Вот так неторопливо мы приближаемся к поднятой нами теме Софии.
В начале сороковых годов девятнадцатого века из православного Афона на свет Божий «выплыл» один очень «неудобный» документ. Вернее, целый летописный свод, авторство которого условно приписывают некоему Ипполиту. Труд Ипполита состоял из десяти книг, из которых сохранилось восемь. Одна из них, называемая исследователями «Refutatio omnium haeresium» , представляет собой краткую сводку всех «ересей».
Это конспект различных философских систем, скорее всего, предназначенный для узкого круга чтения (о-очень узкого, судя по тому, что немного-то о нем и известно). И в нем фрагментарно излагается содержание одной работы - Apophasis Megale (Великое откровение), автором которой указан сам Симон Маг. И это ещё одно документальное доказательство существования Симона Мага.
Автор конспекта излагает Apophasis Megale весьма выборочно, приводя лишь малые фрагменты собственных высказываний Симона, которые максимально точно и кратко содержат его учение:
«Существуют два порождения эонов, все собой обнимающих, без начала и конца, происходящих из одного корня – Силы , которая есть Тишина, невидимая и непостижимая. Одно порождение появляется в вышине, а именно - великая сила, которая есть универсальный Ум, правящий всем - мужское [начало]. Другая сила [находится] внизу - Мысль, великое женское [начало], все породившее. Дополняя друг друга, они образуют пару. Между ними помещается [чувственно] не осязаемый воздух, безначальный и беспредельный. Внутри находится Отец, создающий и кормящий все то, что имеет начало и чему положен предел. Он и есть мужская-женская сила, подобная Предсуществующей Беспредельной Силе, не имеющей начала и существующей в одиночестве...»
Вот так, через века лжи Симон ясно доносит до нас такое знание:
«…сокровенный Бог невыразим и непознаваем. Он - за гранью человеческого разумения. Свет же, являясь частью Отца, в итоге захватывается материей в человеческое тело, которое Ириней образно назвал «развратным домом», куда была отдана «блудница Елена» - она же София или Мудрость( Ая-София, вот наконец и нашли мы ее). После смерти тела Душа освобождается от земных пут и устремляется к своему исходному «непорочному» состоянию. Но на её пути встает стена опыта, приобретенного ею во время земной жизни плотского человека. В итоге: Душа, как некая эманация Софии – женского начала, запятнанная материальным миром, оказывается «захваченной», переходя, по образному выражению Иринея, «из одного женского тела в другое». То есть, в каждой материальной женщине существует та самая «ошибка» Софии, которая способствует постоянному порождению изъяна в этом мире путем рождения новых материальных людей. То, что пятнает Душу – Зло, которое есть страх и привязанность к материальному миру.
Спасение Души – в очищении от Зла. И это очищение человек должен совершить сам, и лучше, если во время своей земной жизни. Это очищение происходит благодаря Уму, то есть принятием Знания (Гносиса) во время земной жизни. Именно поэтому последователи этого Учения и называются гностиками».
Вот такое Знание и вознамерился дать «развратному дому» (то есть человеку, людям) Симон Самарянин. И это знание спрятано, и смеем заметить, весьма надежно спрятано, под «вульгарной, но понятной для невежественных масс ритуальной религией». Церковные отцы - основатели очень постарались, чтобы уничтожить (а что невозможно уничтожить, то до неузнаваемости исказить) все, что напоминало бы людям об Истине, чтоб не дай Иисус «невежественные массы» не стали Людьми.
Так человек в православном христианстве стал рабом божьим. А про Софию – Божественную Мудрость – уже и не помнит никто….
Люди - вспоминайте!!!
Приложение «СОФИЯ» к статье «Христианство - самая деструктивная секта современной культуры»
Жжуков Иван, Медведева Ольга.
КИЕВ. Собор Святой Софии. (Источник – Википедия)
Архитектурные особенности
Колокольня Софийского собора на Софийской площади
Первоначально Софийский собор представлял собой пятинефный крестово-купольный храм с 13 главами. С трёх сторон он был окружён двухъярусной галереей, а снаружи — ещё более широкой одноярусной. Центральный неф и трансепт значительно шире боковых нефов, образуя в интерьере собора четкий крест. Крестообразная композиция была видна и снаружи храма. Нефы собора заканчивались на востоке пятью алтарными апсидами. Собор имел пирамидальную композицию. Цилиндрические своды, перекрывавшие его центральный и поперечный нефы, ступенчато поднимались к центру здания. Центральный купол был окружён четырьмя меньшими, а остальные восемь куполов ещё более маленького размера располагались по углам собора. Барабаны куполов и апсиды имеют гранёную форму. Помимо окон, свободные участки стен украшены уступчатыми нишами и лопатками, расчленяющими поверхность стен в соответствии с расположением внутренних несущих столпов.
Апсиды собора. Открытая древняя кладка
Собор сложен в византийской технике из чередующихся рядов камня и плинфы (широких, тонких кирпичей), снаружи кладка была покрыта раствором-цемянкой. Длина собора без галерей 29,5 м, ширина — 29,3; с галереями: 41,7 и 54,6. Высота до вершины главного купола 28,6 м, величина центрального подкупольного квадрата 7,6 м.
Собор строился константинопольскими строителями, при участии киевских мастеров. Между тем, невозможно найти прямых аналогов Софийского собора в византийской архитектуре того времени. Храмы, строившиеся тогда в империи, были обычно меньше, имели лишь 3 нефа и одну главу. Предполагается, что перед византийцами была поставлена задача создания большого храма для торжественных церемоний, главного храма Руси, которую они решили путём увеличения числа нефов и добавления барабанов глав для их освещения.
В то же время первоначальное архитектурное решение собора имело свою символику. Центральный высокий купол храма всегда в византийской архитектуре напоминал о Христе — Главе Церкви. Двенадцать меньших куполов собора ассоциировались с апостолами, а четыре из них — с евангелистами, через которых христианство проповедовалось во все концы земли.
Вид собора с юго-восточного угла
В результате реставраций и перестроек XVII—XVIII веков собор существенно изменил свой облик. Наружные галереи были надстроены, появились новые приделы, увенчанные дополнительными куполами (всего сейчас их 19). Собор был побелен. Древняя полусферическая форма глав была заменена на характерную для украинского барокко высокую грушевидную форму. Первоначальная структура собора наилучшим образом видна теперь со стороны алтаря, где раскрыты также фрагменты первоначальной отделки фасадов.
В интерьере Софийского собора господствует хорошо освещённое центральное подкупольное пространство, имеющее форму креста. Восточная его ветвь заканчивается главной апсидой, а боковые отделены от боковых нефов двухъярусными трехпролётными аркадами. Третьей такой же аркадой заканчивалась и западная ветвь подкупольного креста. Западная аркада не сохранилась, так как была разобрана при ремонте собора. Столпы собора имеют в сечении крестообразную форму. Боковые нефы собора и всю его западную часть занимают обширные хоры, соединяющиеся со вторым этажом галереей. Многочисленные купола собора на прорезанных окнами барабанах дают хорам хорошее освещение. Хоры собора предназначались для князя, его свиты и знати. Здесь князь слушал богослужение и, вероятно, здесь же проводились придворные церемонии. На хоры поднимались по двум винтовым лестницам, расположенным в лестничных башнях, встроенных в западную галерею храма.
Интерьер
Богоматерь Оранта (Нерушимая стена). Мозаика в алтаре собора. XI век.
Интерьер собора сохранил большое количество фресок и мозаик XI века, выполненных лучшими византийскими мастерами. Палитра мозаик насчитывает 177 оттенков. Стиль мозаик соответствует византийскому искусству первой половины XI века, так называемому аскетическому стилю.
Мозаикой был украшен центральный купол, его барабан, паруса и подпружные арки, а также центральная апсида и два стоящих по бокам от неё восточных столпа. В зените купола располагается мозаика с изображением Христа Вседержителя (Пантократора), вокруг Него представлены четыре архангела. Из них сохранился лишь один древний мозаичный, остальные дописаны в XIX веке М. А. Врубелем масляными красками. В барабане между окнами изображены фигуры апостолов (от XI века сохранилась только одна фигура апостола Павла), ниже, на парусах купола, изображены пишущие евангелисты. Среди них с древних времён сохранилась лишь фигура евангелиста Марка. На подпружных арках располагаются медальоны с поясными фигурами 40 севастийских мучеников.
Самая известная мозаика собора — Богородица «Нерушимая Стена» — находится в конхе (сводчатой части) центральной алтарной апсиды. Под ней изображена Евхаристия — причащение апостолов Христом, а ещё ниже святители — древние святые епископы, Отцы Церкви.
Благовещение. Мозаика на алтарных столбах. XI век.
На восточных столпах собора сохранилось изображение Благовещения (на одном столбе фигура архангела Гавриила, на другом — Богоматери). Мозаика была создана около 1040 года и является старейшим в русском искусстве изображением данной сцены.
Святитель Василий Великий. Мозаика алтаря. XI век.
Остальная часть интерьера была расписана фресками. На сводах были не сохранившиеся до наших дней двунадесятые праздники, соответствующие важнейшим моментам евангельской истории. На боковых стенах центрального пространства (на боковых аркадах) сохранились сцены Страстей Христовых и Его Воскресения, цикл заканчивался сценами послания апостолов на проповедь и сошествием на них Святого Духа. Фресками расписаны и боковые апсиды, где представлены циклы детства Богоматери (протоевангелие), деяния апостолов, житие святого Георгия, деяния архангела Михаила, соответственно с освящёнными здесь приделами.
Многочисленные столпы собора и стены галерей покрыты образами святых. Своды и малые купола украшены изображениями небесных сил, в медальонах представлены поясные фигуры ангелов. В западной части подкупольного креста находилась ктиторская композиция. От неё сохранились лишь боковые части, а остальное изображение реконструируется по рисунку А. ван Вестерфельда, сделанному в 1651 г. По сторонам от Христа здесь были изображены равноапостолольные князь Владимир и княгиня Ольга, князь Ярослав Мудрый с макетом собора в руке и его супруга Ирина, а по бокам от них — сыновья и дочери.
Наиболее необычны изображения в лестничных башнях. Здесь представлены сцены придворной жизни, константинопольский ипподром, музыканты, охота.
Также на стенах храма сохранилось множество граффити, в том числе XI—XII веков.
Акрополь
В соборе, а также на его территории было расположено около 100 захоронений. Могилы Ярослава Мудрого и его жены Ирины сохранились. 10 сентября 2009 года в Софийском соборе Национального заповедника «София Киевская» состоялось вскрытие саркофага великого князя Киевского. До этого саркофаг Ярослава Мудрого вскрывали трижды, в 1936, 1939 и 1964 годах. Остальные захоронения, в том числе и Владимира Мономаха были утрачены. Есть сведения о наличии подземных помещений под собором. Раскопки их проводились лишь однажды, в 1916 году, но не были завершены. Согласно одной из версий, в этих подземельях могла храниться легендарная «Библиотека Ярослава Мудрого»[3].

Новгород
Русский город Архитектурно-краеведческая библиотека
Н. Брунов, Н. Травин. Собор Софии в Новгороде
OCR по Сообщения института Истории и Теории архитектуры. Выпуск 7. Москва 1947, Стр.1-41.
Деление на страницы сохранено. Номера страниц проставлены вверху страницы. (Как и в книге.)
-1-
ЗНАЧЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ НОВГОРОДСКИЙ СОФИИ ДЛЯ ИСТОРИИ РУССКОЙ АРХИТЕКТУРЫ

Новгородская София (рис. 1) является одним,из самых выдающихся произведений русской архитектуры и относится к числу лучших созданий зодчества всех времен и народов. Замечательная архитектурная композиция Софии составляет ее главную ценность. Предельная простота и лаконичность форм сочетаются в ней с величественной монументальностью и с удивительной гармоничностью отношений. Глубоко созвучная окружающей природе, новгородская София проникнута непосредственностью и теплотой живого чувства архитектурной формы, столь характерными для древнерусского архитектора и, в особенности, для новгородского зодчего. В ней умело сочетаются симметрия и асимметрия, строгая сдержанность и живописная свобода, замкнутая сила и открытый характер, что составляет одну из отличительных сторон не только древнерусской архитектуры, но и самой древнерусской жизни.
Значение Софии в Новгороде состоит также в том, что она является одним из древнейших сохранившихся памятников русского зодчества, проливающих яркий свет на вопрос о происхождении и о первых шагах русского каменного зодчества. Она является древнейшим сохранившимся памятником архитектуры средней и северной Руси, что еще больше повышает ее значение. Наконец, историко-архитектурное значение новгородской Софии связано также с тем, что она является одним из главных представителей замечательной группы русских зданий XI века, выстроенных в архитектурном типе пятинефных крестово-купольных церквей. К этому типу, не встречающемуся в русской архитектуре за пределами XI века, относятся еще София в Киеве, София в Полоцке и церкви Ирины и Георгия в Киеве. Среди всех этих пятинефных соборов хорошо сохранились только Софийские соборы в Киеве и Новгороде.
Такое выдающееся произведение архитектуры, как новгородская София, остается до сих пор необследованным, необмеренным и неопубликованным.
-30-
Необходимо детально исследовать, не имел ли также и западный притвор аналогичного свода в виде четверти цилиндра и односкатного покрытия. Сохранившиеся формы западного притвора говорят скорее за то, что он был перекрыт продольным цилиндрическим сводом и что его западная стена имела закомару.
С вопросом о трех притворах древнейшей части здания связан вопрос о первоначальном ходе на хоры. В те годы, когда еще не было лестничной башни, если последняя возникла только позднее, ход на хоры шел, возможно по деревянной или каменной лестнице, помещавшейся в одном из притворов. Подобное устройство существовало в суздальском соборе. Притворы могли быть связаны деревянными (или каменными) переходами с соседними гражданскими зданиями. Вопрос о первоначальном ходе на хоры не решен также и по отношению к Софии киевской. Исследования показали, что ее две башни с лестницами на хоры тоже принадлежат одному из последующих строительных периодов. В Киеве ход на хоры шел через наружную открытую галлерею. В новгородской Софии наружная галлерея была заменена тремя притворами.
Возникает предположение, что София в Новгороде в 1045-1052 годах была пятинефным крестово-купольным храмом с тремя притворами. Крестово-купольное здание с тремя притворами очень хорошо известно в русской архитектуре XII и XIII веков. Три притвора имелись в Свирской церкви в Смоленске, в соборах Старой Рязани, Суздаля и Юрьева-Польского.
В Новгороде три притвора имелись в церкви Параскевы-Пятницы, повторяющей композицию Свирской церкви в Смоленске, и позднее - в церквах в Ковалеве, Болотове и др. Все эти постройки являются трехнефными крестово-купольными церквами; в русских пятинефных крестово-купольных зданиях притворы не встречаются, за исключением новгородской Софии. Здесь мы имеем древнейший известный в русской архитектуре случай применения притворов.
Притворы новгородской Софии придавали ее наружному объему некоторую пирамидальность. Массив главной части собора носит очень компактный характер, с чем связано расположение всех закомар и фронтончиков на одной высоте. Так же компактна группа барабанов, близко придвинутых друг к другу. С восточной стороны, т. е. со стороны реки, наружный объем Софии, благодаря односкатным кровлям притворов, постепенно поднимался к полузакомарам и к барабанам куполов.
* * *
Одна особенность восстановленного на плане южного притвора новгородского Софийского собора вызывает сомнение в правильности этой реконструкции: восточная стена предполагаемого южного притвора несколько сдвинута к западу по отношению к наружной лопатке, отделявшей первоначально южную ветвь креста от юго-восточной башни. Вследствие этого ось южного притвора оказалась несколько сдвинутой на запад по отношению к оси южной ветви креста основной части здания. Такое расположение повторено в северной галерее, выстроенной в современном виде в первой половине XIX века, но возведенной, возможно, частично на фундаментах первоначального северного при- -( стр. 31_ -твора Софии. На плане северный притвор древнейшей части собора восстановлен по аналогии с южным притвором.
В противоположность высказанному выше предположению можно было бы выдвинуть два других предположения, объясняющих факты, наблюдаемые в дошедших до нас частях новгородской Софии.
Первое из них заключается в следующем. Возможно, что древнейшая София в Новгороде имела только один притвор - западный (т. е. Корсунскую паперть). Это предположение сделается более вероятным, если будет доказано, что лестничная башня возникла одновременно с древнейшей частью Софии.

ПОЛОЦК
Собор
Дата постройки: Между 1044 и 1066.
Архитектор: .
Адрес: Беларусь, Витебская область, Полоцк, пр. Ленина.
Проезд: .
Координаты: 55.486541,28.758538

Павел. 15 января 2003

После реставрации Софийского собора в 80-х годах в нем был обустроен концертный органный зал и музей. Собор являлся главным объектом туристического интереса в Полоцке, центром культурной жизни. Тут ежегодно проводились международные музыкальные фестивали, на которых выступали известные органисты и музыкальные коллективы со всего мира.

Храм имел в объёме форму куба с ребром 26,4 м, венчали его семь шлемовидных куполов. Снаружи он был неоштукатуренным. Хорошо была видна кладка с утопленным рядом, когда каждый второй ряд кирпичей, или по-гречески - плинфы, был утоплен или сдвинут вглубь кладки и закрыт цемяночным раствором, состоявшим из гашёной извести и толчёного кирпича. В кладке присутствовали и бутовые камни. Внутренний объём храма был разделён 16-ю колоннами на 5 нефов (продольных рядов). Фрагменты древней кладки Софийского собора открыты в зондажах западной и восточной стен, которые сохранились с середины ХI в. на высоту 8 и 12 м. Софийский собор был поставлен на мощный фундамент, который сохранился до наших дней. Фундамент, алтарные апсиды и фрагменты фресок ХI в. можно увидеть сегодня в Музее, который рассказывает об истории архитектуры Софийского собора.
Вместе с городом храм пережил много драматических событий, разрушений и пожаров. На рубеже ХV-ХVI вв. собор был перестроен в храм оборонного типа. Об этом свидетельствует первый известный план Полоцка 1579 г. С1596 г. православная София перешла к униатам и оставлась униатской до 1839 г. В 1710 в Софийском соборе произошёл взрыв порохового склада. Через 28 лет униатский архиепископ Флориан Гребницкий (Кстати, этот известный религиозный деятель был похоронен в стене храма возле алтаря. Останки человека, вернувшего Полоцку его легендарный храм, были выброшены в 80-х.) пригласил из Вильно архитектора Яна Криштофа Глаубица для воостановления Софии. Из соображений идеологии или экономии, древний фундамент и остатки стен и апсид были включены в новую композицию храма, постройка которого была завершена в 1750 г.
После перестройки собор стал представлять собой трёхнефную одноапсидную базилику, ориентированную на север. С южной стороны на высоту 50 м. поднялись две симметричные башни. Перестроенный в стиле позднебелорусского или виленского барокко собор получил и новое решение интерьера. Кроме барочных колонн появилось много лепных украшений, фигурные карнизы и несколько непривычная цветовая гамма. Алтарная часть храма была отделена от центрального нефа высокой трёхярусной преградой, к которой на своде примыкало барельефное изображение Троицы Новозаветной. Второй и первый и первый ярусы были расписаны и украшены деревянной скульптурой. От росписей на алтарной преграде сохранились: копия известной фрески Леонардо да Винчи "Тайная вечеря" и Спас Нерукотворный.
Теперешний храм Святой Софии совершенно не похож на православную церковь.
При подготовке статьи использовались материалы сайтов www.polotsk.net и www.polisp.vitebsk.by

БОЛГАРИЯ.СОФИЯ.
Собор Св. Софии
Собор Святой Софии — один из древнейших памятников Болгарии. По имени этого своего главного христианского храма болгарская столица получила свое нынешнее наименование. За свою полуторатысячную историю собор не раз разрушался завоевателями и землетрясениями и вновь восстанавливался.
Археологи установили, что собор Св. Софии был сооружен еще в римские времена, в VI или VII в., на месте двух небольших церквей, относящихся к IV—V вв. и разрушенных нашествием готов и гуннов. Эти церкви стояли за городскими стенами, на древнем кладбище. Полы обеих маленьких церквей были выложены мозаикой, частично сохранившейся до сих пор. Расположенный вокруг некрополь относится к временам раннего христианства — III— VI вв. Некоторые из вскрытых гробниц были украшены росписями, но они плохо сохранились.

Собор Св. Софии является уникальным сооружением. Это выдающееся произведение средневековой архитектуры не только болгарского, но и общеевропейского значения. Подобных памятников нет больше на болгарской земле, не похож он и на современные ему византийские культовые здания.
Собор представляет собой трехнефную купольную базилику, крестообразную в плане, что для столь раннего времени было необычным. Здание увенчано плоским куполом. Подвальная часть храма (крипта) предназначалась для захоронений. В апсиде собора также находятся древние захоронения.
Когда турки в конце XIV в. овладели Софией, собор был частично разрушен, а в конце XVI века перестроен в мечеть. В довершение своей трагической судьбы в 1818 и 1858 гг. здание сильно пострадало от землетрясений, вследствие чего турки отказались от его культового использования.
Накануне освобождения в Софийском соборе был склад турецких боеприпасов (как в свое время в Парфеноне в Афинах), а потом он использовался как пожарная каланча. После освобождения Болгарии от турецкого ига здание было восстановлено. Современный вид оно приобрело после реставрации в 1930—1932 гг. Теперь собор Св. Софии выглядит скромно. Древнего внутреннего убранства не сохранилось никакого, и даже наружные стены во многих местах были разрушены и восстановлены при реставрации. Он является как бы застывшей в камне историей болгарского народа, в нем запечатлены годы становления и расцвета болгарского государства, а также тяжкие войны и мрачные столетия чужеземного ига.
Реставрационные работы в соборе продолжаются. Специалисты стремятся воссоздать первоначальный облик храма.
ВОЛОГДА
Софийский собор (Вологда)
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
У этого термина существуют и другие значения, см. Софийский собор.Православный собор, Собор Софии Премудрости Божией

СтранаРоссия
ГородВологда
КонфессияПравославие
ЕпархияВологодская и Великоустюжская (бывш.)
Тип зданияСобор
ОсновательИван Грозный
Дата основания1568 год
Строительство1568 год—1570 год
Дата упразднения1924 год
ПриделыИоанна Предтечи (с 1588 по 1850 гг.)
СтатусКультурное наследие Российской Федерации, объект № 3510063013
СостояниеРеставрация завершена в 2007 году
Собор Софии Премудрости Божией на Викискладе
Координаты: 59°13′28″ с. ш. 39°52′57″ в. д. (G)
памятник архитектуры (федеральный)

Софи́йский собо́р (Собор Софии Премудрости Божией) — православный храм, ныне музей, древнейшее сохранившееся каменное сооружение на территории Вологды, одна из крупнейших построек эпохи Ивана Грозного (наряду с храмом Покрова на Рву в Москве, Успенским собором Троице-Сергиевой лавры и другими). Сооружён в 1568 — 1570 годах по распоряжению Ивана Грозного. С 1587 по 1923 год — кафедральный собор Вологодской епархии (с 1776 по 1938 годы — вместе с тёплым Воскресенским собором) и усыпальница вологодских архиереев. В соборе практически полностью сохранились фрески XVII века и иконостас первой половины XVIII века.Содержание [убрать]
История

Закладка в 1567 году Вологодского кремля подразумевала размещение на его территории нового кафедрального храма взамен деревянного городского собора Воскресения, оказавшегося за пределами нового центра города, на Ленивой площадке. Строительство каменного собора внутри кремля, на берегу реки Вологды началось в 1568 году по распоряжению Ивана Грозного. Согласно летописным свидетельствам, Иван Грозный повелел «соборную церковь Софийскую во имя Успения Пресвятой Богородицы поставить внутри города у архиерейского дому»[1]. По другим сведениям, Архиерейский двор был перенесён позднее, уже к строящемуся Софийскому собору[2]. Данных об освоении территории, примыкающей к собору, в догрозненский период недостаточно. Археологические раскопки 2000 года показали в этом районе только существование построек, датируемых 1560—70-ми годами[2].

В качестве архитектурного образца был избран Успенский собор в Москве. Иван Грозный, видимо, хотел иметь в своей северной опричной резиденции подобие Успенского собора Московского кремля[3]. Иван Грозный лично наблюдал за строительством Вологодского кремля, неоднократно подолгу останавливался в Вологде. Царь посетил собор после завершения основных строительных работ в 1570 году, а вскоре после этого неожиданно покинул Вологду, после чего строительство как кремля, так и собора было заброшено. Существует легенда, связанная с этим посещением: «Неции же глаголют, егда совершена бысть оная церковь и великий государь вшед видети пространство ея, и будто нечто отторгнуся от свода и пад, повреди государя во главу. И того ради великий государь опечалихся и повеле церковь разобрать. Но чрез же некоторое прошение преклонися на милость, обаче многия годы церковь было не освящена.» Иван Слободской. Летописец. 1716 год.[1].
Собор оставался неоконченным до 1587 года, когда при царе Фёдоре Иоанновиче приступили к его достройке. Отделка была выполнена не полностью: окончен был лишь южный придел, средняя же часть храма была достроена позднее[4].
Раньше, чем главный престол был освящён южный придел собора. В 1587 году он был освящён Антонием, епископом Вологодским и Великопермским во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи, патронального святого царя Иоанна IV Грозного, крещённого в день памяти святого[5]. Придел располагался в дьяконнике собора вплоть до капитального ремонта интерьера 1848—1850 годов[6][7].
В 1612 году, во время того как «польские и литовские люди и черкасы и казаки и русские воры»[8] захватили Вологду, собор был разгромлен и повреждён пожаром: сгорели крыша и главы с крестами. После ухода захватчиков начались доделки и исправления собора. Был восстановлен иконостас. Богослужебные принадлежности были временно взяты из Спасо-Каменного и Глушицкого монастырей. В 1612—1613 годах отремонтированный собор, в том числе и главный престол, освятили повторно[9].
Софийский собор на гравюре А. Скино по рисунку А. Ушакова, 1853 г.
Софийский собор в начале XX века. Почтовая открытка
Софийский собор на 10-рублёвой монете из серии «Древние города России»
В 1639 году Михаил Фёдорович пожертвовал в собор Софии медное паникадило весом 28 пудов 30 фунтов. Через несколько лет в Архангельске были куплены ещё три паникадила заграничной работы.
При епископе Гаврииле в 1686—1688 году собор был расписан артелью ярославских иконописцев под руководством Дмитрия Григорьева. Перед росписью были растёсаны пять окон четверика и прорублены окошки в нижней части апсид. Оконные откосы были также расписаны артелью Дмитрия Григорьева.
В 1698 году и 1724 году собор подвергался разрушительным пожарам. После пожара 1724 года, в 1737—1744 годах был установлен новый пятиярусный иконостас, существующий и сейчас.
До 1776 года, то есть до постройки тёплого Воскресенского собора, богослужения в Софийском соборе проходили круглый год.
При капитальном ремонте 1848—1851 годов ко всем входам были пристроены каменные притворы, были расширены оконные проёмы, крышу покрасили в зелёный цвет. В 1860-х годах вокруг Софийского собора была поставлена каменная ограда.
Собор посещали императорские особы: в 1724 году — Пётр I, в 1824 году — Александр I, в 1858 году — Александр II.
В 1923 году собор был закрыт и передан краеведческому музею. В Софийском соборе была размещена экспозиция по истории религии и атеизма, частью которой стал маятник Фуко, установленный в 1929 году. С 1935 года Софийский собор является памятником федерального значения.
В 1966—1968 годах Всесоюзные научно-реставрационные мастерские (ВСНРМ) под руководством архитектора В. С. Баниге были проведены реставрационные работы, в результате которых собору вернули вид, соответствовавший XVII веку: устроено позакомарное покрытие из оцинкованной стали, установлены новые купола, восстановлены узкие окна в соборе, разобраны каменные притворы у входов в собор, восстановлены порталы входов. Внутри храма под руководством художника-реставратора Н. В. Перцева проводились работы по закреплению старинной фресковой живописи[10].
С 1999 по 2007 год проводилась комплексная реставрация собора. Сейчас Софийский собор находится в ведении Вологодского государственного музея-заповедника и открыт для посещения в летнее время. В некоторые церковные праздники в соборе проводятся службы.
В июне 2007 года в Софийском соборе совершил торжественную литургию Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II.
РЫБИНСК.
Монастырь
Дата постройки: Между 1860 и 0.
Архитектор: .
Адрес: Ярославская область, Рыбинск.
Проезд: Находится на ул. Гремячевской, недалеко от пересечения ее с улицей Софийской.
Координаты: 58.0297,38.83333
Храмы монастыря:
Собор Софии Премудрости Божией
Церковь иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радость"
JuNe. 13 декабря 2005
Находится на ул. Гремячевской, недалеко от пересечения ее с улицей Софийской. Монастырь перестал существовать скорее всего уже в 30-годы. В здании монастыря находилась колония строгого режима. Судя по колючей проволоке, там и сейчас какое-то исправительное заведение, но охраны не видно. Здание разрушено..

Юрий Красильников. 12 сентября 2006
GPS координаты (WGS84) - # N58.02970, E38.83333

Богданов Александр Витальевич (cfif). 21 марта 2007
Софийский Успенский монастырь, общежительный, в городе Рыбинске. Основан в 1860 году. Здесь в притворе монастыря Софийского храма в склепе погребен скончавшийся 3 сентября 1866 года духовник сестер обители прозорливый старец Петр Томаницкий, заштатный священник слободы Входо-Иерусалимской, близ города Углича, почитаемый за свою святую жизнь жителями города Углича и города Рыбинска служением по нем панихид. При монастыре училище для сирот — воспитанниц.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году».
JuNe. 17 мая 2008
Бывший Софийский монастырь находиться в 1,5 км от железнодорожной станции. Основан он был в 1860 году на берегу реки Коровки – притока Черемухи. Средства на строительство новой обители давали рыбинские купцы Миклютины. Храмы и кельи были возведены в последней трети XIX века и оформлены в духе эклектики и неорусского стиля. Первый храм в Софийском монастыре был освящен в честь иконы Богоматери «Всех Скорбящих Радости» 9 апреля 1861 года. Со временм монастырь разросся и в его стенах проживало до 200 монахинь.
По книге Борисова Н.С. «Малые города Верхневолжья. Рыбинск-Мышкин-Пошехонье».






Рейтинг работы: 3
Количество рецензий: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 273
© 15.11.2016 Иван Жжуков
Свидетельство о публикации: izba-2016-1830027

Метки: София, Православие, христианство, ведичество, Маг Симон, Константинополь,
Рубрика произведения: Проза -> История


















1