Наталья
Сергеевна Ступишина родилась 4 апреля 1960 года в Москве, эстрадная певица.
Поскольку отец будущей певицы был рождён 3 апреля, в её метриках он записал
свой день рождения, чтобы отмечать оба события в один день. Дата в паспорте
также отличается на 1 день от официальной.
С 6 лет поступила в музыкальную школу. С 12 лет занималась фигурным катанием.
Позже закончила музыкальное училище, а в 1983 году Музыкально-педагогический
институт имени Гнесиных по классу хорового дирижирования.
Дебютировала она в популярном женском ВИА «Москвички» еще в конце 70-х (пела и
играла на бас-гитаре).
В 1984 году Наташа решила, что хватит с неё ансамблей, и ушла петь
самостоятельно – в варьете модного московского ресторана «Арбат». Попутно она
изыскивала любую возможность для выступления на концертах.
Пока – приглашали только в сборные программы.
Из варьете вскоре ушла, поскольку стала получать заманчивые предложения от
композиторов, заинтересованных в том, чтобы их песни спела именно голосистая
Ступишина.
В 1987 году участвовала в коллективе Аедоницкого (по одной информации – Павла,
по другой – его сына – Алексея). Также исполняла песни А. Мажукова.
А в 1988 году Наталья смогла записать первый миньон «Ночная музыка» на ВФГ
«Мелодия». Попутно сотрудничала с композитором и исполнителем Борисом Тимуром.
Известен их совместен проект – «Тимур и его команда», просуществовавший около
года.
Примечательно, что одна из самых известных песен того периода, как
«Зазеркалье», дальше радиостанции «Маяк» раскрученной не стала. В сохранившихся
и оцифрованных магнитоальбомах как Бориса Тимура, так и Натальи Ступишиной, её
также нет. А жаль, достойный был шлягер. В середине 90-х с другой мелодией его
перезаписал автор слов – Владимир Асмолов, тоже в конце 80-х сотрудничавший с
Б. Тимуром.
Ещё одним шлягером Натальи, который остался незаслуженно забытым, стала работа
И. Крутого на слова Р. Казаковой «Ты проводи меня, милый (До остановки
трамвая)», позже появившаяся в репертуаре уже Анне Вески.
В 1989 году Наталья Ступишина участвовала в радиофестивале «Песни на пристани»
в Праге (Чехия). Отметилась в популярных тогда телевизионных передачах «120
минут», «Саквояж», «Утренняя почта», «Добрый вечер, Москва!».
На основе музыкального материала, написанного с Б. Тимуром свет, увидел сольный
магнитоальбом – «Н. Ступишина‘89» (впоследствии песня из этого альбома «Осенние
цветы» станет особенно популярной).
В 1990 году у Натальи выходит первый диск-гигант под лаконичным названием
«Н.С.», на котором записаны разноплановые композиции в различных музыкальных
стилях: и поп-музыка, и джаз, и авангард, и даже «сюр». Но в основном
становятся популярными песни композитора Б. Тимура, такие как «Ты уходишь»,
«Жаркое лето», «Рано прощаться».
Первоначально диск планировалось назвать «Раздвоение» из-за эклектики песен,
часть которых была написана в лирическом стиле, а другие в эпатажном.
Руководство фирмы «Мелодия» решило выпустить альбом, назвав его настоящими
инициалами певицы. Обложку пластинки украсили портрет работы Р. Будаева и
фотография Г. Прохорова, на которых Ступишина ещё не в образе Анки.
Вместе с поэтом-песенником Борисом Шифриным и композитором Михаилом Райко в
1991 году певица приготовила детскую программу, с успехом обкатанную в
Прибалтике. Но из-за политических событий в стране запустить проект не удалось.
Ещё годом ранее Наталья, чтобы выделиться из общей массы, решает привнести в
свой образ нечто новое, чего до неё никто не делал. Вспомнилась героиня
анекдотов Анка, подруга Чапая и Петьки. И совместно с поэтом Михаилом Таничем
они придумывают новый образ Анки-пулемётчицы, а молодой ленинградский
композитор Игорь Азаров пишет одноимённую песню (второе название «Прокатила нас
тачанка»). На одном дыхании ими было создано продолжение, состоящее ещё из
двух, но уже более оптимистичных песен – «Петька» и «Политпросвет».
АНКА: http://www.youtube.com/watch?v=_g_x_M9KAiw
Муж певицы, художник Руслан Гудиев, нарисовал эскиз костюма. Дырки прорезали в
обычной тельняшке. Папаху шили на заказ. Первый экземпляр был утерян на
концертном выступлении, после того, как Анка, закончив песню, «в сердцах»
бросила папаху на сцену. Зрители, стоявшие в первых рядах, тут же забрали
головной убор «на сувениры».
Патронташ заказывали в театральных мастерских московского сада Эрмитаж.
Поскольку настоящие патроны слишком тяжёлые и в них невозможно свободно
двигаться на сцене, их заменили деревянной бутафорией. По признанию певицы,
патронташ часто пугал таможенников на пограничном досмотре.
Концертный образ во многом близок характеру певицы, хотя в жизни она более
женственная и менее вульгарная.
Наталья не курит, поэтому для выступления ей сделали специальную самокрутку с
нарисованным фломастером красным огоньком.
При строительстве дома на Рублёвке весь сценический гардероб был оставлен в
летней пристройке, откуда был впоследствии украден.
БЕЛАЯ ЧЕРЁМУХА: http://www.youtube.com/watch?v=mgfmjDhcg7s
Благодаря удачно подобранному сценическому имиджу, имя Ступишиной начинает
мелькать в газетах: есть, мол, такая азартная девушка, поющая эстраду
размашисто и чуть по-хулигански.
Ступишина выступает в передаче «Песня года», а в 1991 году появляется в
молодёжной программе «Рок-урок» с новой песней из эпопеи про Анку-пулемётчицу
«Эх, раз!..» (эстафету пнриняла композитор Елена Ванина), а также в телешоу
«50Х50», где достаточно в характерном наряде лихо распевает про знакомых героев
гражданской войны. После этого зрители начинают бомбардировать телевидение
письмами с просьбами опять показать певицу. Да и гастрольные менеджеры начинают
искать именно Анку.
ВОРОБЬИ: http://www.youtube.com/watch?v=eeKR8aGehXQ
В 1991 году певица выпускает второй диск с обязывающим названием – «Прокатила
нас тачанка» и соответствующим репертуаром: на стыке пафоса революционных песен
с современной эстрадой.
Тексты тоже сделаны лихими и «нашенскими». В том же ключе выдержан и следующая
работа «А ты не лётчик» (1993). Песни «Воробьи» и «Анютины глазки» стали
продолжением эпохальной музыкальной серии про Анку-пулемётчицу и были написаны
уже самой Натальей на слова всё того же М. Танича.
А ТЫ НЕ ЛЁТЧИК: http://www.youtube.com/watch?v=SOJbSn3Yxv4
Понимая, что образ Анки-хулиганки быстро наскучит публике, певица пыталась
сменить имидж. Так, в 1994 году был придуман образ «помощницы депутата
Государственной Думы от Аграрной партии», написана песня «Анка в Думе». По ряду
причин, в том числе из-за цензуры администрации телевизионных каналов, песню не
выпустили в ротацию.
Так Наталья Ступишина меняет имя на приклеившийся к ней творческий псевдоним –
становится Анкой.
Кстати, весь цикл текстов для песен Натальи Ступишиной Михаил Танич написал
бесплатно.
АНКА В ДУМЕ: http://www.youtube.com/watch?v=OxI8MT92yO8
В 1995 году выходит последний альбом певицы «Просто Мария», главный хит
которого во многом навеян одноименным телесериалом, содержит уже красивые
лирические песни. Альбом выдержан в духе шансонного романтизма в лучших его
традициях.
Но пик популярности позади, и эта работа остаётся в общем-то незамеченной.
Выступает Анка не часто, что связано с отсутствием грамотного менеджмента,
незначительным количеством раскрученных хитов и главным образом тем, что певица
начинает создавать свою собственную студию.
Награждена подарочной медалью «100-летие освобождения Болгарии от Османского
ига» во время участия в праздновании Дней московской культуры в Софии.
В 1996 году Наталья Ступишина начинает сочинять и для молодых, начинающих исполнителей.
В 1997-м это её так увлекает, что певица-композитор исчезает со сцены, чтобы
строить и оснащать свою собственную студию.
В последующие годы продолжает концентрировать свои творческие усилия на любимой
студии. В 1999 году в домашней студии Ступишиной свою первую песню записал Юрий
Шубин, более известный как автор детективов
Дочь Ступишиной, Полина Гудиева, пошла по стопам матери, став композитором и
певицей. Живёт в США.
Любимый анекдот Натальи Ступишиной про Анку:
– Петька, а где Анка?
– С аппендицитом лежит.
– Аппендицита к стенке, Анку ко мне!
(По материалам сайта ВИКИПЕДИЯ и ряда публикаций)
* * *
CD 1. «РАНО ПРОЩАТЬСЯ»
1. Милый друг (Б. Тимур – Б. Тимур, М. Золоторевская)
2. Жаркое лето (Б. Тимур – Б. Шифрин)
3. Ты уходишь (Б. Тимур – Я. Гальперин)
4. Рано прощаться (Б. Тимур – И. Шаферан)
5. Здравствуй, милый (С. Чекалин)
6. Прикажу (В. Семёнов – Л. Рубальская)
7. А всего-то и надо (Н. Ступишина – М. Танич)
8. Ночная музыка (А. Иванов – М. Золоторевская)
9. Массовка (М. Райко – М. Танич)
10. Джин (Б. Тимур – ?)
11. Солнце в зените (М. Райко – Л. Козлова)
12. Аутотренинг (М. Райко – С. Гершанова)
13. Осенние цветы (Б. Тимур – М. Танич)
14. Анка (Прокатила нас тачанка) (И. Азаров – М. Танич)
15. Петька (И. Азаров – М. Танич)
16. Политпросвет (Товарищ Фурманов) (И. Азаров – М. Танич)
17. Белая черёмуха (НЭП) (Н. Ступишина – М. Танич)
18. Эх, раз!.. (Е. Ванина – М. Танич)
Записи 1988-91 гг.
ССЫЛКА на СКАЧИВАНИЕ:
http://yadi.sk/d/j5hAD2mnmJhAz
Размер архива: 109, 2 МБ
Качество: МР 3 (192 кб/с)
Общее время звучания: 79 мин. 36 сек.
* * *
CD 2. «АНЮТИНЫ ГЛАЗКИ»
1. А ты не лётчик (Н. Ступишина – М. Танич)
2. Анютины глазки (Н. Ступишина – М. Танич)
3. Просто Мария (Н. Ступишина)
4. Лимассольский причал (Г. Ефремов)
5. По Парижу (Г. Ефремов)
6. По кольцу (Н. Ступишина)
7. А я ни в чём не виновата (И. Азаров – Р. Лисиц)
8. Дальник (Н. Ступишина – Н. Ступишина. Б. Шифрин)
9. Бандюга (Н. Ступишина)
10. Воробьи (Н. Ступишина – М. Танич)
11. Безбожный переулок (Н. Ступишина)
12. Ночной кабак (Н. Ступишина – Д. Пицакова)
13. Пепельная, нежная (Г. Ефремов)
14. Неухоженный (Г. Ефремов)
15. Осень (Г. Ефремов)
16. По Оби (Г. Ефремов)
17. Одесса (Г. Ефремов)
Бонус:
18. Такси (И. Словесник – Г. Борисов)
19. Только с тобой (И. Словесник – Г. Борисов)
20. Будь умней (А. Аедоницкий – ?)
21. Задают нам вопросы дети (А. Аедоницкий – ?)
Записи 1992-95 гг.,
кроме (18-21) – 1987-88 гг.
ССЫЛКА на СКАЧИВАНИЕ:
http://yadi.sk/d/qUX1lvoZmKmHH
Размер архива: 110 МБ
Качество: МР 3 (192 кб/с)
Общее время звучания: 79 мин. 38 сек.