Легко ли быть волонтершей?


Легко ли быть волонтершей?
 

"Пулями пробито днище котелка,
маркитанка юная убита..."

Свою былину знать необходимо, иначе можно попасть впросак. Примерно так, как ныне попала Украина со своим волонтерским движением по снабжению регулярной армии. Я вообще замечаю, что выдать желаемое за действительное, характерная и наработанная черта жителей этой страны. Причем, наработанная, в следствии элементарной безграмотности населения.
Сегодня существуют целые волонтерские организации, сайты и передачи, посвященные этому движению. Однако мне совершенно непонятно, каким образом определение волонтер выродилось в обычное маркитант (ка), причем с украинским национальным привкусом.
Конечно, помогать своей армии всегда почетно. Но, причем здесь волонтеры?
В словарях существует всего два определения этому слову, причем, существующему только в мужском роде. Никаких волонтерок в природе не существует, потому что этимология этого слова рассказывает исключительно о мужчине, получившем такое звание. Иное толкование от лукавого, примерно, как безграмотное слово БАР-МЕН-ША. Это, что за средний род такой? Мужчина бара стал женщиной? А может пора вспомнить русский язык и понять, что волонтерша это в лучшем случае жена волонтера, как и майорша, капитанша, генеральша и прочие хорошо пристроившиеся женщины.
Другое дело БУФЕТ-ЧИЦА. Здесь все правильно: -ица славянское окончание означающее именно женщину. Однако на Украине все с ног на голову и никаких «волонтериц» не наблюдается.
Интересно еще одно наблюдение. Сегодня эту категорию женщин еще именуют волонтерка. Но это просто «душа волонтера», поскольку окончание «ка» означало изначально душу человека. Когда мы зовем маму – мамкой, это значит мы подзываем не только женщину нас родившую, но и ее душу. Поди-ка, присядь-ка, приляг-ка и прочие глаголы лишь усиливают наш зов.
Безграмотность украинских СМИ и лингвистов просто поражает, поскольку волонтер имеет только один синоним – доброволец. Волонтёр — человек, добровольно занимающийся безвозмездной общественно полезной деятельностью. Второе значение — лицо, добровольно поступившее на военную службу. Однако снабжение войск Украины дело государственное, иначе на эту армию распространяется Гаагская конвенция «О правилах и методах ведения войны», принадлежащая и созданная Николаем Вторым Романовым. Действующая конвенция! Ни о каких волонтерах, снабжающих армию, не может быть и речи, иначе это незаконные вооруженные формирования. У армии должна существовать служба тыла, в худшем случае логистика, но обеспечение солдат, задача стратегическая.
В украинском же варианте волонтеры не военнослужащие, то есть некомбатанты, а значит, не имеют права помогать войскам, опасаясь применения к ним правовых действий по наемникам. Кроме того снабжение вооруженных сил не есть общественно полезная деятельность, пусть и безвозмездная. Повторяю, это прерогатива государства, а не частных лиц.
Другое дело маркитанты.
Маркитанты (нем. Marketender, от итал. mercatante — торговец) — мелкие торговцы, сопровождавшие войска в походах в европейских армиях (особенно французской (фр. vivandieres)).
Со времени появления регулярных массовых вооруженных сил и до организации системы регулярного снабжения армий (в XVIII веке) играли ключевую роль в бытовом обеспечении военнослужащих. Существовали до начала XX века.
Деятельность маркитантов регламентировалась Воинскими уставами. То есть маркитанты это военнослужащие и на них распространяется Конвенция Гааги Николая Второго, а также положение о военнопленных. Мало того, они подлежат судам трибуналов. В военное время маркитанты относятся к войску и подлежат ответственности за все воинские преступления совершенные ими. Как видите, многие украинские дамы сунулись в эту службу с дурной головы, обманутые сказкой о волонтершах. Все они полноправные военнослужащие и в случае наступления ответственности понесут наказание по законам военного времени. Как мамаша Кураж из одноименной пьесы Брехта.
В литературе маркитантки выведены в одноимённой песне Беранже и пьесе Брехта «Мамаша Кураж и её дети». Эпизодически они появляются и во многих других произведениях о войнах XVII—XIX веков (например, в «Пармской обители» Стендаля и в романе «Девяносто третий год» Гюго).
Также под видом маркитанток в европейских войсках работали проститутки. Это особая категория дам, так же определялась уставными взаимоотношениями.
Солдат средневековой армии нуждался в помощнике, который носил бы за ним ненужное в данный момент оружие, кухонные и бытовые принадлежности, заботился о его пропитании, стирал обмундирование, лечил после боев. Все эти и многие другие обязанности успешно выполняли маркитантки.
Кроме того, они, безусловно, здорово разряжали солдат, и добропорядочные женщины в прифронтовых поселках и гарнизонах, где стояли военные отряды, меньше рисковали, выходя за ворота своего дома - ведь для солдат того времени никаких ограничений не существовало - они могли брать любую глянувшуюся им девушку или женщину.
Из романа-хроники XIV века "Крестоносная Европа" историка Федерико Мальцеса известно, что в войске немецкого кондотьера Вернера фон Урелингера, по прозвищу Коршун, которое в 1348 году состояло из 3500 меченосцев, насчитывалось 1700 маркитанток в возрасте от 12 до 60 лет. По мере того, как увеличивалась добыча, росло и количество проституток. "К войску, которое в 1570 году должен был привести в Италию французский военачальник Филипп Страцци, присоединилась такая масса женщин, что стало почти невозможно передвигаться. Знаменитый полководец принял неординарное и жестокое решение: отобрав самых красивых женщин, он приказал тут же утопить оставшихся 800 несчастных в реке", - сообщается другой историк, итальянец Джозефино Пико, бывший в свое время командиром отряда у Страцци.
«Вопли несчастных девок могли разжалобить самого дьявола, но мессир Филиппо оставался непреклонным, пока не стих последний крик», - писал Джозефино Пико.
Как видите служба была не сладкой, но ведь были же причины, которые тянули женщин в войска?
Вот, что пишет об этом Проспер Мериме: "Несмотря на всевозможные жестокости, оскорбления и унижения, которым они постоянно подвергались в солдатских лагерях, их увлекала за собой мечта о добыче, о сытой жизни и возможности найти себе мужа".
После жестокого утопления женщин, они жили одно время в лагерях, находящихся в стороне от главного лагеря. Однако опасность иметь рядом с главным лагерем неконтролируемую дамскую вольницу, заставила задуматься военачальников.
Тем более, что из-за массового наплыва проституток, стала падать дисциплина. Конечно, солдат вешали, а заодно и с ними их «военных жен». Лднако результат был плачевный, за армией в надежде наживы волоклись толпы обездоленных женщин со всей Европы.
И вот тогда, чтобы не повторять прецедента утопления "лишних" женщин, из них начали организовывать специальные подразделения, которые входили в состав войска в походе. Для поддержания необходимой дисциплины в отрядах проституток, полководец назначал начальниц, каждая из которых ему беспрекословно подчинялась.
Если заглянуть в военные уставы, введенные в XV веке, в армиях многих европейских государств, целые главы посвящены функциональным обязанностям проституток. По уставу, эти женщины"...обязаны верно служить своим господам, носить их поклажу во время переходов. Во время стоянок стирать, стряпать, ухаживать за больными. Они должны бегать по поручениям, кормить и поить бойцов, приносить им пищу, питье и все необходимое; вести себя скромно".
Рядом с такими значительными обязанностями роль маркитантки как женщины отступала на второй план. Впервые, женщины легкого поведения стали цениться по совсем иным заслугам, чем ранее. Ничто не подтверждает это лучше песен "жен войны", которые описывают жизнь проституток, сопровождающих войска на марше. Вот пример:
"Мы, маркитантки, обслуживаем по собственному желанию наших господ.
Мы воруем все, что можно продать.
Мы, проститутки, отдаемся то одному, то другому ландскнехту, но мы очень полезны войску!
Мы стряпаем обед и шьем, подметаем, моем и чистим, ухаживаем за ранеными.
А после работы мы не прочь повеселиться!
И хотя ландскнехты часто нас угощают тумаками, все же мы, маркитантки, предпочитаем служить им...",
- пели "жены войны" французских отрядов XV века.
Крайности, всегда переходят в крайности. После осады одной из крепостей, женщины-маркитантки приобретают при армии большой почет и уважение.
В 1474-1475 годах, когда бургундский герцог Карл Смелый осаждал город Нейс, в его войсках находилось около четырех тысяч маркитанток. Приказом герцога их привлекли к фортификационным работам, вручив маленькое знамя, на котором была нарисована женщина. Этот отряд ежедневно выходил на работу под звуки барабанов и флейт под предводительством профоса (военного палача). Говорят, отряд проявил чудеса героизма.

С XV века маркитантки стали штатным подразделением при армии. В XVI веке в европейских войсках были повсеместно введены военные правила Фрондсбергера, целая глава которых посвящалась «должности и власти начальника проституток». С профоса сняли обязанность возглавлять веселых девок, для этого был назначен особый чин, хуренвайбель. Вся бригада « добрых услуг» должна была повиноваться ему.
В этот момент происходит разделение маркитанток на две категории: кантиньерки занимались продажей табака, вина и водки в военном лагере - до боя или после него. Другие, вивандьерки, шли в бой со своим полком - безоружные, они имели только фляги с водой и водкой, а также металлические чарки и колокольчик. Звоном колокольчика вивандьерка давала знать солдатам: «Я здесь!», чтобы те могли утолить жажду или хлебнуть для храбрости в пылу сражения.
Я сам прошел войну и знаю, каким ангелом кажется полевая медсестра, подавшая на поле боя флягу с водой. Кстати, этот вид услуг был платным, но платил не солдат, а вся армия. Думаю, что солдаты прошлого не сильно отличались от нас современных. Поэтому вивандьерки занимали привилегированное положение в войсках
Солдаты уважали своих вивандьерок и берегли их. По неписаной традиции, того, кто в бою умышленно зарубил или застрелил безоружную маркитантку, убивали без суда. Затем, это было закреплено в уставе.
В 1579 году у Бибераха-на-Рисе в Южной Германии маркитантки доказали, что они способны не только обстирывать и ублажать своих солдат.
Войско имперского полковника Айхгольца на привале было атаковано швейцарцами. Дав залп из пищалей, те бросились в атаку и стали быстро теснить ошеломленных ландскнехтов.
Немцы беспорядочно отступали, бросив раненых и обоз с припасами. И тут швейцарцы напоролись на отряд проституток во главе с их хуренвайбелем и баваркой Рут Тальхайм.
Женщины подняли знамя, взяли оружие раненых и самоотверженно вступили в бой со швейцарскими алебардщиками. Участник сражения фендрих (знаменщик) Отмар Хаген сообщал об этом так: «Наш капитан воскликнул: "Трусы, оглянитесь! Шлюхи сражаются, а вы бежите! Будь проклят день, когда я стал командиром таких жалких ублюдков!" Я испытал великий стыд от его слов и против воли повернул назад».
Женщины вернули ландскнехтам воинскую доблесть. Бой у обоза закипел втрое жарче. Хуренвайбель пал мертвым, но баварка Рут, стоя спиной к тележному колесу, продолжала отбиваться. Наконец немцы одолели и отбросили швейцарцев.

Потери оказались велики, в том числе были убиты девять маркитанток и две дюжины из них получили ранения. Полковник приказал похоронить павших девушек с воинскими почестями.

Что же касается раненой Рут, то Айхгольц держал о ней совет с офицерами полка и вынес такое решение: «Пусть каждый воин, которому дорога честь, насыплет к ногам этой девицы столько монет, сколько возьмет рука». Когда Рут смогла встать, приказ полковника был исполнен в точности. Часть денег она раздала подругам по отряду, отдавая должное их смелости. Однако, почести на этом не закончились.

О случившемся стало известно императору Рудольфу II, и он даровал Рут дворянское достоинство. Дожил ли ее род до нашего века, мне не известно, но в гербе Рут фон Тальхайм развивается то самое знамя с женщиной, которое отважные девушки подняли над полковым обозом.
Мне не известна судьба этого женского отряда. Скорее всего, он просто рассосался в других полках.
Так дело обстояло в европейской армии. А что же в русских войсках?
В русской армии положение маркитантов впервые было определено воинским уставом 1716. Никогда до реформ Петра, в армии этой категории военнослужащих не было. Тем более женщин.
Маркитанты должны были находиться в ведении генерал-вагенмейстера (начальника обоза). Для охраны маркитантов выделялись особые провожатые. Цены на продукты нормировались командованием. По полевому положению 1890 деятельность маркитантов в полевых условиях находилась под контролем комендантов штабов. В военное время маркитанты по закону относились к категории лиц, принадлежавших к войску. Служба маркитантов существовала до начала 20 века.
Вот интереснейший приказ Барклая де Толли:
«Пойманных крестьянами маркитантов разных полков, 24 человека, и захваченных нашими разъездами нижних чинов 18 человек, которые вместе с французскими маркитантами в селениях грабили жителей, предписывается прогнать шпицрутенами: первых 24-х сквозь 1000 человек по одному разу; вторых по 2 раза сквозь 1000».
Как видите, в Подмосковье грабили не только французы. Видно такая уж это работа воровать и продавать все, что возможно.
Основным отличием русской армии от западных армий было централизованное снабжение своих войск. Так было всегда, что у регулярной армии, что у казачества и ополчения.
Другое дело, для средневековой армии Европы, проститутка была в первую очередь совершенно необходимой работницей. О, разумеется, хозяйственные заботы и хлопоты нисколько не мешали им усердно заниматься своей основной профессией , до дна опустошать карманы солдат, набитые награбленными дукатами, талерами и шиллингами. Очень многие проститутки за 5-7 и более лет "службы" в войсках сколачивали целые состояния и, уходя на "пенсию", покупали себе целые дома, фермы, постоялые дворы, трактиры, а то и... становились светскими дамами, купив себе в мужья, какого-нибудь обнищавшего дворянина с фамильным гербом.
Как мне кажется, последний абзац этой миниатюры, как раз об украинских «волонтершах». Их просто обманули, не сказав, кто они такие на самом деле и какова их ответственность. Я допускаю наличие среди них патриотических настроенных людей, но ведь и в состоянии такой депрессии, совсем неплохо включать мозги.
Не знание закона не освобождает от ответственности по нему. Ведь любая помощь войне, вне рамок закона ВОИНСКОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ. Потому то и отменили во всех армиях мира службу маркитантов еще в начале 20 века. Последняя маркитантка, известная в мире, служила в немецкой армии кайзера Вильгельма, и была повешена французами на линии Мажино за шпионаж.
А давайте, послушаем мнение третьей стороны, не участвующей в конфликте на Донбасе?
Председатель Комитета Государственной Безопасности Беларуси Валерий Вакульчик на словах предупреждает наёмников и "волонтеров" об ответственности и говорит:
"Когда есть доказательства того, что человек участвует в боевых действиях на Донбассе как наёмник или занимается поставками материальных средств для вооруженных сил, не являясь военнослужащим, то есть получает за это деньги, то он подлежит ответственности по статье 133 Уголовного Кодекса Республики Беларусь "наёмничество".
Аналогичные статьи существуют во всех кодексах мира, даже в Эритрее.
Это я раньше думал, что бесконечно долго можно смотреть на воду, горы и огонь. Сегодня я понимаю, что так же бесконечно можно смотреть и на то, как принимают Украину в ЕС. Мне кажется, в "активизации" этого процесса, еще сыграют свою роль волонтерши, капеланы, нацбаты и прочие решения мудрого украинского правительства.
Вот одно плохо, оно (правительство), в случае чего убежит, а вот что делать остальным? Неужели вопрошать:"А нас за что?"
Время рано или поздно выставит свой счет и за все придется расплатиться сполна. Деньги зарабатываемые на войне имеют привкус крови. А кровь, вещь обладающая долгой памятью.





Рейтинг работы: 0
Количество рецензий: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 691
© 26.08.2016 комиссар Катар
Свидетельство о публикации: izba-2016-1767407

Рубрика произведения: Проза -> Миниатюра













1