Вино, отшельничество и бунт. Пьер Ришар


Вино, отшельничество и бунт. Пьер Ришар
 



mp3 - саундтрек из к/ф "Высокий блондин в черном ботинке"

© Виолетта Баша, «Моя семья»

Вино, отшельничество и бунт «высокого блондина в черном ботинке»

Кто не помнит очаровательного «высокого блондина в черном ботинке»?
В нашей стране он был, пожалуй, даже популярнее, чем у себя на родине.
Пьер Ришар снимается уже более 55 лет, сыграл более чем в 40 фильмах. Его называли комедиантом с беззащитно грустными глазами. Это не грусть, а мечтательность, убеждает он. Его герои - невезучие, немного нелепые, но очень милые. Всю жизнь он чувствовал себя хиппи, бунтарем. Бунт против родителей - аристократов положил начало его карьере. Бунт заставлял менять жен, гонять на мотоцикле по Парижу и жить на яхте. Ему приглянулся бунтарь Че Гевара, и они решил снять о нем фильм. В свои 68-м лет каждое утро он не забывает о пробежке, любит горные лыжи и, вдобавок ко всему, является крупным виноделом. Похож ли он на своих кино-героев? «Проблема в том, что в жизни я намного более рассеянный, чем в фильмах», - признался артист. Сам себя он называет рассеянным философом. Его 42-хлетняя четвертая жена топ-модель Сейла считает, что во всех фильмах он играет самого себя. И хоть для всех нас он навсегда останется «высоким блондином», он, неугомонный, мечтает напоследок еще сыграть чеховского дядю Ваню...

Потомок аристократов и браконьеров


Известный французский комик Пьер Ришар родился 16 августа 1934 года в Валансьене, в семье крупного текстильного промышленника. В роду были аристократы, и поэтому, в силу традиций, полное имя актера довольно длинное: Пьер Ришар Морис Шарль Леопольд, а его настоящая фамилия - Дефей (точнее, де Фей, что означает принадлежность к дворянству ). Один из его дедов был аристократом, а другой - браконьером. «От первого я унаследовал четкость, а от второго фантазию», - как-то признался Пьер в одном интервью. Задатки комика обнаружились в Пьере с детства, хотя вряд ли знатные гости родового замка в Валансьене знали, какой мировой звезде они так бурно аплодируют, когда будущий «блондин в черном ботинке» веселил взрослых, читая сцены из «Сирано де Бержерака».



Гримасы из шикарного лимузина


Отец Пьера был истинным французом: легкомысленным гулякой и заядлым игроком. Вскоре после рождения сына, промотав состояние на скачках, он оставил жену и малыша на попечение свекра - потомка одного из феодальных родов севера Франции. После развода родителей, маленького Пьера отдали в пансион. Его забирали на выходные, и воспитанники пансиона - дети крестьян и шахтеров, наблюдали, как Пьера привозили на шикарном лимузине раз в неделю в течение восьми лет. Несдобровать бы ему, если бы не его комический талант. Пьер строил гримасы и дети, заливаясь от смеха, прощали ему все. Пьер вспоминает, что так он «начал овладевать профессией, чтобы спасти свою шкуру».


Сыну промышленника и внуку дворянина предстояло стать акулой текстильного бизнеса. Однако, получив диплом бакалавра, Пьер поставил крест на текстиле, - ему хотелось стать артистом. Родители были в ужасе, устроив отпрыску скандал. На что Пьер отреагировал решительно: сменил надоевшую фамилию Дефей на Ришар, а когда дед пригрозил ему лишением материальной поддержки, Пьер просто порвал с семьей и покинул родной Валансьен. Он сбежал из дому, как в последствии не раз будет сбегать то из балетной труппы, то из театральной. А пока его ждал Париж и подмостки театральных кафе и кабаре. Он поступил в Париже на драматические курсы Шарля Дюллена. А от своих предков все-таки, спустя годы, он получил в наследство поместье - одно из крупнейших во Франции винодельческих хозяйств, где производится более 60000 бутылок в год красного вина «Шато Бель-Эвек».


Ах, кабаре, кабаре...

Свой творческий путь Ришар начинал в балетной труппе Мориса Бежара, который прочит ему большой успех в качестве танцора. Но через год он уходит, сохранив в своих комедийных ролях особую пластичность. Пьер прошел стажировку у известного режиссера Жана Вилара в Национальном народном театре, где тогда работал и знаменитый Жерар Филипп. Кроме того, в труппу также входил сам Филипп Нуаре, который и «заразил» Ришара любовью к комедии. Правда, главных ролей Ришару пока не дают, и Пьер решает уйти, теперь уже от Вилара. И прямиком - в парижские кафе. Вместе со своим другом Виктором Лану Пьер Ришар сочиняет юморески. Позднее, в 1978 году, уже известным актером, Пьер Ришар снимется с Виктором Лану в фильме «Побег». А пока настало его время покорять Париж - в течение нескольких лет он выступает с комическими куплетами на подмостках кафе-театров, кабаре. Вместе с Лану они добиваются заключения контракта на выступления в престижном мюзик-холле «Бобино». Сам Ришар так характеризует это время: «Мы играли все оттенки комедии, переходя от конкретики к абсурду. Нам хлопали. Прекрасное было время!».



Первая любовь .... на пуантах

Уже тогда Ришар создает себе образ рассеянного, немного простоватого парня с вечно всклоченной головой, чересчур длинными руками и неудачной семейной жизнью. Однако, в отличие от своего сценического, а потом и кино-героя, сам Ришар женился не раз. Первой любовью Пьера стала балерина знаменитой парижской «Гранд Опера», - то ли сказалась его тяга к красоте женского тела в движении, то ли память о том, что сам начинал с балета. Она стала его первой женой и матерью двух его сыновей - Кристофа и Оливье. А мальчики просто обожали своего отца, любовь к которому соперничала в их душе только с любовью к музыке. Оба они стали профессиональными джазовыми музыкантами. К сожалению, этот брак оказался не вечен...


Недостаточно красив для трагедий

Первую свою роль в кино Ришар получил по актерским меркам довольно поздно: в тридцать три года его заметил режиссер Ив Робер и пригласил на главную роль в своем фильме «Блаженный Александр». Казалось бы, его внешность и манера определили амплуа обаятельного, смешного маленького человека, вечно попадающего в какие-то передряги. Во Франции были не менее популярны комики Луи де Фю-нес, Бурвиль и Фернандель, однако, сам Ришар вспоминает, что на него прежде всего повлиял знаменитый итальянский комик Тото. Критики же часто сравнивали Ришара с Чарли Чаплином. Однако комиком Ришар стал в некотором смысле поневоле: в самом начале его актерской карьеры ему сказали, что он недостаточно красив для трагедий. Вот актер и играл почти двадцать лет в комедиях. Теперь, когда всемирной известный актер сам может выбирать себе роли, он предпочитает играть в драмах, однако, несмотря на все усилия для всего мира он так и останется неподражаемым комиком.
Несмотря на созданный им образ несуразного, не слишком сексапильного, невезучего, но милого парня, женщины боготворили Ришара, а сам он был непостоянен, как и положено французу. После развода с первой женой, он женился на очаровательной французской актрисе Мюриэль Дюбрюль.


Высокий блондин в черном ботинке

Через два года после «Блаженного Александра», с предложения Робера, Пьер Ришар сам снял фильм «Рассеянный», получивший признание публики. Но всемирную известность Пьеру Ришару принес неподражаемый «блондин». В 1972 году появился фильм «Высокий блондин в черном ботинке», а двумя годами позднее - «Возвращение высокого блондина в черном ботинке». Сценаристом этих фильмов был Франсис Вебер. Впоследствии Вебер уже сам снимет комедии с участием Ришара. Первый фильм Вебера-режиссера, комедия «Игрушка» появился в 1976 году. Пятнадцать лет Вебер вынашивал идею этого фильма. Будучи молодым журналистом, Вебер увидел у витрины Парижского универсама малыша, богатые родители которого старались угодить всякому его капризу. Когда Вебер показал Ришару сценарий, комик пришел в восторг и тут же согласился сыграть главную роль - человека-игрушки. Фильм «Игрушка» стал во Франции рекордсменом проката. Но Ришар глубже. Доказал он это в фильме «Укол зонтиком», вышедшем на экран в 1980, где в полной мере проявил свой блистательный трагикомический талант.



Мифическая парочка

В 1981 году Вебер снимает комедию «Невезучие». Партнером Ришара стал Жерар Депардье. С Жераром Пьера связывают особые отношения. Они прекрасно дополняют друг друга как в комических, так и в драматических сценах. Сам Ришар заметил, что «мы могли бы стать «мифической парой». Ришар любит иронизировать по поводу напарника: оба являются крупными виноделами, и на вопрос журналистов, чьи вина дороже, Ришар ответил, что не знает, сколько стоят вина Депардье, но думает, что «он, наверно, сам уничтожает большое количество своих вин». В свое время Ришар мог потягаться с Депардье в увлечении винами, однако, теперь он старается этим не злоупотреблять.
Комедия «Невезучие» имела ошеломляющий успех и стала рекордсменом французского проката, собрав в одном Париже свыше полутора миллионов зрителей. Успеха «сладкой парочки» привел к решению Вебера снять с ними еще два фильма: «Папаши» в 1983-м году и «Беглецы» в 1986-м.


Жизнь на барже

В середине 80-х годов Ришар поселяется на барже на реке Сене. Сам Ришар объясняет эту прихоть так «Я десять лет провел на барже. Люблю жить на воде». Баржа - настоящий дом хиппи. Здесь любимые книги Пьера, джазовые записи, пианино, штанга, на палубе зелень в пластиковых кадках, но главное - его суденышко готово к отплытию в любой момент - ее капитан не любит стоячей воды. Ришара привлекает движение, скорость. Вольный ветер свободолюбия и необузданность - в характере Ришара. Он не только часто и стремительно разводится. Его словно бы ветром взбитая шевелюра то там, то здесь мелькает в окне авто, когда он стремительно носится по Парижу на своем гоночном автомобиле. Он обожает горные лыжи. Иногда, в зависимости от настроения, становится рокером - гоняет на мотоцикле. Дом на воде иногда навещают его сыновья, туда заходят и друзья, среди которых журналисты, архитекторы, художники, адвокаты, а вот артистов среди них немного. Французские журналисты называют его мечтателем, бродягой, хиппи и авантюристом, а сам себя он считает рассеянным философом.



Страсти по Че Геваре

В 1988 году Пьер Ришар на Х фестивале Нового Латиноамериканского кино представляет свою документальную работу «Расскажите мне о Че». Кубинцы оценили порыв Ришара и, любя, окрестили его «запато негро» - «черный ботинок». «Вива, Запато негро!» - приветствовали они создателя фильма о Че Геваре. В течение месяца Пьер Ришар вместе со своей небольшой съемочной группой колесил по стране, беседовал с людьми, знавшими Че Гевару, встречался с его сестрой, старшей дочерью Ильдитой, изучал архивные материалы, просмотрел тысячи метров пленки кинохроники. Не случайно Ришар обратился к образу легендарного революционера, кого в Латинской Америке и на Кубе считают символом свободы и мужества. «Отшельничество и бунт, эти два свойства характера Че, я чувствую в себе с самого детства», - говорит Пьер Ришар. С обычного бунта за право распоряжаться своей судьбой началась и моя актерская жизнь».


Мулатка, приручившая «одинокого волка»

Он не терпит принуждения, и в личной жизни, по его словам, он проповедует идеологию «одинокого волка». Однако, одиноким ему не суждено было быть. Красотка актриса Мюриэль оказалась не последней пассией влюбчивого «блондина». Ришар стареет, а его жены должны быть вечно юными! К тому же вкусы у Ришара, мягко сказать, весьма разнообразные, - иногда в нем пробуждается страсть к экзотике. Француженку Мюриэль сменила марокканка - пышнотелая мулатка Айша, на 34 года моложе Ришара. А сам Ришар постепенно, как и положено стареющему хиппи, обзаводится недвижимостью: кроме плавучего жилища, у него появилась квартира в престижном районе, Кроме того, он владеет имением на юге Франции, Правда, замок деда давно уже продан, а парк вырубили. На своей земле Ришар под руководством сестры Виктории выращивает виноград и производит вина.



«В России меня любят и ждут...»

В 90-х годах Ришар по-прежнему снимается, но стоит признать, что пик его успеха остался в 70-х. Впрочем, Пьер не унывает и в последние годы стал частенько бывать в России, неожиданно для себя узнав, что его у нас любят не меньше, чем на родине: «Как выяснилось, в России у меня значительно больше друзей, чем я предполагал. Мне нравится в России и в Грузии, да и вообще на всем пространстве бывшего Советского Союза. Как ни странно, меня здесь помнят, любят и ждут ...». В 1996 году Пьер Ришар снимается у грузинского режиссера Наны Джорджадзе в комедии «Тысяча и один рецепт из меню влюбленного повара». Что же касается кухни, то всем русским блюдам Ришар предпочитает борщ, а грузинскими винами опытного винодела трудно удивить. Со спектаклем «Убийство в Вальпараисо» он побывал на Украине и в Сибири, а спектакль - откровение «Страсти по Ришару» показал в Питере и в Москве.

Последняя любовь седеющего блондина

В настоящее время шестидесятивосьмилетний «блондин в черном ботинке» живет со своей уже четвертой женой, сорокадвухлетней моделью Сейлой, которую он называет «моей бразильянкой».
Сейла выросла в Бразилии, в большой семье, у нее шесть братьев и сестра. Когда она познакомилась с Ришаром, она была замужем за фотографом. Это и не удивительно - ведь Сейла более десяти лет работала моделью, участвовала в показах всех известных кутюрье в Европе, Америке, Японии.

Как-то она участвовала в фотосъёмках на маленьком острове недалеко от Франции. Судьбе было угодно сделать так, чтобы туда в то же время приехал и Ришар. Когда она увидела этого человека, то не узнала артиста. «Для меня Ришар - это высокий блондин с кудрявой шевелюрой, а передо мной был мужчина с белой бородой, не такой высокий и с гораздо меньшим количеством кудряшек - совсем не похож на высокого блондина, - рассказывает она, и продолжает, - Я вообще не хотела выходить замуж - я ненавидела мужчин, они меня просто замучили. Но Ришар был настолько не похож на всех мужчин, которых я знала до этого, с какой-то сумасшедшинкой, что и меня свёл с ума». Он очаровал ее. А его поразила ее влюбленность в него и потрясающая красота.


Несмотря на почтенный возраст, Ришар энергичен, чтобы не терять форму, ежедневно бегает по утрам, дает гастроли в разных странах, в частности в России, в то время как Сейла то же не сидит в Париже. Во время гастролей Ришара в России Сейла работала в Милане. Однако, сыновей от первого брака не забывает: профессиональные джазовые музыканты, они приняли участие в его постановке «Страсти по Ришару». «Даже если из моей жизни уйдет театр, мои дети и внуки всегда останутся со мной», - поделился Пьер. Трем его внучкам, и особенно старшему внуку, очень нравятся фильмы деда Пьера - а их у него около сорока.






Рейтинг работы: 541
Количество рецензий: 3
Количество сообщений: 2
Количество просмотров: 1263
© 07.05.2010 Виолетта Баша
Свидетельство о публикации: izba-2010-176556

Метки: Пьер Ршар, Виолетта Баша,
Рубрика произведения: Проза -> Статья


Madame d~ Ash( Лана Астрикова)       22.07.2018   06:37:03
Отзыв:   положительный
Искрометный очерк.. Очень понравилось. С удовольствием прочла, внутренне ощущая легкость слога, его изящество, как шампанское...
Виолетта Баша       22.07.2018   06:44:33

Спасибо, милая.
Такие вещи пишется строго по формату издания, а вот формат одной из самых крупных газет России разрабатывала в том числе и я.
Там объем например ограничен одной полосой минус фото, а значит, огромное количество фактов, которые узнаешь про личность в истории, надо ужимать, выделяя главное и пронзительное. Эту серию руководству предложила я и я ее и делала. Серия "Двадцатый век в лицах", которая в газете "Моя семья" ( тираж миллион) стала называться "В лучах славы".

Да... хорошее время было, творческое...

Обнимаю,


Madame d~ Ash( Лана Астрикова)       22.07.2018   07:02:17

Спасибо еще раз вам.. Творчества и энергии и сил... Добра! Всегда с Вами... Какие здесь редчайшие фото...
Вячеслав Коровьев       22.07.2018   05:58:51
Отзыв:   положительный
Да, я тоже видел фильмы с его участием, это глубокое ретро.
Не удивился, узнав, что Пьер Ришар еще и винодел. Мне кажется все французы или виноделы, или обожатели вина.
Николай Шульгин       14.08.2011   05:26:37
Отзыв:   положительный
Отличное эссе.
Пьер Ришар - это кокйтейль из смеха, доброты и детской непосредственности.








1