Глава двадцать третья


Глава двадцать третья
Глава двадцать третья

    Кедр, как былинный богатырь, твёрдо стоял на земле. Он врос своими корнями в каменистую почву. Могучий красавец в самом расцвете своих трёхсот лет гордо возвышался на вершине горы, над небольшой чистоструйной речушкой. Его родитель прожил на свете четыреста лет и погиб от удара молнии, но за год до того пронырливая кедровка вытащила из оброненной шишки небольшой орешек, закопала в расщелине под мох, а потом забыла.
    Если бы деревья могли передавать от поколения к поколению свою родословную и всё то, что каждый видел на своём веку, много историй смог бы поведать этот исполин. Своими корнями он впитывал в себя благодатные соки земли, на которой вырос. Как впитывали в себя приверженность Алтаю его народы. Много их сменилось за долгие века. Одни уходили, другие приходили. Некоторые возвышались и падали, иные вовсе исчезали, растворялись среди других в бурном водовороте Истории.
    Древнегреческий Геродот, живший ещё до нашей эры, не преминул упомянуть о неведомых миру жителях далёких восточных гор. Он назвал их племенами аримаспов, стерегущих в горах золото. Автор первой сводной истории Китая "Ши цзи" Сыма Цянь тоже писал о северных соседях. Одно только перечисление племён и народов, для которых Алтай стал колыбелью, займёт немало времени. От них остались следы на этой земле – в скальных рисунках и надписях, в захоронениях и каменных изваяниях.
    В VI-III веках до нашей эры горными тропами вдоль рек Берель, Катунь, Бухтарма пробирались пазырыкские воины, скотоводы и охотники. Их знатные князья носили войлочные шубы, отделанные собольими мехами. Немало курганов с захоронениями осталось после них. Затем их сменили светловолосые сарматы из тюркских, славянских, иранских, финно-угорских и других племен.
    Темноволосые гунны кочевали на огромных просторах Большого Хингана в долинах рек Орхон и Селенга. Но ко второму веку до нашей эры, набравшись сил, завоевали долину реки Тарим, срединную часть бассейна Иртыша с его притоками – Убой, Ульбой, Бухтармой. Они вытеснили жившие племена, одна часть из которых ушла в Ферганскую долину, другая – на северо-запад, за Уральские горы, третья спряталась в непроходимых горах Алтая. Гунны были доблестными воинами. Каждая тысяча сидела на лошадях своей масти. И каждое поселение делилось на род занятий. В одном жили скотоводы, в другом – земледельцы, в третьем – кузнецы-оружейники. Не было равных их боевым лукам по дальности и точности полёта стрелы. Чтобы запугать врага, они вставляли в стрелы просверленные костяные шарики. Оттого стрела в полёте испускала пронзительный свист. Военные походы они начинали ранней осенью, когда скот и лошади спускались с летних пастбищ.
    Главная опора и главная беда любого народа – его правители. Они либо возвышают, либо губят его. Ярким светом озарил горный край древнетюркский период. Возникнув на Алтае в 552 году, Тюркский каганат за короткое время расширил свои границы от Кавказа до Большого Хингана. Ему подчинились Согдиана и болгарско-хазарские племена между Волгой и Азовским морем. Его мощь признали Китай и Византия. Расцвели торговля и ремёсла. Мужчина-тюрк проводил в седле больше времени, чем стоял по земле, ходить пешком даже считалось неприличным. Воины-тюрки уже своим появлением наводили страх. Их ремеслом стали набеги, грабежи, поиск добычи. Этим делом они владели в совершенстве. Но удельные ханы и князьки, с их жадностью и властолюбием, буквально в считанные годы растащили великую державу по клочкам.     Государство вначале распалось на Восточный и Западный каганаты, а затем и вовсе исчезло. Алтай завоевали уйгуры. Впрочем, и их власть продержалась недолго. Уйгурская знать ударилась в междоусобицу. Завоёванные племена начали отпадать, государство стало приходить в упадок.
    В 840 году ставку Уйгурского каганата захватили енисейские кыргызы и создали свой каганат. Кыргызов сменили кидане. От их пребывания остались следы мощёных дорог, ирригационных сооружений и паромных переправ. К концу ХII века голову подняли монголоязычные найманы, часть которых жила в отрогах Алтая. Под их натиском кидане вынуждены были покинуть благодатную землю.
    А после пришла эпоха Чингисхана. Монголы, разгромив в 1204 году своих соперников, найманов и енисейских кыргызов, заняли огромную территорию, западная граница которой пролегла по Иртышу. Алтай попал под владения темника Хорчи – нойона, который был давним сподвижником и другом Чингисхана. Сам Покоритель Вселенной, по преданиям, проезжал через алтайское плато Укок в долину Бухтармы и Нарыма. Увидел за Найрамдалом райское сияние. Над пятью высокими снежными вершинами светился в небе яркий круг. Тогда он велел назвать эти горы "Пять священных вершин" – Табын-Богдо-Ола.
    После смерти Покорителя Вселенной монгольская империя разделилась на две части. Алтай вошёл в Улус Джучи, старшего сына Чингисхана. А там – вновь, по «доброй традиции», драка за власть, междоусобные войны. Алтайские племена попали в состав Белой Орды, а после её распада – в состав Сибирского ханства.
    Затем теленгуты, толосы, кештимы, меркиты, байаты, кереиты, чагаты, сагалы и другие племена и народы оказались в зависимости от джунгар. Впрочем, правильнее было бы называть завоевателей ойратами. Четыре ойратских племени – зюнгары, дербеты, хошуты, торгуты – создали на западе Монголии государство, которое назвали Дербен Ойрад Нутуг. Что означало Государство Четырёх Ойрат. Они когда-то были левым крылом монгольского войска. От «зюн гар» – «левая рука» – джунгарами или зюнгарами стали называть всех подданных этого ханства.
    Трёхсотлетнему кедру была безразлична мирская суета людей. Расправив свои ветви, как он мудро смотрел на высокие вершины Белухи – Уч-Сумер, круглый год покрытые белыми ледниками. И думал: вот она, вечность, а не эти суетливые человеческие фигурки, так похожие издалека на насекомых, пожирающих друг друга. Они постоянно воевали, чтобы поработить один другого, а потом на правах сильного обложить данью. Но в конце даже самые сильные, самые богатые заканчивали свою мирскую жизнь в земле. Так ради чего тогда они бегали туда-сюда, стараясь поработить один другого?
    И ещё он никак не мог понять, почему людишки предпочитали жить на плоской равнине, которую именовали Великой степью? Что в ней великого? Все главные беды постоянно приходили оттуда. Именно там зрели, а потом возникали жуткие, кровавые войны. Главная смута тоже всегда приходила со стороны Великой степи. После чего одни бежали от других, спасаясь в горах и ущельях. Степь была местом и самой причиной войн, а горы становились убежищем.
    Пожары в сухие годы тоже приходили со степной стороны. Двести лет назал, когда кедр был ещё совсем молодым, такой пожар добрался и до него. Опалил огнём его нижние ветви, но дальше забраться сил не хватило. С тех пор у кедра нижние ветви высохли и навсегда остались такими.
    Нет, степь, даже самая Великая – не для него. Там он сразу бы погиб от суховеев. А людишкам – ничего. Они пасли свой скот, который потом крали друг у друга. У них героями становились те, кто больше угнал табунов и убил людей. Таких разбойников они считали героями и богатырями, о них сочиняли легенды, а сами себя величали великим народом. Но приходили другие, изгоняли прежних и уже себя называли великими. Стирали с лица земли не только прежние народы, но и память о них.
    Каждый из народов придумывал свою веру и своих Богов. Они враждовали даже из-за этой веры. Но кедр знал, что Создатель мира, и всего сущего в нём, был один, как бы они Его ни называли. Одни людишки творили своих идолов, другие их низвергали. Нет, ничего не менялось из столетия в столетия.
    Что из того, что даже его самого, гордо стоящего на горной вершине, одни называли «мёш», другие – «хузух», третьи – «хуш», четвёртые – «эрбет агачи». От этого он не переставал быть кедром.
    Странно, зачем вообще люди существуют на свете? Вот он, кедр, приносит пользу миру. Его орешки дают пропитание белкам, кедровкам и ещё десяткам других животных и птиц. Трава, что растёт на склонах, служит пропитанием для коз, маралов, лосей, которых потом съедают волки. Но люди… Они же гораздо хуже волков. Потому что волк убивает ради пищи. А люди непонятно ради чего.
    Конечно, эти странные существа не столь часты в его краях. Но они ничего, кроме разочарования, ещё ни разу не принесли. Лишь один человек пришёлся по душе кедру. Сосредоточенный в себе, тот долго бил в бубен и просил Небо принести мир Алтаю. Да только никто, кроме кедра, его не слышал…
    «Нет, всё-таки люди – лишние создания на земле», – каждый раз подводил итог горный исполин. Но сами люди так не считали. Они мнили себя если не богами, то их подобиями, не понимая, что подобие Истины уже само по себе – извращённая Ложь.






Рейтинг работы: 50
Количество отзывов: 10
Количество просмотров: 243
© 19.08.2016 Илья Кулёв

Рубрика произведения: Проза -> Роман
Оценки: отлично 8, интересно 0, не заинтересовало 0
Сказали спасибо: 11 авторов


Евгения Зенюк       08.01.2017   10:07:45
Отзыв:   положительный
Книга потрясающая! Я заходила без регистрации и прочитывала сразу несколько глав. Многое для меня - просто открытие, особенно то, что даётся информационно, как бы между прочим...Супер!
:)
Анатолий Решетников       13.10.2016   18:28:30
Отзыв:   положительный
Прекрасные размышления Илья! Но, справедливости ради надо заметить, что в среде растений тоже идет жестокая борьба за пространство. за пропитание. Под хвойными деревьями, например. растет самая чахлая трава.А это следствие агрессивности его фитонцидов. А вообще роман мне нравится и я обязательно его дочитаю до конца. Спасибо! Ты - большой талант.
Неавторизованный пользователь       29.08.2016   12:05:08

Пигарева Н. Спасибо Илья! Замечательная глава, не смотря на то что она "самая короткая"!
Lyudmila Korneva       22.08.2016   19:15:39
Отзыв:   положительный
Очень интересные размышления. Трудно не
согласиться с ними, Илья. Спасибо большое.
С теплом души, Людмила.
Неавторизованный пользователь       20.08.2016   13:38:34

класное произведение
Nonna UndOzerova (Nonkin)       20.08.2016   00:02:57
Отзыв:   положительный
Благодарю за очередную главу! У меня в голове уже "кадры" фильма, и я сожалею, что не сценарист )))) А эта глава определилась, как "голос за кадром". И слышится мне не то тембр Бондарчука, не то Безрукова, а лучше бы - "свежий" голос молодого рассказчика... Вот так вот помечталось... ))))
Илья Кулёв       20.08.2016   08:08:26

Нонночка!
Моя взыскательная читательница!
Мечтать хорошо...
Но это, наверное, потом, когда роман будет завершён...
Неавторизованный пользователь       19.08.2016   16:12:54

Очень интересный роман, читается с удовольствием. Спасибо автору.
Илья Кулёв       19.08.2016   22:07:12

И от меня - ответная благодарность!
Эта глава одна из самых коротких, но самых ключевых.
В ней нет описания событий, но есть то, что за событиями скрыто.

Добавить отзыв:


Представьтесь: (*)  
Введите число: (*)  














1