Финальная ария Каварадосси


 


                  АРИЮ ИСПОЛНЯЕТ РОБЕРТО АЛАНЬЯ ( ИТАЛИЯ)


ФИНАЛЬНАЯ АРИЯ КАВАРАДОССИ


Когда я была совсем ещё ребёнком, впервые услышала эту арию
в музыкальном театре имени К.С. Станиславского и В. И. Немировича-
Данченко. Меня так потрясли трагизм, глубина, страсть, гармония
этого произведения, а также проникающее в самое сердце исполнение певца,что у меня на некоторое время онемели ноги.


Тюрьма Сан-Анджело*…На миг оркестр затих.
Кларнет рыдает - траурное соло…
И, словно холод смерти ощутив,
Художник Марио порвал бумагу снова.

Остановилось время, кончен бал.
В преддверьи утра звон свирели слышен…
А он всё рвёт бумагу, снова пишет,
Но мысль уходит – не о том писал.

« Любовь моя! Я вовсе не писатель.
Перо, чернила – не моя стезя.
Вот, если б краски… Бедный я мечтатель,
Рвусь на свободу, но туда нельзя!»

Остались лишь одни воспоминанья:
« Объятья, ласки и страстные лобзанья.
Как лёгкий дым всё быстро вдруг исчезло.
Мой час настал… И вот я умираю…
И вот я умираю… Но никогда я так не жаждал жизни!
Не жаждал жизни…»**

FINITA  LA COMEDIA… И в зале
Раздался чей-то вздох. Оркестр исчез,
И зритель с воспалёнными глазами
Свидетелем стал чуда из чудес.

То сам Маэстро Джакомо во фраке
Взошёл, как Бог, на сцену не спеша,
Взмахнул волшебной палочкой во мраке –
И смерти нет, и вновь поёт душа!

« Прости меня, мой друг, Каварадосси.
Я был глупцом, либретто – гнусный фарс.
Тебя и Тоску пусть любовь возносит,
И в страстном вихре вечно кружит вас!»

*Сан-Анджело – крепость в Риме. В ХVIII– ХIХ веках являлась тюрьмой для государственных преступников.
** слова взяты из финальной арии Каварадосси (русская версия)

Автор предлагает читателю послушать финальную арию Марио Каварадосси из оперы Джакомо Пуччинни «Тоска» в исполнении Народного артиста СССР (1983год) и России Владислава Пьявко (тенор) на русском языке. Я смогла найти в интернете видеоклип.

Краткое содержание оперы
Действующие лица и исполнители:
Флория Тоска, знаменитая певица – сопрано
Марио Каварадосси, художник – тенор
Барон Скарпья, начальник полиции – баритон
Чезаре Анджелотти, бывший консул Римской республики – бас
Ризничий – баритон
Сполетта, полицейский – тенор
Шароне, жандарм – бас
Тюремщик – бас
Пастух - мальчик
Кардинал, судья, палач Роберти, писарь, офицер, сержант, солдаты, стражники, дамы, дворяне, буржуа, народ.

Действие происходит в Риме в июне 1800 года.
Первое действие. Церковь Сант-Андреа делла Валле.
Чезаре Андежелотти, бывший консул Римской республики, бежал из тюрьмы. Он надеется найти временное убежище в семейной капелле Аттаванти: его сестра – маркиза Аттаванти – оставила ключ возле статуи Мадонны. Беглец скрывается в капелле.
Ризничий приносит кисти для художника Марио Каварадосси. Он замечает, что тот не прикоснулся к еде. Вскоре появляется Каварадосси. Художник работает над образом Марии Магдалины. В прекрасном лике на полотне ризничий узнаёт даму, которая недавно молилась здесь.
Думая, что в церкви никого нет, из капеллы выходит Анджелотти. Каварадосси с трудом узнаёт в измученном беглеце давнего друга. Услышав голос своей возлюбленной, знаменитой певицы Флории Тоски, художник отдаёт Анджелотти корзину с едой и просит спрятаться. Тоска подозревает, что Каварадосси был с другой женщиной: она слышала шорох платья! К тому же, в Марии Магдалине Тоска узнаёт черты юной Аттаванти. Художник успокаивает возлюбленную. Они договариваются о встрече в домике за городом.
После ухода Тоски Каварадосси вновь обращается к Анджелотти: он предлагает другу тайком отправиться в загородный дом и спрятаться в колодце. Анджелотти, взяв женское платье, оставленное для него сестрой, следует за Каварадосси.
О побеге Анджелотти уже стало известно. В церкви появляется начальник полиции Скарпья со своей «свитой». Обнаружив корзину и веер с гербом Аттаванти, он понимает, кто помог беглецу. Скарпья замечает и удивительное сходство Марии Магдалины, написанной Каварадосси, с маркизой Аттаванти. Входит Тоска. Отсутствие Каварадосси вновь пробуждает в ней ревность. Скарпья решает воспользоваться смятением Тоски и, проследив за ней, найти мятежников. В церкви начинается торжественная служба по случаю военной победы. Мысли Скарпья заняты прекрасной Тоской.
Второе действие. Дворец Фарнезе.
Во дворце празднуют победу. Тоска принимает участие в исполнении кантаты. Скарпья ждёт её с новостью: Каварадосси схвачен. Тоска, если она желает спасти возлюбленного, должна сказать, где прячется Анджелотти. Марио тайком обращается к Тоске: он запрещает ей выдавать беглеца. Скарпья приказывает пытать художника. Крики возлюбленного терзают несчастную Тоску: не сдержавшись, она нарушает запрет Марио. Полицейские отправляются за Анджелотти. Пытка прекращена, но Каварадосси понимает, что Тоска обрекла Анджелотти на гибель.
Приходит гонец с известием о победе Наполеона под Маренго: это угроза той власти, которой служит Скарпья. Художник торжествует. Скарпья отдаёт приказ убить его. Тоска в отчаянии. Барон готов сохранить жизнь Марио - но только в обмен на любовь Тоски. Ради спасения Марио, она вынуждена согласиться. Скарпья делает вид, что распорядился лишь изобразить казнь: на самом деле он приказывает расстрелять художника. По просьбе не подозревающей об обмане Тоски барон оформляет документы для неё и Марио. Тоска замечает на столе нож. Дождавшись, когда Скарпья подойдёт к ней, Тоска убивает его. Забрав документы, она уходит.
Третье действие. Площадка на башне тюрьмы Сант-Анджело.
Рассвет. Марио скоро будет казнён. Он просит тюремщика передать любимой Тоске прощальное письмо. Неожиданно появляется Тоска: она показывает пропуск, выписанный Скарпья для неё и Каварадосси. Волнуясь, она рассказывает о том, что случилось. Марио потрясён мужеством своей возлюбленной. Тоска просит Каварадосси после выстрела «холостыми» упасть «по-актёрски» - так, как делает это она на театральной сцене.
Солдаты поднимают ружья, звучит выстрел. Марио падает. Дождавшись, когда солдаты уйдут, Тоска бросается к любимому: «инсценированная» казнь кончена, им нужно бежать! И вдруг она понимает, что Каварадосси убит.
Внизу раздаются крики: Скарпья найден мёртвым, убийца немедленно должен быть схвачен. Тоска обречена.

28июня 2016 года Москва Зеленоград








Рейтинг работы: 51
Количество рецензий: 6
Количество сообщений: 8
Количество просмотров: 489
© 17.07.2016 Долорес
Свидетельство о публикации: izba-2016-1724827

Рубрика произведения: Поэзия -> Лирика гражданская


Глеб Жданов       17.08.2018   19:04:36
Отзыв:   положительный
Дорогая До! Теперь я знаю ещё твою слабость.
Помнишь, как в фильме "новые приключения Неуловимых?
Валерка рассказывал про штабс капитана Овечкина: " Есть у него две слабости: Бильярд
и послушать " Боже, царя храни!". Так и у тебя. Твоя душа насквозь светится.
Благодарю тебя за эту прекрасную арию в исполнении Владислава Пьявко.
Глеб


Долорес       17.08.2018   23:28:05

Значит у меня, как у Овечкина: посмотреть хороший фильм. почитать интересную книгу и послушать
оперу "Тоска"
Кстати я коллекционирую записи разных оперных театров и исполнителей. У меня уже в коллекции.
"Тосок" двенадцать - четырнадцать. Жаль. что нет записи с Владиславом Пьявко и Ирины Архиповой.
Считаю Владислава Пьявко лучшим Каварадосси.
Спасибо, Глебка, что прочитал и послушал этот гениальный шедевр.


Зинаида Торопчина       27.06.2018   21:27:54
Отзыв:   положительный
Галочка, милая До! Огромное тебе спасибо за эту прелесть! Когда-то, ещё в детстве, впервые услышала эту арию
и просто онемела от восторга! Это одна самых любимых мелодий, в любом исполнении! А исполнить такую сложную
партию можно только с голосом "бельканто". Браво исполнителям, браво тебе!


Долорес       28.06.2018   19:52:33

Спасибо, милая Зиночка!
Счастлива, что мы с тобой солидарны, и думаю, вкусы у нас одинаковые.
Я коллекционирую записи этой оперы в постановках разных театров мира.
Жаль только нет в исполнении советских певцов. Как бы я хотела иметь её в исполнении Владислава Пьявко и Ирины Архиповой.
Видимо в то время не снимали такие фильмы - оперы.
Благодарю Бога, что он познакомил нас на этом сайте.
Обнимаю нежно!


Галина Осадчая       27.04.2018   08:27:36
Отзыв:   положительный
Спасибо, Долорес! Потрясающая работа!
К сожалению, не открылось видео, я нашла другой ролик в ютубе.
Долорес       27.04.2018   22:19:54

Милая Галочка, а где вы нашли? Я смотрела, и ничего найти не смогла.
Может, подскажете?
Спасибо, что прочитали.


Галина Осадчая       27.04.2018   23:01:00

.

Лариса Адианова       03.02.2018   11:38:16
Отзыв:   положительный
Эта ария меня тоже потрясает всегда! Но впервые меня поразила в возрасте 5 лет песня Сольвейг Грига. Я слушала её по радио (тогда у нас не было телевизора, и театра в маленьком городе не было). И это детское впечатление было настолько сильным, что я до сих пор люблю эту арию, хотя у меня много любимых опер, есть пластинки. К сожалению, уже не на чем их слушать.

Долорес       04.02.2018   20:33:25

Милая Ларочкка!
Не увидела эту рецку, которая так важна для меня. Мне тоже очень нравится песня Сольвейг из "Пер Гюнта". Вообще мне нравится музыка Грига. И Очень много красивой музыки, которую я очень хочу выложить на своей второй странице, чтобы все слушали. Самые красивые произведения. Чтобы люди зашли и послушали и ничего не искали.
Спасибо, Ларочка, что прочитала это стихотворение, которое никто не читает. Не интересно.


Лариса Адианова       04.02.2018   21:22:50

Да я и сама порой удивляюсь: то, что мне самой у себя совсем не нравится, читают и хвалят, а более глубокие вещи проходят незамеченными.
Но мне нравится Избушка тем, что всё-таки со временем кто-то и заглянет, не то, что в НГ: там погоня за баллами не даёт возможности зайти туда, где интересно.
Татьяна Максименко       18.12.2017   19:33:37
Отзыв:   положительный
И правильно сделала, что не убрала стихотворение, иначе бы я не познакомилась с этой трагической оперой, с прекрасными голосами Владислава Пьявко и Роберто Аланья.
Спасибо, Галочка.
Удивительно, что ты так сильно отреагировала в таком детском возрасте!
С любовью


Долорес       18.12.2017   22:51:50

Со мной два раза приключилась такая беда: когда я впервые услышала испанскую речь. Я была маленькой: лет пять. но это и не странно...
И вот в театре, когда впервые слушала с тётей " Тоску". Ведь и всё остальное со мной происходило довольно странно. Очень много странностей. Я только теперь стала понимать, почему именно со мной. Вот и за Рики тогда пошла, хотя он не приглашал меня. А я пошла... как оказалось... на всю жизнь.
Видимо гены бунтарства и борьбы со злом заложены были во мне ещё в утробе матери. Насколько я себя помню, я всегда была бунтаркой и страдала за всех униженных и оскорблённых мира.
Спасибо, Танюша, что отозвалась именно на этот стих.
постарайся послушать эту оперу полностью. Получишь огромное удовольствие.


Виктор Петроченко       09.05.2017   17:05:49
Отзыв:   положительный
Галя, красиво и хорошо ты преподнесла эту оперу. Волшебная музыка и исполнение Владислава Пьявко. К сожалению, никого это не затронуло.
Виктор.
Долорес       09.05.2017   20:00:51

ДА, ВИТЮША.
К СОЖАЛЕНИЮ, НИКОМУ ЭТО НЕ НУЖНО. Я ЗАМЕТИЛА ЗДЕСЬ, НА ЭТОЙ "ИЗБУШКЕ - РАЗВАЛЮШКЕ" МАЛО ЦЕНИТЕЛЕЙ ИСТИННОГО ИСКУССТВА. КАЖДЫЙ АВТОР СТАРАЕТСЯ ТЕБЕ ВПИХНУТЬ СВОЮ БАРДОВСКУЮ ДРЕБЕДЕНЬ, КОТОРУЮ Я ТЕРПЕТЬ НЕ МОГУ. ПОНИМАЕШЬ, КАЖДЫЙ СТАРАЕТСЯ ПЕРЕПЛЮНУТЬ ДРУГОГО, ДАЖЕ ЕСЛИ СОВСЕМ ПЕТЬ НЕ УМЕЕТ. И ФАЛЬШИВЯТ, И ГОЛОСИШКИ МЕРЗЕНЬКИЕ У НЕКОТОРЫХ. А СЧИТАЮТ СЕБЯ ИВОЛГАМИ ИЛИ ПЕВЧИМИ ДРОЗДАМИ.
ОЧЕНЬ ОБИДНО. Я ХОТЕЛА ЭТО СТИХОТВОРЕНИЕ ВООБЩЕ УБРАТЬ, НО ТЕПЕРЬ НИ ЗА ЧТО НЕ УБЕРУ!
БЛАГОДАРЮ ТЕБЯ, МОЙ МУДРЫЙ ДРУГ!










1