Икона стиля. Ольга Сергеевна








К 100-летию РГУ им. С.А.Есенина




Если говорить о том, что декан – лицо факультета, то Ольга Сергеевна этому соответствовала не только в переносном смысле: никто и никогда не видел её небрежной и неухоженной, потому что учёная дама, коей она, конечно, являлась, не смогла победить в ней элегантную женщину.

Ольга Сергеевна Орлова, которую между собой называли по имени –отчеству: «Ольга Сергеевна», как в известном советском одноименном фильме с Татьяной Дорониной в главной роли. И до сих пор, если спрашивает кто-то: «Как Ольга Сергеевна?», то всем понятно, о ком идет речь, потому что таким неординарным и запоминающимся была она деканом, такой и осталась в памяти.
На литфаковских посиделках мы вспоминали наше золотое студенческое время и выяснилось, что никто не может представить Ольгу Сергеевну старой, и даже слово это звучит по отношению к ней оскорбительно. И пусть ей скоро 88, пусть! И всё равно – никакая не старая, потому что энергия, голос, интонация, когда говоришь с ней по телефону, живость интересов, юмор и орловский смех, который запомнился навсегда – всё это, как в 80-е годы прошлого века, воскрешает в памяти живые картины литфаковского незабываемого бытия.
Если говорить о том, что декан – лицо факультета, то Ольга Сергеевна этому соответствовала не только в переносном смысле: никто и никогда не видел её небрежной и неухоженной, потому что учёная дама, коей она, конечно, являлась, не смогла победить в ней элегантную женщину. (Под стать шефу была только её заместитель Н.С. Шошнова, которая, как и декан, отличалась безупречным вкусом и элегантностью.) Ольга Сергеевна всегда была в курсе модных тенденций и направлений в одежде, носила красивую обувь на высоком каблуке и почти летала по длинным коридорам факультета, давая фору многим студенткам, для которых каблук оставался не взятой высотой.
А красивые руки, которые были участниками её запоминающегося монолога во время лекции! Ольга Сергеевна читала «Лексику» и много цитировала наизусть из поэзии Серебряного века, декламируя стихи блестяще, а за её руками, всегда ухоженными, приятно было наблюдать, настолько были акцентными и выразительными жесты. Используя терминологию историка моды Александра Васильева, Ольгу Сергеевну Орлову, без преувеличения, можно было бы назвать иконой стиля того времени.
Она родилась в Зарайске, окончила учительский институт в Коломне и получила направление продолжить обучение дальше, выбрав литфак рязанского педагогического института, а потом и аспирантуру у профессора Никитина, у которого и защитила кандидатскую диссертацию по современному русскому языку, его и преподавала много лет и вела практические занятия, детально отрабатывая то, о чём говорила на лекциях. На занятиях было интересно и весело, потому что она с таким юмором реагировала на ошибки студентов, так обыгрывала их какими-то цитатами из классиков, доводя до абсурда ситуацию, что это было очень смешно, но нисколько не обидно, а подобная разрядка не мешала учебному процессу.
Её энергии хватило бы на несколько факультетов, это правда. В течение семи лет литфак удерживал переходящее красное знамя, что по тем временам было серьезным признанием работы факультета.
Она любила студентов и студенты платили ей тем же. Её не боялись и могли подойти к ней с самой неожиданной просьбой. Однажды в кинотеатре «Ока», который был не так далеко от института, проходил конкурсный показ зарубежных фильмов какого-то международного фестиваля, среди которых в самое неподходящее дневное время демонстрировался фильм Клиффорда «Фрэнсис» (1982 г.) с Джессикой Ланж в главной роли. Был всего один сеанс, и посмотреть его не получалось. Надо было «смываться» с лекции, но не всем же курсом! Это был явный перебор. Кому-то пришла в голову мысль написать заявление на имя декана, чтобы отпроситься в кино, пригласив присоединиться к этому действию и саму Ольгу Сергеевну, потому что фильм – нашумевший, посмотреть хочется всем и она среди «всех» не была бы исключением. Мы написали такое письмо, расписались (получилось около семидесяти подписей) и пошли в деканат, который не смог вместить толпу, предпочитающих лекциям – фильм.
Когда она прочитала наша послание, то смогла произнести только:
– Вы обалдели?
– Может быть… Но мы хотим… не «колоть» лекцию, а по-честному чтобы,- старались мы заполнить паузу.
– ОльгСергевн, для саморазвития, потому что больше этот фильм не покажут, - канючил кто-то.
– И ведь всё равно большинство уйдет, так нельзя ли, как бы, чтобы…
– А мы потом отработаем, -подхватил кто- то это «как бы чтобы» .
– Ну пожалуйста, Ольга Сергеевна (один падает на колени и бьётся лбом об пол), не вводите во искушение, ведь все равно уйдем, а так – с Вашего благословения…
– Да и Вам не мешало бы приобщиться и посмотреть, для расширения кругозора…
– Так мы готовы под Вашим предводительством…
Ольга Сергеевна, которая сидела на фоне стоящего за её спиной переходящего красного знамени начинает хохотать, машет на нас руками, причитая: «Идите, идите отсюда!» Упавший на колени, уточняет, куда, дескать, идти: в кино или на лекцию, но декан не отвечает, а продолжает смеяться и выпроваживает нас из кабинета. Мы выходим в недоумении – куда идти и что делать.
Кажется, можно в кино, потому что она не послала нас учиться. «Не боИсь, еще пошлёт!», - доносится чей-то робкий голос, но мы уже пытаемся осторожно вырулить на лестницу, чтобы оттуда, сломя голову, пока декан не вышла уточнить, куда следует нас послать, понестись к кинотеатру, дабы успеть к началу сеанса. Потом, правда, на общефакультетском собрании Ольга Сергеевна, по долгу службы, вспомнила наше разгильдяйство и была чрезвычайно строга, но фильм мы уже посмотрели.
Орловы работали на факультете вместе – Ольга Сергеевна и Борис Андреевич, доцент кафедры литературы, фронтовик, прошедший дорогами Великой Отечественной. В институте, будучи студентами, познакомились и до сих пор вместе. Вот как о нём вспоминает Л.А. Лелёкина: «Борис Андреевич, супруг и соратник Ольги Сергеевны, много лет работал в старших классах средней школы. Сферой его научных интересов стала русская литература и методика ее преподавания, а результатом научных поисков, – разработка методических приемов обучения написанию сочинения. Значимость его работы была настолько велика, что на всесоюзном радио прошёл цикл передач по методике написания сочинений, разработанный Б.А. Орловым.»
Нам они казались очень разными – Ольга Сергеевна – сгусток эмоций и фонтан идей, и Борис Андреевич – классический образ тихого неприметного интеллигента с негромким голосом, в очках. Его обожали те группы, у кого он был куратором: «Очень достойный был преподаватель. Скромный, умный, внимательный. Очень добрый человек». Добрый человек… Пожалуй, да, так оно было и так есть до сих пор. Кажется, только к нему, если вспомнить наш преподавательский состав, наиболее органично прирастает этот эпитет – «добрый». А ведь это очень редкое качество во все времена, не только сегодня. Может быть, потому они и вместе до сих пор, супруги Орловы, потому что очень разные и потому что каждый во многом органично дополняет друг друга.
Закончив преподавательскую работу, они уехали жить подальше от городской суеты, в клепиковский район, где прекрасные мещерские места. Освоили компьютер, а потому не испытывают недостатка в общении и, как и прежде, в курсе всех культурных, литературных и лингвистических событий. Борис Андреевич занимается научной работой, а Ольга Сергеевна помогает ему и ведёт дом, создавая необходимые условия для деятельности мужа в их любимом и уютном имении. А еще они любят цветы и с большой любовью выращивают их, выписывая различные семена через Интернет-магазины. Особенно культивируют розы, на которые приходят смотреть сельчане, искренне полюбившие своих новых земляков, дом которых стал на селе центром культуры и интеллигентности.
К ним часто приезжают бывшие выпускники, которых Ольга Сергеевна и Борис Андреевич встречают с неизменным радушием.
Смотришь на них и радуешься тому, что они, - есть: друг для друга, для своих детей, для внуков, для нас – их бывших студентов, которым они смогли передать любовь к родному языку и литературе, научили понимать красоту речи и ценить слово, различать оттенки его и быть внимательными к интонации. Они остаются той высокой планкой отечественной культуры, к которой нужно стремиться и которую, вопреки всему, нужно очень бережно сохранять, чтобы ни в коем случае не уронить её в нынешнее глухое время.

03.07.2016










Рейтинг работы: 0
Количество рецензий: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 152
© 04.07.2016 (Миоль) Ольга Мищенкова
Свидетельство о публикации: izba-2016-1715713

Рубрика произведения: Разное -> Публицистика













1