Гаврилов




К 100-летию РГУ им. С.А.Есенина



Всё больше и больше мемориальных досок на домах, увековечивающих память о выдающихся земляках, можно встретить на улицах Рязани. И это правильно, потому что и наш город богат именами, забывать которые было бы непростительно, а потому напоминание о них обязательно нужно оставить последующим поколениям. Чтобы помнили…

С коллегой-филологом мы шли по улице Циолковского и остановились возле дома, в котором жил известный педагог, скрипач В.Ф. Бобылёв, о чём нам сообщила мемориальная доска на фасаде. Музыкантам имя это хорошо известно, а другие, пробегая мимо, хоть на секунду, но остановятся, наткнувшись на такого рода информацию. Из нас двоих Владимира Фёдоровича знала я, поэтому и стала рассказывать о нём своей собеседнице, пока мы шли к Театральной площади. Кажется, обеим пришла в голову одна и та же мысль, когда перед нами показалось здание университета культуры, в котором до конца дней своих работал Игорь Николаевич Гаврилов – выдающийся, без преувеличения, деятель культуры Рязани, профессор, литературовед и литератор, переводчик, журналист, театральный критик, редактор Областного книжного издательства, у истоков создания которого он стоял, член Рязанского клуба краеведов при областной библиотеке имени М. Горького, член Ученого совета музея-заповедника С. А. Есенина, лектор Всесоюзного общества «Знание».
Он – Учитель, которому в этом ноябре исполнилось бы 90 лет. Дом его, что на улице Свободы, был своеобразной литературной Меккой Рязани, а квартира учёного, если бы была у нас традиция увековечивания памяти, стала бы местом, где самым естественным образом мог бы разместиться литературный музей города, потому что именно Игорю Николаевичу принадлежит идея создания в Рязани литературного музея, который был открыт в городе на основе частной коллекции библиофила Ю.Н. Вобликова, но так и канул в лету. А между тем, и литературовед - краевед Гаврилов, и библиофил - краевед Вобликов были знакомы по обществу «Знание», где не раз встречались и взаимодействовали, поскольку объединяла их одна общая любовь к жизни и творчеству Сергея Есенина. Но сейчас не об этом.
Два ВУЗа Рязани могут гордиться тем, что в их стенах работал Гаврилов: РГУ имени С.А.Есенина (бывший РГПИ) и филиал московского института культуры – нынешний университет.
Просвещение (образование) и культура – единая платформа, своеобразный базис судьбы одного человека. Сейчас это выглядит почти символично, а тогда, в 1981 году прошлого века, мы, литфаковцы первого курса, были последними, кому повезло слушать Гаврилова и кого он мастерски вводил в литературоведение, оставив настолько яркий след своим лекторским мастерством, что тех знаний нам хватило на последнем курсе, когда мы сдавали литературоведение (а это уже самостоятельная дисциплина) другому преподавателю, возглавлявшему кафедру литературы, используя лекции, прослушанные три года назад у Гаврилова. Кажется, судя по экзаменационным результатам, завкаф В.В.Шахов ничего не имел против добросовестной работы своего предшественника.
Сказать о том, что уход Гаврилова из РГПИ был (и стал) большой невосполнимой потерей, это не сказать ничего. Мысль о том, что незаменимых людей нет, разбивалась на этом примере вдребезги, потому что заменить Гаврилова не смог никто. Понятно, что не набор сведений по той или иной дисциплине делают имя преподавателю, а соединение множества уникальных качеств, которые могут говорить о ярком таланте личности.
Игорю Николаевичу повезло, потому что в нём удивительным образом соединились и научная одарённость, и владение риторикой, и актерское мастерство (довелось ему блистать в своё время в студенческом драматическом театре), и литературный талант. Его стихи, которые мало известны рязанцам, были напечатаны в журнале «Сотворение» уже после ухода их автора из жизни, а потом органично вошли в Книгу Памяти, посвященную Игорю Николаевичу. Вот одно из них, датированное 1947 годом – эхо из прошлого послевоенного века. Автору этих строк только исполнилось 20 лет.

Земляника
http://www.stihi.ru/avtor/gav1926

А когда я уже не увижу рассвета…
А когда это будет? Зимой или летом?
Все равно. Будет день. Будет солнце. И дети
Лишь меня уже больше не будет на свете.

Неужели я стану землею немою,
Я, когда-то бесстрашный и неутомимый,
Я, гордившийся дружбою с правдой прямою,
Целовавший веселые губы любимой?

Нет. Весною, когда вы раскроете рамы,
В первый солнечный день я уйду из могилы
Вновь на землю ростком земляничным упрямым,
Сладкой ягоды детства, знакомой и милой.

О Гаврилове ходят легенды, потому что целые поколения литфаковцев имели счастье быть студентами этого выдающегося преподавателя. Он умел говорить, но и держать паузу тоже умел. Его паузы, порой, были красноречивее слова и запоминались студентами ничуть не хуже. Сегодня думаешь о том, что этим человеком, имя которому «Гаврилов», была дана совершенная модель преподавателя – знающего, умеющего эти знания преподнести так, что они оставались в памяти навсегда. Нет никакого сомнения, что и самые престижные российские ВУЗы могли бы гордиться таким преподавателем. «Говоря о заслугах Игоря Николаевича Гаврилова перед Рязанью и всем краем рязанским — заслугах, безусловно, выдающихся, в первую очередь называют его многолетнюю преподавательскую деятельность в пединституте и институте культуры. По ряду параметров она действительно эталонная, что подтвердят, я думаю, все его ученики, в которых, как написал мне однажды сам Игорь, он растворился», - говорил в прощальном слове Виктор Кожемяко.
Помнится, как мы ходили слушать гавриловские лекции на территорию рязанского кремля, где тогда находился лекторий Всесоюзного общества «Знание». Афиши о лекциях вывешивались в городе, на лекции ходить никто не принуждал, но зал всегда был заполнен, потому что Гаврилова хотелось слушать, его очень не хватало литфаку, когда он сделал выбор в пользу института культуры.
Сейчас понимаешь, что, конечно, институту культуры без Гаврилова – как? И понимаешь также, что совершенно невозможно институту культуры без Гаврилова! И это, безусловно, справедливо, потому что на нашу рязанскую культуру гавриловых нужно много, только тогда она станет к у л ь т у р о й, перестав быть «рязанской», хотя именно для рязанской культуры Игорь Николаевич сделал чрезвычайно много, собрав воедино имена всех выдающихся литераторов нашего края. Венцом его литературоведческого творчества стал биобиблиографический словарь «Писатели и Рязанский край» и монографические работы «А.Солженицин в Рязани», которые занимают заметное место в нашем краеведении.
Вместе с В.И. Астаховым И.Н. Гаврилов создавал мемориальный музей - заповедник в Константинове. Он по праву считается учителем многих рязанских поэтов. « Я растворился в своих учениках, » - не раз говорил Игорь Николаевич. Его учениками с гордостью называли себя В. Авдеев, А.Архипов, Б. Шишаев, В. Хомяков и многие, многие другие. И.Н. Гаврилов – автор более ста научных публикаций, имеющих большое значение для науки. Он состоял в переписке с Л.В. Маяковской, сестрой поэта, с Л.Р. Шейниным, с есениноведом Вдовиным. Часть переписки опубликована в «Книге Памяти», посвященной И.Н.Гаврилову.
Дружбой с этим человеком, которая началась в далёком 1956 году, гордился известный столичный журналист В. Кожемяко, отозвавшийся пронзительным некрологом на кончину друга.
Сегодня, когда не за горами юбилей Игоря Николаевича, хотелось бы ещё и ещё раз напомнить рязанцам о нём. Статьи, воспоминания, книги, вечера памяти. Всё это будет, конечно. И ещё – мемориальная доска на доме по улице Свободы, в котором жил этот яркий человек, - очень нужна тем, кто останется жить завтра, послезавтра, после-после… «Учителями славится Россия, Ученики приносят славу ей! Не смейте забывать Учителей!» (А. Дементьев). И. Н. Гаврилов был талантливым учеником и талантливейшим Учителем, а потому имя его должно навсегда остаться в истории культуры Рязанского края, а если выходить за его границы, то и в истории Отечества, имя которому – Россия.

28.06.2016, специально для "Новой газеты"






Рейтинг работы: 0
Количество рецензий: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 153
© 29.06.2016 (Миоль) Ольга Мищенкова
Свидетельство о публикации: izba-2016-1711595

Рубрика произведения: Проза -> Эссе













1