До чего же вкусные пирожки пекла баба Люба! Мягкие, пышные, с румяной хрустящей корочкой. А начинки какие! Вроде бы и незатейливо, а все одно – пироги бабы Любы славились по всей округе.
«Ум отъешь», - говаривал про ее стряпню дед Василь, который однажды и впрямь из-за нее чуть было не лишился рассудка.
I.
Дед Василь появился в их деревне совсем недавно и сразу снискал уважение деревенских, заслужив славу мастера на все руки. Жил он, правда, одиноко и был нелюдим, потому никто о нем существенного ничего сказать не мог. Однако судьба его оказалась не из легких. Трудно было поверить, глядя на него, но некогда он слыл весельчаком и балагуром, пока в одночасье не потерял и жену и сына. Навсегда в памяти его осталось то утро, когда провожая их на дачу, посадил в электричку. И уже дома из новостей узнал о железнодорожном крушении…
После того его уж ничего не держало в городе. Он взял расчет на заводе и завербовался в геологическую экспедицию. Всю страну исколесил, многое повидал. Ходил бы и дальше, да начались проблемы со здоровьем. Приговор врачей – срочный переезд на постоянное место жительства в деревню, причем, не абы в какую, а именно в средней полосе. А куда ехать, если нигде и никого? И вспомнился ему тогда случайный попутчик, с которым довелось однажды провести несколько дней в поезде. Тот ехал к себе на родину и всю дорогу с упоением рассказывал, какие у них замечательные места.
Так дед Василь оказался соседом бабы Любы.
II.
Баба Люба, напротив, и родилась, и выросла здесь. И дальше райцентра выезжала всего-то раз пять за жизнь.
В молодости была она одной из первых красавиц у себя в деревне. И муж достался ей под стать. И такой же, как она, работящий. Жить бы да радоваться. Но война разом разрушила все. И осталась Любаша одна с двумя малыми детьми на руках.
Лишь спустя десятилетия сын сумел разыскать место гибели и захоронения отца. Хотелось Любе съездить туда, поплакать на могилке, но не смогла: далеко, и здоровье не то.
Давно дети обзавелись своими семьями, разъехались, кто куда. Мать к себе звали не раз. Но та, как только дочь в очередной раз попыталась завести речь о переезде, сказала, как отрезала: «Здесь родилась я, здесь меня и похороните». Разговор на этом был окончен.
III.
Баба Люба готовилась к встрече гостей, приезд которых ожидался по случаю ее дня рождения. С утра замесила тесто, и к обеду пышущие жаром пирожки уже стояли на столе. Оставалось вскипятить самовар. Когда вдруг выяснилось, что шнур от него, хранимый в чулане, безнадежно испортили мыши. Самовар же, начищенный до блеска, всегда стоял на почетном месте, и чай в нем кипятился лишь по особым случаям. Сама баба Люба обычно пользовалась стареньким чайником, верно прослужившим ей много лет.
С подобной проблемой ей, хоть и привыкшей обходиться в доме без мужских рук, было не справиться. Выход один – звать соседа.
Дед Василь хоть и откликнулся, но пошел с неохотой. Бабку в деревне уважали, но побаивались за ее крутой нрав. Рассказывали, что после войны сватались, приходили к ней не раз, да она всех ухажеров быстрехонько отшивала. Так и жила сначала для детей, а потом опять же для них, только уже без них.
…Спустя минут сорок самовар вовсю пыхтел. А Василь отремонтировал еще светильник, который загорался, если только получал щелчка, и так кое-что по мелочи. Хозяйка же тем временем уже уставила стол всякой всячиной.
Надо сказать, что не только рецепт знаменитых бабы Любиных пирожков хотели заполучить хозяйки всей округи. Всегда у нее в погребе стояли грибы: соленые, маринованные. И здесь равных ей было не сыскать. Да и вообще стряпухой баба Люба была отменной. Дед Василь же давно не едал ничего подобного, и знай наворачивал щи, пирожки, грибочки… и все поглядывал в сторону соседки: «Зря люди на нее наговаривают. Вон и хозяйка какая хорошая – чистота везде. Видать, и в молодости была ничего…»
Внезапно дед Василь почувствовал себя неважно. Заторопился, пошел к выходу. Вдруг, уже на пороге помутилось в глазах … и последняя мысль: «Точно ведьма… отравила ведь…»
IV.
Первое, что увидел дед Василь, очнувшись с сильной головной болью в больничной палате, было встревоженное лицо склонившейся над ним соседки.
- Эк тебя скрутило-то, милок. Ну, кто же молоко с солеными грибами-то мешает. Да и головой о порог как ударился, когда падал – вон шишка какая. И куда я глядела! Тоже мне гостя встретила, обрадовалась!
Деду Василю пришлось еще пару дней провести в больнице. А уж оттуда-то он выписался …прямиком в хату к бабе Любе, которая свои знаменитые пирожки печет теперь не только к приезду гостей.
Николай Бутылин 16.12.2010 11:27:59 Отзыв:положительный Хороший рассказ и написано образно!
Повезло деду на старости лет!
Да и бабке - тоже... Вообщем, как в песне:
"Связал нас черт с тобой
веревочкой одной!"
Желаю Вам любви и творческих успехов!
Ольга Шаховская 26.04.2010 14:17:51 Отзыв:положительный Арина! Очень понравился
рассказ о простых людях!
Нравится слог, бережное отношение к языку!
Удачи Вам!:-))
Ольга
Андрей Чернышев 22.04.2010 09:16:22 Отзыв:положительный Очень добрый, простой и душевынй рассказ.
Вроде бы обычная житейская история, а читается с таким теплом....
Галина Суханова 21.04.2010 23:13:20 Отзыв:положительный Хороший рассказ, добрый! А счастье, оно ведь не в одних пирожках, истосковался Василь по душевному теплу и доброму отношению. Спасибо, успехов Вам в нашей избушке! Галина.