КИЕВ. ВТОРАЯ МУЖСКАЯ ГИМНАЗИЯ


                В 1836 году, в Киеве была открыта ВТОРАЯ МУЖСКАЯ ГИМНАЗИЯ .(с 1 января 1836 года)-АЛЕКСАНДРУ ГРИГОРЬЕВИЧУ ПЕТРОВУ (1803 -1887).

ТОРЖЕСТВЕННОЕ ОТКРЫТИЕ ГИМНАЗИИ

            
8 января 1836 года состоялось торжественное открытие 2-й гимназии, получившей статус губернской, потому что её директору поручено было заведывание всеми училищами губернии, как уездными, так и приходскими.
            В церкви Михайловского монастыря, по просьбе директора, викарием Киевской епархии, отцом Владимиром ( в миру ВАСИЛИЕМ ФЕДОРОВИЧЕМ АЛЯВДИНЫМ), была совершена литургия.             Среди присутствовавших были: Почетный Попечитель гимназии- польский дворянин, отставной гвардии полковник - ВЛАДИСЛАВ ВЛАДИСЛАВОВИЧМОНТРЕЗОР, учителя и учащиеся гимназии.
После все отправились в здание гимназии, куда в 11 часов прибыли: участник войн против Наполеона, генерал-губернатор граф АЛЕКСАНДР ДМИТРИЕВИЧ ГУРЬЕВ(1785—1865); генерал от инфантерии адъютант М.И.Кутузова, с 1841 года командующий отдельным воинским корпусом вКиеве - ПАИ́СИЙ СЕРГЕ́ЕВИЧ КАЙСА́РОВ(1783—1844); попечитель Округа, основатель и первый попечитель Киевского университета - ЕГОР ФЁДОРОВИЧ (ГЕОРГ ФРИДРИХ) ФОН-БРАДКЕ (1796—1861); комендант Киева генерал-лейтенант ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ ТУРЧАНИНОВ(1776—1839); проректор Киевского университета - ВЛАДИМИР ФРАНЦОВИЧ ЦИХ , а также профессора университета , среди которых могли быть : САВВА ОСИПОВИЧ БОГОРОДСКИЙ(1804—1857) и родной брат польского поэта Адама Мицкевича - АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ МИЦКЕВИЧ.
            Отец Владимир совершил молебен и окропил классы новой гимназии святой водою. Учитель русской словесности и логики - В . А. УНТИЛОВ произнес речь «Об успехах просвещения в России». В завершении торжества был исполнен народный гимн.

ЗДАНИЯ ГИМНАЗИИ

В течение первых двадцати лет, гимназия несколько раз меняла адреса. В начале был нанят двухэтажный домнапротив современного Мариинского парка,принадлежавший участнику войн с Наполеоном генерал- лейтенанту - Василию Васильевичу Гербелю . Затем гимназия находилась то на Подоле,на улице Сковороды, 1; тона углу Крещатика и улицы Лютеранской в двухэтажном кирпичном доме последнего киевского войта, купца 1-й гильдии и бурмистра- ГРИГОРИЯ КИСЕЛЕВСКОГО (1837 год); то в доме русского купца 1-й гильдии, мецената и почётного гражданина Киева- МИХАИЛА ПАРФЕНТЬЕВИЧА ДЕГТЕРЕВА,     то в доме КОЗЛОВА на углу Бибиковского бульвара (б. Тараса Шевченко) и улицы Владимирскойи некоторых других.
Любопытно, что в августе 1838 года главы 152-х подольских семей обратились к властям с ходатайством, чтобы под Вторую гимназию город передал дом известного киевского купца Назария Сухоты. Через год вопрос был решен и здание передали ... Третьей гимназии.

Наконец, в 1856 году , по проекту архитектора ПАВЛА ИВАНОВИЧА ШЛЕЙФЕРАна Бибиковском бульваре (сейчас б. Тараса Шевченко 18) для гимназии было построено двухэтажное здание в стиле позднего классицизма.

                Архитектор ПАВЕЛ ИВАНОВИЧ ШЛЕЙФЕР (1814 -1879) родился в Киеве. В 1840 году окончил вольнослушателем Петербургскую Академию искусств. В 1846-1849 годы - преподавал рисование в Киевском институте благородных девиц. С 1852 года — архитектор Киевского учебного округа.
Автор многочисленных живописных портретов, экспонирующихся в коллекции Национального художественного музея, среди которых — «Портрет жены».

                Композиция фасада равномерно ритмична, асимметрична. Внутреннее планирование коридорного типа с двусторонним расположением помещений. Перекрытия плоские, вестибюля - сводчатые.
В последующие годы, с увеличением количества учеников и возрастающей потребности в новых учебных и вспомогательных помещениях, здание неоднократно достраивалось и перестраивалось. Так, в 1870-72 годы по проекту того же архитектора П. И.Шлейфера к первоначальному объему на линии фасада со стороны улицы Владимирской был пристроен двухэтажный корпус длиной 8,5 метров; в 1881-82 годы к главному корпусу со стороны двора была сделана двухэтажная кирпичная пристройка; в 1884-85 годы- добавлена двухэтажная кирпичная пристройка к главному корпусу на линии фасада с западной стороны; в 1885 году – сделана пристройка к флигелю, в котором содержались квартиры директора и инспектора гимназии. В 1886-87 году, на втором этаже устроена домовая церковь.

            Во время первой мировой войны в помещении гимназии содержался госпиталь Всеросийского земского союза на 29 палат.
            В 1958 - 1961 годы здание было реконструировано и надстроено двумя этажами.
            В послереволюционное время в здании находилась Совпартшкола, в послевоенное —
Министерство просвещения УССР, затем - телефонная станция.
Теперь здесь -«Укртелеком».

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ


                Вторая гимназия, так же как и Первая, стала классической, то есть в ней преподавали два древних языка: латынь и греческий, кроме того - французский и немецкий и, естественно, русский с церковно-славянским. Значительное внимание в гимназии уделялось изучению: математики , физики, истории, географии, а также рисованию и гимнастике. За исключением физики, которую изучали только в 6 и 7 классах, все остальные предметы преподавались с первого по седьмой класс.

                Кроме того, заметное место в гимназии отводилось музыкальному и хоровому искусству, способствовавшим формированию у учеников эстетичного вкуса. В течение учебного года гимназия устраивала два-три литературно-музыкальных вечера на которых выступали хор и оркестр.
Ежедневно в гимназии было четыре урока, по 1,5 часа каждый, утром от 8-ми до 11-ти часов и от 2-х до 5-ти часов после обеда; по средам для старших классов - только утром. Таким образом преподавание во всех классах гимназии, за исключением, конечно, воскресных и праздничных дней да еще среды для четырех старших классов, должно было продолжаться шесть часов.

                В отличие от Первой гимназии, в которой учились преимущественно дети дворян, Вторая гимназия с самого начала была рассчитана на «разночинцев», поэтому состав гимназистов был достаточно пестрым как по социальному, так и по национальному и религиозному составу.

ГИМНАЗИЧЕСКАЯ ФОРМА

И педагоги, и гимназисты носили форму.
У учителей на сюртуке были золотого цвета пуговицы с изображением пеликана, кормящего птенцов. Это был символ полной отдачи учителями своих знаний ученикам. Ведь по преданию, пеликан, чтобы накормить птенцов, разрывал свою грудь.
Гимназисты носили синюю фуражку с белым кантом и посеребренным гербом из скрещенных веточек лавра (между ними помещался номер гимназии), черную куртку-тужурку навыпуск, подпоясанную лакированным ремнем, где посередине светлой пряжки также был выбит номер гимназии. В торжественных случаях полагалось надевать мундир из синего сукна, отделанный по воротнику серебряной тесьмой – галуном. Но нарядные мундиры были не у всех. Уличной одеждой была шинель серого сукна со светлыми пуговицами и синими петлицами. Что касается прически, то требовалось, чтобы волосы были коротко подстрижены

О порядках в гимназии вспоминал Н.Я. Барановский: « По возвращении из гимназии двери наших пансионов затворялись на ключ, и мы никуда не выходили. В праздничные дни, если присылали за нами лакеев, нас отпускали; но отлучиться самому из пансиона, или без лакея, было немыслимо; привилегией этой пользовались только 6 старших воспитанников, носивших на плечах погоны и наблюдавших за порядком в 6 отделениях, по числу комнат для занятий и классов: они в праздничные дни могли выходить из пансиона сами, но предупредив надзирателя.»


При открытии гимназии, было решено перевести в неё часть учащихся младших классов из Первой гимназии , поскольку , как разумно заметил учитель гимназии и автор исторического обзора о гимназии за 50 лет - Никифор Степанович Тумасов , -« они до того переполнены были учениками, что перевести часть их во 2-ю гимназию значило освободить одну от лишнего бремени, а другой сразу дать возможность функционировать.» Таким образом, уже к 1 февраля 1836 года , то есть через месяц после открытия, в гимназии было 246 учеников, а в конце года число учащихся возросло до 354, из них 308 поступило из 1-й гимназии.

На 1 января 1906 года в гимназии обучалось около 700 учеников.

ПОПЕЧИТЕЛИ ГИМНАЗИИ

            Почетными попечителями гимназии были: известный украинский предприниматель и меценат ФЕДОР АРТЕ́МЬЕВИЧ ТЕРЕЩЕНКО(1832-1894)- тот самый, который в своем доме на улице Терещенковской, 9 устроил картинную галерею, известную , как киевский художественный музей. В частности, на средства Ф.А.Терещенко для домовой церкви гимназии были выполнены иконостас и внутреннее обустройство .

            С 1896 по 1919 год – почетным попечителем гимназии становится управляющий сахарными заводами Ф.А. Терещенко и муж его племянницы Софьи Семеновны Терещенко,глава Южнорусского общества поощрения земледелия и сельской промышленности, член ценовой комиссии Киевского земельного банка и еще четырех русских банков, редактор журнала «Хозяйство» - МИХАИЛ ПЕТРОВИЧ ШЕСТАКОВ
(
1856 -1926 ).

            Время от времени гимназии оказывали содействие и другие благотворители. В частности, архитектор Людвиг Станзани в 1872 году, незадолго до смерти, распорядился в завещании продать , принадлежавший ему участок на улице Фундуклеевской (ныне – ул.Б.Хмельницкого) и часть денег выделить Второй мужской гимназии для финансирования стипендии его имени.

Председатель Киевской археографической комиссии, инспектор народных училищ Киевской губернии(1840 – 1843), помощник попечителя Киевского учебного округа(1843-1856) - Михаил Владимирович Юзефович (1802-1889) - для библиотеки гимназии– вручил билет на 11 рублей серебром для получения в книжной лавке книг, а Почетный попечитель киевских гимназий, колежский асесор Дмитрий Злотницкий передал 420 рублей серебром за найм квартиры для 33 учащихся гимназии, а также для приобретения для неё мебели и столового белья.

ДИРЕКТОРА ГИМНАЗИИ

САВВА ОСИПОВИЧ БОГОРОДСКИЙ (1839- 1848), НИКОЛАЙ АРКАДЬЕВИЧ РИГЕЛЬМАН (1850- 1854 ) ; ИВАН ИВАНОВИЧ СЛЕПУШКИН; НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ ГРЕНКОВ, ЕГОР ПАВЛОВИЧ СТЕБЛИН-КАМИНСКИЙ, ИВАН ЯКОВЛЕВИЧ САМОЙЛОВИЧ, АЛЕКСЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ ПОПОВ, В.В.ВИЛУЕВ (1861-1864), ОНИСИМ ИВАНОВИЧ ПЯСЕЦКИЙ(в конце 1880-х – начале 1890-х) , Н. П. КУСТОВ и ТРАХИМОВСКИЙ.

С 1839 по 1848 год директор Второй гимназии и училищ Киевской губернии - криминалист-правовед САВВА ОСИПОВИЧ БОГОРОДСКИЙ(1804—1857) 6 июля 1835года был назначен вКиевский университет исполняющим должность ординарного профессора законов государственного благоустройства и благочиния, в 1837году назначен управляющим Киевским учебным округом.
Им также составлен проект об устройстве при 2-й гимназии механической школы, а также о введении в гимназиях преподавания сельского хозяйства.
«Отличаясь обширной учёностью и высокими качествами ума, С.О.Богородский вёл дело преподавания серьёзно и вполне научно, сообщая слушателям многосторонние сведения. Рядом с профессорской шла административная деятельность Богородского; несколько раз он был деканом юридического факультета, три раза был избираем проректором университета и, по этому званию, часто исполнял должность ректора.»Чалый: «Савва Осипович Богородский - был человек большого ума и образования, но в нем не доставало той сердечной теплоты, без которой на педагогическом поприще нельзя сделать и шага. Во внешних его приемах проглядывал след грубого семинарского воспитания, дававшего всякому чувствовать, что пред ним директор и профессор. Как энергичный администратор, он, может быть, принес и большую пользу в этом отношении, но как педагог он не годился никуда.»

В 1850 – 1854 годы директор Второй Киевской гимназии и директором училищ Киевской губернии-археограф, писатель, музыкант, один из создателей и руководителей Киевского отделения русского музыкального общества , общественный деятель, автор записки относительно необходимости освобождения крестьянства от крепостной зависимости, активный участник подготовки и проведение крестьянской реформы- НИКОЛАЙ АРКАДЬЕВИЧ РИГЕЛЬМАН (1817-1888) окончил первое отделение философского факультета Московского университета, а затем продожил учебу в Праге и Вене.

НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ ГРЕНКОВ (1806-?)
Выпускник Тамбовской духовной семинарии. В 1836 году, при открытии гимназии, был приглашен на должность учителя математики , как сказано в Приказе министра народного просвещения «учитель 1-й гимназии, действительный студент Педагогического Института Н . М. Гренков.» 19 декабря 1861 года Приказом министра народного просвещения « статский советник Гренков, уволен от службы, по болезни с мундиром.»
«Директор Гренков, ревностный блюститель казенных интересов,- писал о нем Миха́ил Корнеевич Чалый,- еще не вполне оконченный дом для 2-й гимназии поспешил занять.»украинский фольклорист, музыкальный теоретик и хоровой дирижер, учившийся у него в Первой гимназии - Александр Иванович Рубец (1837-1913), - был небольшого роста, с плешью, которую он прикрывал большими волосами, с длинным носом, по которому он всегда водил и гладил рукой. Он хотел, чтобы ученики его любили и почитали, как своего благодетеля. Он всегда придирался к баллам, которые были поставлены в журнале, и когда был недоволен, то надувался и пыхтел и на два тона выше делал выговоры ученикам.Речь его была всегда нескладна, и ученики любили его передразнивать и повторяли его слова с его же интонацией; он тогда плевался и говорил: «идите к чорту, бесенята, невоспитанные! Такой сын не принесет никакой радости своим родителям, а только скорбь».

ЕГОР ПАВЛОВИЧ СТЕБЛИН-КАМИНСКИЙ (1815 -1882) - окончил Полтавскую гимназиюи этико-филологический факультет Харьковского университета. Прежде чем был назначен директором Второй гимназии, служил учителем Каменец-Подольской, Винницкой и Полтавской гимназии, инспектором Первой Киевской гимназии и инспектором казенных учебных заведений Киевского учебного округа, директором Нежинского Лицея (1856-1866). Впоследствии Е.П.Стеблин-Каменский был назначен губернатором Виленской губернии. « Вступив в должность директора, - писал Миха́ил КорнеевичЧалый,- Егор
Павлович
сейчас же отменил сечение учащихся и вообще сильно ослабил бразды правления, уже черезчур натянутые Гренковым». С другой стороны, вспоминал М.К.Чалый: «Стеблин-Каминский свысока относился к своим новым сослуживцам и очень небрежно к своим обязанностям. Приходил он в гимназию только на большой перемене— побеседовать с преподавателями, и никогда не заглядывал в классы».Н.Я. Барановский вспоминал: «Идеалом нашим и всеобщим любимцем воспитанников старших классов был
Е.П. Стеблин-Каменский

19-го декабря 1861-го года директором 2-й гимназии и училищ Киевской губернии был назначен надворный советник - В.В.ВИЛУЕВ, до этого служивший директором белоцерковской гимназии, а уже в 1864 году В.В.Вилуев назначается на должность попечителя всех школ Варшавской губернии.Вот как рассказывает М.П.Драгоманов, служивший тогда учителем во 2-й киевской гимназии, о том, как В.В.Вилуев приглашал его с собой в Варшаву. «Как же вы меня зовете в Варшаву, когда недавно чуть не на всю гимназию нигилистом назвали? Какой из меня усмиритель Польши?» — отвечал на приглашение Драгоманов. «Именно поэтому я Вас и зову, — горячо сказал Вилуев, — что Вы «нигилист». Вы рационалист и демократ, а нам в Польше (Вилуев любил говорить как государственный муж) такие и нужны. Мы боремся там не с национальностью поляков, а с римским клерикализмом и аристократией.». Не менее любопытна та градация , которую предлагал В.В. Вилуев к определению типов школ. Все население страны он подразделял на три группы и для каждой из них предназначал определенный тип школы. «Первую группу, — говорил он, — составляют земледельцы, мелкие ремесленники и все те, у которых забота о насущных потребностях, необходимых для поддержания и сохранения физической жизни, берет перевес над жизнию духовной. Эта группа обрабатывает и перерабатывает естественные произведения и делает их возможными для употребления целого народа. Вторая группа состоит из промышленников и торговцев, которые вещества, приготовленные первою группою, приводят в движение, подвозят и предлагают их отдельным членам народа для употребления. Обеспечение в материальном отношении и занятия, требующие большего развития духовных способностей, споспешествуют перевесу духовной природы второй группы над физическою. Наконец, третья rpyппа, по преимуществу размышляющая, познающая и разумно-желающая, поддерживает сознание народа й сосредоточивает в себе всю духовную жизнь его. Эта группа правит и руководит народом» . Для первой группы, по его мнению, - вполне достаточно низшей школы, примерно такой, какая намечалась проектом устава низших и средних училищ (низшее народное училище). Для второй - он отстаивал высшую народную школу, равную по общему курсу прогимназий, но ни в коем случае не дублирующую курса последней.Для третьей - предназначались прогимназии и гимназии, составлявшие два неразрывных звена средней школы. Каждая школа, таким образом,должна была преследовать строго определенную цель.

«Потом директором гимназии, - вспоминал В.В.ШУЛЬГИН,- стал АЛЕКСЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ ПОПОВ, он же читал историю. Был строг, требовал четкой хронологии, делал письменные проверки, причем каждому ученику давал свою тему.

Один из организаторов первой в Российской империи системы воскресных школ, а также начальник Женской гимназии - ИВАН ИВАНОВИЧ СЛЕПУШКИН(1833-1872); Оставил воспоминания «Первые годы Киевской 2-й гимназии»

В 1852–1861 годы работал учителем словесности, а также инспектором и исправляющим должность директора 2-й киевской гимназии - литературовед, журналист, педагог, общественный деятель, автор воспоминаний о Второй гимназии и первой работы, посвященной биографии и творческому наследию Т. Шевченко - МИХАИЛ КОРНЕЕВИЧ ЧАЛЫЙ (1816–1907). Стоит особо отметить, что в гимназии М.К.Чалый учился вместе с русским педагогом, основоположником научной педагогики в России - Константином Дмитриевичем Ушинским. В 1844 году окончил Киевский университет, а затем около 30 лет преподавал в гимназиях Немирова, Киева и в Нежинском лицее . 19 декабря 1861 года коллежский советник М.К.Чалый был назначен директором Белоцерковской гимназии. В 1859 году состолось знакомство Михаила Корнеевича с Т Шевченко , после чего некоторое время переписывался с ним, распространял его произведения, а также начал собирать материалы о жизни и творчестве Т Шевченко . С 1882 года был членом редакционной коллегии журнала «Киевская старина». Участвовал в движении за создание воскресных школ .

ИНСПЕКТОРА ГИМНАЗИИ:
ФИЛИП АЛЕКСАНДРОВИЧ МИЛОВИДОВ и ГУГО ЭРНЕСТОВИЧ ТРАУТФЕТТЕР

6 февраля 1845 года был назначен инспектором 2-й Киевской гимназии- брат ботаника и натуралиста, знатока русской флоры- Рудольфа Траутфеттера - ГУГО ЭРНЕСТОВИЧ ТРАУТФЕТТЕР ( 1812 ). Образование получил в Дерптском университете. В 1835—1845 годах был комнатным надзирателем и учителем в Виленском Дворянском институте. Некоторое время исполнял обязанности директора училищ Киевской губернии. С августа 1848 года был директором Ровенской гимназии. В 1856 году он уже — директор Подольских губернских училищ.

ВРАЧИ ГИМНАЗИИ

При гимназии был свой медпункт. Так, есть указание, что в 1841 году, при гимназии служил врачом некто КАРЛ-ФРИДРИХ ФОН ДЕР ФУР, который до этого заведовал зоологическим кабинетом киевского университета.
Кроме того, врачами гимназии были- ФЕДОР СТЕПАНОВИЧ БУРЧАК и АЛЕКСАНДР ТИМОФЕЕВИЧ ТУРОВЕРОВ
ФЕДОР СТЕПАНОВИЧ БУРЧАК (1863-?). был также преподавателем гигиены. С 1888 года, после окончания медицинского факультета Киевского университета, работал сельским врачом в Минской губернии. В 1904 году - колежский советник, врач в Киевской Духовной семинарии. В 1915 году - член Киевской Городской Думы, а с 1916 года - киевский городской голова, член комиссии по сооружению памятника Тарасу Шевченко.
Фельдшер гимназии – ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ СУЛИМА-СИЛЬВАНСКИЙ





Рейтинг работы: 0
Количество рецензий: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 257
© 23.05.2016 Влад Каганов
Свидетельство о публикации: izba-2016-1683087

Рубрика произведения: Проза -> Очерк











1