Русский портрет в лондонской галерее


Золотой век» российской культуры в портретах, в Англии
В конце апреля, были на выставке русского портрета в Национальной портретной галерее, в Лондоне. Билеты туда подарила нам дочь, на мой день рождения…
Впечатление от просмотра остаётся сильное!
Правильно говорят, что «большое видится на расстоянии». Так и с родной культурой, к которой так привык, что не замечаешь её особенностей…
Рассматривая работы, в двух небольших комнатах, я вспоминал не только русских живописцев, но и знаменитых на весь мир писателей, композиторов, актёров и музыкантов.
И невольно, появились мысли, понимание того, что девятнадцатое столетие в России, включая «серебряный век», принесли миру русские сокровища культуры, на «золотом блюдечке» самобытности и глубины непознанных смыслов.
Именно сплав поэзии прозы, музыки и живописи и составляю сердцевину этого культурного русского феномена.
На этой выставке, мы увидели портреты кисти Репина, Серова, Ге и многих других художников-реалистов, показывающих внутренний мир писателей, поэтов, драматургов музыкантов и актеров. Они, всколыхнули в душе чувство гордости за русский гений, который после долгих столетий молчания и пребывания «внутри себя» – вспомните реплики Петра Чаадаева, - вдруг проявил себя с необычной всесторонней мощью и глубиной!
И ещё, обобщая впечатления, подумалось, что именно реализм в различных искусствах, является ядром процесса развития форм и содержания любого творчества, будь то живопись, музыка или литература.
Именно из этого содержательного центра, идёт, расширяясь концентрическими кругами, процесс развитие возможностей новых форм и содержания, на периферию, в сторону уточнения и раскрытия разнообразия приемов и методов свойственных искусствам, как таковым…
На этой выставке, прежде всего, обращает на себя внимание творчество Репина, который по масштабу дарования и развитию своего таланта через труд, можно сравнить с Толстым. Их современники, в определённом смысле, так и делали.
Жаль, что англичане так мало знают этого гения, показавшего в своих картинах не только современную ему Россию, но оживившего своей кистью многовековую историю российского народа, так отличающегося от знакомых европейских национальных характеров.
И очень жаль, что чиновники от культуры, и служащие Россотрудничества, плохо используют эту мягкую, но влиятельную силу российской культуры, для знакомства мира с достижениями русского народного гения!
Вспомните его потрясающую по драматургии картину «Царь Иван Грозный и его сын Иван». Или многофигурное полотно «Крестный ход». Или полную сожаления и грусти картину «Не ждали».
Или вот были ещё лихие и вместе добродушные казаки, в картине «Письмо турецкому султану».
Как жаль, что отечественные культуртрегеры, так непродуктивно используют «мягкую силу» русского искусства. Уверен, что англичане были бы в восторге от выставок в Лондоне Репина, Сурикова, Крамского, Серова…
Ведь в их работах так много пронзительной правды о русском народе и вместе показана сила мастерства в изображении любви и сопереживания своим соотечественникам!
Но и в России, уже в тёмные восьмидесятые годы двадцатого столетия, накануне «либеральной» контрреволюции, усилиями полуграмотных и идеологизированных критиков, имя и слава Репина и вообще передвижников-живописцев, была забросана грязью непрофессионального, поверхностного анализа «либеральных» критиков, ориентированных на «западные» ценности…
…На этой лондонской выставке, портреты великих русских писателей помещены рядом и мы можем увидеть в их портретах не только характеры, но и догадываться о свойствах их литературных произведений. Достоевский - Перова: сухонький, с тонкими, нервными руками и напряжённым взглядом болезненного человека, невольно ассоциируется с его пронзительным творчеством, наполненным поисками цели и смысла жизни, в сумасшедшей суете характеров и чувств большого города.
И рядом Толстой, Николая Ге – олицетворение положительного здоровья и интеллектуальной мощи русского писателя. Толстой в Хамовниках, за знаменитым письменным столом, обдумывает очередную идею добра и справедливости, стараясь воплотить её в соответствующие формы. Перед нами, в его портрете, предстаёт обобщённая личность русского человека, как некий символ проснувшегося творческого духа нации!
И тут же Тургенев – Репина: грузный, седой, усталый недовольный и разочарованный тяготами жизни и разрушением мечтаний о личном покое и счастье. Этот портрет не понравился ни критикам, ни самому писателю, хотя мастерство художника позволяет увидеть в этом образе силу и величие таланта, сокрушённое жизненными обстоятельствами!
…Ну а дальше портреты русских композиторов, которые потрясли музыкальный мир Европы своими творениями и силой творческого гения всего русского народа.
Трагедию Мусоргского, написанного тем же Репиным, умирающего от алкоголизма в больничке, здесь, на выставке можно сравнить с изысканной чистотой и затаенной душевной горечью Чайковского, а аристократичный Римский-Корсаков - Серова показанный в процессе творческого создания очередного шедевра, противостоит показному эпикурейству и самодовольству миллионера Мамонтова, любителя и мецената русского искусства, ярко и подчёркнуто современно для того времени, изображённого Врубелем…
А рядом портрет Стасова на его даче, написанный Репиным. Критик изображён в красной рубахе подпоясанной кушаком, в штанах заправленных в сапоги и буйной шевелюрой на голове. Чем тебе не образ весёлого русского купца на отдыхе?!
И глядя на эти знакомые с детства лица, сознаешь, что нигде, так как в русском языке и песенности русского быта, в картинах русских художников не проявилась, столь ярко, гениальность и своеобычность русского народа.
Русские композиторы – «националисты», привнесли в мировую музыку образность чувств и картинность драмы человеческих переживаний. Начиная с «Картинок с выставки» Мусоргского, продолжаясь в удивительной мелодичности «Шехерезады» Римского-Корсакова и драматизме «Шестой симфонии» Чайковского; нарастая в творчестве Стравинского, Прокофьева и Шостаковича весь музыкальный мир Европы пережил своеобразный музыкальный Ренессанс, вдохновлённый творчеством этих личностей, составляющих плоть от плоти русского национального характера, певучести его языка, отражающего драматизм исторической судьбы великого народа!
Островский и Чехов, в этом раду портретов русских интеллигентов, представляют театральную стихию. А как продолжение линии рассказа о русском театре, идут портреты русских актёров и оперных певцов.
Хотя небольшой, и как бы смазанный портрет кисти Константина Коровина, грандиозно талантливого Шаляпина, меня разочаровал. Вспомнился другой портрет певца, где барственный, огромный Шаляпин в меховой шубе – являет собой пример жизненного успеха и самодовольства. Наверное этот многогранный талант из народной среды, оглушенный внезапным успехом и обожанием публики таким и был. Но этого портрета на выставке не было, а жаль…
И рядом, портрет великой актрисы Ермоловой – Серова: гордой, величественной и страдающей женщины в чёрном платье, с высоко поднятой головой и взглядом устремлённым вперед, в неведомое завтра.
И тут же портрет молодой женщины, тоже актрисы с грустными глазами, сидящей в мягком кресле.
И рядом, молодой актёр внушительной наружности Ленский, прославившийся ролями романтических героев.
И завершение этой серии, портрет высокой молодой актрисы Варвары Хилденбрандт – тоже Репина, в вуали затемняющей верхнюю часть лица и передающей трагические тени под глазами. Художник, на этой картине подчёркивает стройность фигуры девушки, яркими красными красками кофты и контрастно-чёрной юбки…
Завершают экспозицию портреты драматической пары поэтов уже серебряного века - Гумилёва и Ахматовой. Романтик Гумилёв изображён художницей Ольгой Кардовской на редкость невыразительно и кажется шаржировано. Его фигура на портрете в полный рост, кажется неудачным наброском, тогда как Ахматова, написанная этой же художницей, поражает дерзкой красотой азиатского горбоносого лица и отточенностью линий своего грациозного тела.
Остаётся добавить, что Гумилёв, вскоре был расстрелян за участие в контрреволюционном заговоре, а Ахматова прожила длинную наполненную творчеством, переживаниями и драмой поздно пришедшей славы…
А рядом, портрет ещё одного заводчика–мецената Ивана Морозова – кисти Серова, сидящего на фоне ярко-цветной картины Матисса, чьим поклонником и собирателем он был!
…В хорошо изданном каталоге выставки, показаны не только выставленные портреты, но есть описание их создания и коротко рассказана история русских живописцев…
В магазине галереи много книг русских писателей, на английском, а в начале экспозиции можно прочитать план мероприятий на 2016 год, в котором значатся и лекции, и конференции посвященные творчеству русских живописцев, поэтов, писателей и актёров.
В разговорами с англичанками, посетительницами выставки мы узнали, что вскоре будет встреча-лекция с бывшим архиепископом англиканской церкви Великобритании Роуеном Вильямсом, который будет рассказывать о творчестве Фёдора Достоевского.
О нем, этот замечательный эпископ написал книгу и хорошо зная русский язык, давно занимается темой, связанной с творчеством этого великого русского гения…
Остаётся пригласить и англичан и русских живущих в Англии на эту выставку и все мероприятия проводимые в этом году…

На прощанье, хочется пожелать английскому слушателю и зрителю любви и понимания, направленных в сторону российского искусства, которое обогатило и омолодило своим творчеством давнюю историю развития культуры в Европе!

Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте «Русский Альбион»: http://www.russian-albion.com или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?": http://www.russian-albion.com Е-майл: russianalbion@

Апрель 2016 года. Лондон. Владимир Кабаков






Рейтинг работы: 0
Количество рецензий: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 183
© 28.04.2016 Владимир Кабаков
Свидетельство о публикации: izba-2016-1660865

Рубрика произведения: Разное -> Публицистика











1