О воспитании. Клубное воспитание. (Из архивов)


К Л У Б Н О Е     В О С П И Т А Н И Е

В середине девяностых, мы, группа педагогов и тренеров в Санкт-Перетбурге, пытались пропагандировать идею создания местных, досуговых клубов в городах и посёлках России, для жителей: родителей и детей, дедушек и бабушек, для всех желающих. Кружки и секции в таких клубах могли быть платными и бесплатными. В таком клубе мог бы работать психолог и даже инспектор по подростковым правонарушениям, сотрудничая с педагогами в нужных случаях.
Кое – где так и было раньше. Возрастные границы таких клубов составляли бы от трёх лет, до глубокой старости…
Например, в нашем клубе был хор ветеранов, куда приходили люди, часто старше шестидесяти. Здесь они не только пели, но и общались, помогали друг другу, участвовали в концертах. А какие праздники они организовывали у себя в коллективе?!
В таких клубах, что очень важно сегодня - решается проблема социализации разных слоёв и возрастов в российском обществе. И дети, особенно подростки привыкают общаться с взрослыми, а взрослые, в свою очередь, перестают опасться "молодёжи".
Изменение социальной, этнической и культурной ситуации в России требуют прорыва в воспитательной работе. И создание таких районных, поселковых, деревенских клубов (досуговых) было бы определённым вкладом в это дело.
Отчасти, такие клубы помогут решить и проблему иммиграции. Ведь дети из эмигрантских семей, не замыкались бы в своих национальных сообществах, а участвовали бы в жизни района, округи, посёлка. И вырастая, чувствовали бы себя комфортно в общении не только с ровесниками, но и с взрослым…
В эмиграции есть много положительных сторон: это и новые рабочие руки. и новые культурно-бытовые традиции, а часто и решение демографических проблем.
Однако важно, чтобы эмигранты быстрее ассимилировались, вросли в культуру титульного этноса. И в этом могут помочь большие досуговые клубы.
А возникновение изолированных, этно-культурных общин, создаёт особые трудности и требует нового подхода в решении проблем адаптации, в том числе подрастающего поколения.
В этом случае, требуется создание объединяющей всех граждан поселения, города и даже страны, культурно – образовательной политики...
Но подробнее об этом в другой раз…
На мой взгляд, Россия сегодня переживает воспитательно - образовательный кризис обусловленный изменением социальной ситуации в девяностые годы прошлого столетия и безответственной либерализацией системы образования, проводимой без должного обсуждения, учёта традиций и наследства положительного, накопленного за долгие десятилетия, если не века, опыта воспитания и образования. Откровенно подражательные новшества в России, вводятся в обиход людьми, которые и не собираются отвечать за результаты этих экспериментов.
Либералы от образования требуют прав личности для детей в школьной, семейной, и детсадовской жизни, но за этими «горами» прав, совсем не видно обязанностей перед старшими, перед родителями, перед сверстниками, перед обществом-государством, перед Богом наконец. Псевдореформаторы, копируют западные образцы, не понимая тамошней ситуации, не зная, что "либерализм" похожий на безответственность в воспитании, приводит к неразрешимым противоречиям в западном обществе, к растущему уровню подросткового эгоизма, преступлениям и антисоциальному поведению, которое привлекает внимание не только общественности но и правительств…
Об этом феномене я писал в недавних статьях.
Последнее время к этому например в Англии относятся очень серьёзно, но исправить быстро уже ничего нельзя. Дети и подростки, предоставленные самим себе, часто не управляемы.
А ведь взрослые здесь, тоже хотели детей сделать свободными.
Но такая "свобода" оборачивается, внедряемая насильно, часто оборачивается социальным хаосом.
Даже в богатом Лондоне, например подростки в бедных районах, сбиваются в «стаи», в «банды» которые часто агрессивны по отношению к взрослым. Здесь процветает "ножевая" культура, жертвами которой становятся подростки и взрослые.
В этом случае, взрослые дяди и тёти начинают боятся своих детей. Ведь у этих «чад» есть право подавать жалобы на родителей в полицию. А потом пойди оправдайся, что ты хотел «воспитывать» своих деток…
А с незнакомыми эти «зверятки» ведут себя ещё страшней. Особенно с теми, кто другого цвета кожи, другой нации, другой культуры.
Мне рассказывали много историй. Например, русскую женщину, чернокожие девочки подростки ударили в автобусе бутылкой по голове только потому, что она не умела ответить им по английски.
Или во время моей практики в подростковом клубе , мальчик лет четырнадцати стал вдруг пинать в меня мячом, хотя видел первый раз. Полагаю , что ему не понравился мой акцент. И он был удивлён и разъярён, когда я стал на него кричать в ответ. Я конечно был в этом случае не прав, но попробуй сдержать нервы.
Я видел в этом же клубе сцену, когда мальчики лет десяти «посылали» куда подальше педагога - пожилую женщин, которая ничего с ними не могла поделать...
И это только часть того, что я видел и слышал Отсюда я сделал вывод: трусливое равнодушие и безразличие окружающих прикрывающихся красивыми разговорами о «свободах»- это ложная система воспитания.…
Россия и её граждане, сегодня, тоже могут стать заложником такой «свободы» быть эгоистом, творить зло и жить во зле.
Особенно это касается детей, которые вырастая не ощущают должного внимания со стороны семьи и родителей. Их не учат различать добро от зла в человеческом, обыденном смысле. Жертвами такого либерального воспитания становятся прежде всего сами дети и их родители, которые уже не знают, как справляться с десятилетними чадами.
Презрительно-равнодушное отношение к старшим приводят к обострению конфликта поколений, делает несчастными и одинокими не только детей но и взрослых…
Для меня ответственность родителей, взрослых, государства перед новыми поколениями очевидна. Ведь ребёнок – это детёныш природы и вне человеческого, религиозного воспитания, он превращается в зверя. Вспомните истории с потерянными в джунглях младенцами. Они вырастали «волками» если их воспитывали волки и в обезьян если родителями становились обезьяны...
И наоборот. Я знаю историю, когда девочка - сирота из самого отсталого индейского племени живущего в дебрях Амазонки, была привезена учёным антропологом во Францию и была воспитана в его семье. Девочка выросла, окончила университет и стала доктором наук…
К сожалению, внимание к воспитанию человеческих качеств в детях, во многих сообществах утрачено, и детей в первую голову учат как зарабатывать деньги и практически всеми путями…в том числе постыдными и преступными…
Школы, сегодня, занимаются обучением детей и юношества, прежде всего как экономической единицы этого сообщества, не касаясь практически, морально-нравственных принципов. Здесь играют свою роль и перегруженность учителей и установка на «деидеологизацию» школы.
В противовес этому, досуговые клубы, позволяют развивать в детях и подростках личностные, душевные качества. Тут, юные могут заниматься тем к чему душа лежит и попутно удовлетворить естественную потребность в общении ради общения, интерес к другим людям или нестандартным увлечениям.
В идеале, хотелось бы, чтобы человек в своей жизни занимался тем, что ему нравиться. Однако, пока существуют товарно-денежные отношения, человек постоянно находится под давлением экономических обстоятельств, заставляющих зарабатывать деньги, самыми разными способами,часто способами, унизительными для человеческого достоинства, социально не привлекательными, приводящим к нервным срывам и стрессам.
Задача досуговых клубов - создание «заповедников» добра и справедливости, где человек сможет реализовать свои способности, свой интерес, тем самым само выразиться, доказать, что он личность.
Что касается воспитания детей и подростков, то в клубах, идёт формирование их характеров в присутствии и с помощью педагогов, специалистов по внешкольной работе.
На основании опыта работы в досуговом клубе в России, берусь утверждать, что дети формируя силу характера до пяти лет, нравственную направленность определяют в подростковом возрасте, с десяти до двадцати лет. В этот период идёт активное формирование личности и определяется- в добро или во зло будет работать сила характера, становящаяся в раннем детстве. Поэтому так важно присутствие в судьбе подростка умного и доброго педагога, тренера, учителя жизни.
Продуктивность формирующейся личности определит дальнейшая судьба человека. Поэтому, нельзя на это жалеть ни сил ни средств. Поэтому же, необходимо развивать систему внешкольного воспитания начиная с детских садов и включая, различные клубы и досуговые центры…
Опыт работы с подростками показывает, что там, где хорошо поставлена внешкольная работа, там преступность, уровень антисоциального поведения снижается, а это открывает большие перспективы, как прямой экономии средств, так и скрытые положительные перемены в экономике, в уровне и качестве жизни…
Структуры клубов необходимо должны включать предметную занятость детей в них. Спорт, культура, профессионально-техническое образование, - эти формы внешкольной деятельности помогают детям и взрослым найти себя, преобразовывая энергию общения в приемлемое для общества русло…
Спортивные кружки, секции, спортивные школы, помогут физическому развитию детей. Ведь мы знаем, что в общеобразовательных школах этому не могут уделять должного внимания. А ещё в Древней Греции поняли, что обучение должно базироваться на развитии физической природы человека. Тренировки не только укрепляют ребёнка физически, но помогают воспитанию ответственности и положительного характера…
Культура: музыка, живопись, танцы, пение, драма - развивают творческое, эстетическое чувства в человеке, делают его мягче, отзывчивей..
Профтехобразование позволяют человеку не только получить новую профессию, но и овладеть навыками хозяйственной жизни…
Цель досуговых и подростковых клубов, главное их предназначение состоит к подготовке человека к неформальной, частной жизни, развитие индивидуальных качеств, наряду с социализацией его, развитие уровня культуры, в том числе культуры общения, которая позволяет преодолевать трагедию отдельности и одиночества нависающей над человеком в городах, городках и поселениях. В развитии этого большую роль могут сыграть религиозные организации и в частности русская православная церковь…
В России разгорелась широкая дискуссия, о пользе уроков христианства. Либеральная образованщина, горой встала против. Спрашивается почему?!
На мой взгляд потому, что они, образованцы, сторонники суррогата христианской культуры-сайентизма и индивидуализма. Эти методики, по наблюдениям специалистов, давно уже присутствуют под невинными названиями в программах школ в России. Но в них, те же христианские термины переиначены, концепции упрощены, и выдаются за взлёт социальных наук.
Однако, в этих «методиках» нет главного, нет ответа на вопрос, как в любви и согласии прожить свою жизнь с людьми и среди людей. Нет того, на чём стоит христианство - любви и сострадании…
Мне кажется, что знакомство с основами православия, как и других религий поможет человеку избежать ловушек псевдо-знания, поможет ему проживать жизнь достойно…
Социально-адаптированный человек, сохраняет развитый социальный инстинкт, до преклонного возраста, и это позволяет привлекать в досуговые клубы и центры людей разного возраста, где взрослые вместе с детьми могут в удобное для всех время, заниматься любимым интересным делом, делает их взаимосуществование осмысленным, помогает правильному пониманию человеческих задач в этой непростой жизни...

Общение на неформальном уровне позволяет перекидывать « мосты» между социальными и возрастными группами людей. Помогают лучше понять друг друга, развивают дружелюбие и взаимоподдержку, позволяет молодым безболезненно вливаться в жизнь общества, научает сбалансированному подходу к удовлетворению общих и индивидуальных потребностей. Реализация индивидуальных потенциалов увеличивает потенциал всего общества, и тем самым делает нашу жизнь более наполненной и самодостаточной.
Вспоминается светлый афоризм известного, русского писателя: «Человек рождён для счастья, как птица для полёта»…

25. 10. 2004. Лондон.

Остальные произведения автора можно прочитать на сайте «Русский Альбион» http://www.russianalbion.narod.ru/
или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?" http://russianalbion.narod.ru/linksIstina.html





Рейтинг работы: 3
Количество рецензий: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 175
© 22.04.2016 Владимир Кабаков
Свидетельство о публикации: izba-2016-1653672

Рубрика произведения: Разное -> Публицистика











1