Гл. 25. "И серебрится моцартовский вечер".


Гл. 25.  "И серебрится моцартовский вечер".

 Зальцбург. ( Австрия) май 2015 года

Из протокола допроса свидетельницы фрау AnnieVorochoff Международным отделом секретных расследований Интерпола и префектурой полиции Зальцбурга:
- Фрау Vorochoff, как Вы объясните причину Вашего отсутствия в театре, на премьере оперы «Волшебная флейта»? Почему Вас там не было?
- Венское филармоническое общество смогло оплатить лишь три взрослых билета и два детских. Мы решили, что мой муж будет сопровождать семью Яворских на спектакль вместе с сыном. Кроме того, у меня было задание от газеты, где я работаю корреспондентом, подготовить репортаж о музыкальных рукописях Моцарта. Времени было мало, поэтому я отправилась в музей Моцарта, чтобы посмотреть материалы. Они засняты на моем ай –фоне. ( Демонстрирует фото материалов из музея). Через два - три дня мы собирались уезжать из Зальцбурга, нужно было все успеть.
- Вы были в музее одна?
- Нет. Я была с моей приятельницей, фрау Верой Реддлих. Она - музыкальный критик, работает в газете «Вечерний Зальцбург». Может все подтвердить. Вот ее телефон.
- Во время посещения музея Вы не заметили ничего подозрительного? Может быть, за Вами кто - то шел, преследовал Вас?
- Нет. Абсолютно ничего не было такого. (Пожимает плечами). Кто же мог подумать?! Обыкновенная поездка в музей, на троллейбусе. Ничего такого. (Тихо плачет, уткнувшись в носовой платок.)
- Фрау, успокойтесь, прошу Вас. Вы перезванивались с Вашим мужем в день спектакля, вечером?
- Да. Вот, на телефоне последний звонок в 22 . 30. Потом он мне звонил уже из больницы.Такой ужас.. Ланочка…
- Фрау V –ff, пожалуйста, посмотрите внимательно на эти фото. Вы встречали этого человека раньше?
- Нет. Нет, никогда,.. Незнакомое лицо, совсем... Какая то странная фигура.. Как бы - дистрофик.. Фигура знакомая, а не лицо, понимаете? Это странно.
- Да? Что Вы хотите сказать, фрау V– ff?Уточните, пожалуйста?
-Я такой силуэт видела. Глистообразный, худой.. Несколько недель назад, в Н – ске, у нас на даче.. Фигура, как у погибшего Сергея Туманова..
- Вы не ошибаетесь?
- Нет. Если бы не лицо, я бы сказала, что это он. Конституция.. Основа скелета одна и та же... Мой муж - художник, эксперт, и он бы обо всем этом сказал точнее. Покажите фото ему .

(В этом месте допрос прерван. К протоколу допроса прилагается заключение криминалистической экспертизы и результатов анализа дактилоскопии.
«Нож, с тонкими краями и острым лезвием, похожий на старинный кинжал - стилет с серебряной рукоятью. В верхней грани рукояти – вставка из четырехгранного сердолика, скрывающая отверстие для яда - порошка. На левой грани лезвия следы крови первой группы, резус положительный. Кровь принадлежит потерпевшей, писательнице и педагогу, фрау Lana Javorski, 1967 года рождения, гражданке Российской Федерации.
В Зальцбурге последняя находится с супругом и дочерью по приглашению Венского филармонического общества и Международного фонда Моцарта, с целью прочтения ряда лекций по истории искусства.. Соответствующие документы и фото орудия нападения прилагаются».


Отчет о результатах дактилоскопической экспертизы: Два отдельных листа, в формате А -3, Компьютерный набор.
«Дактилоскопические узоры на правой ладони и фалангах указательного, большого и безымянного пальцев нападавшего стерты, в результате недавнего ( не более полутора месяцев) хирургического вмешательства или воздействия сильно действующих химических веществ - ядов органического происхождения. В картотеке отдела международных расследований Интерпола данный узор раннее - не зафиксирован. Является уникальным по составу.
Описанные отпечатки, согласно базе данных, принадлежат Карлу – Якобу фон Бюрнеру, профессиональному фотографу, стилисту, владельцу фотостудии на Рюнбенштарссе, 8.1984 года рождения, Фото дактилоскопического узора фаланг и правой ладони нападавшего к протоколам следствия прилагаются».

Ника:

.. Ну вот, и теперь у нас весь белый дом Зигфрида в цветных бумажках – отрывашках, билетиках, на которых мамусенька пишет записки папочке. Или мне. Или Лешику. Или папе Мише. Или Анечке.. Мама Аня, когда читает их, то шмыгает носом и поднимает вверх лицо.. Чтобы не реветь. Наверное, так..
...Мамочка, моя любимая, она совсем и не разговаривает.. Ей не разрешает врач, который называется.. Ох, как.. это слово.. Такое трудное...
Фу – фа – ниатр.. какое слово, как будто воздух выпустили из щечек.. Весь – весь... Он к нам приходит каждый день, в два часа и заставляет мамочку открывать рот, и вставляет ей в горлышко фонарик сначала маленький, потом мажет чем то все там, а потом мамочка произносит разные слоги фа, ре, фо, ля... Как будто поет.. Или читает стихи на заколдованном языке из сказки... Этот фу - ниатр очень добрый, у него борода на щеках, и когда он улыбается, то на лбу у него же делается такая гармошка из морщинок, а щеки румяные... Но я его все равно - боюсь.
И мамочка тоже - боится, потому что, когда он приходит к нам и звонит в двери, то мамочка вздрагивает, и смотрит всегда на папочку такими большими влажными глазами, что мне тут же и хочется плакать...
А мамусенька... она. Она никогда и не плачет.. Папа называет ее: « Мой храбрый зайчонок, моя ласточка, моя девочка...» Папочка целует все записки, которые ему пишет мамусенька.. Все. Когда думает, что никто не видит его.. Но я то - вижу.. Я иногда прячусь за дверью или за шторой, когда папочка работает... Он много работает...Даже и спит в кресле, за столом, пока не придет мамусенька, и не разбудит его...
И папа, он еще всегда - всегда дарит мамочке цветы.. Маленькие ландыши, фиалки.. розы в коробке.. Да, он же возит мамочку на трамвае на перевязку с папой Мишей..Долго. Каждое утро. По очереди.. Когда мамуся поправится мы все уедем... в Па - риж. Так папочка сказал.. Хоть бы скорее!
.. Мы с мамочкой часто лежим на диване, я ее обнимаю, а она гладит мои волосы, перебирает их, целует, и я ей читаю сказку про пони, который заблудился в цветах.
Это мы с папочкой написали такую сказку и спрятали в шкатулочку. А мамочка нашла шкатулочку, когда вытирала пыль на этом столе.. стеклянном.. Здесь все белое, как в снежном царстве каком – то. Холодно. Мне не очень нравится. Я слышала, как папочка ворчал, щелкая пальцами:
- Черт, Мишка, что это за дом! От холода кровь дрожит... Я боюсь, Ланушка здесь простудится совсем... И кашель не пройдет... И этот фона – тр-рр! - Папочка так долго катал во рту букву «р», что я поняла, что он тоже сердится на этого доктора... Наверное, за то, что он мучает так долго мамусеньку своей ложкой, фонариком и мазями. .. А ани – со вые конфетки его я не ем, а прячу в коробочку сердечком, которую мне подарила Анечка... Там раньше были нитки...

Грэг:
...Так много нам сюрпризов в старой Европе... Горьких, как шоколад.. По вечерам гуляем с Никушей и Вороховыми по Зальцбургу.. и часто приходим к дому Моцарта. Выкрашенный в светлый, горчичный тон, он, почему то напоминает мне питерские дома... Дворцы.. Моцартовский дом - не дворец. Но светлый, солнечный изнутри. Поднимаемся на четвертый этаж, и каждый раз Ланушка завороженно разглядывает потертый штоф на мебели цвета кофе и залитых им лепестков роз, старинные канделябры, ноты на спинете... Ей стало совсем трудно ходить, ноги непослушны, и по вечерам – ноют от боли в том месте, где были срезаны, усечены сухожилия...Мишка, я, Аня, Лешик – всегда рядом, скользим- опорой...
****
Лекцию о Моцарте вместо Ланушки, читаю я.. Слайдами и иллюстрациями помогает Аннушка. Публика несколько минут удивленно шелестит программками, переглядываясь, рассаживаясь, умолкая, тотчас, едва начинает звучать музыка...
... В сонате Моцарта номер восемь много глубоких, светлых нот.. Дрожание воды, бег лесного ручья, вздохи облаков, их пена... все отражено в этих печально – прозрачных строфах – нотах. Гениальность всегда проста, но Амадей сложен и с четырех лет, с того самого момента, когда начинает записывать ноты, макая гусиное перо в чернила. Или за ним записывал Леопольд?. Амбиции Леопольда... О них говорят. Шутят. Отчаяние и дерзость Моцарта, и скорбные ноты в музыке – не от этого ли? Скорбь, светлая, как солнце, слепящее, в дожде, сквозь перламутровый жемчуг туч... Он был ребенком Амадей, и долго.. Пытался, наперекор всему, хранить и сохранить в себе ребенка...
...Зябкого, шаловливого, мерзнущего в карете, и в комнате, и шутя сочинившего в двенадцатилетнем возрасте «Мнимую пастушку» - комическую оперу со смешением голосов, которой сам и дирижировал, с разрешения императора Иосифа Второго..
А за спиною у него лились и множились шепотки и слухи, что пишет он - не сам, и плохо знает оркестровые инструменты, и нотную грамоту, разве же можно ему позволить управлять артистами и оркестром, ведь он еще играет в куклы со своей сестрой Нанерль, все называя ее канальей, меняется с ней комнатами перед сном, одеялами, добавляет сахар в суп?!.
...Да, да, а Амадей - шутник часто пишет письма сестре нежные, простые, шаловливые. Умные. Глубокие...
В которых то и дело называет ее королевой и призывает наслаждаться здоровьем и умом в высшей степени, поддразнивая ее кокетство и природную женственность. С детской непосредственностью восторга он пишет матери о премьере своей оперы « Мнимая пастушка» , о том, что он сидел в комнате для приема вместе с курфюрстом, и весь двор, целуя руки владетельных особ, видел рядом с ними и юного композитора.. Опера понравилась всем, ее напевали и записывали, насвистывали на улицах, ... Но неужто, неужто ее написал двенадцатилетний мальчик, который часто говорит о своих ровесниках, как о бездельниках- неженках, которым не помогает даже порка и ругань... Интересно, а его ругали когда - нибудь? Нет... Может быть, и нет.. Но его подвергают гораздо худшей пытке: заставляют на ходу, с листа, делать импровизацию из музыкальной фразы Глюка, превращая ее тут же в сонатину, квартет, терцет, бог знает, во что еще, в музыкальное сокровище... И Глюк присутствует здесь и кардинал дворцовый в алой камилавке... Льстец придворный.
Они все, ждали, что как то, да и раскроется « секрет полишинеля», лопнет, испарится Божья милость к зальцбургскому чуду, которое лет с пятнадцати начало преподавать музыку дочерям и мамашам состоятельных буржуа, искать покровителей среди знатных снобов, думать об интригах, чтобы получить место капельмейстера, экономить на переписке нот..
Амадей - Теофил сам их переписывал, свечи оплывали, лошади доедали овес, прислуга требовала жалования, и не хотела оказывать мелких услуг и есть жидкий суп.. Питались плохо, то жирной курицей, то постной болтушкою на пахте или кислом молоке, хорошо, если - с кусочком рыбы... От этого у Моцарта часто случалось несварение желудка и лечили его катар с юности. Лечили хорошо, слухи ползли, он правил пальцы юным барышням, насмешничал с ними и - над ними, но об ученицах своих забывал, быть может, едва выходил за дверь.. Светлая голова, не замутненная злобой или – завистью.
Он не понимал зависти. Никогда. Она была для него черным аккордом. Пустым, даже не звенящим, наверное... Всегда был снисходителен и у самых бездарных учеников находил какие то крохи таланта, старания, ради которых стоило и заниматься и гнуть пальцы и горло терзать этими рулладами: «Фа – фо ре, ля, си, до, ля».. Неизвестное блюдо из серебряных дождинок небес, одним словом».

Я щелкаю в воздухе пальцами, в зале раздаются смешки, дружные, легкие, как выдох. Очевидно, публика хорошо понимает французский. Но я прислушиваюсь не к залу, отыскивая в этом шуме знакомые дрожащему сердцу ноты: невесомые, как проплывающее по солнечным брызгам облачко... Да, кажется, это она смеется, там, в правом углу, том, который в тени, в своем темно –зеленом в пол, велюре, с вставкой гипюра, с разрезным до плеча рукавом... 

Оригинальный фасон, придуманный Аней, чтобы тщательно скрыть перевязку. Она – смеется, и слегка повернув голову на свет софита, у рампы, я вижу четко очерченный, стройно - карандашный силуэт Мишки Ворохова, стоящего за ее креслом в вечной позе хранительного и грозного пажа – Мефистофеля, лениво улыбающегося, сдувающего какие то невидимые пылинки с ее боа на одном плече... И тут я взрываюсь и произношу нечто непоследовательно – романтическое, почти что - бред:

"Моцарт был очень вспыльчив, ревнив... Но отходил быстро, как солнце выходит из за туч, когда ему надоедает там прятаться.. 

Свою Констанцу они просто обожал, испытывая к ней благодарность, небанальную, за уют, заботу о нем, за смех детей в доме, искренний, неподдельный... Она любила леденцы, сладости, трюфели, праздник, и он создавал ей праздник, распутывая и разрывая жизненные проблемы, как узлы на ее шали... И, даже умирая, не хотел, не желал видеть ее слез.. Поднимал вверх руки, словно дирижировал невидимым небесным концертом, очередной пленительной « Сказкой сказок», той страной, куда с самого детства стремилась его Душа... Он не мог взять с собой Любимую. Но он так не хотел, чтобы она плакала... Он надеялся, что она просто будет слушать музыку.. его музыку... Только - его.. О. боже, он обожал Констанцу!»

________________

Газета « Вечерний Зальцбург» от 12 мая 2015 года. 

« Отдел криминальной хроники».
Сегодня, в 20 – 45 минут местного времени, в реке Зальцах, почти в самом устье Инна, в двух километрах к северу от города, местными любителями рыбной ловли был обнаружен труп мужчины худощавого телосложения. 

По предварительным данным криминалистической экспертизы, труп находился в воде более двух недель. Личность мужчины – не опознана, так как при нем не было найдено абсолютно никаких документов".



_________________________
Автор выражает особую признательность Инне Филипповой (Санкт  Петербург)  и Анне Лысак  (Москва) за возможность прочтения писем семьи  Моцарта и предоставленный иллюстративный и фактический  материал..





Рейтинг работы: 54
Количество рецензий: 5
Количество сообщений: 8
Количество просмотров: 327
© 18.04.2016 Madame d~ Ash( Лана Астрикова)
Свидетельство о публикации: izba-2016-1647856

Рубрика произведения: Проза -> Психологический роман


Валентина       19.04.2016   16:19:29
Отзыв:   положительный
С интересом прочитала о Моцарте(лекцию).Мне всегда нравятся Ваши описания туалетов Ланушки-просто восторг души.Дневник Никуши-сама нежность,любовь,искренность и детская непосредственность.Вся в предвкушении последующих глав.Спасибо,Светлана.
Madame d~ Ash( Лана Астрикова)       19.04.2016   16:26:33

Ох.. Спасибо Вам.. С нетерпением ждала отзыв... Творчества, здравия... Добра...
Инна Филиппова       19.04.2016   00:25:04
Отзыв:   положительный
Cолнышко, спасибо за продолжение...
Спасибо, что пишешь...

Трогательная, насыщенная глава.
Каждое слово впитывается душою и сердцем.
Лекция - чудесная.

Моя скромная помощь, право, не заслуживает упоминания.... Но все равно очень приятно ))

Обнимаю...


Madame d~ Ash( Лана Астрикова)       19.04.2016   07:16:55

И мне приятно видеть твой милый автограф Души здесь... Какие розы. Спасибо за всегдашнюю помощь...

Ди.Вано       18.04.2016   17:58:30
Отзыв:   положительный
Лекция удалась..
И западает в душу:
..... Скорбь, светлая, как солнце,
слепящее, в дожде,
сквозь перламутровый жемчуг туч...
Не хочется верить, что прощаюсь с этими
светлыми людьми-бриллиантами,
с этой остросюжетной прозой...

Поклон и сердечная признательность.


Madame d~ Ash( Лана Астрикова)       19.04.2016   07:19:00

Я очень Вас благодарю. А приключения еще все впереди...

Наталья Баимова       18.04.2016   12:50:45
Отзыв:   положительный
Заинтриговали...спасибо...
Madame d~ Ash( Лана Астрикова)       18.04.2016   12:52:04

ВАм спасибо.. за прочтение...
Хельга Янссон       18.04.2016   12:16:37
Отзыв:   положительный
Светлана Анатольевна! Очень хрупкая глава, интересная. Понравился дневник Никуши и понравилось про лекцию. Очень неожиданно в конце, надеюсь, что это не про кого-то из главных героев. Загадка присутствует, жду продолжения!
Madame d~ Ash( Лана Астрикова)       18.04.2016   12:24:07

загадка будет до самого конца... спасибо, Оля за отзыв...

Хельга Янссон       18.04.2016   12:39:27

Удивительно умеете писать, благодарю!

Madame d~ Ash( Лана Астрикова)       18.04.2016   12:48:33

Оля, большое спасибо вам за поддержку.. это имеет большое значение..
Хельга Янссон       18.04.2016   13:00:27

Светлана Анатольевна! Вам спасибо за отклики и поддержку, для меня это тоже имеет большое значение. Спасибо Вам за теплоту и искренность!








1