Культура - это культ "УРА!"


Вам не приходило в голову поиграть в слова? Приходило? Я так и знала. Со мной это часто происходит, и каждый раз, обнаруживается новый смысл в каком-нибудь слове. Я думаю, что только я так умею. С эгоизмом мы на короткой ноге. Спасает только то, что я осознаю это и по возможности борюсь.

                             Слово "культура" не поддавалось моему сознанию всю ночь, и только под утро я воскликнула "УРА!"            
                                      "Ура!" кричим мы все и довольно часто. Кричим, когда красиво, радостно, необыкновенно.
Культура – это культ "УРА!" А "обрабатывала" я это слово потому, что в моём вовсе не краснознамённом и не трижды герое, а просто любимом городе Бор состоялся 17-го июня открытый экзамен по Мировой Художественной Культуре, а мне, как "молодому и подающему надежды" внештатному корреспонденту "Борской правды" доверили побывать на этом экзамене. Таким образом, я придумывала заголовок своей будущей статьи.

                              Пока я добиралась к месту экзамена, да ещё с пересадками, в автобусах меня мяли, толкали, вдавливали в спинку кресла, а собачка- путешественница потопталась по моим туфлям. Я всё стерпела. Торопилась на встречу с мировой культурой, а откуда об этом знать пассажирам автобуса, да ещё собаке? Экзамен проходил не в школе-гимназии, а в Борском городском музее. Сразу подумалось: "культура прячется в музее?! Музейная редкость!?" Слава богу не так трагично!
Придумала это новшество Юлия Борисовна Ракова. Это удивительный педагог. Её можно слушать и слушать, но лучше всего увидеть её учеников,… так сказали о Юлии Борисовне.
Согласитесь, это смело – открытый экзамен, но Ракова – новатор, и этим всё сказано.
Камерный зал и цветы заставили забыть тридцатиградусную жару, а внутренний голос пропел: "Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались".

                               Вам когда нибудь дарили надпись в альбом? Такую сентиментальную, легкомысленную из кудрявых букв и замысловатых загогулин? Нет? Мне тоже, а хочется. Именно сейчас, когда Сергей Боков зажигает свечи, две прекрасные дамы в чёрном и белом одеянии замерли в ожидании цветка.
Альмиру Сахабатдинову я сразу назвала чёрной розой, это соответствовало её сценическому образу. Как только она запела, по телу пробежались мурашки и замерли где-то в районе сердца. Не ожидала! Честное слово, не ожидала ничего подобного. УРА! Да здравствует культура, и здравствуй, педагог!
Лена Галанина в белом кружевном платье походила на белую розу – эмблему любви. Макияж и жесты соответствовали тембру голоса и тексту.
                             Сергей превзошёл сам себя: был галантен, играл на гитаре, пел и даже поцеловал Лене ручку.
После последней фразы музыкально-поэтической композиции "Слово о любви" почти все закричали : "Браво!" Я тоже.
                             Первое отделение открытого экзамена по Мировой Художественной Культуре закончилось ужасным словом "перерыв" Есть в нём что-то некультурное. Некрасивое слово, а вот на тебе – прижилось. Надеюсь, вы понимаете, что ни к Юлии Борисовне, ни к экзаменующимся оно не имеет никакого отношения. Перерыв, так перерыв, хоть и на встрече с мировой культурой. Юлия Борисовна очаровательной улыбкой обратила на меня внимание, угостила оранжевой водой. Узнав, что я представитель прессы, даже бровью не повела. Вот, что значит уверенность в себе и своих деяниях.

                         … Возвращаясь домой с мамой одной из учениц, мы делились впечатлениями, используя все риторические приёмы. На первый взгляд могло показаться, что мы с ней корифеи от мировой художественной, а мы только дилетанты, но туда же – имеем отношение к "мировой" и хотим, чтобы жизнь наша, ну, хоть чуть-чуть была покультурнее, хоть чуть-чуть посправедливее. Пятнадцать учеников школы-гимназии№9 сдали последний экзамен. Ура! "Браво!" было, "Ура!" кричали. Спасибо Юлии Борисовне за детей, за их знания и вообще за Мировую Художественную Культуру. Да здравствует культ "УРА!"
Это эмоции, а теперь по сути. То, что ученикам предоставляется право выбора предмета для сдачи экзамена – большое достижение современной школы. Выбирают, как правило, по двум причинам: 1) проще готовиться, 2) любимый предмет.
                              Мой многолетний опыт работы в школе подсказывает: не всегда проще то, что кажется на первый взгляд, простым, а любимым предмет становится от положительных эмоций, возникающих на уроке, от энергетики учителя и от его умения передать свои знания ученикам.
Встречаясь с преподавателями Мировой Художественной Культуры разных регионов, обращаешь внимание на то, что они обсуждают одну и ту же проблему – как преподавать МХК?
В 1994 году в нашей школе проводился экзамен по принципу Ю.Б. Раковой. Учитель – кандидат филологических наук. Учащиеся, в основном, готовили рефераты, но было и пение под гитару, и хорошо разученная декламация.

                               На экзамене присутствовали представители ОБЛОНО и ГМНЦ. После защиты рефератов члены комиссии попросили учителя дать билеты, чтобы задать экзаменующимся вопросы. Их не было! Они не разработаны вообще! С большим трудом администрации школы удалось урегулировать "бурю страстей". Чего стоило это учителю и ученикам – описанию не подлежит. Члены комиссии единогласно пришли к выводу, что даже с азами Мировой Художественной Культуры ученики не знакомы. Это подтвердили и выпускники, которым, всё-таки, были заданы вопросы.
Ответ был один: мы этого не проходили, мы готовили рефераты. С рефератами тоже не всё просто. Реферат – это хорошо подобранная и оформленная работа, а не научное открытие. Так по каким же критериям проводить экзамен? Как оценивать экзамен? Снова возвращаться к билетам, как на обычном экзамене? Но ведь Мировая Художественная Культура – не обычный предмет. Искусство воздействует не на ум, а на сердце. И форма экзамена должна соответствовать предмету.
Экзамен по МХК в музее – это прекрасно. Но только дать знания и уму, и сердцу, возвысить учащихся до творчества – задача посильна не каждому педагогу. Не в каждой школе есть Ю.Б. Ракова.

                                 Не секрет, что во все времена новаторам живётся трудно. Но они нужны. Нужны даже для того, чтобы делать ошибки, исправлять их и находить лучший путь.
Такое действо, какое показала Ю.Б. Ракова – не сиюминутная игра, а кропотливая и умелая работа. Это радость для учеников.

                                  Я искренне пожалела, что Юлия Борисовна не работает в моей школе, но в нашей школе экзамен по Мировой Художественной Культуре отменён.

Опубликованная статья...... давно.... 







Рейтинг работы: 35
Количество рецензий: 4
Количество сообщений: 4
Количество просмотров: 240
© 18.04.2016 Галина Агапова
Свидетельство о публикации: izba-2016-1647826

Рубрика произведения: Проза -> Статья


Владимир Поваров       31.12.2017   18:47:29
Отзыв:   положительный
Кланяюсь Вам низко-низко
и, забыв снять шапку, сходу
Вас, как самых-самых близких,
поздравляю с Новым Годом!
Галина Агапова       01.01.2018   13:44:30

Спасибо, Володя! Огромное спасибо!
С Новым Годом!
Наина       28.01.2017   14:06:52
Отзыв:   положительный
Учителя - великие люди! К сожалению, у нас утрачен культ учителей. Благодарю Вас, Галина.
Галина Агапова       31.01.2017   21:19:20

Есть такое!
Ди.Вано       18.04.2016   17:11:29
Отзыв:   положительный
Об МХК знаю не понаслышке.
Не устарела твоя статья, Галина.
Умом постичь МХК, это тоже самое, что выучить таблицу умножения
и перейти на калькулятор...
Нужно разбудить воображение, а за ним...волнения, сопереживания.
Приветствую педагогов новаторов.
Это именно Культ-ура!!!!
Наши учителя тоже использовали уроки и экзамены в музеях.
Хорошее напоминание.
Спасибо, Галина.
Галина Агапова       02.05.2016   10:15:40

Спасибо, Диночка!
Наталья Баимова       18.04.2016   12:53:06
Отзыв:   положительный
Спасибо...
Галина Агапова       18.04.2016   13:11:15

Очень рада вам!








1