Василий Комаровский. Волшебный Дар воображения.


Василий Комаровский. Волшебный Дар воображения.

Поэт, прозаик, один из блестящих представителей "Серебряного Века", "русский де Ренье", по определению Н. Гумилева, сотрудник журнала "Апполон", автор романа "До Цусимы" и поэмы " Героические мечтания Тито Басси". (1913 - 1914 гг.) Ныне забыт.

Начиная писать о нем, я все пыталась представить: каким же он был?
Каким же было его недолгое пребывание на Земле? О нем сохранилось очень мало свидетельств, нет документов в "Интернете", он знаком, как поэт, может быть только дотошным историкам литературы да и то не всем: И представить его всего удавалось с трудом, он в моих грезах был похож на едва уловимое облачко, может быть, шутки ради, нарисованное Провидением на одной из страниц Книги Жизни. Облачко с трагическими тенями. Растаявшее по капризу все того же Провидения - вмиг, словно и не бывало никогда!
Граф Василий Алексеевич Комаровский, поэт и прозаик, которого в начале Серебряного Века многие называли с легкой руки "мэтра" Николая Гумилева "русским Анри де Ренье*" ( *см. очерк "Анри де Ренье.") был автором одной - единственной книги стихов - " Первая пристань" (1913 г.), удивительной, изящной прозы (новеллы " Анекдоты о любви", "Разговоры в Царском Селе", "Sabinula" - единственная дошедшая до нас прозаическая вещь Комаровского! - романа "До Цусимы"). Он был подлинным властителем своего Дара - так свободно и непринужденно владел словом, ритмом, рифмами, что это дало повод ближайшему другу, тонкому знатоку литературы, критику Дмитрию Святополк - Мирскому сказать о его творчестве после смерти поэта так ...
"Все это чистая, совершенно свободная игра, может быть и имеющая какую - то подсознательную необходимость, но так как будто лишенная всякого "значения": Чистая свобода, то есть, творчество без "почему"..."
Стихи его называли " блистательными и ледяными" (Георгий Иванов), запоминали, твердили наизусть, просили записать. Он, улыбаясь, дарил листки. Рукописей поэтому почти не сохранилось!
Сам его облик был таким же - совершенство и блистательность. Огромные глаза, всегда немного печальные, тонкий нос с едва - заметной горбинкой, статная фигура. Все выдавало в нем подлинного аристократа, потомка древней фамилии. Но самая характерная черта - тонкое, изысканное внимание к другим и язвительная насмешливость над самим собой, с какой - то едва уловимой долей печали. У него было прозвище "царскосельский отшельник". О нем, внешнем, знали крайне мало: родился в 1881 году, в семье графа Алексея Комаровского, того самого, что в дальнем родстве с Веневитиновыми и Пушкиными. Получил отменное домашнее воспитание. Гувернер - француз. Свободно владеет древнегреческим языком, читает в подлиннике Гомера. Впрочем, об этом можно было бы догадаться по первым же стихам его сборника "Первая пристань." Они написаны образцово - безупречным гекзаметром.
Размер этот древний и довольно сложен. Владение им предполагает в человеке не столько подлинное мастерство, - научиться можно всему- как истинный, ярчайший, неподдельный совершенно талант!
До сих пор в инструментовке стиха - гекзаметра, в прасодической* виртуозности (прасодия - слог, ритм греческого стиха) мало кто может сравниться с Василием Комаровским! Вот маленький пример:
" Видел тебя сегодня во сне, веселой и бодрой.
(Белый стоял наш дом на горе, но желтый от солнца.)
Все говорил о себе, да о том, что в тебе нераздельно.
Трое живут: ненавистна одна, к другой равнодушен.
Третья прелестна, и и эту люблю старинной любовью."
"Видение..."

Завораживающая плавность стихов - пейзажей, характерные приемы перечисления, заставляли современников Василия Комаровского, читающих и заучивающих на память его стихи, вспоминать не только Гомера, но и Анри де Ренье, кумира и властителя тогдашних поэтических умов...
Но стихи Комаровского не были простым подражанием. Скорее это была "равноправная перекличка двух поэтических голосов", то, что встречается только на " воздушных путях" и только у настоящих поэтов.
Именно Анри де Ренье и И. Аненнского считал Василий Комаровский, "тихий царскосел", как он сам себя называл, своими литературными учителями. Как и Анри де Ренье, граф тоже перелагает в стихи свои "Итальянские впечатления"... С той лишь разницей, что дальше окрестностей Петербурга за всю свою короткую жизнь Комаровский никуда не выезжал и побывал в Италии только с помощью воображения!
Оно было таким сильным, его воображение, что он однажды написал Дм. Святополк - Мирскому: "Сочиняя, я несколько раз сходил с ума, и каждый раз думал, что умер: Когда умру, вероятно, подумаю, что сошел с ума!" Пророческая ирония...
Лишь сильнейший дар воображения позволил Василию Алексеевичу Комаровскому начать блестящую поэму - хронику из жизни средневековой Италии - " Героические мечтания Тито Басси".
Отзвук любимого им Торкватто Тассо. Причем "отзвук" столь талантливый, что друзья, читавшие отрывки в рукописи, думали что это перевод с итальянского! Комаровский лукаво посмеивался...
Работу над поэмой - хроникой прервал август 1914 года. Объявление о первой мировой войне впечатлительный и легкоранимый Комаровский воспринял так трагически, что не смог оправиться от депрессии и через несколько месяцев, осенью 1914 года скончался в припадке безумия.
Врачи называли быстро развившуюся болезнь "наследственным фактом" и недоуменно разводили руками. На письменном столе друзья нашли несколько фрагментов рукописи неоконченной поэмы, засушенные листья с деревьев Царскосельского сада -любимейшего места прогулок-, и книги Анри Де Ренье: "Яшмовая трость" и "Дважды любимая". Это были настольные книги Комаровского. И творчество его, изящное, глубокое и в то же время - неловимо - легкое- было чем - то похоже на творчество Ренье. Невидимое скрещенье " путей воздушных":Лукавая улыбка Провидения...
P.S. Ни одна из дат короткой и блестящей жизни - 33 года! - забытого Поэта мне неизвестна.
Отыскала только в одном из журналов краткое упоминание о нем.
В статье В. Крейда ("Наше наследие © 5 .1991г. "Незвестные стихи известных поэтов") говорится, что второе издание стихов Василия Комаровского -"неоклассика по духу, блестящего мастера" вышло только 65 лет спустя после его кончины(!!), да и то не в России, а Мюнхене...
Сначала было невыразимо грустно. Статья как бы неполна, не завершена: А потом подумалось: "А, может, это и есть путь настоящего Поэта, истинно "воздушный", неподчиненный земным критериям: строгости дат и сухих фактов?.. Так ли уж это плохо?: Как Вы считаете?
________________________________________________________________________________.
*В подготовке данной статьи использован материал приложения к V тому Собрания Сочинений Анри Де Ренье. С - Петербург. Изд - во "Северо -Запад" 1993 г.





Рейтинг работы: 48
Количество рецензий: 4
Количество сообщений: 8
Количество просмотров: 333
© 13.04.2016 Madame d~ Ash( Лана Астрикова)
Свидетельство о публикации: izba-2016-1642627

Метки: поэзия эссе комаровский царское село..,
Рубрика произведения: Проза -> Эссе


Инна Филиппова       13.04.2016   22:48:35
Отзыв:   положительный
Еще одна трагическая судьба прекрасного, талантливого человека...
О котором я совсем-совсем ничего не знала...

Теперь он будет жить в моей душе.

Спасибо тебе...


Madame d~ Ash( Лана Астрикова)       14.04.2016   07:18:25

Просто - жаль забытые имена. Спасибо, что прочла... Может быть, составится книга...

Валентина       13.04.2016   16:52:14
Отзыв:   положительный
Спасибо,Светлана.Встречала на просторах инета его стихи.Вы так интересно написали,что появилось желание поближе познакомиться с поэтом,писателем.Мне очень понравилось посвящение А.Ахматовой и её ответ

Анне Ахматовой-В.Комаровский

("Вечер" и "Четки")

В полуночи, осыпанной золою,
В условии сердечной тесноты,
Над темною и серою землею
Вам эвкалипт раскрыл свои цветы,

И утренней порой голубоокой,
Тоской весны еще не крепкий ствол,
Он нежностью, исторгнутой жестоко,
Среди камней недоуменно цвел.

Вот славы день. Искусно или больно
Перед людьми разбито на куски
И что взято рукою богомольно,
И что дано бесчувствием руки.

1914

А. Ахматова "Ответ":

Какие странные слова
Принес мне тихий день апреля.
Ты знал, во мне еще жива
Страстная страшная неделя.

Я не слыхала звонов тех,
Что плавали в глазури чистой.
Семь дней звучал то медный смех,
То плач струился серебристый.

А я, закрыв лицо мое,
Как перед вечною разлукой,
Лежала и ждала ее,
Еще не названную мукой.

1914. Царское Село
Madame d~ Ash( Лана Астрикова)       14.04.2016   07:19:23

Это жемчужины. Спасибо Вам за прочтение.
Ольга Сысуева       13.04.2016   11:43:17
Отзыв:   положительный
Очень необычный очерк, новые имена, новые впечатления. Очень интересно погружаться в историю, в мир поэзии и возвышенного.
Благодарю Вас, Светлана Анатольевна за этот экскурс. Оля
Madame d~ Ash( Лана Астрикова)       13.04.2016   11:46:50

Хорошо иметь читателя... Спасибо Вам, Оля, за интерес, внимание...
Ольга Сысуева       13.04.2016   12:01:17

Светлана Анатольевна! Ради Вас и Ирины Артюхиной зарегистрировалась - чтобы читать. Ну, свои произведения пишу по мере того как получается.
Вас благодарю за внимание и интерес ко мне - я не ожидала.
Оля
Madame d~ Ash( Лана Астрикова)       13.04.2016   12:23:52

спасибо.. творчества вам...
Ди.Вано       13.04.2016   10:58:28
Отзыв:   положительный
Новое имя.
И ваши незавершённые строки
не подчинены земным критериям....
Здесь тонкое прикосновение к душе поэта.

С его именем встречалась у А.А.- "Ответ".
А вот сейчас нашла его строки:

Веселый блеск, движенье пятен
На этих солнечных ветвях,
Весь мир он не был мне понятен
В своих звенящих зеленях...

Какой точный рисунок у вашего эссе.
С поклоном,


Madame d~ Ash( Лана Астрикова)       13.04.2016   11:41:07

Огромная благодарность... Я чувствую, что Вам нужна вся я, со всеми гранями интересов.. Не только стихи мои," Мадам".. Спасибо Вам.. За то, что Вы есть..
Ди.Вано       13.04.2016   11:52:14

Мне интересна вся ваша многогранность.
Эта притягательность таланта и эрудиции.
Всегда признательна.
с добром
Д.
Madame d~ Ash( Лана Астрикова)       14.04.2016   07:20:37

Обнимаю Вас, всегда думаю и помню...









1