О старости... и смерти. Полный вариант.


Записки о старости.
Рассказ пожилого российского интеллигента.

Вместо эпиграфа:

«…Давно уже рассказана восточная басня про путника, застигнутого в степи разъяренным зверем. Спасаясь от зверя, путник вскакивает в безводный колодезь, но на дне колодца, видит дракона, разинувшего пасть, чтобы пожрать его. И несчастный, не смея вылезть, чтобы не погибнуть от разъяренного зверя, не смея и спрыгнуть на дно колодца, чтобы не быть пожранным драконом, ухватывается за ветви растущего в расщелине колодца дикого куста и держится на нем. Руки его ослабевают, и он чувствует, что скоро должен будет отдаться погибели, с обеих сторон ждущей его; но он все держится и видит, что две мыши, одна черная, другая белая, равномерно обходя стволину куста, на котором он висит, подтачивают ее. Вот-вот сам собой обрушится и оборвется куст, и он упадет в пасть дракону. Путник видит это и знает, что он неминуемо погибнет; но пока он висит, он ищет вокруг себя и находит на листьях куста капли меда, достает их языком и лижет их…»
Лев Толстой

Введение в тему:

Давно собирался вести такие записи, но всё откладывал. Видимо внутри не считал себя старым человеком, хотя в марте исполнилось шестьдесят восемь лет.
Ещё лет пятьдесят назад такой возраст считался преклонным, а после семидесяти люди становились глубокими стариками.
Вспомнилась латинская поговорка: «Никто не стар настолько, чтобы не думать, что проживёт хотя бы ещё год»
Благодаря успехам медицины и здравоохранения  эту поговорку можно переделать, особенно для семидесятилетних: «Никто не стар настолько, чтобы не думать, что проживёт ещё хотя бы десять лет!»
Наступление старости — процесс длительный, постепенный и потому мало заметный.
Сначала у вас начинает болеть что-то в теле, что раньше никогда не тревожило. Например: болят колени - то сильнее, то легче. Или, вдруг, в плече возникнет острая боль, когда  пытаешся поднять руку вверх. А то начнет что-то щёлкать в бедре и происходит это щёлканье при каждом сделанном шаге.
Уже после шестидесяти начинаешь замечать, как слабеет память и не можешь вспомнить, как звали греческого философа, который воспевал радости жизни. Может срабатывает пессимистическое начало, которое перебарывает природный человеческий оптимизм. О ярком тому примере:  Сенеке, который покончил с собой, вскрыв вены, я не забываю никогда.
Испытывая проблемы с запоминанием,  начинаешь «озираться» кругом и интересоваться болезнями под названием Деменция и Альцгеймер. Прочитав о том, что учёные не знают, как от этих болезней можно излечиться,  успокаиваешся, но, на всякий случай, начинаешь меньше курить и меньше употреблять алкоголь.
Лишний вес заставляет сокращать количество еды и  постепенно переходишь на вегетарианскую диету. Да и вкус к мясу постепенно пропадает. Мы неуклонно превращаемся из хищников в растениеядных, или как остроумно говорят в России, в «овощ».
Силы в теле постепенно иссякают и то, что мог делать часами, постепенно начинает доставлять непомерные тяготы и заставляет задыхаться. Мы перестаём бегать и даже быстро ходить, движемся и дома, и по улицам размеренно, иногда прихрамывая, часто на обе ноги.
Постепенно, начинаем передвигаться с помощью тросточек, и в начале принимаем это за дань моде. Но привыкнув,  понимаем, что с тросточкой  легче, чем без неё и примиряемся с этим фактом.
Самые разительные перемены, происходят с нашим лицом!
Иногда, глядясь в зеркало, не узнаём себя: из «зазеркалья», на нас смотрит щетинистая рожа, круглая, бесформенная, с морщинами у рта и глаз, а иногда, уже и на щеках.
И главное, внутри-то мы другие и потому, часто, особенно с раннего утра, пугаемся своего изображения, но утешаем себя тем, что вечерами выглядим лучше!
Физически, мы уже не можем работать более чем полчаса, и назавтра, даже от такой кратковременной работы, в теле чувствуем вялость и ноющую боль в костях и мышцах.
Хорошо, что никто уже не заставляет нас работать, потому что мы давно на пенсии.
Что касается интимных подробностей нашей жизни, то мы ведём себя осторожно или вовсе этим не занимаемся, по причине полнейшее неготовности к этому энергозатратному делу.
В силу неспособности к нормальному и естественному половому акту, в нас происходит постепенно увядание влечения к женщинам нашего возраста, хотя на молоденьких и красивых, мы ещё поглядываем с пошлым любопытством.
Во сне, пока ещё бывают соблазнительные сценки, но это так редко, что не стоит принимать во внимание.
Анализируя происходящее, мы начинаем понимать, что какие-то естественные механизмы в нашей психике изнашиваются и начинают ломаться и потому, старичков тянет на «сладкое».
Это становится опасным, потому что в сексуальных фантазиях, нас начинают привлекать разного рода сексуальные отклонения от нормы. В этом я вижу последствия прожитой жизни и лишние знания, которые мешают нам реалистично смотреть на мир взаимоотношений мужчины и женщины.
Такое состояние психофизиологии человеческого организма, очень точно объясняет русская поговорка: «Седина в бороду, а бес в ребро»

Здесь, я описал, что называется общие места старости, как физиологического и психического изнашивания. А дальше, я постараюсь быть более конкретным и описывать личные ощущения и состояния, характеризующие мой персональный возраст.
Напоминаю, что вести этот дневник я начал в возрасте шестидесяти восьми лет и одного месяца!
Последнее время, болит правое колено, если сидеть неподвижно согнув ногу под прямым углом. Поэтому, каждое посещение театра или концерта, сопровождается томлением вызванным ноющей болью в колене. И иногда, уже не смотришь и не думаешь о том, что происходит на сцене, а занят переживанием этой тупой постоянной боли, ожидая скорого конца представления.
Я, по-прежнему хожу в спортивный зал, но появляюсь там только раз в неделю. При этом, перед тренировкой выпиваю ибупрофен — таблетку от боли. И тем не менее, особенно в начале тренировки, испытываю боли в плечах, а позже в упражнениях на мышцы ног — в коленях.
Из зала выхожу «бодрячком», но после того как дома посижу или полежу на диване, встать трудно, как впрочем и ходить не хромая. И этот пыточный процесс, я повторяю еженедельно. Дня два после тренировки я восстанавливаюсь, охаю и ахаю от ноющих болей в теле, зато следующие три дня, я способен не обращать внимания на слабость и боль — я восстановился... до следующей «пытки».
Бегать, я вообще не бегаю и когда однажды, минут десять попинал футбольный мяч, почувствовал себя, как выжатый лимон. Одно из обязательных правил для бывших футболистов — не прерывайте занятий бегом, даже если это просто бег на месте. И очень хорошо крутить велосипед, или ещё удобнее, машину — велосипед в зале...
На опыте старших, часто это родители или дяди с тётями, я убедился, что никак нельзя прекращать двигаться, даже если этот процесс, связан с болью и восстановлением после.
Стоит пойти на поводу у своей слабости и очень быстро пожилой человек становится неподвижным старичком, которого надо не только возить в коляске, но и поднимать из кресла или с кровати.
Поэтому, до конца сопротивляйтесь своему малодушию и старайтесь ходить и даже бегать с улыбкой на устах, хотя внутри, иногда, чувствуете адскую боль. В конце концов, организм привыкает к преодолению себя, а вы сохраняете самостоятельность, что в возрасте, наверное самое важное качество для нас!
Повторяю, внутри мы молоды, но тело неумолимо дряхлеет. И чем старше — тем больше.
Однако, главное сохранить молодость духа. Тут мы опять вспомним афоризм: «Плоть немощна, а дух вечен!»
В возрасте, очень важно найти способ восстанавливать жизненную энергию и оптимизм. В этом нам могут помочь препараты природного происхождения, которые издревле помогают людям в этом деле. Сам я помню, одно время, в тяжёлые и физически напряжённые дни пил пантокрин собственного приготовления, который изготовил из пантов оленя.
Какое-то время бывая в тайге в трудных походах, я с утра выпивал чайную ложку настоя.
И это помогало мне ходить по тайге с утра до вечера и носить на плечах тяжёлый рюкзак.
В последние годы, я ежедневно пью таблетки женьшеня, что бодрит меня и наполняет энергией и желанием жить полноценной жизнью!
Но всё выше сказанное касается жизни физиологической. Что касается интеллекта и творческих способностей, то такие естественные добавки к нашей пище, помогают сохранять интеллектуальную силу долгое время.
Правда, я замечаю, что утрачиваю способности фантазировать и устаю, когда пытаюсь писать художественные вещи: рассказы, повести, тем более романы.
Однако публицистикой мне мой возраст не мешает заниматься и я пишу по статье, а то и по две каждую неделю. А тем хватает, особенно в российской жизни.Я по-прежнему много читаю. Но с трудом одолеваю даже интересные художественные вещи.
Такие возрастные смены интересов можно наблюдать в творчестве знаменитых наших писателей, кто дожил до старости. Лев Толстой, вообще перешёл на философско-социальные трактаты и корил себя за молодое увлечение художественным сочинительством. Возможно, это связано с утратой с возрастом способности фантазировать, в то время, как логические способности от увеличения объёма знаний только улучшаются.
Всё чаще в голову приходят мысли — как улучшить питание и режим дня, чтобы избавится от надоедливых болей или усталости, уже в середине дня. Начинаю фантазировать или верить разного рода оптимистическим, вполне нелепым теориям. Возникает необъяснимое влечение к чуду, которое может вывести меня на необычный для моего возраста уровень.
И в себе я это замечаю, часто оттого, что хотел бы переменить жизнь вообще, а не только свою личную, в лучшую сторону...
С возрастом, всё острее начинаешь понимать трагедию человеческого существования, связанную с неизбежным старением и смертью, которая зачёркивает все оптимистические расчёты и смыслы...
Недавно, мы были в гостях у девяностолетней родственницы, которая не утратила ни капли живости ума, но естественно, физически чувствует себя всё слабее и слабее. Она говорила нам, что не хочет больше жить и желает умереть, пока она в состоянии быть независимой от окружающих. При этом она часто улыбается и весело смеётся, а её чувству юмора позавидует каждый молодой человек.
Однако, как это всегда бывает, между нею и другими людьми, включая близких родственников, построилась невидимая стена отчуждения, которая возникает невольно в отношения пожилых и молодых людей. Выражается эта отчуждённость в жалости и сочувствии, в лучшем случае, а в худшем — это раздражение и желание избавится от старого человека.
Трагичность состояния старого человека заключена в том, что он не может окончить свою жизнь по собственному желанию и помимо инстинкта сохранения жизни, здесь работают уже социальные установления и религиозные табу, которые заставляют ожидать собственную смерть, как некое избавление от утомительной суеты и однообразия старческой жизни.
О времени нашей жизни и эпизодах её прохождения много писали мыслители и писатели, во все времена. Например существует такая теория, что духовно человек переживает несколько этапов. Об этом проникновенно писал Кьеркегор, который пытался определить эти этапы исходя из своего ещё молодого опыта. Он писал, что человек проживает три различных духовных возраста. Первый связанный с детством и молодостью, заканчивается где-то на границе тридцати лет. Тот этап, Кьеркегор назвал эстетическим. Красота внешняя и подчинение законам животной плоти и обозначается им, как эстетический.
Второй этап названный им этическим — обусловлен чувством долга, заставляет стареющего человека больше думать о своих обязанностях перед семьёй, отечеством и обществом.
Третий этап религиозный, в котором человек отдаётся служению Богу, в надежде тем самым найти исчезающие жизненные смыслы!
Лев Толстой, много размышлявший и писавший о трагизме человеческой жизни, рассказывал притчу о человеке, который провалился в яму и случайно зацепившись за куст, уцелел и повис на ветках. Он, взглядывая вверх видел, что две мыши, чёрная и белая, ходят вокруг ствола и потихоньку обгрызают его. Но при этом, человеку на руки падают капли сладкого сока источаемого повреждённым стволом. И он, с сладострастием слизывает капли с руки, на время забывая и о бездне под ним, и о мышках, которые вот-вот перегрызут ствол окончательно.
Толстой говорил ещё что вся человеческая жизнь, если определять её в цифрах, стремиться к единице, которая, со смертью, превращается в ноль.
Он сравнивал первый год от рождения, прожитый человеком, с половиной жизни.Второй год — одна третья и так далее. Таким образом год прожитый человеком в шестьдесят лет равен одной шестидесятой, а год в девяносто — одной девяностой от всей жизни.
Потом наступает смерть и всё обнуляется и вселенная перестаёт существовать для каждого из нас!
С возрастом мы утрачиваем физические и интеллектуальные способности, а остаются автоматизм навыков и привычек, который и позволяет нам изображать из себя личность, с которой ничего плохого не происходит.
Тот же Толстой, однажды, уже в преклонных годах делая зарядку, случайно повалили на себя платяной шкаф, над чем долго и горько смеялся. Но он изобрёл для себя спасительную истину которую любил повторять: «Мы не должны бояться смерти! Пока мы живы — её ещё нет. А когда мы умрём, то просто перестаём чувствовать и вместе с чувствами умирает и наш страх конечного существования!»

На днях, прочитал в газете заметку о пожилой паре из Англии. Ему сто девять лет, а ей — сто два. При этом, на фото они выглядят прекрасно — у него нет морщин на лбу, а у неё, только усталый вид выказывает возраст. Они имеют уже четыре поколения в семье и их дети, сами достаточно пожилые люди...
Конечно всех интересует диета, которая позволила жить так долго и сохранять жизнеспособность!
Выяснилось, что глава семейства, до сих пор выкуривает одну сигаретку в день и три раза в неделю выпивает по рюмке виски. А его жена до сих пор моет посуду после ужина и смотрит ТВ.
Всем известно, что многие, сегодня, ищут чудодейственные рецепты омоложения и диеты, которые позволят им жить вечно. В памяти всплывает фигура танцующего Майкла Джексона, который надеялся прожить долго, но умер не дожив до шестидесяти лет.
Наверное, диета диетой, но нужно ещё и душевное спокойствие, которое и позволяет нам радоваться в хороших ситуациях, и не плакать в ситуациях плохих! Судя по всему, эта пара так и живёт до сих пор и потому, ни сигаретка, ни алкоголь, не мешает им оставаться доброжелательными оптимистами!
Да, чуть не забыл, к чему это я разговорился.
Маша сегодня утром позвонила и пригласила вечером в театр. Она выиграла в благотворительной лотерее два билета, а муж в отъезде, отдыхает на курорте в Сочах.
Надо будет помыться, побриться и надушиться тем одеколоном, которое подарила мне внучка на Рождество.
Маша моложе меня намного и выглядит по-прежнему обворожительной. Надобно приударить за ней. Помню, как оживляет и дух и тело новая влюблённость!!!

О старости. (Продолжение)

С момента написания первой статьи, прошло почти два года и хочется продолжить размышления об этой поре человеческой жизни, которая малоизвестна в литературе, хотя через это проходят все представители биологического вида «хомо сапиенс сапиенс».
Конечно мир так устроен, что через «старость», предшествующей физической смерти, проходит всё живое и неживое во Вселенной. Однако судьба человека, созданного как подобие божие, особенно драматична!
И потому, мы говорим именно о старости человеческой, исходя из моих наблюдений за пожилыми людьми, и своего, пока скромного опыта в этой области!
…Были с женой у тёщи, в «доме для престарелых», в Уэзинге, неподалеку от Брайтона, который, я, после нескольких лет посещений, называю «юдолью страданий».
Вот некоторые заметки…
После семидесяти - восьмидесяти, наступает такой период старости, когда человек перестаёт обслуживать сам себя и дети или родственники, помещают такого человека в дом престарелых, где за ними ухаживают, в том числе медики. Конечно имея деньги для этого. Но уровень заработков в той же Англии, таков, что многие могут себе это позволить из соображений финансовых.
Много таких домов в южной части Англии, в основном расположенных в курортных местах, например в Брайтоне. Воздух там морской, климат умеренный и потому, заканчивать жизнь в таких комфортных условиях, «приятно»!
Моя английская тёща, живёт в таких домах уже лет пятнадцать, почти сразу после смерти тестя. Старость вступает в свои права, часто в сопровождении потери близких, или после тяжёлых болезней, которые «стимулируют» разрушение, не только нашего физического тела, но и умственных способностей. Тёща потеряла мужа шестнадцать лет назад и через год уже с трудом обходилась одна, живя в своём доме.
Сейчас ей девяносто четыре года, а когда она попала в первый свой дом престарелых, ей было около восьмидесяти. Первые годы, здесь, она ещё ходила, хотя быстро теряла зрение из-за резвившейся глаукомы.
Тогда она посещала разные вечеринки в большой гостиной устраиваемые администрацией дома, а когда мы приезжали к ней, то жили в гостевой квартире и возили её с собой на длительные прогулки и обеды в ресторанах.
Но с течением времени, она почти совсем ослепла, перестала ходить из-за болей в коленях, но ещё вставала по утрам, пересаживаясь в кресло, слушая радио и встречаясь с родственниками.
Она жаловалась на боли не только в ногах, но вообще, во всем теле и старалась меньше двигаться. Но это – самая большая ошибка всех пожилых людей. Надо вопреки боли, двигаться и заставлять себя ходить и вообще жить полной жизнью.
Это как у спортсменов-профессионалов. У них, так или иначе всегда присутствует ощущение боли, в старых или новых травмах. Но они тренируются и потом, преодолевая боль, ещё и рекорды устанавливают.
Нечто подобное надо делать и старикам. Иначе, очень быстро приходит неподвижность и человек превращается в «объект» ухаживаний, полностью теряя самостоятельность.
Но постепенно, силы уходят и желание жить пропадает. И вот люди обречённо, а иногда и с «энтузиазмом», ждут смерти.
В этой ситуации, важно сохранять интеллектуальную творческую активность, которая, помогает преодолевать немощи плоти, и заставляет человека жить полной эмоциональной жизнью.
…Наша «бабушка», угасает постепенно и последнее время, она только есть и спит. Даже в нашем присутствии она не открывает глаза, хотя мы понимаем, что она чувствует наше присутствие и просто не хочет ни с кем общаться.
А мы, тоже пожилые люди, смотрим на неё с жалостью, но ещё не совсем понимаем, что и нам осталось не так много времени участия в этой мировой драме под названием «жизнь и смерть».
Замечательно, что драма человеческого бытия, открывается нам только в старости. А всё остальное время, мы и не подозреваем, что нам, когда-то придётся уйти из этой «прекрасной и яростной» жизни.
Было время, когда я, кокетничая, сочинил теорию «биологического мусора», в которой главным принципом выступало деторождение и воспитание детей. Сейчас, я начинаю понимать значение смерти в процессе жизни. Недавно услышал афоризм «Смерть – это одежда жизни!» и постепенно стал понимать его значение.
Все мы смертны, но «древо жизни вечно зеленеет»! И если бы не было в физическом мире смерти, то не было бы и жизни!
Интересно, что даже когда мы каждый день видим, на примере наших родственников и родителей, процесс старения и превращения в «биологический мусор», мы не можем представить себя на их месте.
И этот природный оптимизм, порождённый инстинктом жизни, не покидает нас до самой кончины. Зная и логические примеры: «Все люди смертны. Сципион человек. Поэтому он смертен», и афоризм Энгельса: «Жить - значит умирать!», мы, тем не менее, до конца не соглашаемся с нашей трагической участью. И это вселяет оптимизм!
Такое возможно ещё и потому, что процесс старения растягивается на долгие годы. И мы не поражаемся внезапно: ни умножение морщин, ни физическими немощами, ни некоторой потерей памяти или способностей свежо мыслить и анализировать…
Возвращаясь к жизни в доме престарелых, интересно наблюдать встречи стареньких родителей и их детей. Дети ещё помнят своих родителей, мам и пап молодыми, красивыми и сильными. А тут, перед ними нечто похожее и узнаваемое из прошлой жизни, часто плохо видящие, совсем не способные ходить или даже говорить!
Но ведь это, по-прежнему, самые дорогие для нас люди, вырастившие нас, кормившие, учившие и воспитывавшие нас.
А потом мы выросли и стали жить своей, отдельной жизнью, а родители продолжали жить своей...
А потом уже родители, стали нуждаться в нашей помощи и мы тоже постепенно достигаем преклонного возраста. Наши дети тоже выросли и у нас уже появились внуки и даже правнуки!
А колесо жизни продолжает вертеться, только по временам «меняя свои одежды», то есть поколения сменяют поколения…
Я нарисовал, довольно мрачную картину и чтобы сгладить грустное впечатление хочу сказать, что мне скоро будет семьдесят, но я совсем не чувствую старости, хожу в спортзал и мечтаю установить рекорд России для моего возраста в жиме лёжа. Вчера я выжал сто килограмм, но хочу через несколько лет достичь результата в сто двадцать – сто тридцать килограмм.
В зале у меня много знакомых, среди которых есть и молодые прелестные девушки. Иногда мы перебрасываемся шутками. А одна из них называет меня «Янг мэн». И это меня греет!
…Несколько лет назад, я написал эссе – «Логика смерти» и в качестве иллюстрации, хочу предложить его, ещё раз, моим читателям, потому что темы старости и смерти очень уж близки:

Логика смерти

Эпиграф: Из предсмертного стихотворения Сергея Есенина -
«В этой жизни умирать не ново
Но и жить, конечно не новей...»

Недавно я задумался: «А почему и зачем существует на белом свете смерть?!»
В Библии, о которой Михаил Пришвин говорил, как о записной книжке человечества, рассказано, что согрешив, Адам и Ева отрезали себе путь к бессмертию. В грехопадении, зло победило добро и так мы стали смертны.
Если смотреть шире, то логика смерти, должна вписываться в эту логику борьбы добра и зла. То есть, размножение, понятое как проявление греха, и есть то, что спровоцировала смерть. Не будь коварного змия, и не соблазни он простодушную, наивную Еву, жила бы эта парочка вечно и общалась с Богом, соблюдая все запреты и используя разрешения себе на благо. Но человечества и по сию пору не существовало бы, как нечто самостоятельное!
Именно грех рождения «новых» Адамов и Ев, а точнее их детей и привёл в мир то, что мы называем смерть. (Интересно, что в Библии, насколько я знаю нет даже малейшего упоминания о том, как, когда и где умерли Адам и Ева. И эта деталь о многом говорит).
Но именно нашей смертью, и обусловлена бесконечность биологической жизни вида, в лице наших предков и потомков!
Однако, мы, люди, не только существа плотские, но ещё и создания духовные и потому, есть надежда, что «биологическое», уступит в конечном итоге духовному, и мы утратив тело, станем духом. Об этом и говорится в Новом Завете — праведники спасутся и станут бессмертными. Но, при этом, обретя на основе духовности и свою божественную плоть!
Не в этом ли состоит главная задумка Создателя, который вылепив человека из праха мирского, вдохнул в него сущность, сделал стержень для плоти в лице Духа, то есть сотворил некое подобия Бога, его частичку, любовно взращенную эволюцией!
Холодно рассуждая, надо полагать, смерть — как инструмент эволюции, существовала изначально. Именно смерть, даёт возможность развития не только отдельных биологических видов, но и жизни вообще.
Благодаря несметному числу поколений, сменяющих одно другим, мы имеем возможность совершенствоваться и эта способность к совершенству, называемая эволюцией, позволяет двигаться в сторону подлинного, уже духовного бессмертия!
И вот, человечество, сегодня, стоит на пороге обретения бессмертия в форме интегрированной электронной личности, в которой аккумулируются опыт жизни и смерти всего человечества. На основе компьютерной модели, уже сегодня создаются программы, способные к воспроизводству, что собственно и является главной чертой органической жизни.
В последние годы, с успехами реаниматологии, появилась возможность, несмотря на разрушение мозга, поддерживать жизнь в теле. Известен случай, и наверное уже не единственный, когда мёртвая мать, благодаря аппаратам искусственного дыхания и искусственной системе кровообращения, через четыре месяца после смерти мозга, родила сына с помощью кесарева сечения. Её Дух покинул тело, однако плоть была жива и она стала носителем или инкубатором новой жизни.
Но, рассматривая концепцию вечной жизни в Библии, мы можем задать вопрос: когда человек воскреснет, будет ли он иметь те же самые молекулы и атомы, из которых состояло его тело, до момента распада, иначе говоря до физической смерти?
Я, склонен думать, что не только тех тел не вернуть, но и физических тел не будет, а будет царство духа, живущее параллельно с царством в котором человечество останется пребывать с плотью, вмещающей в себя душу живую.
Если задуматься над единством духа и тела, то можно сделать вывод, что именно в непрерывной эволюции физического мира, загорелась первая искорка духовности и что именно приключения физического, человеческого тела и приводят в конечном итоге к самоусовершенствования духа.
И смерть в этом приключении живого в мире неподвижного и мёртвого, является основой не только возникновения души, но и сопутствующим фактором её эволюции...
Трудно представить себе метаморфозы духа, в отрыве от физического тела и приходится согласится с тем, что это единство было задумано изначально и стоит в основании мира...
Страшно подумать, но именно смерть и стала тем стимулом, который подталкивает человеческую природу к самоусовершенствованию, а мечты о физическом бессмертии, и есть та «морковка», за которой устремляется в будущее, «через тернии, к звёздам» все живое и прежде всего Человек.
Или, если перефразировать, - «через смерть, мы приближаемся к вечности», которая сможет примирить смертное тело и бессмертный дух!

Я кратко записал свои «коротенькие» мысли об этом факте бытия, но призываю всех кто прочтёт этот текст подумать над проблемой бессмертия и поделиться с автором!
Надеюсь, что может получиться интересная дискуссия...

Вместо эпиграфа, цитата из письма пожилой американки присланного и напечатанного Владимиром Познером:

"...Иногда я бываю забывчивой, это правда. Впрочем, не все в жизни достойно запоминания — а о важном я вспомню. Конечно, за эти годы мое сердце было разбито не раз. Как может не разбиться сердце, если ты потерял любимого, или когда страдает ребенок, или даже когда любимую собаку сбивает машина? Но разбитые сердца и есть источник нашей силы, нашего понимания, нашего сострадания. Сердце, которое никогда не было разбито, стерильно и чисто, оно никогда не познает радости несовершенства.

Судьба благословила меня, дав мне дожить до седых волос, до времени, когда мой юный смех навсегда отпечатался глубокими бороздами на моем лице. Ведь сколько же людей никогда не смеялось, сколько умерло раньше, чем смогли покрыться инеем их волосы? Я могу сказать «нет» абсолютно искренне. Я могу сказать «да» абсолютно искренне. По мере того как ты стареешь, все легче быть искренним. Ты меньше заботишься о том, что другие думают о тебе. Я больше не сомневаюсь в себе. Я даже заработала право ошибаться.

Итак, в ответ на твой вопрос, могу сказать: мне нравится быть старой. Старость освободила меня. Мне нравится тот человек, которым я стала. Я не буду жить вечно, но, пока я здесь, я не стану терять времени на переживания по поводу того, что могло случиться, но не случилось, я не стану переживать по поводу того, что может еще случиться.

И я буду есть сладкое на третье каждый божий день».

Январь 2013 года. Лондон. Владимир Кабаков.

Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте «Русский Альбион»: http://www.russian-albion.com или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?": http://istina.russian-albion.com Е-майл: russianalbion@narod.ru





Рейтинг работы: 17
Количество рецензий: 1
Количество сообщений: 1
Количество просмотров: 242
© 29.03.2016 Владимир Кабаков
Свидетельство о публикации: izba-2016-1622150

Рубрика произведения: Разное -> Публицистика


алейнин       29.03.2016   04:57:28
Отзыв:   положительный
Тема интересная.Буду перечитывать и осмысливать.
Вам желаю здоровья и жизнелюбия!









1