Рецензия на "Этюд акварелью" Николая Лемкина


https://www.chitalnya.ru/work/23638/
Этюд акварелью (Николай Лемкин)

Название произведения полностью соответствует рассказу, его теме, сюжету, в нём даже скользит авторская ирония, словно он сам взял акварель и рисует контрастные картины прекрасной осени и отвратительной, мерзкой жизни безнравственных подростков.

Яркие осенние краски легко передают блистательную картину природы. Буквально несколькими штрихами автор передаёт свежесть и живописность осеннего вечера. Обычно в литературе такие приёмы описания природы и времени года используются для передачи романтического настроения, но не всё так просто в данном рассказе. Автору удалось настроить читателя на романтический лад всего лишь двумя вводными предложениями:

«...Осенний вечер. Ещё не знобит, но уже свежо...
Охристо-золотистая листва на фоне густо-ультрамаринового неба...»

Далее автор смакует осенние краски, показывая своё профессиональное отношение художника к изображению осени на полотне, но Николай рисует словом! Кратко и в то же время ёмко передаются чувства гармонии в осенних пейзажах:

«Вот она – осенняя палитра...
Палитра согласия».

Читатель наслаждается осенним этюдом.

Появляется художник. Нет, не талантливый и не выдающийся, обычный любитель, который и сам понимает, что рисует больше для себя, для души, чем для человечества в целом. Это передаётся всего лишь удачными просторечными выражениями, резко принижающими значение этого «мастера живописи»:

«...старенький художник варакал очередную помарашку в стареньком, замызганном этюднике».
«Варакал», то есть он не творил, не создавал, не писал...

Как только появляется первое действующее лицо, то есть художник, автор показывает читателю, как низко упала культура, и делает это просто одним небольшим штрихом: вся скамеечка затоптана ногами:

«Сесть удобно было нельзя – новорусская мода требовала сидеть на спинке, поставив ноги на сиденье, однако, художник был жертвой советского воспитания, и не мог пачкать грязью скамейки.
Сиденье было загажено почти целиком, старичок уместился на более - менее чистом уголочке».

И вот вам, уважаемые читатели, первый контраст:

1)Шикарная картина осени противопоставлена бескультурной цивилизации.

Мода диктует не сидеть на скамейке, а сидеть на её спинке. А ноги в грязной обуви пусть будут на скамейке. Художнику ничего не остаётся сделать, как устроиться на краю скамеечки.

Следующий контраст:

2) Старенький художник - подростки.

«Вскоре над ним, как петухи на насесте уместилась стайка подростков – два пьяненьких боя и сопливая гирла с металлическим кольцом в носу».
Веяние моды уже не только в том, что уселись, как петухи на насесте, но и речь автора передаёт отвратительное движение моды заменять в русском языке слова на английские, но не чисто-английские, а коверкать их, подстраивать под современную русскую жаргонную речь.

И сразу же отмечу третий контраст:

3) Речь автора в начале рассказа - речь автора при описании подростков.

Но когда мы услышим жаргон, сленг подростков-преступников, то контраст этот будет потрясающим:
«- Пять штук накинь!
- С хера ли – базар был о трёх...
- А кто насвистел, что лажи не будет?
- А я чо?»

Описание осеннего этюда приобретает уже совсем другие штрихи и краски:
«Самоучки и бездари видят осень как набор диких кадмиев, синей «ФЦ», стронциановой жёлтой, и сажи газовой в тенях.
И напоминает такая анилиновая живопись пьяную драку в сельском клубе...»
И вот вам, дорогие читатели, ошеломляющий контраст:

4) Красота и романтичность вечера – грязь, бескультурье, запущенность, развратность, преступность подростков-героев рассказа Николая Лемкина.

Как и почему девушка заказывает своим друзьям-подросткам страшное преступление: убийство собственной матери?!
Она объясняет это тем, что мать её пыталась воспитывать: учила посещать школу, ночевать дома. Но распутная девица уже больна венерической болезнью:
«- Слышь, Гнус, а может, я тебе отработаю?
- Ага! Дурака нашла – Гвоздь после тебя сколько лечился? Отработаю!..Хе!»
Как могло ей в голову прийти такое: убить мать, чтобы та просто не мешала ей жить распутной жизнью?
Опять в рассказ вплетаются краски, но уже кроваво-грязные, циничные:
«Я пока ей мозги вышиб, аж вспотел – ну и живучая, сучка была! А как визжала! Я весь в кровянке, еле отстирался».
Чёрные, грязные, циничные краски подростков-убийц.

У читателя мысли путаются в голове и невольно встаёт риторический вопрос: «Откуда берутся такие дети?»

Немного отвлекусь от рассказа Николая Лемкина и перейду к публицистике:

«О проблеме российской беспризорности рассказывает сегодня известная швейцарская газета Le Temps. В настоящий момент, пишет она, в России зафиксирован миллион бездомных детей. И данный факт начинает перерастать в серьезный скандал: Владимир Путин уже распорядился, чтобы этим вопросом занялось правительство. Беспризорные дети проводят ночь на вокзалах, а днем просят милостыню или сбывают вещи на улицах или в метро, совершают мелкие кражи или подвергают рэкету других детей.
На самом деле, 90% беспризорных детей имеют родителей, к которым они могли бы вернуться. Но эти дети бежали из дома именно потому, что их к этому вынудила сложная ситуация в семье: алкоголизм, насилие в семьях. Они расходуют заработанные ими деньги на клей, чтобы нюхать его, и на покупку еды для главаря той маленькой группы, в состав которой они входят. Чаще всего речь идет о молодом человеке, который защищает их от других "кланов", но при этом взимает с каждого из подопечных таксу за возможность ночевать на конкретном вокзале, цитирует швейцарскую газету Inopressa.ru» .
http://www.newsru.com/russia/21Jan2002/besprisorniki.html

Дети бегут из дома. Они живут на улице, не получая никакого воспитания. И к этим беспризорникам постоянно присоединяются новые и новые дети, которым плохо дома.
Беспризорные дети и подростки – явление глобального масштаба:
«Такое явление как беспризорность детей возрастает во всем мире. В 2008 году по оценкам ООН в мире 150 млн беспризорных детей в возрасте от 3 до 18 лет и число их растет с каждым днем. Приблизительно 40% этих детей не имеют жилья, а остальные работают на улицах, чтобы поддержать свои семьи. Некоторые неофициальные источники полагают, что это число увеличится до 800 миллионов к 2020 году» .
http://fratria.ru/blog/antoska/index.php?showentry=5452

Цифры не утешительные. Среди подростков растёт наркомания, алкоголизм, преступность, распространяются венерические болезни и, хочется особенно подчернуть: они не получают никакого воспитания.

Международную проблему в её глобальных размерах Николай Лемкин смог передать несколькими штрихами в небольшом рассказе.
В диалоге подростков отчётливо слышен авторский крик: «Спасайте Россию! необходимо воспитывать детей! Хватит огульно обвинять прошлое и ничего не делать в настоящем!»
Конечно же, возникают мысли о школе, об учителях, о родителях-алкоголиках, которые не несли ответственности за воспитание детей, ругая государство после каждой пьянки.
Чему научились дети?
Цинизму, пошлости, бескультурью, половой распущенностью и самое страшное – безнаказанному убийству!

Они не замечают художника. Плюются по сторонам. Старенький художник не обидчив.
Он вытирает плевок с картины. Плевок этот от подростков, которые оплевали всё вокруг, у них нет ничего святого.

5)Общество было безжалостно к ним - они циничны, вульгарны, преступны.

Следующий контраст очень яркий:

6) Бездуховность подростков – одухотворённость старика-художника.

Художник и автор, а вместе с ними и читатель продолжают любоваться превосходным вечером:
«Осеннее солнце выстрелило по верхушкам деревьев лучом, верхушки полыхнули, но это уже невозможно написать - этим можно только любоваться».
Возвращаясь домой, художник думает о «Гамлете», об актёре Смоктуновском, об акварели.

Рассказ оставляет горький след в душе читателя. Что же будет с этими подростками?
Одухотворённый старик уже доживает свои дни, они его не замечают, при всём желании старенький художник не смог бы их чему-либо научить. Старое поколение ничего не может передать новому. Связь поколений нарушена бездумной пропагандой со времён начала перестройки. Всё построенное за долгие годы СССР было мгновенно разрушено и безжалостно раскритиковано, все идеи были низвергнуты, а массы рабочих и крестьян остались безработными, незащищёнными, и часто - выброшенными на улицу.
В период этой неразберихи, экономического и политического кризиса выросло молодое поколение, часть которого выросла на абсолютно бездуховной почве, буквально на улице, где не было ни идеологии, ни духовности и никаких нравственных ценностей.

Произведение Николая Лемкина по праву вошло в Золотой Фонд Избы Читальни.
Рассказ поднимает нравственные проблемы воспитания духовности подрастающего поколения.
Автор Николай Лемкин мастерски пользуется художественными методами и приёмами, но особенно хочется подчеркнуть использование такого приёма, как литературный контраст.
Контрастом служит резкое противопоставление красоты природы, нравственности, духовности – бескультурью, безнравственности и бездуховности, как царице преступности.
Рассказ написан кратко, но наполнен глубочайшим смыслом.
Считаю, что рассказ по праву вошёл в первый сборник «Золотого Фонда» сайта Изба-Читальня.

https://www.chitalnya.ru/work/138888/
Этюд акварелью (Николай Лемкин)





Рейтинг работы: 70
Количество рецензий: 7
Количество сообщений: 11
Количество просмотров: 869
© 18.03.2010 Татьяна Дюльгер
Свидетельство о публикации: izba-2010-158846

Рубрика произведения: Разное -> Литературная критика


Борис Бочаров       06.11.2013   23:05:08
Отзыв:   положительный
Рецензия обращает на себя внимание всех авторов своей объективностью. Это видно по отзывам. Писать сегодня о реальной действительности очень сложно, особенно искать в ней позитив. Мне кажется не только о России. А ещё сложнее писать рецензии на эти произведения. Ты, Таня, справляешься с этим вполне достойно. С ув. ББ
Татьяна Дюльгер       07.11.2013   02:33:47

Помню, что писала с большим настроением. Спасибо, Борис!
Марина Миртаева       24.06.2012   14:08:15
Отзыв:   положительный
Мне тоже этот рассказ понравился! Очень. О страшном написано так, что действительно страшно...
Татьяна Дюльгер       24.06.2012   21:15:21

Согласна, Марина. Что может быть страшнее, чем потеря нравственности?
Рассказ нашла в "Золотом Фонде" сайта "Изба Читальня." Спросила Николая, как он смотрит на то, если я напишу рецензию. Он одобрил. Считаю, что это одна из лучших моих рецензий на сегодняшний день.
Анатолий Пасютин       09.08.2011   12:33:01
Отзыв:   положительный
Татьяна, спасибо за рецензию, я с уважением отношусь к Николаю, встречался с ним лично. С ним легко общаться. О себе он говорит без всякого бахвальства, ироничен, в быту скромен. Много времени уделяет подрастающему, поколению.
Его работы, лаконичны, емкие по содержанию. Почти во всех произведениях боль за то, что происходит сейчас в России. Жизнь в глубинке знает не по сообщениям наших СМИ.
Еще раз спасибо, при всем моем желании,я бы сказать о Николае не смог.
Татьяна Дюльгер       11.08.2011   07:05:44

Анатолий, и Вам спасибо, что заглянули на огонёк)))
Сeргей Медвeдeв       20.03.2010   22:48:21
Отзыв:   положительный
Отдельное спасибо за понимание рассказа тов. Лемкина!!!
Татьяна Дюльгер       21.03.2010   00:13:52

Очень приятно!
:)
туманов       20.03.2010   20:41:34
Отзыв:   положительный
прочитал и рассказ и рецензию пару раз.обидно,что даже про невмешательство старика Вы думаете наверно правильно.уже не поможешь им...и полицию вызывать,наверно бесполезно бы было позже...а может и равнодушие ко всему наше здесь усмотрел автор?после подвига Павлика Морозова, даже пресечение возможно новых преступлений,просто информация в ОВД,пусть анонимно даже, нам кажется постыдным занятием.а ведь это не так.получается,что все потеряно и тем и другим поколением?первые боятся всего,молодые ничего.может мое поколение самое удачное?отучились бояться,как люди Сталинской эпохи,не стали безразличными,как нынешнее?спасибо.удачи и любви Вам.
Татьяна Дюльгер       20.03.2010   21:07:56

Спасибо!
Вполне правильное замечание. Я не развила эту тему. Рецензия получилась длинноватой, но я очень рада, что Вы это заметили: невмешательство старика.

Да, старик отстранился от молодёжи, ни во что не вникает, только в свои мысли и свои рисунки. Почему? Здесь недосказанность тоже играет свою роль.

В определённые годы, трудно даже определить рамки, когда было опасно старикам делать замечания молодым людям. Известно не мало случаев, когда обозлённые подростки нападали на стариков. Отстранённость старика работает, как механизм или как инстинкт самосохранения. Автор и здесь не многословен. Читателю предоставлена возможность домыслить: почему старик не слушает их речь, не делает им замечаний и даже не вызывает полицию.

Но представьте такую картину.

Он вызывает полицию.
Как?

Наверняка у него нет мобильного телефона.

Помню такой случай, когда у моей подруги подростки вырвали сумочку из рук и тут же скрылись в парке, я пыталась вызвать полицию. Но никто со мной и говорить не хотел на другом конце провода. Это было в Кишинёве в 1998 году. Никто не приехал, конечно же.
Трубку снимали и не вникая в ситуацию, тут же клали её на место. Автомат поедал мою мелочь и всё. Мы сами с ней пустились разыскивать подростков в надежде выкупить у них сумочку. Там были её документы. Операция завершилась удачно. Мы разыскали сумочку в кустах, когда нашли других подростков, которые и провели с нами переговоры.

Допустим, что старик дозвонился и полиция, что мало вероятно, но допустим, приехала.
За это время подростки уже "смылись." Их уже не найти. Что ждёт старика?

Ясно, что полиция не раскрутит дело, так как подобных звонков сотни. Но подростки, которые не побрезговали убить мать девчонки из своей компании, ясно, что не побрезгуют тем, чтобы убить старика.

Мудрый по-своему старик ничего не замечает, только с целью собственной безопасности.
Конечно же он всё замечает! Ведь не нравится ему, как на украинском языке исполняют Гамлета! Конечно же и речь подростков режет ему слух, но и тут он молчит и даже мысли об этих преступниках он не допускает. Ему дороже жизнь, чем решение проблем, которые даже правительство не в силах решить.

И ведь это всго лишь ЭТЮД!
А сколько мыслей и вопросов!

Возможно, что эту поправку-дополнение, я внесу в рецензию. Рецензия станет богаче. А текст рассказа менять не стоит, я бы автору не советовала менять тект.

Какой замечательный приём - НЕДОСКАЗАННОСТЬ! Читателю даётся возможность обдумать, задуматься, сделать выводы или побеседовать с автором.
Какая возможность современной литературы в Интернете - беседовать с автором!
Николай Лемкин       07.08.2011   14:21:39

позвольте и мне как автору той вещицы сказать...
Это же не милицейский протокол, даже не описание реальной картины-не подходите к ней так...

Гулял я с внуком по осеннему парку, и началась дикая драка между пацанами, даже не драка-убийство,
злое и паскудное.
Без трупов, никто не погиб, но и без причины, просто так.
Я и описал всего лишь моё впечатление, ощущение бессилия перед озверевшими существами, не более того.
Я-старик художник и гопота, живущая под лозунгом "Бери от жизни всё".
Сурикову идея "Боярыни Морозовой" пришла от вида чёрной вороны, сидящей на снегу, но он же не ворону изобразил!
Так-то оно...
Татьяна Дюльгер       08.08.2011   06:11:37

Спасибо, Николай.
Ваше мнение особенно дорого))
Лео Сильвио (Л.К.-Т.)       18.03.2010   10:03:05
Отзыв:   положительный
Танечка, рецензия - на весьма достойном уровне!
быть может, видна еще некоторая осторожная походка по этой ниве...
ты как бы еще очень бережно и очень осторожно говоришь...
не хвататет легкости в твоих аналитических комментариях...
такого лоска с капелькой небрежности...
просто опыта нужно набраться...
но это ты быстро наверстаешь!
:)
но зато есть главное - серьезная и умная аналитика!
есть желание всё увидеть, внимательно прочитать и рассказать...
при этом ты точно проанализировала эту литературную работу!
да, именно так всё и есть...
рассказ - яркий и цельный!
ты по сути в своей рецензии всё сказала...
так что повторяться не имеет смысла!
ок!
Татьяна Дюльгер       18.03.2010   17:15:17

Спасибо, Лео!

Благодарю за моральную поддержку!

Создадим литературную критику на сайте Изба Читальня :) и, возможно, многие авторы и их читатели скажут нам спасибо :))
Николай Лемкин       18.03.2010   06:13:08
Отзыв:   положительный
Ай, спасибо! Подобного профессионального и глубокого анализа у меня ещё не было.
Препинаки поправлю-согласен.
Вот только текст надо подзабыть, а то перепищу ненароком.


Татьяна Дюльгер       18.03.2010   06:40:50

Если текст перепишете, то этот уже не удаляйте, пожалуйста.
Над рецензией хорошо потрудилась.

Рассказ заслуживает пристального внимания. Затронуты животрепещущие темы. Диалог подростков в рассказе, как кровоточащая рана общества начала 21 века.

Мне было интересно анализировать вашу работу.

СПАСИБО!
Николай Лемкин       18.03.2010   07:54:57

Татьяна, удачи в этом деле!
За три года пребывания на разных сайтах я пожалуй впервые встретил человека, пишущего не "рецки", а именно-рецензии.
Татьяна Дюльгер       18.03.2010   08:01:42

Мне приятна Ваша похвала, Николай.

Ко мне это желание - писать развёрнутые рецензии, пришло недавно, пока работала в народной редколлегии сайта Изба Читальня.
Мне очень нравится этим заниматься.
Я и сама чувствовала дифицит именно литературной критики на лит.порталах, и, как-то нежданно для себя, решила сделать пробу пера.
Сама замечаю, что каждая новая работа у меня получается лучше, чем предыдущая.








1