О поэзии в понимании Бродского в интерпретации В.Безладнова


Прекрасную статью написал Владимир Безладнов "КОЕ-ЧТО О ПОЭЗИИ (и не только о ней)". https://www.chitalnya.ru/work/194100/

«Поэзия - это не "лучшие слова в лучшем порядке", это есть высшая форма существования языка». Иосиф Бродский.

Хороша эта статья тем, что наводит на серьёзные размышления о том, что из себя представляет поэзия, какую роль она играет в русском языке и какие требования налагаются на тех, кто берётся за перо.
Доктринальная трактовка Бродского, что поэзия – «есть высшая форма существования языка» неоспорима, но её обоснование допускает некие возражения, на которых стоит остановить внимание. Это имеет отношение и к тому, о чём написал Владимир Безладнов.

Сразу заставило задуматься, о какой «борьбе с представителями графоманской популяции» может пойти речь. Автор статьи, Владимир Безладнов пояснил, что не собирается этого делать, а лишь предложил тему и материал для размышления. Мне захотелось взглянуть на упомянутую им «графоманскую популяцию», слегка отклонившись от основного содержания статьи.
Владимир Безладнов пишет о нынешней многотысячной армии сетевых литераторов: « Мы – сетевые рифмоплеты, поощряемые «собратьями по перу», которые, собственно, и являются основной массой наших читателей и почитателей. «Мы будем – одну за другой – создавать свои «нетленки», загружать их на литературные сайты, отсылать на всевозможные конкурсы, а потом – с нетерпением – ждать признания их бесспорных литературных достоинств... (с)».

Владимир Безладнов весьма саркастично говорит об огромном количестве людей пишущих, представленных на крупнейших литературных порталах. Но я предлагаю взглянуть на это под другим углом зрения.
Следует признать, что стремление огромной «графоманской популяции» к творческой самореализации через литературу уже само по себе является фактором позитивным для культуры страны. Боязнь того, что неимоверное количество авторов понизит качество отечественной литературы необоснованно, так как о достижениях общей культуры судят не усреднённо, а по творчеству наиболее ярких её представителей.

Говоря о поэзии, нам предварительно следует уточнить смысл этого понятия. По мнению Владимира Безладного «Поэзия – это состояние души». По Бродскому - «Поэзия - это высшая форма существования языка». Можно предположить, что состояние души проявляет себя в языковой форме, но мне кажется, что это искусственное их слияние. Хочу акцентировать внимание на существенном моменте. И в первом, и во втором случае понятие поэзии как бы существует само по себе. Это своего рода абстракция. В то же время язык и душа – это лишь проявления человеческих качеств, не существующие сами по себе без человека и особенностей его жизни, даже если говорить о её духовной составляющей. Душа – это сущностная индивидуальность, а язык – средство общение.

В своей статье «Коммуникативная роль Поэзии и форма её реализации»
https://www.chitalnya.ru/work/376466/ я исходил из посыла, что поэзия - это средство коммуникации. «Один человек буквально кричит, чтобы быть услышанным. Но кричать можно и прозой, а глубокие мысли облекать в афоризмы, писать философские трактаты... ан нет - стихи по воздействию доходчивей. Почему? А дело в том, что это особый способ передачи информации с помощью языка образов, который воспринимается людьми через звуковую гармонию. Можно сказать, что этот язык сформировался за многие столетия и у него есть свои правила. Люди назвали это техникой стихосложения. Отступать от неё - значит переходить на другую знаковую систему. Если появляется новатор, который ломает устоявшуюся форму, то это признак развития системы, которая стала ограничивать автора в возможности передачи главного».

Представляется, что подобный взгляд на поэзию увязывает воедино абстрагированное понимание поэзии по Бродскому (высшая форма языка) с её носителем поэтом. Такой подход позволяет уточнить то, что Бродский написал в своём высказывании:
(С) «…Человек принимается за сочинение стихотворения по разным соображениям... Но независимо от соображений, по которым он берется за перо, и независимо от эффекта, производимого тем, что выходит из-под его пера, на его аудиторию, сколь бы велика или мала она ни была, немедленное последствие этого предприятия – ощущение вступления в прямой контакт с языком, точнее ощущение немедленного впадения в зависимость от оного, от всего, что на нем уже высказано, написано, осуществлено».

В данном выражении язык, как бы оторван от человека, он властвует над ним. Но это лишь абстрактное допущение, а на самом деле поэт творит в рамках накопленного языкового опыта, его коммуникативных формах и раздвигает их границы.

С учётом сказанного, мне представляется не совсем верным следующее высказывание Владимира Безладнова. «Просто, на мой взгляд, проблема литературы (и поэзии, в особенности) сегодня в том, что, как мне кажется, бОльшая часть сетевых авторов, вряд ли, ощущает этот самый контакт с языком, который нобелевский лауреат поставил «во главу угла». А уж в зависимость от него (языка), и «от всего, что на нем уже высказано, написано, осуществлено», большинство сетевых литераторов, и подавно, не впадает (с)».

Большинство сетевых авторов вряд ли имеют представление о роли поэзии в развитии и существовании языка, они пишут свои вирши вне понимания зависимости от языка, если, конечно, не считать за таковую устоявшиеся нормы стихосложения. Но вместе с тем, независимо от результата, они участвуют в процессе накопления языкового потенциала всего общества.

Я бы не стал впадать в уныние от тягостных предчувствий, выраженных следующей фразой: «Язык долговечнее человека, и он лучше приспособлен к мутации, но, когда подумаешь, в какую сторону, в какое качество, в какой вид он будет «МУТИРОВАТЬ», по выражению все того же Бродского, – жутко становится (с)».

Правомерно ли говорить, что язык приспособлен к мутации лучше чем человек? Возможная деградация языка может произойти только вслед за изменениями в обществе при  упрощении форм общения, примитивизации мировосприятия его членами. Даже если это произойдёт, нам в то время не жить. А упрекнуть себя за то, что мы этому способствовали, мы не можем. Ведь даже разрушители культуры являются её частью. 

Не подвергается сомнению, что Сеть дала возможность заявить о себе огромному количеству людей, независимо от их способностей. Но как правильно отметил Владимир Безладнов: "...время все расставит по своим местам, и в памяти поколений все равно останется лишь то, что достойно этого (с)".
А то, что сетевые авторы «… в своих творениях используют, едва ли, сотую часть его гигантского словарного запаса, скатываясь, все чаще и чаще, на примитивный уличный жаргон и убогий «новояз», позволяют себе забывать о том, что существуют правила грамматики (с)» - тут можно вспомнить Воланда: «люди, как люди… только квартирный вопрос их испортил…», понимая под квартирным вопросом нечто большее.










Рейтинг работы: 42
Количество рецензий: 3
Количество сообщений: 5
Количество просмотров: 930
© 28.02.2016 Валерий Белов
Свидетельство о публикации: izba-2016-1580745

Рубрика произведения: Разное -> Литературоведение


Глеб Копчёный       24.12.2017   01:29:58
Отзыв:   положительный
В контексте статьи было бы неплохо упомянуть то, что говорил И.Бродский о поэзии в речи на вручении ему Нобелевской премии. Точной цитаты сейчас не вспомню (можно нагуглить), но смысл таков:

Поэзия, помимо средства высшей коммуникации (по отношению к языку), обладает еще и свойством ускорителя сознания невероятной мощи и силы. Поэт сам не всегда знает, чем он закончит стих, и иногда сам бывает очень удивлен получившимся результатом - он этого даже близко не планировал! И вот только человек, познавший всю прелесть такого ускорения, или же усиления сознания, подобно зависимости наркомана, может называться Поэтом. То есть, тот человек, который уже не может прожить без этого чудесного ускорителя сознания. Или Интуиции. Или Провидения. Или Предвидения. Или Озарения.

Не точно, но что-то в этом духе он сказал.

А статья очень понравилась. Интересные размышления. И количество сетевых поэтов - это уж точно никак не помеха для появления Поэта с даром Слова, подобного цветку потрясающей красоты и притягательности. Пускай при этом абсолютное большинство сетераторов и выполняют малопочетную роль гумуса. В том смысле, что "когда бы знали, из какого сора"...
Валерий Белов       24.12.2017   11:46:19

Очень верное высказывание Бродского. Возникла интересная мысль. Поэты с даром Слова будут появляться до тех пор, пока Слово будет востребовано в обществе. То есть общество продолжит оставаться высокоорганизованным. Это требует и развитых форм коммуникации, где Слову отведена главенствующая роль.
Возможна и деградация общества, разрыв устоявшихся связей этому способствует и вовсе не обязательно, что "свободные концы" сплетутся во что-то более организованное, чем предыдущее состояние общество. Скорее всего это будут свежие рубцы на месте порванной тонкой ткани сформированного столетиями мироощущения и мироустройства. Это проявит себя и в языковой деградации.
То есть Слово - есть отражение главенствующего тренда в развитии общества. А поэзия - его проявление.
Спасибо за отзыв.
Глеб Копчёный       24.12.2017   12:15:06

Пока общий тренд развития литературы, тотально отравленной постмодерном, наводит на мысль, что Кин-дза-дза! великолепнейшего Данелия было гениальным прозрением и даже предсказанием... а поэзия, скорее всего, умрет окончательно только тогда, когда люди поголовно станут телепатами. И Вам спасибо за наводку на интересную мысль.
МАА2       09.05.2016   17:25:04
Отзыв:   положительный
Печально, грустно, одиноко
При явной хмурости бровей.
Я о поэзии высокой,
О низкой грезил много дней
И получилось нечто вроде,
Не потому что например,
Такого не было в природе -
Ритм не ущербен, твёрд размер.
Не вопреки тому, что где-то,
А перспективам в унисон:
Когда поэзия раздета,
Вполне приемлим стёб и гон.
Причины, следствия банальны -
Достичь немыслемых высот.
Квадрат не может быть овальным,
Уместно и наоборот.
Я о поэзии высокой,
О низкой грезил много дней,
А ночью сверху, снизу, сбоку
Контакт наладил со своей.
Валерий Белов       10.05.2016   12:58:56

Высокий стиль от низкого отличен -
Поэзия должна быть эротичной!
То, что к утру появится в строфе,
Поэт находит ночью на софе.
МАА2       10.05.2016   13:52:43

Как представлю девицу я голую
Со стаканом в руке до краёв,
Рифмы всякие лезут мне в голову,
К волшебству приобщаюсь стихов.
Просидев до утра над тетрадкою,
Пялясь в пыльные стёкла окна,
В поэтическом мире прокладкою,
Называет триумфно она.
За грудки потрепать сильно в праве те,
Кто поэзии топчет межу.
Кто она? Интересик проявите.
Без утайки про Музу скажу:
Просто гадость она несусветная,
С целофановой Лирой без струн.
Не поэт, утверждаю конкретно я,
С зарифмовкой словесной игрун.
Если б были зубищи заточены
На соитие разных слогов,
Я с Парнасовской стырить бы вотчины
Фраз сплетение был бы готов,
Застолбляя аллею центральную,
В соблазненьи девиц не ленясь,
Со стаканом, Пегасо-педальную
Обретая с поэзией связь.
Как представлю девицу я голую
Со стаканищем литров, так в пять,
Рифмы всякие лезут мне в голову,
Но стихи не умею писать...
Николай Щекотилов       28.02.2016   09:12:14
Отзыв:   положительный
Думаю, что доктринальную трактовку Бродского можно было бы признать неоспоримой, если бы она принадлежала, к примеру, Бернарду Шоу. А так - как гласит пословица: "каждый кулик свое болото хвалит".

Добавить отзыв:


Представьтесь: (*)  
Введите число: (*)  











1