1.Рецензия на роман-пьесу Сергея Медведева "Сказка Господня"


https://www.chitalnya.ru/work/43665/
СКАЗКА ГОСПОДНЯ. РОМАН-ПЬЕСА. ЧАСТЬ 1. УДИВИТЕЛЬНЫЕ ВСТРЕЧИ


Работа Сергея Медведева необычайно яркая, самобытная, неподражаемая. Литературный герой – автор путешествует во времени и пространстве и беседует с Генрихом, «то ли пятым, а то ли шестым», королём Ричардом, с чудовищем Йети на различные темы:

1. Эпоха Застоя
2. Бог и Сатана
3. Демократия и монархия
4. Ад и рай
5. Милость и немилость.
6. Поддержка «левых» и «правых» сил революций.
7. Быт человека, потерявшего опору в жизни
8. Поиск истины и веры

В порыве страстных эмоций автор ведёт беседу с извесными историческими личностями и сказочными персонажами:

Что, монархия лучше республики?
Что за бред, что за наглые враки?!
Как относится царь к “прочей публике”?
Отбирает последние бублики
И швыряет любимой собаке!

На риторические вопросы литературный герой отвечает ярко и безапелляционно!

Впрочем, в чем-то ты прав: “демократия”
Не реальность пока, а фантазия.
Это, братец, такое понятие,
Что расплывчато до безобразия!

Слишком любят ее уголовники…
Извращенцы и нечисть богатая –
Вот ее основные поклонники!
Вот такая она, “демократия”.

Автор противопостовляет монархию и «дикую», совершенно не управляемую демократию и при этом не видит особенной разницы в жестокости политических порядков.
Местами повествование в «Сказке...» переходит в очень лёгкое, сказочное. Ад словно «очеловечивается», оживает:

Был в Аду перерыв (“промежуток”
Покурить по щепотке махры).
Тут решил я на четверо суток
Отпроситься от адской жары:
“Отпусти, Сатана, кроме шуток,
Из своей сатанинской дыры!”

Сатана в этот вечер был добрый:
Сатанинское пиво цедил,
Заедая поджаренной коброй,
И прошенье мое утвердил!

Вместе с прочими злыми князьями
Проводил он меня до Земли,
И расстались почти что друзьями…
Кстати, сроки мои – истекли!

Что ж, прощай! Мне пора. До свидания!
Если Господом встреча назначена...
Выполняй свои “божьи задания”.
Зря неделя отгулов потрачена!

Ухожу я туда, где от копоти
Почернели чертята унылые.
Где заходятся дьяволы в топоте,
Проклиная судьбину постылую,

Там, где сера все шкуры проплавила,
Где готовятся яды гюрзовые.
Снова чистить придется для дьявола
Сапоги и ботинки кирзовые…

Тяжело там, в аду, приходится нарушителям человеческого бытия, взломщикам гуманизма и осквернителям общеловеческих ценностей.
И там, в адском пекле, ходят слухи об авторе-пророке, блуждающем по горам и ищущем Бога, истину, правду. Призраки, заинтригованные слухами, уже сами ищут встречу с автором-пророком:

Бывший викинг, и бывший каратель…
Мой союзник в великой борьбе,
Генрих, старый мой друг и приятель,
Рассказал кое-что о тебе.

Он сказал (дело было на складе
Сатанинских кирзовых сапог):
“Ты слыхал о таинственном дяде,
Появившемся то ли в Гренаде,
То ли где-то еще… видит Бог,

У него на любые вопросы
Ты найдешь бескорыстный ответ.
Слух о нем разнесли эскимосы,
Прокуроры, врачи и матросы.
Он великий мудрец и эстет!

Как лестно они отзываются о поэте, который странствует в поисках истины! Интересны рассуждения о Боге, о его равном отношении к человеческим личностям:
Что есть “грех”, что – не грех, где вина –

Сумма наших деяний и бед
Одному только Богу видна.
Он, единственный, знает ответ.

Богу видно, кто прав, кто виновен!
А у Бога советников нет.
Для него что Шекспир, что Бетховен,
Что какой-то известный поэт -

Не имеет ни капли значения!
Он давненько всех взял на учет.
Если божьим не внять поучениям,
Бог немедленно в Ад упечет.

Впрочем, если Создатель решит
Покарать за особенный грех,
То, бывает, один согрешит,
А казнят, соответственно всех!

Но отмоет Господь добела
Тех, кто вовремя крикнет “Прости!”
Бог прощает любого козла,
Даже ежели рыло в шерсти.

А, вообще-то, проблема греха
Постоянно решается так:
Ричард! Собственно “грех” – чепуха!
Только вовремя кайся, дурак!
Богу наше раскаянье льстит:
Он всеведущ и жутко велик.
Ты покайся, – а он и простит…
Согрешил – и покайся, старик!

Этот отрывок я процитировала здесь полностью, он показался мне очень интересным в авторском взгляде на покаяние. Произведение уходит корнями в классику. Написано в лучших традициях русской литературы: произведений Некрасова, Пушкина. Простой разговор о Боге вплетается в сказочный сюжет и повествование получается весьма лёгким, интересным.
Сказка весьма необычна и отличается от сказок, как таковых: повествование носит не только сказочный, но и исторический характер. Например, интересно мнение автора, почему без поддержки и понимания остаётся Робеспьер:

Но, поскольку ни “слева”, ни “справа”
У него не осталось друзей,
Робеспьера настигла расправа:
Гильотина, корзина, канава…
А затем, дуракам на забаву,
Он попал в виде куклы в музей.


Споры и рассуждения героев носят мистический характер. Словно Мефистофель из "Фауста" Гёте, автор путешествует во времени и пространстве, но герой Гёте искал прекрасное мгновение, чтобы воскликнуть: «Остановись мгновение, ты прекрасно!»
Литературный герой Сергея Медведева ищет правду, истину, тот трезвый рационализм, который так необходим человечеству в переходный исторический период.

Начало сказки-сценария происходит в Италии, а затем продолжается на Камчатке.
Путешествие автора-героя не кажется чудесным, необычным, так как читатель, увлекаясь чтением, сам переносится из одного уголка планеты в другой, из одной исторической эпохи в другую.

Считаю произведение заслуживающим внимания и рекомендую широкому кругу читателей.





Рейтинг работы: 26
Количество рецензий: 3
Количество сообщений: 8
Количество просмотров: 793
© 12.03.2010 Татьяна Дюльгер
Свидетельство о публикации: izba-2010-156663

Рубрика произведения: Разное -> Литературная критика


Ант Ласьков       12.03.2010   11:26:35
Отзыв:   положительный
Однако, как сказал ... известный герой анекдотов: не соглашусь с тем, что для бога все равны, что Шекспир, что разбойник с большой дороги. В этом огромное противоречие с нагорнеми заповедями, где блаженные наследуют царствие господнее, а не разбойники, нувориши, политиканы. А к блаженным я могу отнести и Шекспира(псевдоним графа де Вер) и Гоголя, и Пушкина и всех тех кто отдал свой гений людям, любя их, как ближних, и любя господа своего без алчных требований к благополучаю. Так что у автора много противоречий и неразрешимых антиномий, что исходит из трасцендентности, а не детеминальности! С уважением АНТ!
Татьяна Дюльгер       12.03.2010   18:20:08

Для Бога все равны. Но после смерти каяться поздно.

Каяться надо при жизни, как Родион Раскольников в романе Достоевского "Преступление и Наказание", или тот разбойник на кресте, что с Иисусом рядом был, признал в Иисусе Сына Божьего и тут же был прощён и помилован Иисусом Христом. Христос сказал ему, что встретятся они в царствии божием.

Самая большая ошибка человека - не признавать равенство перед Господом и не каяться в своих грехах.

Почему вот эти герои, бывшие правители, в аду, с которыми герой встречается в произведении?
Они нарушали все божии законы и не признали своего равенства перед Богом с любым униженным и обиженным. Мы все дети божии, в этом и равенство.

Божии законы написаны для всех. И в этом тоже равенство. Кто не понял этого равенства, осуждает, завидует, ещё хуже - богохульничает, творит неправду, зло, того Господь отвергает, как нарушителя. Но если этот грешник осознает свою греховность и сможет искренне покаяться при жизни, милость божия настолько велика, что Он прощает и милует.

В писании так и говорится, что не праведников пришёл призвать Иисус, но грешников. Праведник итак живёт по Божиим заповедям, потому-то он и праведник. А вот каждого грешника Господь принимет так же тепло, как отец принял своего блудного сына в притче о блудном сыне.

Так что, Ант, позвольте мне с Вами не согласиться в том, что перед Богом не все равны. Осознать это надо при жизни.

С уважением,

Татьяна.
Ант Ласьков       15.03.2010   07:30:53

Это равенство о котором вы говорите тождественно равенству роты солдат перед командиром: но если в доверительной беседе выяснять симпатии то, сразу выявится неравенство: предпочтение одних перед другими, то есть это равенство пред законом, заветом, каноном, которые он представляет, но не перед личностью. С уважением АНТ!
Татьяна Дюльгер       20.03.2010   00:12:48

Ант, я не могу с Вами согласиться в том, что нет у людей равенства перед Господом.

Когда жизнь завершена, вершится Божий суд, где перед Богом все равны: и праведник, и раскаявшийся грешник. Они равны и угодны Богу, но отвергнуты те, кто не признал Бога, как личность, как судию.
Суд вершится праведный для всех. Каяться надо при жизни.

Если смотреть на тех, чьи жизни завершены, то конечно же, они уже не смогут быть равными по отношению к Богу.
Подведён итог, жизнь прожита. Какая она была эта жизнь? Суд равный для всех: бедных и богатых, умных и глупых,
честных и нечестных.

“Ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить.” (Матф.7:2).
“воздаст каждому по делам его” (Матф.16:27).

http://blagovest.com.ua/Matfey/Mf07_02.html

Мы - не рота солдат, и Бог не военный капитан.

Ничего не сказали мне о рецензии и о произведении. Не понимаю, почему настаиваете на том, что нет равенства перед Богом? Тем самым, Ант, Вы полностью отрицаете Божественную, Высшую справедливость.

Ясно, что Богу ближе тот, кто верил и жил по правде, но суд состоится только после смерти. При жизни у всех есть шанс выбрать праведный путь, покаяться и прийти к Богу, как например, это сделал Апостол Павел.

Спор наш уже не по теме и не по произведению Сергея Медведева.
Не люблю, когда спор не по теме.

С уважением,

Татьяна.
Сeргей Медвeдeв       12.03.2010   09:17:14
Отзыв:   положительный
Вот если бы все критики такими были!!! Спасибо, тов. Дюльгер!!! :-)))
Татьяна Дюльгер       12.03.2010   09:25:40

Спасибо, Сергей!
Гланое, чтобы автор был доволен рецензией!
Николай Лемкин       12.03.2010   06:09:05
Отзыв:   положительный
Согласен. Смакую понемножку.
Татьяна Дюльгер       12.03.2010   06:20:41

Спасибо. Так же и я. Открыла для себя талант Сергея.

Спасибо, Николай.
Рада знакомству и мне очень важно получать рецензии именно на литературную критику, так как я - начинающий критик.
Николай Лемкин       12.03.2010   06:55:03

Ну наконец-то! Искренне желаю удачи в этом благородном, но неблагодарном деле!
Народишко здесь серчавое шибко-чуть не по шерсти-и в слёзы...
Нужна критика, нужна!

Комплиментарии убивают пишущего, буду рад Вашему вниманию к моим самоделкам, случись это.


Татьяна Дюльгер       12.03.2010   07:38:13

Спасибо, Николай!
Желание автора иметь собственного критика мне импонирует.

Договорились!
Николай Лемкин       12.03.2010   07:47:57

Буду только рад! Сразу же предупреждаю-я не злоблив и не обидчив.








1