Темпл. Церковь в Англии. Записки русского эмигранта.


Бывают моменты в жизни, когда сам себе становишься отвратителен!
Наконец понимаешь, что ты глуп, самонадеян, мнителен и нерешителен одновременно.
Думаешь, что жизнь прожита зря, что даже родные дети тебя не любят и всё потому, что ты их плохо воспитывал. Жена и подавно считает тебя нарциссом с садистскими наклонностями.
Одним словом мир не мил и «оружия ищет рука»!
Именно в такое время, я попал на службу в Темпл - англиканскую церковь, неподалёку от моста Блакфрайерс, в Лондоне.
В старинном, с закопчёнными стенами здании и островерхой высокой крышей было тихо и входящие люди негромко разговаривали между собой, занимая места на удобных скамьях с мягкими подстилками на сиденьях.
На полочках перед каждым местом лежали книжки: сборники церковных гимнов и псалтирь, библия и тоненькая программа церковных служб на месяц.
Службы начинались каждое воскресенье в одиннадцать часов.
Усевшись, стал крутить головой рассматривая стрельчатые потолки над центральным и боковыми нефами, яркие витражи в узких длинных окнах, скульптурные каменные фигуры давно умерших Мастеров ордена тамплиеров, лежащих вдоль стен.
Что-то величественное и грустное заиграл орган и мне, вдруг, стало легко и спокойно на душе, забылись неприятности и невзгоды последнего времени.
Ежедневная суета отступила и я расслабившись стал слушать музыку, представляя в воображении службы проходившие в этом храме несколько столетий назад…
Орган неожиданно умолк, головы прихожан повернулись в одну сторону и все встали. От входа к расположенным по обе стороны от прохода скамьям двигалась неспешная процессия.
Впереди шли попарно дети- мальчики от пяти до двенадцати лет в красных хламидах и белых ризах поверх, сложив руки вместе и опустив глаза долу. За ними так же торжественно шагали взрослые в такого-же покроя и цвета одеждах. Дальше следовал регент хора и два священника. Позади всех шел служитель держащий двумя руками деревянный посох с серебряным набалдашником.
Когда хор и притч заняли свои места на скамьях, в центр вышел регент хора, взмахнул руками и слившись воедино зазвучал орган и нежные голоса детей, которым вторили низкие, мужские.
Храм высокий, объёмный и эхо, умирая, ещё звучит несколько мгновений, плавает под сводами и затихая, вторя напеву. Детские голоса чисты и звонки, мужской бас ведёт мелодию оформляя и обосновывая её, а высокие проговаривают со страстью и состраданием, подпевают песне о любви и прославлении Господа.
При упоминании Святой Троицы все встают и повторяют за священником слова молитвы. Служба идёт конечно на английском, но хор, иногда поёт на латыни и однажды, я с удивлением и восторгом услышал распевы из православной литургии на старославянском: «Верую» Гречанинова.
Кроме Гречанинова иногда поют и Бортнянского, но «Верую» –это особенно хорошо звучит. Многоголосый хор, в православной церковно-песенной традиции мягко переходя голосами с уровня на уровень, иногда объединяясь, в усилии достичь божеских пределов. Лёгкое, сладкозвучное Ве – ру – ю – ю - заставляет сердце биться сильнее, выжимает из глаз слёзы умиления и рука сама творит крестное знамение по наитию Духа Святого.
И тут, солнце пробившись сквозь тучи, проникает внутрь храма и делает ненужными электрические люстры, осветляя, завораживая живительной теплотой и прозрачностью солнечных лучей.
А я, слушая и наблюдая, думал: «Да! Мир воистину прекрасен!».
Тут набежали тучки и в храме потемнело: «Но жизнь трудна и трагична. И только с верой в единосущную Троицу можно пройти её, не склоняя головы перед опасностями и невзгодами жизни, славословя бога и счастье любовной жизни. И смерть становиться не страшной, избавлением от земной суеты, переходом в мир вечности»!
Хор конечно играет особую роль в службе, настраивает души верующих, как камертон, на благостный и молитвенный лад. Поэтому ещё, в многих англиканских храмах есть детские хоры. Ведь детский голос, звонкий и искренний, летит к небу легко и свободно и невольно зовёт к праведности и жертвенности. Вспоминается наказ Иисуса Христа: «Будьте как дети!».
В Темпле главная фигура конечно Мастер. Он вдохновляет, ведёт паству, при этом не навязывая своего мнения как непременной догмы о святости пастыря, что характерно для фанатиков.
Его поведение постоянно подчеркивает человеческое происхождение священства, его неразрывную связь и служение церкви – то есть простым людям, их сообществу…
Мастер, среднего роста, светловолосый человек с приятным мужественным лицом и сильными руками. Пожимая его крепкую, широкую ладонь я представлял его спортсменом или тренером, настолько он добродушен и приветлив, и вместе, он интеллектуал, преподавал в Оксфорде, написал и напечатал большую монографию о евангелистах и назвал её - «Четыре свидетеля».
Он бывает ироничен, весело смеётся. Читая проповеди касается в основном исторических фактов и насколько я понял избегает толкования, как библейских событий, так и истории церкви в аллегорическом смысле, хотя это и очень заманчиво - показать своё «я» в этих вечных дискуссиях.
Его проповеди скорее исторические обозрения и эта роль простого комментатора, лишает его возможности стать властителем дум прихожан. Он сообщает а не призывает, комментирует а не вдохновляет. Он является частью службы, Темпла, англиканской церкви, а не патриархом, для которого прихожане клиенты.
Думаю, что его личность, ярко показывает характерную черту англиканства и вообще протестантизма: вера - это дело сугубо личное, индивидуальное.
«Сливаться в общем порыве» - это удел экзальтированных фанатиков, верящих в чудеса, но не желающих видеть пути веры, как личного выбора и часто безмерных страданий во имя любви к богу и человечеству.
Тут много сложных, трудных тем и я не буду их здесь касаться…
У Мастера есть помощник, «чтец» как его называют.
Это скромный, немного грустный человек, иногда подменяющий Мастера на службе, читающий отрывки из библии и поющий вместе с хором, а точнее предваряющий хор чтением – пением псалмов.
Большая, с золотым переплетом, библия лежит во время службы на специальном пюпитре, посередине храма. Во время службы и Мастер и Чтец занимают свои места рядом с хором, справа и слева.
Когда-же читается проповедь, то Мастер поднимается на высокую кафедру справа от алтаря. Алтарь сделан из красного дерева и рядом престол, на котором готовиться обряд причащения.
Есть ещё служитель, который следит за порядком в храме, раскладывает или меняет программы богослужений, печатает объявления, а во время службы ходит с красивым посохом и изображает простого пастуха для паствы. Он приводит хор в храм и уводит его по окончании службы.
Руководитель хора, дирижёр, стоит впереди и руководит хором и органом.
Органист видит дирижёра не только через специальное зеркало помещённое на высоте но, последние годы, и на экране специального монитора.
Орган аккомпанирует хору, ведёт сольные мелодии, а органист, иногда заменяет дирижёра, когда тот в отъезде.
Несколько раз в месяц, в конце службы Мастер и Чтец причащают хористов и паству . Прихожане подходя к алтарю становятся на колени а Мастер даёт им капельку вина и мажет елеем. Право причащаться имеют только члены общины…
Служба длиться около полутора часов. В храме расставлены удобные скамьи с мягкими сиденьями и откидывающейся подставкой для тех, кто захочет встать на колени…
…Англиканская церковь появилась в Англии через борьбу и кровопролитие, как альтернатива казённому католицизму, набравшему тогда силу церковному лицемерию, пытающемуся сбить верующих в безответное стадо, лишая тем самым личной ответственности.
Устройство англиканской церкви, форма и содержание службы, говорит о стремлении к проявлению индивидуальности в вероисповедании, желание сочетать коллективное с индивидуальным без насилия над личностью.
Ведь главное в любой вере не форма, а суть, не слова а дела. И вновь вспоминается завет Христа: «По делам судимы будете!»
Темпл церковь не бедная, потому что её приход - это юридическое сообщество, а юристы неплохо зарабатывают в Англии. Однако в конце каждой службы, во время пения последнего гимна, маленькие хористы ходят по рядам и в большой кошелёк с двумя ручками собирают пожертвования на церковь. Часто прихожане вместо денег опускают в кошелёк чеки с указанной немалой суммой…
Устраивая встречи прихожан, служители выставляют на столы вина и закуски. Часто встречи проходят в доме Мастера, - большом трёхэтажном особняке рядом с храмом. Организуют встречи актив церкви, в который входят родители хористов. Иногда, особенно зимой, на пати - встрече бывает очень оживлённо.
Англичане любят и умеют поговорить и потому, после бокала, а то и двух белого или красного вина у всех развязываются языки и стоит гул голосов. Кто-то рассказывает о старших детях, кто-то о работе или о поездке за границу.
Перед летними каникулами бывает большое пати, в красивом саду, с грилем, вином, закусками и футбольным матчем между командами хористов Темпла и Роял Чапелл -королевской капеллой.
Взрослые организуют матч и азартно болеют за своих, а дети играют со страстью.
После этой пати, Темпл «уходит» на каникулы: церковь и служители отдыхают, едут на холидей, то есть на каникулы, в отпуск.
Началом следующего церковного года является сентябрь. Кто-то все-же остаётся и занимается ремонтом и подготовкой к следующему году.
Церковь Темпл основана в 1180-м году и первоначально сделана как двойник церкви в Иерусалиме. Основателями и настоятелями церкви были рыцари-тамплиеры, часто меняющие сутану на рыцарские доспехи.
Они, эти воины Господни, по сию пору лежат в храме каменными изваяниями в доспехах и с мечом, устрашая врагов веры и ордена.
Времена постройки храма были временем крестовых походов на Восток, ко гробу Господню и слуги Христовы бились с неверными за освобождение святого города Иерусалима.
Они всю жизнь к этому готовились. Неподалёку от Темпла было поле, на котором рыцари - монахи бились между собой, готовясь к военным походам. Обычно сражались учебным оружием, но иногда погибали, как в настоящем бою. Так погиб один из Мастеров - кожаная подпруга на всем скаку лопнула под тяжестью всадника в металлических доспехах и он, грянув наземь, убился до смерти!
…Прошли времена и нынешний Мастер совсем не похож на своих яростных предшественников. Он мягок, общителен, с хорошим чувством юмора. Под его руководством община развивается, увеличивается её состав. Сегодня уже трудно найти свободные места во время торжественных служб и концертов...
Подстать Мастеру и руководитель церковного хора, дирижёр и органист. Сегодня трудно попасть в хор и на прослушивание выстраивается очередь. Хор Темпла известен в Лондоне, иногда выступает на сцене Альберт-холла и на Би-Би-Си..
История органа тоже интересна.
Во время Второй мировой войны Темпл был почти полностью разбомблен и орган был разрушен.
Несколько лет Темпл стоял без органа, пока какой-то шотландский миллионер не пожертвовал свой орган церкви, изготовленный для его замка известной органной фирмой.
Впервые хор выступил в Темпле очень давно и с той поры несколько сотен хористов сменяя поколение за поколением пело в храме. Хор делится на две половины: 16 взрослых певцов и 16 или чуть больше детей.
После удачного прослушивания они некоторое время стажируются и осваивают технику хорового пения под руководством специального учителя, привыкая церковным порядкам. Всем им, с момента поступления в хор, выплачивается учебная стипендия покрывающая две трети оплаты за обучение в мужской школе в Сити, с которой Темпл давно и прочно связан.
Кроме того, за участие в крестинах и свадьбах хористам выплачивают гонорар.
Дети получают от десяти до двадцати фунтов за выступление. Так что и дети и родители очень заинтересованы в членстве в хоре и поэтому, в церковном хоре строгая дисциплина. На встречах с хористами и родителями в неформальной обстановке Мастер и руководитель хора обсуждают общие дела и проблемы.
Темпл - одна из известнейших церквей не только в Лондоне, но и в Англии. Мастер занимает одно из высших мест в англиканской церкви и по Темплу можно судить о англиканской церкви в целом.
Меня приятно порадовала дружеская тёплая атмосфера в этом храме. Я часто бывал и на службах и на концертах хоров и органистов в Темпле и каждый раз выходя из церквичувствовал умиротворение и думал о великом предназначении христианской церкви, объединяющей людей под своими высокими сводами…

Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте «Русский Альбион»: http://www.russian-albion.com или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?": http://istina.russian-albion.com Е-майл: russianalbion@narod





2003-09-23. Лондон. Владимир Кабаков






Рейтинг работы: 0
Количество рецензий: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 191
© 09.02.2016 Владимир Кабаков
Свидетельство о публикации: izba-2016-1565154

Рубрика произведения: Разное -> Публицистика











1