Русская пассионарность. Из романа "Генерал из Лиссабона"


Русская  пассионарность. Из романа "Генерал из Лиссабона"
 

Виолетта Баша
Из романа "Генерал из Лиссабона"

РУССКАЯ ПАССИОНАРНОСТЬ

...
Мы сидим на кухне, пьем третью или четвертую чашку кофе.
- Знаешь, – говорит мне Виктор, - смотрю на тебя и у меня странное ощущение, что мы знакомы с семидесятых. Что я знал тебя всю жизнь.
У меня такого ощущения нет. Все «мои физтехи» были другими - умнее и ярче. Этот – добрее и …глупее. Внешне он мне напоминает кого-то знакомого. Я пытаюсь вспомнить, кого.
Рассказываю ему про свою жизнь, журналистику, работу. Он закрывает лицо рукой, словно защищается от информации, способной его доконать. Я понимаю, что он меня боится. Боится всего того, что не принято. Что выделяется. Что ярко. Хомо обывателикус.
- Да здравствует серое дело!
Стругацкие. «Трудно быть богом».
- Мне было бы проще. Если бы ты была программисткой. Или математиком. Журналистов я боюсь. А ты еще и на сцене выступала …
Он осекся и замолчал. У меня на стене висит афишка, старая афишка. Моно спектакль, поэтический. Был в моей жизни и такой случай. И последовавшее приглашение в театр. А я еще в порядке саморекламы прокрутила ему какие-то интервью со мной по радио.
Виктор подавлен.
- В чем дело? - спрашиваю.
- Брат, когда увидел тебя в Интернете, блондинку, журналистку и пр., сказал мне, что ты мне не пара. Я ответил: «Я говорил с ней по телефону, она не такая, у нее нет звездной болезни, она – простая и добрая». А теперь вижу, что - не простая. Ты меня просто «забьешь».
Я начинаю расспрашивать его о работе, благо программистские термины мной еще не совсем забыты. «Сникерс» заметно оживает. Я рисую ему великолепные перспективы – работу в «Микрософте», контракт на эксклюзивные разработки и знакомство с Биллом Гейтсом. Я делаю точно то, что делала и для Malandro – сочиняю для Виктора добрую сказку - Голливуд позавидует!
Виктор заметно оживает.
- Ну вот, я же говорил брату, что ты – наш парень!
Я расхваливаю МФТИ, мы вспоминаем дискотеки семидесятых и капустники.
Хорошо-то как! В самом благостном расположении духа я выпроваживаю его домой.
Через час – звонок по телефону.
- Я не могу прийти в себя. Этой весной воздух пьянящий… такого не было уже лет двадцать. Я совсем как пьяный. Четыре года как развелся с женой, и понял, что так обыденно и быстро заканчивается жизнь, а любви в ней все еще и не было. Я пока не могу сказать тебе, но дай мне дней пять, я скажу кое-что очень важное…
Я уже вижу, к чему идет дело, и не очень сопротивляюсь этому. Достаточно было мне похудеть и влезть в джинсы со стрейчем размера на три меньше того, что я носила последние два года, надеть топик в обтяжку, чтобы показаться ему мечтой из его далекой студенческой юности. Блондинка с волосами до пояса и фигурой топ модели в одну секунду покорила технаря. Как все просто. И к тому же Виктор явно из моего круга, он помнит все то, что помню и я. У нас с ним общая эпоха, одна на двоих, мы – поколения романтиков-семидесятников.
Как хорошо… Словно бывший муж вернулся.
…Память показывает как кинопленку еще один день холодной весны 2004-го.
В Москве – полседьмого вечера, конец февраля и предвесення метель.
Выпив десяток чашечек кофе, поболтав о семидесятых у меня на кухне, мы решили пойти в театр. Милый и нелепый технарь растерялся – в какой?
Я предложила «Театр на Юго-западе». Не видела постановок Валерия Беляковича с конца семидесятых, вот и появился повод снова нырнуть в то заветное время! «Сникерсу» тоже хочется получить билетик в юность. Да и живу я рядом, ехать никуда не надо (не люблю я московское метро!). Мы мчимся к метро, затем  вдоль шоссе, ведущему к тропаревскому лесу и дальше – к аэродрому Внуково, а там… нет, не стоит сейчас о дальних странах и твоей утонувшей Атлантиде, Странник! Я хочу тебя «забыть и забить». Виктор - увалень, толстенький и невысокий, бежать ему трудно, я подгоняю кавалера, время – почти семь.
Билетов заранее не купили, так что идем наугад.
- Уже без пяти семь, - задыхаясь от бега, говорю я. – А вдруг билетов нет?
Около театра безлюдно. Метель рвет афишу с садистским наслаждением. Мне холодно. Виктор обнимает меня, согревает мои ладошки в своих руках. Хорошо то как!
Неужели нет спектакля? Нет, есть. Только начался полчаса назад.
… Горький. «На дне».
Мой рыцарь платит даме на входе и уже не нужно никаких билетов – нас усаживают в первом ряду.
Кто бы мог подумать, что Горький – это интересно?
Не дай бог, мои книги войдут в школьную программу! Меня растащат на цитаты, будут зубрить на сон грядущий и, запинаясь, перевирать мои цитаты на уроках. Какой ужас! Лучше бы меня запретили, и перепечатывали бы на фотографиях, как в семидесятые Солженицына или Шаламова. Но для этого в стране нужно снова учинить диктатуру. Нет уж, в школьную программу - значит в школьную программу! Я переживу.
…В перерыве мы идем поглощать мороженое и кофе. Виктор смотрит на меня влюбленными глазами. Я чувствую себя замужем. Причем – десятый год. Ну, вот все и решено. Я уже не сомневаюсь в том, что он мне скажет через пять дней.
…Второе отделение. Виктор пытается прижаться ко мне, придвигая стул. Я отодвигаюсь вместе стулом. Соседи сердито смотрят на нас. Он повторяет движение. Дальше отодвигаться некуда. «Сникерс» кладет руку мне на талию. Я ее убираю.
- Мы пришли смотреть спектакль! – В моем обычно таком нежном фиалковом голосе - взрыв раздражения.
Он смотрит только на меня. Спектакль его не интересует.
А мне спектакль нравится.
… Горький Беляковича - это все о наших днях и о нашем «дне». Дне, в которое превратилась вся страна. О современных беглецах от жесткой действительности.
…Я думаю о моем Эмигранте. Я смотрю на сцену - один из артистов мне напоминает Malandro.
Как-то в разговоре по «аське», когда я в очередной раз ткнула ему в лицо фразу:
- Ты – человек не моего круга…
- Ага. «На дне». Горький. – Ответил Malandro.
…Виктор Авилов. На сцене. И мне этого достаточно, чтобы раз и навсегда забыть о его тезке из МФТИ, о своем статусе почти жены этого толстенького и добродушного будущего несостоявшегося хорошего семьянина. Нет, Виктор, не будет у «Сникерсов» «фиалок»!
В конце спектакля Авилов выходит на авансцену и произносит:
- Там, на пустыре, Актер удавился...
Дальше – пауза. В зале тишина – только слышно дыхание. Зрители сидят пораженные, не шелохнувшись. Тянется пауза.
Наконец Сатин выдохнет знаменитое:
- Какую песню испортил, дурак!
Актер объявлял о собственной смерти. Предчувствие?
Тишина. Длится пауза. Страшная пауза. Страшная, как повороты кровавого колеса русской истории.
Авилов медленно обводит взглядом зрителей.
Я запоминаю его взгляд. Скоро я узнаю, что он ушел из жизни. Один из актеров, который мне действительно нравился. …авился. …
Но пока…
Каждому по отдельности он заглядывает в глаза, его взгляд пробирает до костей, до позвоночника, до каждой клеточки тела, до самой души, где бы она у кого не находилась. Упрек. Нечеловеческая тоска. Иконописный взгляд. Спаса. На крови? Взгляд, направленный во внутреннюю эмиграцию – в страну ухода навсегда, в страну, откуда нет возврата. Запредельщина.
…Виктор Авилов, Malandro, я – из одного Поднебесья. Мы не боимся быть яркими, не боимся, когда обстоятельства поджигают нас как стог сена, чтобы полыхнуть на славу и сгореть синим пламенем.
Русская пассионарность? Может быть.

mp3 - Курехин Господин Оформитель Донна Анна





Рейтинг работы: 350
Количество рецензий: 4
Количество сообщений: 4
Количество просмотров: 530
© 30.01.2016 Виолетта Баша
Свидетельство о публикации: izba-2016-1555914

Метки: Виктор Авилов, Валерий Белякович, актер Авилов, Генерал из Лиссабона, Виолетта Баша, эмиграция в Португалию, театр на Юго-Западе,
Рубрика произведения: Проза -> Роман


Вениамин Странник       16.11.2018   02:06:47
Отзыв:   положительный
Браво!

Читается на однмо дыхании, не оторваться.
Виолетта Баша       16.11.2018   11:00:45

Надеюсь, что роман, главу из которого вы прочитали, найдет в магазинах своего читателя, и массового.

П. Фрагорийский       15.12.2017   04:30:11
Отзыв:   положительный
Что ж они у вас все такие несуразные, эти робкие мужики)))
А Авилов - редкий актер, да.
Хороший слог, атмосфера в прозе. Получил удовольствие. Спасибо)
Виолетта Баша       15.12.2017   07:48:51

Это все в прошлом, а мужики у меня в романах и в реале были очень разные, но все - яркие
Лев Фадеев       01.02.2016   18:35:52
Отзыв:   положительный
Один из актеров, который мне действительно нравился. …авился. … Так построить предложение! Классная находка!
Виолетта Баша       02.02.2016   05:11:00

Спасибо, что заметили... Редко.
Сергей Ш-н       01.02.2016   17:40:23
Отзыв:   положительный
"Признание необходимо гению, как канифоль смычку".... Признаю. Очень хорошо пишите. С удовольствием прочитал.
Виолетта Баша       02.02.2016   05:11:31

"Признание необходимо гению, как канифоль смычку".

Нет сил отказываться :)









1