Кино Балабанова


Кино Балабанова

Посмотрел несколько фильмов Балабанова. Впечатления тяжёлые. И если смотреть на русскую жизнь глазами Балабанова, то невольно охватывает нервный смех. Потому что такого в реальности просто не может быть. Но, в России бывает!
Балабанов - певец абсурда и бессмысленной жестокости, которой наполнена наше существование, но которую, большую часть жизни мы просто не замечаем, потому что прямо, нас это не касается.
Мы в этой «романтической» среде не живём или ушли от неё, поменяв статус и уровень обеспеченности. Но внутри, глядя на эти жуткие сюрреалистические сцены из балабановских фильмов, мы вспоминаем свои страхи и фантазии, и понимаем, что это взято из российской жизни, а не придумано художником из ничего.
Фильм «Про уродов и людей», это некое смешение Фрейда с Тарантино. Нас пугают и притягивают жуткие извращения чувств и придуманные герои из добропорядочной русской дореволюционной жизни. Это вдвойне ошарашивает, потому что мы находимся под гипнозом мифов о дворянских правилах чести и доблести, в исполнении героического красавца «поручика Ржевского».
Фильм воспринимается как жестокая и безысходная пародия на предреволюционную реальность, которую мы не знаем и которой, кажется не было. Однако «феномен Распутина», декаданс и неудовлетворённость сытой жизнью, - это тогдашняя реальность и атмосфера вырождения, толкает героев фильма на рискованные приключения. Люди, в этом фильме живут мелко и низко, а потому, погибают нелепо, не по «правилам».
Всё происходящее на экране, немножко напоминает злые рассказы Чехова, но в основном, тут присутствует «антиплатонов», то есть замысловатая фантазия, накладывается на искусно выстроенные реалии.
Заправляющийся водой паровоз – это реальность. А бездушный Иоганн, трусливый и наивный Путилов, сумасшедший Виктор Иваныч, злая и мечтательная слепая жена доктора – это выдумка авторов фильма и творческие фантазии талантливых актёров...
Все их персонажи, кажется происходят из «параллельного» мира, как впрочем, из другого мира и одержимость российской публики того времени наивной порнографией.
Невольно возникает вопрос: как и почему такая нелепая тема заинтересовала Балабанова? Ведь и сценарий писал он сам! Но посмотрев год выхода на экраны, вспоминаешь свирепый абсурд после перестроечной жизни в России и понимаешь желание режиссёра, показать иносказательно общество, сошедшее с ума от вожделения и тоски по мещанскому идеалу!
Живость поднятых проблем беспросветного идиотизма жизни, заставляют нас, зрителей, предположить, что эти люди спасаются через сексуальные фантазии и жажду подлых развлечений от бессмыслицы сытого, но бесцельного существования, постепенно превращаясь в хорошо одетых, цивилизованных животных! Вам это ничего не напоминает?!
…Вообще фильмы Балабанова реалистичны, жестоки и безысходны, даже тогда, когда имеют «хороший» конец. Его герои, всегда со странностями: сексуальными и социальными. Они с точки зрения нормального человека – извращенцы, но при этом, их трудно отличить от этих «нормальных» людей. В толпе они ничем не отличаются от большинства.
Таких, в последнее время, образовалось несравнимо, с другими временами, много и зовут их в России, «отморозками». Наличие таких «персонажей» делают нашу жизнь непредсказуемой и свирепой.
Знаменитый его Брат – Данила Багров – это типичный русский человек, волею непредсказуемой судьбы и уголовной наследственности, наученный убивать людей, сохраняя детскую наивность и отсутствие страха смерти.
Такого в реальности не бывает, но миф о «безбашенном» защитнике униженных и оскорблённых созданный Балабановым, живёт, завоёвывая всё новых поклонников и после смерти кинорежиссёра.
Образ Данилы Багрова, дал молодым возможность надеяться на преодоление абсурда жизни и вдохновил на сопротивление провинциальному неуважению себя, силе денег и человеческой злобы. И поэтому, уже сегодня, став людьми среднего возраста, поколения «Брата», сохраняют в себе жажду добра и справедливости, готовность сражаться за эти идеалы.
Иначе, во времена олигархического бандитизма, во что превратилась тогда наша жизнь, было не выжить. А тут, словно по заказу государственников из правительства, появилась «ролевая модель», как говорят англичане, а значит появился герой, под портретом которого, можно «себя чистить».
Жизнь в бандитской России, научила людей многому. И одним их самых влиятельных, авторитетных учителей последующих поколений, как в добре, так и во зле, стал Балабанов и его знаменитые фильмы.
Мне не понравился фильм «Кочегар» и «Жмурки». Уродство перестроечной жизни доведено в них до абсурда. Хотя, как кинодокумент, если их разбирать в категориях кинокритики, они стали своеобразным зеркалом, правда кривым, в которое полезно посмотреться каждому из нас, ужаснуться и вспомнить годы, когда в российской жизни не осталось ничего святого и даже церковь стала местом отмывания бандитских доходов.
Лозунг того времени: «Деньги не пахнут!» - чудовищный по смыслу и по содержанию, но именно он завоевал сердца и души людей, в те переломные времена, когда зверства первоначального капитализма, проявились в России во всей красе.
Чтобы заставить людей понять всю глубину их нравственного падения, и понадобились зверские фильмы Балабанова, этого российского, русского Тарантино.
Будущие поколения россиян, будут с удивлением смотреть фильмы Балабанова, как сегодняшние американцы, с ужасом и отвращением смотрят кино, созданное Тарантино.
В Америке, в период Великой депрессии, как и в России «девяностых», страна погрузилась в бандитский беспредел и приключения какого-нибудь убийцы и главы мафиозного клана были обыденной реальностью, хотя сегодня, воспринимаются как нечто придуманное, мифическое и сказочное.
Остаётся только напомнить, что в России, только по официальной статистике в девяностые, убивали по тридцать тысяч человек, в основном молодых, гибнущих в безжалостно-свирепых бандитских разборках.
Эти «герои» из рабочих кварталов, были «романтиками». Их завораживало киношное насилие и потому, они вдохновлялись американскими фильмами «экшен» и отчасти воспринимали жестокости Тарантино, как некий кодекс поведения «избранных», то есть по-русски бандитов - самых жестоких и беспощадных молодых, изувеченных идеологией первоначального капитализма.
Тогда, во времена экономического и нравственного развала, они, десятками если не сотнями тысяч, умирали в злобе и отчаянии, не понимая, что стали жертвами новых социальных отношений…
Напомню, что в Веймарской Германии, такие молодые любители «земли и крови», стали ревностными сторонниками национал-социализма!
Жаль, что после смерти кинорежиссёра, как и при жизни, никто из киноведов не написал, не постарался объяснить феномен «балабановщины», в российском кино. А ведь такие исследования могли бы стать бестселлером, потому, что объяснили бы притягательность его фильмов для российского обывателя.
Интерес к его фильмам, с годами не убывает и это явление можно толковать по разному.
С одной стороны «Жмурки» и Бригады», вырастили несколько поколений бандитов, а с другой, Фильмы «Брат» и «Брат – 2», воспитали и продолжают воспитывать несколько поколений молодых патриотов России…
Подводя итоги этого короткого кино исследования, хочется сказать, что творчество Балабанова противоречиво, иногда страшно своей безумной фантазией, но отражает разлад, «сумбур вместо музыки» в постсоветском обществе, так же как фильмы Тарантино, показывают изнанку американского благополучия и индивидуализма...

Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте «Русский Альбион»: http://www.russian-albion.com или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?": http://istina.russian-albion.com Е-майл: russianalbion@narod.ru

Январь 2016 года. Лондон. Владимир Кабаков





Рейтинг работы: 11
Количество рецензий: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 249
© 20.01.2016 Владимир Кабаков
Свидетельство о публикации: izba-2016-1548059

Рубрика произведения: Разное -> Публицистика











1