"Евгений Онегин" в Лондоне


Евгений Онегин по-датски, на сцене Роял - Опера
Был аншлаг. Я впервые узнал, что билеты здесь на самом верху галёрке стоят около тридцати фунтов, а в бельэтаже до трёхсот фунтов. И потому присутствует только чистая публика, то есть средний класс.
А для рабочего класса, здесь существует регби и футбол. Так что политика разделения культуры на «барскую» и «народную» осуществляется здесь автоматически. Заботясь о «социальных лифтах», англичанам надо задуматься и о «культурных лифтах". Как, впрочем и в России!
Но возвратимся в Лондон, в Роял Опера, на «Евгения Онегина». Я уже писал не один раз, что русская классическая музыка в большом почёте в Англии. Сюда, на гастроли, проходящие с больщим успехом, приезжают и Большой, и Мариинка.
В их исполнении, русская классика смотрится адекватно. Правда, я писал, что недавно. театр имени Вахтангова, сделал спектакль по пушкинскому «Онегину». И там меня удивили герои-двойники. Видимо – это была режиссёрская находка, которая мне не очень понравилась. Но то был спектакль…
И вот «новый» Онегин на главной сцене Англии!
Сценография этой постановки была довольно убогой и этим, отличалась от большинства спектаклей в Лондоне. Какие-то «триумфальные ворота», стояли поперёк сцены, деля её на переднюю, небольшую часть и заднюю, более просторную, в которой был виден «пейзаж»: то поле, то буря и упавшее дерево, а то лес, почему то «красный».
А «ворота» символизировали и барский деревенский дом и дворцы С-Петербурга и деревенский, луг где происходила дуэль Ленского и Онегина.
В постановке было вообще много несуразностей и «новаций». Онегиных было два. Один танцевал, а Хворостовский – Онегин естественно пел. Я впервые слышал его со сцены и был неприятно удивлён его «изношенным» голосом. Начал он совсем неплохо, но к концу устал и едва закончил свою партию.
Так же, по задумке постановщика на сцене обитали две Татьяны, одна изображала страсти тела, а вторая пела, влюблялась и выходила замуж за комичного Гремина!
На первой, перед зрителями половине, пели и танцевали, страдали, ударялись в разврат и стрелялись. «Труп» Ленского пролежал на авансцене всю последнюю часть оперы. Там же, лежали обрывки книжек разодранных юной Татьяной. Непонятно, что это было – или её дневники, или книги романтической поэзии, которой она увлекалась в юности, в начале оперы и разочаровавшись, изорвала их в клочья.
Там же, во второй части оперы, появилась большая серебряная ветка, которая, видимо был частью красного леса, видного в пролёты ворот, в даль половине сцены. В уголку примостился снопик пшеницы, подаренный крестьянами матери Татьяны, помещице Лариной.
Постановщик, решил выпустить на сцену Татьяну и Онегина во время исполнения увертюры, наверное, надеясь тем самым, немного разшевелить зрительные рецепторы слушателей. Сейчас такой модный тренд: во время оперных увертюр и вступлений - давать ещё пищу для глаз, а не только для слуха. В Глайндборне, в «Ловцах жемчуга» во время увертюры, на сцене были декорации морского дна и ныряльщики, спускающиеся на дно. Это развлекло, но немножко отвлекло от слушания музыки.
Учёные обнаружили, что время концентрации внимания современного человека, заметно уменьшилось, по сравнению с началом двадцатого века. Видимо интернет и вообще компьютерная техника, приучает человека быть легкомысленным…
Извините, я отвлёкся.
Костюмы, в этом «Евгении Онегине», тоже были «чудные»: крестьяне одеты как датские мещане, а помещик-секундант, в немецкого покроя пальто и котелок-цилиндр. Это отдавало чем-то нерусским. Казалось, постановщик датчанин, не знал и не хотел знать русской жизни, и тем паче жизни русских крестьян.
…После ссоры на балу, Онегин на дуэли, убил беззащитного Ленского, потом хотел застрелится из его пистолета, но тот, оказалось был не заряжен. После убийства, Онегин, в присутствии тела Ленского на сцене, стал пить водку и развратничать с помощью семи танцовщиц, одетых в кисейные одеяния. Идея – я так полагаю, в том, что Онегин ударился в загул, разочарованный жизнью!
Смысловой хаос нарастал на сцене. И лишние предметы на первой половине сцены, копились от начала до конца оперы, очевидно напоминая зрителям о произошедшем в «прошлом».
Но трагикомическим апофеозом, нелепиц на сцене, стал князь Гремин, который, басом с сильным итальянским акцентом, с завываниями спел «Любви все возрасты покорны…»
Я не мог удержаться от смешка – настолько это напоминало какую-то пародию на известную арию. Подумалось, что не зная русского языка и не понимая драмы российской жизни у Пушкина, постановщик сделал из оперы трагикомедию и ему это удалось!
Создалось полное впечатление, что постановщик хотел изобразить Онегина негодяем и развратником.
Онегина пел Хворостовский и я был разочарован. Он на мой взгляд, очевидно сдал и потому иногда едва вытягивал свою партию. Ленский был хорош, как впрочем и Татьяна – та, которая пела.
Мы с женой, видели Онегина и в России, и здесь в Роял – Опера и тогда, мне и сценография, и постановка понравились. Татьяна металась в страстном бреду в спальне, потом садилась на подоконник и глядела в окно – типичное занятие российских барышень на выданье.
В этот раз, у меня создалось впечатление, что датчане, а инженер по свету тоже был датчанин, не только не знают России, но и привычно ничего о ней не хотят знать. И это на мой взгляд, проявление сегодняшней спонтанной русофобии, которая присутствует сегодня, в скандинавских странах и в Прибалтике, среди обывателей.
Мне было жаль певцов, и главное жаль, что чудесная музыка Чайковского, с хорошим звуком у оркестра, управляемого Семёном Бычковым, была изувечена «новым» прочтением оперы, бездарным постановщиком, судя по всему «модернистом».
Но публике понравилось, хотя певцы, на мой взгляд, слишком долго не уходили со сцены, наслаждаясь финальными аплодисментами…
Домой шли пешком, погода была на редкость тёплая, и проходя мимо большого старинного сквера, услышали пение чёрных дроздов.
«Значит зима будет тёплая, - подумал я – если птицы стали встречать весну в конце декабря!»

Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте «Русский Альбион»: http://www.russian-albion.com или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?": http://istina.russian-albion.com Е-майл: russianalbion@narod.ru

Декабрь 2015 года. Лондон. Владимир Кабаков





Рейтинг работы: 3
Количество рецензий: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 213
© 20.12.2015 Владимир Кабаков
Свидетельство о публикации: izba-2015-1522981

Рубрика произведения: Разное -> Публицистика











1