О Высоцком и авторской песне


Высоцкий в Лондоне
Второго декабря, в Лондоне, в Даш-кафе, расположенном неподалеку от Сити, был вечер Высоцкого организованный с надлежащим масштабом. Пришло много русских, но были и англичане.
Пока рассаживались, из динамиков во весь голос звучали песни Высоцкого. А после начала вечера, русский певец – бард Игорь Юткин, в сопровождении баяна и музыкальной, оркестровой «подложки», спел несколько песен Владимира Семёновича.
А мне вспомнилось, как впервые, в шестнадцать лет, я услышал песни Высоцкого на первых больших кассетных магнитофонах. Эти песни сопровождались разговорами и недостоверными легендами о самом исполнителе. Он был не то студент, не то аспирант МГУ. А может быть его выгнали из университета?
Для нас, тогда, главное были песни, а не биография певца.
Конечно, первым, настоящим отечественным известным бардом, был Александр Галич. Он пел саркастические тексты, саркастическим голосом, под саркастический аккомпанемент гитары. Помню его: «И все бухие пролетарии, все тунеядцы и жульё, как на комету в планетарии, смотрели суки на неё! Румба…»
Потом, наряду с Высоцким, с его очень смешными сказками и романтическими альпинистскими песнями, появился Окуджава с его: «Из окон корочкой несёт поджаристой, за занавесками мельканье рук…»
Нарождающаяся советская интеллигенция, позже превратившаяся в образованщину, почему-то именно Окуджаву боготворила, а к Высоцкому относилась свысока. С самого начала Володя, был певцом простых советских людей и только позже, став уже известным киноактёром, завоевал симпатии высоколобых. Ну, а простые люди, с самого первого его появления, в виде размножающихся магнитных лент, признали Высоцкого национальным певцом и поэтом.
Владимир Высоцкого, я бы назвал «Есениным шестидесятых». Известность его стала очень быстро всеобщей и его песни напевали на разные голоса, совершенно разные по характеру, по уровню образования и взглядам на жизнь, люди, от маститых седых академиков, до безусых романтических юношей и даже удручённых негативным жизненным опытом, зэков!
Интересно, что в это же время, в Америке появился Боб Дилан, а в Англии - Джон Ленон. Мне кажется, что в мире в те времена блаженных шестидесятых, появился социальный заказ на простых, но всем понятных певцов-солистов с их собственными текстами, которых и за поэтов то не считали. Боб Дилан, конечно стал петь и прославился на Западе немного позже чем Галич, Высоцкий и Окуджава в Союзе.
Но причины известности были одни и те же. Это было народное искусство и Дилан в Америке, а Высоцкий в Союзе, в большой мере отвечали запросам и чаяниям множества простых людей, ждущих от них песен о простой, часто смешной, а иногда и трагичной, «обывательской», в хорошем смысле этого слова, жизни!
Если продолжать аналогии, то Дилана можно назвать «американским Высоцким».
Так же, надо отметить, что в те времена, в Союзе, все жили одним устремлении вперёд и в высь и потому, все так радовались и запуску первого искусственного спутника Земли и тем более полёту первого советского человека, первого космонавта из СССР, Юрия Гагарина.
И тогда, ещё не было того деления на интеллигентных и образованных, с одной стороны и рабочих и крестьян, с другой. Я помню эту атмосферу равенства, которая характерна тем, что никто даже и не задумывался о смысле этих понятий, потому что равенство было так же естественно, как дышать воздухом.
Это конце шестидесятых началось расслоение и парт номенклатура, обозначила себя как касту управителей с соответствующими бонусами и привилегиями. А этих новых буржуа окружила толпа образованцев - идеологической прислуги, воспевавшей «застой», как форму победившего социализма…
Советское бардовское искусство имеет свою предысторию в народном искусстве, а своими предшественниками считает русский романс, цыганские хороводы и блатные баллады, которые в трагические годы войны, врагов народа и послевоенного хаоса, стали народной песней, в противовес идеологически нагруженным песням исполняемым академическими коллективами. До сих пор помню звон меди и мужественные голоса хора, поющего маршевый мотив «Ой вы кони вы кони стальные, дорогие мои трактора!..»
И вот появился Высоцкий и стал петь песни не только от имени героев кино, которых он сыграл множество, но ещё и от имени солдат Великой Отечественной, альпинистов и геологов и даже бывалых зэков… И конечно его чудесные сказки, которые стали неким жанром саркастически-юмористических былин!
Высоцкий стал своеобразным песенным зеркалом нашей жизни и за это мы уважали и боготворили его. От стал, в те наивные чистые времена «хрущёвской оттепели», не только самым известным певцом, но и самым известным человеком в Советском Союзе.
Он был подлинно русским человеком, патриотом и гражданином и не мыслил своей жизни вне своей Родины. Он объездил весь мир и каждый раз возвращался в Союз, не видя себя живущим в комфорте и довольстве, но вне любимой Родины.
И в этом не было никакого пафоса или нерешительности в характере. Тогда было трудно предположить, что в будущем, то есть в наши времена, треть россиян хотела бы уехать из России, заграницу.
И вот эта разница в отношении к своей стране, к своей судьбе, вызывает у меня глубокую грусть и заставляет размышлять о причинах такой перемены в характерах россиян…
Вот и в Даш-кафе, сидя среди множества русских, я слушал английскую речь выступающих русских и думал: «Почему такие вечера не организуют работники посольства или Россотрудничества, организации специально созданной для продвижения образа России, за рубежом?!
И почему и в «Пушкинском доме», и здесь, в многочисленном собрании русских, мероприятие проходит на английском языке. Это же надо так не уважать свой великий и могучий русский язык, для того чтобы показаться вежливым для нескольких посетителей, которые русского языка не знают. Кстати – это наблюдается и в православных храмах в земле английской. Но это уже другая тема.
Ответы я конечно знаю. Прежде всего это неумение работать не только с соотечественниками, но и извечная неспособность быть публичными людьми, кроме случаев больших русскоязычных пьянок или торжественных собраний.
И странно, что этому не учат тех чиновников, которые работают в должностях пресс-атташе и атташе по культуре в посольствах, и служащих «Россотрудничества», организации, которую я бы переименовал в «Русский дом».
А здесь, в Лондоне, я уже не первый раз наблюдаю организацию замечательных русских праздников англичанами, но без участия русских служащих посольств и культурных организаций. Я уже писал об этом в статье «Русский праздник», несколько лет назад.
…Возвращаясь в Даш-кафе, я бы отметил небольшую затянутость разговоров о Высоцком на сцене (на английском) и отсутствия контактов «выступальщиков», с аудиторией.
Наверное, во многом это потому, что русским всё-таки трудно, выразить слова и мысли адекватно на английском, ну и конечно, прежде всего потому, что организаторами вечера выступили англичане, а не сами русские!
Есть в Лондоне фирма «Россика», которая организует встречи и просмотры на русскую тематику. Но в отличии от Даш-кафе, эта фирма всегда поднимает цены просто за разговоры с кем-то и делает это неумело, а точнее по – жлобски, с презрением к соотечественникам и снова на английском языке, часто с плохими переводчиками, если они вообще есть!
Например, в январе этого года будет встреча в Лондоне с Кончаловским, но билеты будут стоить от тридцати пяти фунтов, что даже для средних англичан цена неподъёмная.
И я до сих пор не могу понять, почему такие встречи не организовывать бесплатно с участием чиновников из российского посольства и Росссотрудничества. Ведь это их работа, за которую они зарплату получают.
Я горько шучу, наблюдая эту картину уже десятки лет и проговариваю про себя: «Для этих людей, главный лозунг в жизни: «Где бы не работать, лишь бы не работать!»

Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте «Русский Альбион»: http://www.russian-albion.com или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?": http://istina.russian-albion.com Е-майл: russianalbion@narod.ru

Декабрь 2015 года. Лондон. Владимир Кабаков





Рейтинг работы: 2
Количество рецензий: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 259
© 08.12.2015 Владимир Кабаков
Свидетельство о публикации: izba-2015-1507797

Рубрика произведения: Поэзия -> Авторская песня











1