Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

Два острова


Два острова
­­Крит

Я давно хотела увидеть Грецию, но решение ехать именно на Крит пришло неожиданно, потому что я вообще никуда не собиралась…Собственно, что за необходимость такая каждое лето куда-то выезжать?! Не остаться ли мне в Москве на сей раз? Рядом огромный парк, а через дорогу даже аквапарк, рядом кинотеатр, а через квартал даже театр, есть масса кафешек , не считая огромного множества достопримечательностей…. Но наличие свеженького загранпаспорта, а также извечное «разве я не заслужила» в конце концов привели меня в турагентство. « Куда едем?» первым делом повис вопрос в воздухе……Вы не поверите, но почему я решила ехать именно на остров вспомнить не могу, да и не хочу – зачем лишний раз демонстрировать свою непредсказуемость?!

И вот я на Крите….. Сразу скажу, что когда ты на суше нет никакого ощущения, что находишься на острове, потому что сам остров очень велик. Скалистый, засушливый, усеянный рядами оливок и виноградников. Высоких деревьев мало, что для «усталого жаждущего тени путника» плохо.
Что бы делал утомлённый и избалованный турист без кондиционеров и уютных отелей здесь в древнейшей колыбели первой европейской цивилизации?! Он бы превратился в зодчего и начал возводить себе жилище – лишь бы подольше задержаться на этом острове, чтобы вдохнуть, напиться древней историей, прикоснуться к этим старым камням, пропустить весь накопленный ими солнечный жар через своё тело и окунуться с шипением в воды Критского моря, остыть и выйти на берег обновлённым, слизывать солёную влагу с губ, высушиваться штормовым ветром, обжигаться раскалённым песком……
Море заслуживает особого описания. Тот берег, на котором оказалась я, поразил своей первозданностью. Не стали его хозяева облагораживать на капризный вкус туристов, не очистили его от камней и не засыпали золотым песочком. Не потому ли вода была настолько прозрачной, что на большой глубине, казалось, можно было дотянуться до каменистого дна, поймать рукой разноцветную рыбку, поджимать ноги, боясь наступить на морского ежа или краба. Помню как от непривычки, я опрометчиво заходила в воду по скользким камням и больно расшибала ноги, как безжалостно щипало глаза от морской воды, и потом я тщетно пыталась расчесать свои напрочь просоленные волосы – всё это, как и много веков назад, испытывали на себе жители этой вполне мифической страны.

Именно страны, так как жители Крита и греками то себя не считают, а называются критянами. Всё здесь по-заморски необычно: солнце не греет, а испепеляет, вода не топит, а выталкивает, земля не притягивает, а подбрасывает, воздух вдыхаешь не ты, а он вдыхает тебя….Люди приветливы, но ненавязчивы. Вино густое и терпкое, с осадком, как домашнее. Еда простая, но с изюминкой. Здесь многое носит мифические названия: если море, то Эгейское – в него бросился афинский царь Эгей или Икарское – в него упал Икар, когда солнце растопило воск в его крыльях; если столица, то Ираклион - город Геракла, а если эпоха, то минойская - время владычества царя Миноса. Вот в его дворец в Кноссе или по легенде лабиринт Минотавра мы и отправились первым делом.


Дворец и Лабиринт



Древние развалины многих стран практически ничем не отличаются. И если бы не особое благоговение перед определёнными историческими местами, то наверное люди так упрямо не стремились бы ступить на эти камни.

Жара. Гид торопиться провести нас через кассу - ещё пара шагов и мы оказываемся у первых останков этого некогда гигантского дворца. Здесь много зарослей кустарников, в которых орут безумные цикады, пытаясь перекричать нашего гида. Иногда, непонятно откуда взявшиеся порывы ветра, уносят его слова прочь, как будто эта древняя земля жадничает и хочет оградить себя от толп любопытных туристов. Я с той же жадностью цепляюсь за обрывки фраз, одновременно фотографирую и верчу головой из стороны в сторону. Мы продвигаемся дальше. Дворец наполовину реконструирован – теперь я вижу ни на что не похожие колонны: они чёрного или красного цвета и сужены книзу. Поднимаемся на площадку, и оттуда нам открывается панорама: это громадное сооружение состоит из царских покоев и помещений для слуг, кладовых и купален, коридоров и лестниц, которые хаотично окружают прямоугольный двор. Теперь понятно, почему легенду о Минотавре, томящемся в лабиринте, стали связывать с этой беспорядочно созданной постройкой. Есть впечатление, что крылья и залы дворца будто прилепили к тому месту, где они вдруг понадобились, вопреки законам гармонии. Когда смотришь на схему, и правда, создаётся ощущение лабиринта и, если бы через остатки древних стен нельзя было переступить, то заблудиться было бы очень просто.


Мы в верхнем зале основного дворца, посередине большая световая шахта (увы, забита) – через неё нижний церемониальный зал естественным образом освещался и проветривался. Шахта окружена чёрными колоннами, а на стенах висят копии неповторимых уникальных фресок, характерных только для минойской эпохи. Они настолько не похожи на древнегреческую роспись, что на минуту забываешь, что находишься в Греции. Фрески изображают трёх женщин со сложными причёсками в голубых одеждах, игры с быком, где акробат сначала берёт быка за рога, затем кувырком запрыгивает на его спину и, наконец, спрыгивает у него за спиной – картина будто живая, фигуры людей на ней стройные и загорелые – у мужчин, и белые – у женщин. Женщины, кстати, в ту эпоху были равноправными членами общества и занимались тем, чем им заблагорассудится. Какая прелесть! Я, как заворожённая, смотрю на эти причудливые рисунки, а над моей головой через маленькие окна влетают и вылетают ласточки….

Спускаемся в нижний тронный зал. Туда следует целая очередь. Мы проходим под очередными колоннами и оказываемся в огороженном тронном зале царя Миноса: маленький, я бы сказала даже неказистый трон у стены, церемониальное блюдо для омовений перед ним, на стенах изображения причудливых грифонов. Краски на фресках, кажется, поблёкли, но на самом деле цвета пастельные – нежные перламутрово-бирюзовые и изумрудные тона с охрой – цвета изумительного Эгейского моря! Здесь хочется задержаться и передохнуть от нестерпимой жары, но в спину уже стучится следующая группа туристов. …




Мы спускаемся по узкой лестнице, которая приводит нас в крытое помещение с пифосами. Пифосы – это большие сосуды в человеческий рост, в которых хранилось зерно, вода и вино. Раскопки, кстати, ведутся здесь каждый день, и тебя не покидает ощущение, что ты ступаешь по будущим музейным экспонатам.

Ступеньки уходят куда-то под землю, но туда для нас путь закрыт, и мы отправляемся по мощеной улочке к высокому зданию с колоннами и фреской, изображающей быка. Здесь краски сочные и яркие. Все разбегаются по руинам фотографироваться, кто – куда. Остаётся каких-то полчаса до отправления автобуса, а полного насыщения событием так и не произошло. Более того, я не смогла сфотографировать фреску игры с быком. Я возвращаюсь назад, казалось, тем же самым путём чуть ли не бегу к верхнему залу большого дворца, взбираюсь по той самой лестнице и оказываюсь совсем в другом месте…..Лабиринт! Вот бы иметь с собой клубок ниток, чтобы вернуться, но времени уже нет и я, побоявшись заблудиться, благополучно возвращаюсь к остаткам нашей группы. Далее мы отправляемся в Ираклион на прогулку, и там уже без спешки покупаем сувениры и глиняные миниатюры тех самых фресок, которые успели мне так полюбиться.


Страсти по Санторини

Я увидела его ещё тогда, когда мы пролетали над многочисленными островами Эгейского моря. Я и раньше его видела, но только на мониторе своего компьютера. Я сразу узнала его полумесяц с чёрным пятном-вулканом в центре полузатонувшего острова-круга. Остров Санторини ни с чем не перепутаешь! И если до сих пор над остальными островами клубилась облачная дымка, то над ним образовался просвет, через который он будто поманил меня. Мистика? Да! Ведь катастрофа этого острова и исчезновение легендарной Атлантиды произошли внезапно и в одно и то же время и в итоге привело к угасанию единственной в своём роде минойской цивилизации. Не осколок ли это загадочной Атлантиды? От Крита до него 70 морских миль – решение принято – мы туда поплывём!

Ранним утром 9 июля нас сажают на огромный трёхпалубный катамаран под названием SeaJet и мы, словно на ракете, разгоняемся и отталкиваемся от небольшой критской суши. Когда на горизонте от неё остаётся лишь маленькое пятнышко нами полностью овладевает чувство, что мы, наконец, преодолели земное притяжение и вышли в открытый космос: вокруг одна вода. Горизонт не виден, поэтому небо кажется продолжением моря. При этом машина движется ровно и мощно, оставляя за собой две белоснежные пенящиеся дорожки, которые сталкиваются, образуя невероятные волны и водовороты. На открытой палубе сильнейший ветер: он сбивает с ног, и бесцеремонно треплет твои волосы. К его стараниям добавляются солёные брызги, которые окропляют тебя с ног до головы, превращая волосы в подобие толстых шершавых шнурков-дредов, которые впоследствии невозможно будет расчесать. Фантастическое путешествие!

Через 3 часа на горизонте появляется чёрная земля. Это Санторини! Вернее Санторини называется самый крупный остров из группы пяти. В центре этой группы расположен растущий конус чёрного вулкана (он не спит и продолжает жить своей жизнью), рядом с ним ещё один остров-конус поменьше, напротив второй обломок древней легенды – остров Тирасия и неподалёку совсем остров-кроха Аспро. Этот маленький осколочек необитаем, на него даже нельзя высадиться, так как там нет пристани, но есть риск разбиться о скалистый берег.



Но мы приближаемся к Санторини. Ещё издалека его чёрные вершины, кажется, обрамлены снегом. Но это лишь видимость, потому что на самом деле белая кайма – это белостенные города острова. Мы подплываем ещё ближе и оказываемся в порту, который расположен в самой выемке полукруга, над нами возвышаются искореженные , изуродованные катастрофой скалы, поверх которых нагромождены застывшие разноцветные слои вулканической лавы. Ощущение, что ты прибыл на другую планету.

Высаживаемся. По мудрёному серпантину автобус поднимает нас на первозданную поверхность острова, и мы едем в посёлок Ия, что на самом севере.

Извилистые мощёные улочки шириной в метр, они точно повторяют холмистый рельеф острова, поэтому ты не знаешь что ждёт тебя впереди, потому что просто не видишь, что будет за следующим поворотом, за следующим пригорком. Эти улицы плотно застроены белоснежными домами, между которыми нет ни миллиметра свободного пространства. В домах сувенирные лавки, кафе и ресторанчики, между ними попадаются и обычные жилые дома, с замысловатыми малюсенькими двориками, в которые неустанно заглядывают любопытные туристы. На обрыве (месте, где много веков назад земля ушла под воду) вдруг открывается потрясающая панорама на вулкан и на соседний изгиб самого острова. Человек умеет застраивать даже такие земли: здесь на крутых обрывах дома расположены, как на террасах, там, где склоны слишком крутые построены лестницы-серпантины, по которым можно спуститься к морю. Здесь есть и церкви – они ослепительно белоснежны, а их купола бирюзово-голубого цвета, небольшие и гармонично вписывающиеся в архитектуру.

Нас торопит гид, и мы буквально бежим по узеньким улочкам, а так хочется хоть немного просто постоять… Туристов в это время очень много, что создаёт впечатление муравейника. Нет, начинаешь думать, сюда надо приехать на целый день и побродить самостоятельно……Или просто прилететь сюда на несколько дней…..Смотрю на часы, а свободное время уже на исходе…Мы возвращаемся тем же путём, садимся в автобус и направляемся в столицу острова – древнюю Фиру.

Фира находится в самом центре острова – она больше Ия и также слепит белизной построек. Улица, ведущая вдоль обрыва (кальдеры), не такая извилистая и проходит как бы над домами. Вид сверху впечатляет: вулкан здесь виден лучше, лагуны и заливы с маленькими пристанями, лестницы-серпантины, уходящие куда-то вниз ступеньки, террасы с кафе и бассейнами …..Сказочное место. Нас приводят на смотровую площадку, откуда столица видна, как на ладони. Экскурсия подходит к концу, и гид указывает нам на большую базилику в центре панорамы – через час встречаемся там!

Мы спускаемся в город. Здесь есть спасительная тень, на каждом углу можно остановиться и попить. В магазинах продаются изделия из лавы и пемзы. Это статуэтки, украшения и сувениры. Как и положено для Греции, здесь есть всё: от мехов и бриллиантов до белья и спичек. Так, влившись в пёструю толпу, мы потихоньку, заглядывая в маленькие магазинчики, дошли до базилики.

Внутри никого, высокие просторные своды с фресками, слева церковная лавка, как у нас, справа шкафчик со свечами и незаметной ненавязчивой прорезью для монет. Здесь немного прохладнее, и я просто сажусь на деревянную скамью. Сын немного нервничает и просит, что бы мы поспешили наружу – вдруг придёт гид, а мы не заметим…..Снаружи я, переполненная впечатлениями и иссушённая зноем, сажусь на паперти …..А вот и гид!
Теперь мы следуем в юго-восточную часть острова, в местность под названием Перисса. Здесь находится пляж с чёрным вулканическим песком. После долгой прогулки под палящим солнцем очень хочется раздеться и окунуться в море. Так что идея с пляжем кажется весьма привлекательной.

Перед нами пляж – действительно чёрный! Песок перемешан с мелкими, обтёсанными волной кусочками лавы – они как галька, но мельче и темнее. Здесь есть и белые камни. Беру один из них, и его сдувает с ладони сильный порыв ветра. Оказывается, это не камень, это кусочек пемзы, белой, пористой и лёгкой. Удивительно! Раздеваюсь – как приятно ветер обдувает уставшее тело….Приближаюсь к морю и понимаю, что не смогу в него зайти – волны с грохотом и шипением набрасываются на берег, и белые пенные брызги разбиваются о прибрежные камни. Я всё же пытаюсь сделать шаг, и следующая волна накрывает меня с головой – вот и искупалась….

Совсем рядом разместилась большая гора Месса Воуна. Она подобно крымскому Аю-Дагу будто зверь-исполин склонилась к морю и пьёт из него воду. Гора похожа на гигантский камень – на ней нет никакой растительности, только высоко над землёй сияет белое пятно – здесь расположилась церковь святой Ирины, в честь которой и был назван остров. Santa Irini.

Я лежу под зонтиком на этом удивительном пляже и в задумчивости вожу рукой по песку: сколько вулканических песчинок проходит между моих пальцев, будто череда эпох и народов в миг пронёсшихся по великой вселенной и за секунду оставшихся в прошлом….И я такая же песчинка в водовороте времени. Как всё в этом мире относительно!

Через два часа мы снова на палубе катамарана. Мы плывём обратно на Крит. Путём, которым много веков назад до нас плавали атланты – теперь я в этом уверена!

И ещё я уверена, что пройдут годы, но я буду часто вспоминать волшебные острова в Средиземноморье, потому что такие путешествия случаются раз в жизни, неважно, поедешь ли ты туда снова. Эти впечатления и воспоминания останутся со мной на всю жизнь, потому что с их первозданностью сможет поспорить только древняя земля, на которой я побывала.













Рейтинг работы: 2
Количество отзывов: 1
Количество сообщений: 1
Количество просмотров: 197
© 29.11.2015г. Юлия С.
Свидетельство о публикации: izba-2015-1500706

Рубрика произведения: Проза -> Очерк


Ольга Косарева       14.09.2021   21:13:55
Отзыв:   положительный
Браво!!! Ты великолепный рассказчик. Лучше любого гида.
Юлия С.       15.09.2021   00:11:41

Спасибо!!!)
















1