О российском образовании


Образование в России

Послушал лекцию Теодора Шанина, профессора, президента Московской высшей школы социальных и экономических наук, на «Полит ру». Приятно слышать здравые мысли от человека науки и вместе практика.
Шанин, уже пожилой человек и учёный со стажем, многое знает о системах образования. Побывав в Англии, он узнал о том, что английская высшая школа готовит «способных» людей, для работы после университета, независимо от профиля факультета, в университете.
Действительно, многие выпускники – гуманитарии идут работать в банки, рекламные конторы и так далее. Главное, чтобы они умели мыслить самостоятельно!
Я, тоже думаю, что важно научить человека думать, а значит и учиться. Система тюторов в английских университетах этому помогает. Английское общество, находится в постоянных поисках «способных» людей, потому что они помогают обществу двигаться вперёд!
Но, прослушав лекцию до конца, я стал думать, что Шанин, пропускает главный вопрос бытия человека: «Зачем надо учить человека думать?!»
Живя в Англии долгое время, я вдруг начал понимать очевидную вещь. Религиозные принципы здесь, со временем перетекли, растворились в народной культуре. Сказывается это и в образовании. Все религиозные большие праздники, здесь отмечают многие, в том числе и агностики и даже атеисты. Ведь атеизм – если разобраться - это протест против «неправильной религии», против предрассудков и суеверий.
И вот в такие праздники, церкви, которые по-прежнему стоят на каждом углу, полны и все с воодушевлением поют красивые гимны, которые наполнены христианскими смыслами и заветами.
Поэтому, как мне кажется, здесь, в Англии, как впрочем и в Европе вообще, жизнь становится лучше год от года, хотя проявлений антихристианства хватает и здесь!
Но, высшее образование тоже находится под сильным влиянием идей Христа и во многом, потому, тут и работает тюторская система.
Такое образование, формирует структуру социума и в определённом смысле способствуют и социальному лифту. То есть уходит от сословности и феодальных клановых отношений.
Как раз в России, просматривается обратное направление и «тюторство», если его не наполнить религиозными принципами, станет работать в сторону восстановления сословных, феодальных отношений. Странно, что Шанин этого не замечает?!
Вспоминается очерк известного журналиста, «Молодые людоеды». В нем, рассказывается о том, как успешные студенты московского вуза, непротив сократит человеческий «балласт», в стране, любыми средствами. Возможно, что этих молодых людоедов, учили по тюторской системе!
…Шанин говорит, что главная цель тютора, не говорить, а слушать студентов, а когда надо, тактично поправлять их. И я с этим согласен. Однако Шанин умолчал об очень большой проблеме английской высшей школы, тем более сегодняшней русской. (В том числе и школы, в которой Шанин президент). Она платная и немногие могут себе позволить там учиться.
Вновь избранный лидер лейбористов Корбин, выступает за восстановление бесплатного образования, и его, за такие призывы, начинают травить, как консерваторы, так и многие лейбористы. Но ведь ещё недавно университетское образование было бесплатным!
Одним словом, и в Англии, не такая безоблачная и благостная атмосфера, как может показаться! Деление на богатых и бедных граждан, быстро идёт и в Англии.
Я с трудом представляю, что ученики из государственных школ, валом валят в университеты. Или допустим, жители Брикстона, - район в Лондоне, где живут цветные бедняки, - делегируют в Оксбридж, такое же количество студентов, как Хайгейт или Челси, то есть богатые районы Лондона!
Об этом, Шанин умолчал: или специально, или неумышленно. И вопросов об этом ему после лекции не задавали. А для России, сегодня, этот вопрос очень актуален, потому что кое-кто из «образованцев», а это часто неглупые люди и специалисты, хотят построить «новое» сословное государство, на развалинах государства социалистического.
Хочу отметить, что ведущий на этой лекции, постоянно показывал, что он знаком с английским языком и повторял: «О, кей! О, кей!
Меня, такой примитивный, простодушный провинциализм немного настораживает. За этим видится некое идолопоклонство и неуважение к русскому языку, своей, российско-советской образовательной традиции! (Но это детали).
…Немецкая система в России, построенная на дисциплине, учила и учит говорить преподавателей, а студенты должны «слушать готовое». И это, конечно наложило свой отпечаток, даже на русский национальный характер. Многие русские люди совершенно не публичны и будучи разговорчивыми в своём кругу, с трибуны или во время важных дебатов, совсем не умеют формулировать свои мысли. Часто это мешает и в работе, потому что не позволяет эффективно отстаивать свои взгляды.
Я немного знаком с английской системой, потому что моя жена – классический тютор – она ведёт курсы для выпускников школ, собирающихся поступить в университеты.
Наши дети закончили университеты, а старшая дочь, даже два – Кембридж и Кингс – Колледж.
Поэтому, я, невольно кое-что узнал о тюторской системе…
Конечно, такую систему сформировали в Англии особые условия. Когда, в Росси, ещё только начиналось татаро-монгольское иго, в Англии, уже появился договор о чести и достоинстве граждан, между королём и рыцарством – Магна Карта.
Во многом, такое отношение к собственному человеческому достоинству, такие демократические традиции и определяли ненасильственный способ преподавания в университетах. В школах конечно было немного иначе.
В России, всё было по другому и определяющим фактором было «феодальное рабство» - крепостничество, которое отменили сверху, повторяю – сверху, всего полтора столетия назад! И это историческое наследие продолжает довлеть во всех сферах жизни. Ведь «выдавить из себя раба», работа трудная и на долгие времена.
А первый университет, появился в России, на много столетий позже чем в той же Англии!
Одной из особенностей английской системы – это написание курсовых работ и сдача многих экзаменов в письменном виде. Когда ты пишешь, то невольно анализируешь и запоминаешь лучше, если ты это написал, а не просто говорил…
Но, по собственному опыту воспитания, я понял, что советское образование, во многом превосходило английскую систему, хотя бы в одном случае. Школьники начинали читать взрослые книги очень рано, имея много свободного времени, но ещё и потому, что в школьную программу по литературе входили в основном, сплошь классики – русские и советские.
СССР, действительно был самой читающей, самой мечтающей страной. Наверное поэтому, в Союзе и в России, ещё остались люди широкого кругозора не зашоренные специализацией и плотным графиком школьной программы.
Эти люди, с малых лет читали с упоением книги, во многом потому, что реальность, заметно проигрывала книжному миру. Отсюда и самообразование, а точнее образование, в том числе нравственное, на книгах, которое часто превосходило образование, в исполнении школьных учителей.
Помню, в пятом классе, один из таких книгочеев, обратился к учительнице немецкого языка, с просьбой, рассказать о «пивном путче» в Германии, чем вызвал настоящий шок в аудитории – учительница ничего об этом не знала!
Другая картина, даже в хороших школах в Англии.
Одна моя знакомая, была первой ученицей в хорошей частной школе в Лондоне. Но она не читала, не только Толстого. «Войну и мир», но и Достоевского «Бесы» и «Братья Карамазовы».
И не читала, потому что она была абсолютно лучшей ученицей по всем предметам, в этой привилегированной школе и была занята учёбой с утра до вечера!
Может быть поэтому, уже в университете, она стала такой, как все…
Прочитанные книги, часто дают ту широту взглядов, которой всегда славились русские интеллигенты и чему удивлялись и удивляются в Западной Европе. Я уже не говорю об Америке.
Чтение книг в свободное от учёбы время – это по сути индивидуальное обучение, со всеми вытекающими из этого, последствиями!
А в английской школе просто нет времени на серьёзное чтение, особенно в старших классах. Детективы – это пожалуйста, но только в виде отдыха от занятий. Отсюда, у многих кастрированная чувствительность к драме жизни, отсюда и прагматизм, простота, которая иногда «хуже воровства»!
Очень важны ещё неформальные отношения между профессорами и студентами – говорит Шанин. Это воспитывает и отучает смотреть на преподавателей, как на начальство.
В России, к сожалению, за исключением Новосибирска и некоторых вузов в столицах, сохраняется иерархическая система в университетах. И принцип там приблизительно таков. Преподаватели – это начальство, а студенты их работники. Тут уместно перефразировать русский афоризм: «Я профессор – ты дурак! Ты профессор – я дурак!»
Такая система отношений, к сожалению транслируется из поколения в поколение.
Отвыкание от этой привычки, - равняться на начальство-авторитеты, - помогает преодолевать застой и стимулирует не только дискуссии, но и практику, которая как известно – критерий истины! Здесь, с Шаниным я тоже согласен.
А свобода студента, безусловно сбалансированная, то есть ограниченная нравами и традициями, позволяет выработать самостоятельный взгляд на предмет, да и на мир в целом!
Тюторство на старших курсах университетов в Англии, постепенно уходит. и студенты - выпускники, в этом смысле мало чем отличаются от молодых преподавателей. В этом случае, начинает работать традиционная, для английского общества, «кастовая» вежливость.
Я уже писал, что в английской бюрократической системе, дисциплина, почище армейской – например, не принято перескакивать через голову «начальника». Это неписанные законы, которыми никто не пренебрегает.
Ну а вежливость, работает как ограничитель безбрежной свободы – в том числе для студенчества - младшие, должны уважать старших. Да и в дискуссиях, преподаватель не просто говорит: «Нет! Это не так!». Он вынужден, да и привык вежливо перебивая, говорить: «Да, это верно – но…»
И так, университет не заставляет запоминать слова преподавателя, но заставляет думать самому!
«Что касается России, то здесь, новые учебные технологии, благодаря особенностям национального характера – говорит Шанин, - встречаются на ура и поспешно вводятся в обиход! В этом случае, лучше недоделать, чем переделать!»
А мне вспомнился разговор с способным мальчиком, который учился по какой-то новой системе в спец школе и признавался, что его так ничему и не научили. И эти «новаторы», открыли школу не в столицах, а в сибирской провинции!
Жажда «нового», в России, иногда побеждает здравый смысл. Я эту тенденцию, этот провинциализм, называю «индейством». Известно, что разноцветные бусы, очень привлекательны для дикарей!
…Отношения между начальством в ВУЗах и профессорами, надо налаживать самим, благодаря активной борьбе за свои права – говорит Шанин, и я с ним согласен.
Что касается воспитания в вузе, то тут основная роль профессоров – это подача личного примера. Иначе говоря, для многих студентов умный, вежливый, демократичный профессор и есть, та воспитывающая «ролевая модель», которая требуется в этом возрасте!
…А воспитывать дисциплину необходимо в семье и в школе. Если ребёнок научен убирать за собой, не лгать и не красть конфеты, то он таким и останется на всю жизнь. И ответственность в этом возрасте в выборе специализации и направления роста, лежит, прежде всего на взрослых – родителях и учителях.
И ещё, я бы, в России, создал в школах должность советника по выбору направления или даже профессии, соответствующей характеру и особенностям ученика. Это, во многом поможет школьникам выбрать свой жизненный путь, согласно талантам и интересам. Ведь, даже взрослые люди, сами себя «не видят» и не знают и потому, им нужно «зеркало», то есть другой человек, желательно с навыками психолога…
Мой опыт родителя и внешкольного педагога, учит меня, что нельзя сваливать ответственность за воспитание, на самого ребёнка, мотивируя это свободой воли человека. Это просто глупая, или циничная философия, сбрасывния ребёнка в море жизни, не научив его плавать в этом море!
Как может маленький человечек выбирать между добром и злом, если он не знает, что есть добро, а что есть зло?! Нормальный ребёнок всегда идёт по линии наименьшего сопротивления и, вместо того, чтобы учить нудные уроки, он будет до глубокой ночи играть на компьютере.
И конечно, детей, надо заставлять учиться работать и быть в работе последовательным и аккуратным.
Иногда, чтобы настоять на своем, надо и наказывать, в том числе физически. Это называется воспитание через боль! В маленьком человечке, ещё очень много животного начала. И чтобы стать настоящим человеком, надо эти всплески инстинктивной жизни уменьшать, купировать, часто не словами, которые он не понимает, или не хочет понимать, а физической силой.
Я читал, что в буддистских монастырях, маленьких послушников, стегают бичом, если они нарушают дисциплину. А ненасилие – один из главных принципов буддизма!
Вспоминаю воспитание ещё одного знакомого мальчика. Отец, часто говорил с ним серьёзно, после того, как наказывал, иногда вполне осознано шлёпая его по мягкому месту. Он заставлял сына играть на ненавистной скрипке каждый вечер, после выполнения домашних заданий, по часу.
Ребёнок, протестуя плакал и говорил, что он не собирается быть скрипачом! А родитель, настаивая на своём, объяснял, не только сыну, но и его сердобольной матери: «Ты не можешь понять моих мотивов, пока сам не станешь отцом. Поэтому я беру на себя ответственность по твоему воспитанию, а ты берёшь на себя труд подчиняться моим требованиям! Пусть, даже пока не зная и не понимая, для чего это нужно!»
Прошло время, и сын этого человека стал концертмейстером в школьном оркестре, и часто слышал от дирижёров-профессионалов, похвалы в свой адрес. И он зауважал себя, и пока спонтанно, начал понимать, что упорный, иногда кажущийся бессмысленным, труд со временем приносит и свои радости, и удовлетворение…
Прошло уже много времени и мальчик вырос, закончил университет и стал работать в рекламной фирме. Он на радость отца, стал завидным «хардвокером» и быстро стал подниматься по карьерной лестнице. И главное, так работать ему нравилось!
Мне кажется, что это очень поучительная история…
Ну и в завершении статьи, хотелось бы сказать, что очень важно понять, и прежде всего педагогам, зачем нужно учиться думать и вообще учиться. И вот об этом Шанин тоже умолчал.
А все мыслители и религиозные в том числе говорят, что учиться, чтобы зарабатывать много денег – это напрасная трата времени. Важно, чтобы твои знания служили людям, а не твоему раздутому Эго. И вот тут, воспитание, даже в университетах, выходит на первый план.
И мне показалось, что Шанин, не говоря об этом, просто верит, что это знают все педагоги и административные работники в системе российского воспитания!

Остальные произведения автора можно прочитать на сайте «Русский Альбион» http://www.russianalbion.narod.ru/
или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?" http://russianalbion.narod.ru/linksIstina.html

Ноябрь 2015 года. Лондон. Владимир Кабаков





Рейтинг работы: 10
Количество рецензий: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 274
© 09.11.2015 Владимир Кабаков
Свидетельство о публикации: izba-2015-1483573

Рубрика произведения: Разное -> Публицистика











1