"Бездонно и бездомно". Заимствование - от открытий к штампу


Бездонной и бездомной - кто первый? 
Удачные сочетания редки. И вроде плагиатом прямо не назовешь, так что же теперь, пользуйся все кому не лень. А там и анонс подоспеет?
На мой взгляд сочетание "бездонный и бездомный" сравни открытию. Но чье оно?
Я написала вот это стихотворение летом 1998 года, в Подмосковье...
Хорошая строчка- бездонный и бездомный. Помню, написала ее 17 лет назад.
В движении медленного лета,
В излучинах кувшинных дней,
В узорах солнечного света
На согнутой руке моей,
В глазах бездонных и бездомных,
В усталости к исходу дня,
В слезе, скатившейся с иконы,
Есть только Бог. Но нет тебя.
1998
Виолетта Баша
http://stihiya.org/work_66415.html
и на избе, откуда и взято :)
https://www.chitalnya.ru/work/16033/
И вот теперь вижу его и в анонсе. Но в таком вот интересном виде.
Стихи Светланы РОМАШИНОЙ на страничке:
https://www.chitalnya.ru/work/161051/
И снова в небе журавли
Курлычут в синеве бездонной.
Меня на крыльях унесли,
В мечтах бродягою бездомной.
Ныряю с ними в облака,
Под купол неба пилигримом,
Я жизни суть наверняка
Познаю в стае журавлиной.
Не знаю даже, что и сказать.
Впрочем, заимствуют и в Высоцкого, и у Пушкина наконец.Смотря что и смотря какой редкости словесное сочетание.
Воистину заимствование - вещь бездонная,но не бездомная...
дом всегда находится...
Впрочем, уже спустя годы нашла вот и такое стихотворение...
цитирую его часть...
А до Камы от Медона
все бездомно и бездонно.
Ни неволя, ни свобода.
В горле ком стоит два года.
Нет ни адреса, ни крова.
Нет ни голоса, ни слова.
Нет ни дочери, ни мужа.
Только ужас, только стужа.
Да сирены первый вой,
да война над головой.
Только сын остался с мамой.
Деревянный дом над Камой.
Кто виновен? В чем виновен?
Путь неровен, час неровен...
Темный дом из толстых бревен.
1967
Маргарита Алигер
А я то думала, что мне если не первой это привиделось, то не так уж и часто встречается...
Интересно, Алигер откуда его умыкнула? ищу дальше...
Полное стихо прекрасно
МАРГАТИРА АЛИГЕР, вот ее бы в анонсы:)
МАРГАРИТА АЛИГЕР
ДОМ В МЕДОНЕ
Памяти Марины Цветаевой
Серый скучный дом в Медоне,
серый старый дом в Медоне,
дом в четыре этажа
у чужого гаража.
Тусклый, плоский, как доска,
ни просвета, ни мазка,
серый дом из кирпича,
как потухшая свеча,
вся в подтеках стеарина.
Вот ты где жила, Марина...
Серый скучный дом в Медоне.
Ни цветочка на балконе.
Ни ульгбки за окном.
Мертвый дом, остывший дом.
Нет ни кошек, ни собак...
Дом, как брошенный бивак.
В нем давно уже по-русски
не смеются и не плачут,
от детей нужду не прячут,
не тоскуют и не дышат,
до зари в тетрадь не пишут.
Дом стоит, прямой и узкий,
замолчавший по-французски.
Он стоит у поворота,
затворив свои ворота,
у чужого гаража,
днем и ночью ворожа,
память сердца вороша...
Вороши не вороши,
ворожи не ворожи, —
все крутые виражи,
все пустые миражи,
все чужие гаражи...
Серый скучный дом в Медоне,
он стоит, как на ладони.
Пусть увидит целый мир,
до чего он наг и сир,
как он выглядит убого,
как манит с его порога
уходящая дорога.
Триста метров до вокзала.
Так бы вот узлы связала...
Что ты, право, как спешишь?
Не в Париж ведь?
Не в Париж.
Что ж ты мечешься, Марина?
Не видала ты Берлина?
Или снова хочешь в Прагу?
Лучше я костьми полягу.
Не поеду я туда,
в те чужие города.
Я хочу скорей обратно —
на Трехпрудный, на Гранатный,
на Плющиху, на Арбат...
Я хочу скорей назад!
В путь! Быстрей! Как от погони...
Серый старый дом в Медоне.
Он глядит вослед упрямо.
Впереди темнеет Кама,
Кама, камень, комары...
Городок бежит с горы.
А до Камы от Медона
все бездомно и бездонно.
Ни неволя, ни свобода.
В горле ком стоит два года.
Нет ни адреса, ни крова.
Нет ни голоса, ни слова.
Нет ни дочери, ни мужа.
Только ужас, только стужа.
Да сирены первый вой,
да война над головой.
Только сын остался с мамой.
Деревянный дом над Камой.
Кто виновен? В чем виновен?
Путь неровен, час неровен...
Темный дом из толстых бревен.
А вокруг ведет Россия
хороводы золотые.
Рощицы ее босые...
Берега ее крутые...
Та, что доченьку растила,
дочку за руку водила,
дочь на волю отпустила...
Чем ты ей не угодила?
Что из дома уходила?
Что в чужих краях гостила?
Что себя не находила?
Нет! Она давно простила.
Уж она бы поняла бы,
кто тут прав, кто виноват,
кабы дали время, кабы
в деревнях не выли бабы
на составы — на закат,
А сейчас, когда пылают
степь и море, близь и даль,
вся Россия отступает,
до тебя ль ей?
До тебя ль?!
И безмолвным уговором
за елабужским забором,
на околице войны,
ты забыта без вины.
Матушка, Россия, Русь...
Дико. Холодно. Боюсь!
Господи, да что же это?
Отступает в август лето.
То ли будет? Подожди.
Как припустятся дожди.
Поплывет, раскиснет глина...
Как же ты тогда, Марина?
А потом зима настанет,
на полгода Кама встанет.
Ни проехать, ни пройти.
Ни тропинки, ни пути.
Только вьюга да пурга.
И ни друга, ни врага.
Лишь снега, снега, снега,
как хозяйская перина...
И не выйти со двора...
Как же ты тогда, Марина?
Ничего. Видать, пора.
Замесила больно круто,
Как ни примешься — неловко.
Все.
Последняя минута.
И последняя уловка.
И пеньковая веревка.
(источник — «Посвящается Марине Цветаевой»,
Таким образом открытие "бездонной-бездомной" - это Алигер по следам Цветаевой. Я, увы, только вторая. А вот после - пошло-поехало.
После 2000-го - как кран прорвало. ( см. поисковик).
И бриллиант становится чужой бижутерией. А затем и штампом. И это грустно.
По гамбургскому счету на стены музея вывешивают не копии, а оригиналы.
Вот только была бы рада Алигер или Цветаева анонсу? А почему и нет?
С улыбкой и грустью...





Рейтинг работы: 49
Количество рецензий: 1
Количество сообщений: 1
Количество просмотров: 459
© 07.09.2015 Виолетта Баша
Свидетельство о публикации: izba-2015-1423714

Рубрика произведения: Разное -> Критика


Лев Фадеев       08.09.2015   23:00:47
Отзыв:   положительный
Сейчас слова уже настолько растиражированы, что не стоит удивляться , когда встречаешь словосочетание, казалось бы, придуманное только тобой. Сейчас всё идёт на уровне волн и только контекст может подтвердить и утвердить авторство мысли.
Виолетта Баша       09.09.2015   14:41:24

Я не об этом пишу. Я говорю о том, что есть авторство оригинальной мысли, и в анонсе сейчас стихотворение Светланы Ромашиной, вторичное по сути. Источник- Цветаева, Есенин и другие авторы. Мое маленькое стихо - экспромт - ни на что не претендует, но просто иллюстрирует проблему. Не у меня заимствуют сетевики, а у классиков. Это явление имеет название - вторичность.









1