Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

Кусочек Уффици


Кусочек Уффици
«Жизнь коротка, но искусство вечно»

Сегодня – самое мокрейшее воскресенье за последние месяцы и поэтому, чтобы не тратить его впустую, мы решили пойти на выставку автопортрета, впервые привезенную в Британию из знаменитой флорентийской галлереи Уффици. Благо выставочный зал недалеко, в Далвиче, что всего в 20 минутах езды на машине от нашего дома (по лондонским масштабам это просто шикарно). Кстати говоря, Далвичская галерея (Dulwich Picture Gallery) – это самая первая целенаправленно построенная публичная художественная галерея, открывшаяся в Англии в 1811 году. Она небольшая и уютная, и что мне нравится больше всего так это то, что её можно обойти за один раз, посмотрев всю коллекцию в довольно спокойном темпе.

Раньше мне не приходилось бывать на такой цельной выставке автопортрета и тут я поняла, что эмоционально я воспринимаю автопортреты совсем иначе, чем портреты. Портрет показывает человека глазами художника, который пытается понять его сущность, и, в меру своих способностей, передать то личное, что он сумел понять о душе, пристрастиях, занятиях или местоположении своего персонажа в обществе. С ним мы налегке путешествуем вглубь столетий, видим костюмы, причёски, ювелирные украшения, детали интерьеров и убранства домов различных времен; с помощью таланта художника мы любуемся руками хирурга, пахаря или музыканта, следим за сосредоточенным взглядом учёного, умиляемся первым шагам малыша и его непосредственной улыбке, понимаем всю прелесть морщинистных суженых глаз стариков и их наработавшихся за жизнь рук. Я часто мысленно разглаживаю морщинки на портретах, стараясь увидеть, каким был изображенный человек в молодости и приблизительно представить что может ожидать меня в будущем (в виде старушки, если повезёт...)

Помню однажды, не знаю поверит ли мне кто-нибудь, я влюбилась в мужской портрет, да так, что меня не могли оторвать от него пол-часа – я просто стояла и смотрела, смотрела, смотрела в глаза человека, которого я, казалось, так хорошо знала и который тоже когда-то знал и любил меня. На портрете был изображён мужчина, по-моему, военный или посол, лет сорока пяти, спокойный, благородный взгляд которого проникал в душу и рождал одновременно ту ласковость и смятение чувств, которые мы называем влюблённостью. И хотя этому портрету было не менее 150 лет, это не меняло ничего – я была сражена наповал. Да так, что не записала ни имени, ни фамилии суженного, не помню автора картины и, к сожалению, не скажу точно, что эта была за галерея, но точно знаю, что мой возлюбленный остался в Берлине. Ему посвящено стихотворение - https://www.chitalnya.ru/work/120401/
 
В Лондоне, рядом с Национальной Галерей на Трафальгарской площади, есть шикарная Портретная Галерея, куда на счастье нет таких сумашедших очередей, как в Италии. Когда два года назад мы были во Флоренции, то Галерея Уффици стояла в наших планах на первом месте, но они рухнули в одно мгновенье, как только мы приблизились к ней на видимое расстояние – мы ахнули, не поверив, что такие очереди вообще бывают. Поверьте мне – я и вокруг Манежа отстояла свои часы, чтобы попасть на выставку модного тогда Ильи Глазунова, и вокруг Пушкинского музея обвивалась вместе с очередью не один раз и в разные времена года. Но Уффици – это было что-то особенное. Учитывая сорокаградусную жару и то, что мы уже были не те что раньше, то есть то, что уже «до канадской границы не добежим», мы отправились осматривать «безочередные» достопримечательности. Откровенно говоря, сегодня мне делается плохо только от одного вида очередей, и я даже представить себе не могу это героическое стояние и ожидание – к чему, если после этого у меня просто сил не остается на осмотр музея?

Но говорят, что если гора не идёт в Магомету, то... да, на этот раз звёзды для нас сложились счастливо и кусочек Уффици мы сегодня всё же разглядели. И без очереди.
Насколько я знаю, в Уффици автопортреты расположены в километровой галерее, носящей название Васари Корридор, насчитывающей около тысячи шестисот экспонатов, но скажу честно, что тех пятидесяти, которые выставлены сегодня в Далвиче, мне было вполне достаточно.

Автопортреты – это тоже портреты, только ещё более личностные. Интересно, что с самого начала осмотра экспозиции меня не покидало необыкновенное ощущение, как будто я попала на тусовку, где вокруг бродят одни знаменитости. С автопортретов на нас смотрели мудрые люди, серьёзные, взвешивающие и оценивающие взгляды которых забирались куда-то под кожу. «А что я оставлю людям после себя», подумалось мне, когда мои глаза встретились с прямолинейным взглядом немецкого художника Йохана Овербека (1845). Его портрет был расположен как-будто специально для меня – так, что его глаза оказались на уровне моих. Этот взгляд невозможно миновать – глаза художника гипнотизировали и притягивали, они смотрели открыто и даже вызывающе, в упор, готовые к спору или серьёзному разговору. Таких глаз на картинах я ещё не встречала.

Конечно, я обратила внимание на то, что среди пятидесяти автопортретов, женских было только два, кстати сказать замечательных, но процентное соотношение всё же поражает – что ж это мы, женщины, ну никак численно не приблизимся к мужским знаменитостям в мире искусств – где же наши лирические души в бесконечной череде мужчин-композиторов, художников, архитекторов, дирижёров, музыкантов? Мне понравился автопротрет молоденькой (в 1908) художницы Элизабет Чаплин, изобразившей себя с длинными распущенными волосами под огромным зеленым зонтом – вся картина была наполнена оттенками зелёного цвета. Девушка выглядела такой, какой, скажем была и я в свои семнадцать – очень современно, будто нас не разделяли почти семьдесят лет истории. Это, кстати, было ещё одним моим открытием на сегодня – все художники, даже Рембрандт, были абсолютно узнаваемы в нашем веке, некоторым даже не нужно было бы менять прическу или фасон одежды чтобы запросто влиться в наши дни. Я вполне представляла их идущими рядом со мной по улице или сидящими на парковой скамье... И ещё – очень немногие художники изобразили себя в виде художников со всеми присущими их ремеслу аксессуарами. Марк Шагал, например, был, как всегда, в сине-голубом, на голове красовались летающая белоснежная невеста и сказочного вида птица, слева от художника вырисовывались очертания Собора Парижской Богоматери на фоне парижских мостов.

Каждый сказал о себе многое – каким бы он хотел быть понятым потомками. Автопортреты довольно прямолинейны, додумывать многое из несказанного не нужно, но они настолько интенсивны по воздействию, что меня не покидало удивительное ощущение того, что мне посчастливилось познакомиться с глубокими, содержательными, умными собеседниками.
Мне сегодня просто повезло.

24 июня 2007 Лондон 

Рафаэль Санти
Автопортрет
1506
Масло по дереву
Галерея Уфици, Флоренция

Self-Portrait
Oil on wood
Uffizi Galerii, Fiоrenze






Рейтинг работы: 32
Количество отзывов: 7
Количество сообщений: 7
Количество просмотров: 411
© 25.04.2015г. Ирина Фетисова (Мullerson)
Свидетельство о публикации: izba-2015-1324963

Метки: выставка, автопортрет, Уффицы, художник, галерея,
Рубрика произведения: Проза -> Рассказ


Нина Климко       01.05.2015 22:37:23
Отзыв:   положительный
Иринушка, любимая моя, как я люблю путешествовать с тобой!!!
В такие минуты особенно хочется быть рядом!!!

Чудесное эссе!!! Всё больше восхищаюсь легкость, красотой и изяществом твоего
пера!!! Галерея Уффици ожила под твоим чутким взглядом художника!!!

С любовью, Нина Климко


Ирина Фетисова (Мullerson)       23.06.2015 13:04:37

Нинушка. спасибо. радость моя!!! Обнимаю и люблю!!!!

Лида       26.04.2015 20:42:12
  нейтральный
До чего же повезло всем нам, что у ЗАМЕЧАТЕЛЬНОЙ ЖЕНЩИНЫ, ЗНАМЕНИТОЙ В МИРЕ ИСКУССТВА(и совершенно ни при чем тут численное соотношение с мужскими знаменитостями))), родился этот ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ рассказ, позволивший насладиться наблюдательностью АВТОРА, ЕГО трепетными чувствами, ДУШЕВНОЙ ЩЕДРОСТЬЮ!!!
Ирочка, спасибо нежнейшее!!!

n
Ирина Фетисова (Мullerson)       23.06.2015 13:05:03

Благодарю от всего сердца!!!!

Вячеслав Гришанов       26.04.2015 20:12:26
Отзыв:   положительный
Ириша, как замечательно ты рассказала о прекрасном... Вдвойне тебя поймут истинные ценители живописи, а втройне -художники, создавшие свои автопортреты. Браво!

P.S. Хорошо выглядите, мадам!
Ирина Фетисова (Мullerson)       28.04.2015 10:21:20

Спасибо, Славик, я очень рада тебе!!!
Елена Маак       26.04.2015 16:36:17
Отзыв:   положительный
Спасибо тебе, Ириш за столь увлекательную экскурсию по галлереям.Обнимаю.
Ирина Фетисова (Мullerson)       28.04.2015 10:21:47

Леночка, спасибо, что побродила со мной по выставочным залам! Обнимаю!
валерий       25.04.2015 22:14:44
  нейтральный
Едва стоишь ты в галерее,
Перед тобой его портрет.
Окликнуть я тебя не смею,
Его ждала ты много лет.
Упасть готова на колени,
Сдуваешь с его кружев пыль,
Как будто он Сергей Есенин,
Ты верь не в сказки – в явь и быль.
C упрямством маленькой миледи,
Впадаешь в чувственную дрожь,
Но безразличен лик и бледен,
А ты ещё чего - то ждёшь.
Ты думаешь, он граф иль гений
Небрежен карий, колкий взгляд,
А он устал от шума, прений,
Что он банальный адвокат…
Ирина Фетисова (Мullerson)       28.04.2015 10:22:16

Отлично сказано, Валерик! Спасибо тебе!
Павел Ник       25.04.2015 21:47:57
Отзыв:   положительный
Не все портреты показывают душу. Далеко не все! Но твоё восхитительное восприятие, поражает больше, чем замысел и кисти великих мастеров! Не Овербек, а ты, глядя в его глаза поняла, сквозь глубь веков, как жил он, кем мнил себя в обществе!
Не думаю, что ты забыла автора и название того полюбившегося портрета. Но у каждого своя тайна! А гулять с тобой по галереям - несказанное удовольствие!
Спасибо!


Ирина Фетисова (Мullerson)       25.04.2015 21:56:39

Спасибо, дорогой мой!!!!! Господи, как приятно, когда тебя понимают и поддерживают, Паш!!!!
Ты все видишь, подмечаешь, сравниваешь, запоминаешь! Классный портрет - сохраню на память, спасибо!!!


артистка       25.04.2015 21:47:51
Отзыв:   положительный
Ириша, интересно и познавательно. Побывала с тобой в Галерее Уффици, увидела портреты знаменитых художников. Каждый-это отдельная личность. Ириша, знакомство с портретами приводит в восторг. Не упускаешь ни одну деталь. Даже представила себя старушкой в будущем. Ты права интересно рассматривать лица давно ушедших людей. Но художник он тем и хорош, что донёс до посетителя эпоху того времени в котором жил.И благодаря им узнаём,как жили люди в то или иное время.Чем занимались,какие одежды носили. Сейчас век высоких технологий.Но, я думаю искусство вне времени. С теплом и любовью Любаша.

Ирина Фетисова (Мullerson)       25.04.2015 21:54:47

Любашенька. я очень рада, что тебе понравилась прогулка по
портретной галерее - удивительно, что до сих пор помню только потому.
что все записала тогда! Спасибо!!!!!!!!!!!!!!!! Обнимаю. Ириша










1