Все оттенки слова "нет". Мой ответ Виктору Астраханцеву


Антиевангелие от Бродского [Виктор Астраханцев] : https://www.chitalnya.ru/work/1296741/

Предлагаю вниманию читателя несколько своих соображений, вызванных статьёй Виктора Астраханцева "Антиевангелие от Бродского", в которой произведён разбор стихотворения поэта "Стихи под эпиграфом". Основной посыл автора статьи сводится к тому, что данное произведение, по сути, является антиевангелием...
Оставляя на время в стороне другие смысловые пласты произведения (автобиографический, исторический, культурологический и т.д.), попытаюсь следовать заданному в статье вектору и я. А именно, рассмотреть стихотворение восемнадцатилетнего Иосифа Бродского, и другие два его стихотворения по моему выбору, с точки зрения присутствия и эволюции христианских мотивов, содержащихся в них.
Мои соображения не претендуют на всеохватность большой статьи.
Итак...

Стихи под эпиграфом
"То, что дозволено Юпитеру, не дозволено быку..."

Каждый пред богом наг.
Жалок, наг и убог.
В каждой музыке Бах,
В каждом из нас Бог.
Ибо вечность — богам.
Бренность — удел быков...
Богово станет нам
Сумерками богов.
И надо небом рискнуть,
И, может быть, невпопад.
Ещё нас не раз распнут
И скажут потом: распад.
И мы завоем от ран,
Потом взалкаем даров...
У каждого свой храм.
И каждому свой гроб.
Юродствуй, воруй, молись!
Будь одинок, как перст!
.....Словно быкам — хлыст,
Вечен богам крест.
1958


Существует целый пласт мировой литературы  (как то атеистическая, богоборческая, постмодернистская, абсурдистская...), для которого характерно отрицание христианского Бога, где подвергается ревизии вера в добро и любовь,  где самое их существование в мире ставится под сомнение, или где Богу на философском уровне объявлен вызов и против него как бы восстают автор и его герои.
Вот и сумеречный бог юного Бродского своих чад, похоже, вовсе не любит. Не случайно, кстати, этот бог раздваивается и растраивается... превращаясь в "боги". Что вполне обусловлено и внешними предпосылками этого стихотворения, имеющего эпиграф-ключ. Богов-то много, а "бык" (человек в философском плане этого произведения) один, как перст, тотально одинок в своём мироощущении... Хотя имеет общую с другими "быками" печальную судьбу. "Быки" у Бродского стереотипны по судьбе и действиям, но они не вместе.
Ясно, что перед нами стихотворение молодого поэта, ощущающего себя в состоянии острого конфликта с миром. Стихотворение несёт в себе вызов, протест. Поэт отвергает то, к чему призывает с такой болью, и с таким сарказмом: "Юродствуй, воруй, молись!//Будь одинок, как перст!". Повергает в большое напряжение густота мрака в этом протесте... Интересно, а где автор стихотворения видит себя? И не с богами, и не с "быками". Он - вне. А вне в христианской концепции мироустройства быть нельзя. Ибо сил - две. Одна - от Бога, вторая же... Очень, очень похож холод, овевающий мир этого стихотворения, на холод, веющий из...
Бог - Бах - бык - гроб, т.е. остаются "быку" на выбор: земля или преисподняя. Земля для атеистов, понятно. Преисподняя - для верующих "быков". Земля при таком раскладе, пожалуй, и предпочтительнее...
Вот так, с позиции ВНЕ, поэт, похоже, и вошёл в свою не очень долгую, невероятную по контрастам жизнь. И - поразительное дело - она как бы закрепилась за ним в личной судьбе! Непризнанность, суд, ссылка, изгнание, эмиграция... Нобелевская премия, опять ставящая поэта в исключительное положение, обрекающая на одинокое стояние на поэтическом Олимпе. Противостояние-противопоставление себя, своего "я", отстаивание своего исключительного права воспринимать жизнь так, или иначе... Но в этом вынужденном ВНЕ поэт продолжал напряженный поиск того, с чем он хотел бы стать единым. 
Вспоминаются кадры из документального фильма "Прогулки с Бродским".
- Я - бог Дионис! - шутит поэт, поднимая кисть винограда к своему виску. А глаза у него такие грустные... как, впрочем, и всегда. Удивительный был у него взгляд!.. Дионис же, как известно из мифов, принадлежал к категории регулярно изгоняемых богов.
В лексическом плане противостоянию противоположно предстояние. Предстояние как стояние перед Богом... где одиночество уже отменено. Душа и ад одиночества - душа и Бог.
Бродский - поэт с удивительно сильно переживаемым чувством одиночества. Одиночество - его основной мотив. Лейтмотив, к которому в конечном счёте выводит звучание других мотивов, например, мотива не состоявшегося возвращения.
Мотив возвращения в полноценном художественном тексте (а настоящее, талантливое стихотворение - это обязательно модель мира!) отсылает к возвращению блудного сына в дом Бога-отца... В стихотворении Бродского, о котором речь пойдёт ниже, домой возвращается муж, это, конечно, другой бродячий сюжет. Но вот он - берег отчий, вот он - дом... с чужими наречиями!..

Итака


Воротиться сюда через двадцать лет,
отыскать в песке босиком свой след.
И поднимет барбос лай на весь причал
не признаться, что рад, а что одичал.

Хочешь, скинь с себя пропотевший хлам;
но прислуга мертва опознать твой шрам.
А одну, что тебя, говорят, ждала,
не найти нигде, ибо всем дала.

Твой пацан подрос; он и сам матрос,
и глядит на тебя, точно ты - отброс.
И язык, на котором вокруг орут,
разбирать, похоже, напрасный труд.

То ли остров не тот, то ли впрямь, залив
синевой зрачок, стал твой глаз брезглив:
от куска земли горизонт волна
не забудет, видать, набегая на.
1993

Конечно, в этом стихотворении отчётливо слышится ответ поэта на вопросы, постоянно задаваемые самому себе. Дикая, забывшая своего царя, Итака - это Россия для Бродского... А Телемах?.. Новое племя поэтов, не знакомое с его голосом?.. Но - не только... не только...
Думаю, что христианские мотивы для понимания поэтического мира и метафорического языка Бродского исключительно важны. Важны и для понимания "Писем римскому другу", и для понимания его других хрестоматийных стихов. Скажу больше, без этих мотивов в нём ничего вообще понять нельзя. Они прокрадываются в самые что ни на есть античные сюжеты или иные творческие отсылки и окрашивают их пронзительным чувством тоски. Оставленность, чувство потери и потерянности, утраты так типичны для Бродского... поэта всех оттенков слова "нет"! И был бы это модный нынче постмодернизм в чистом виде, если бы не эта самая тоска по свету... тоска по Богу?.. Герой ищет и жаждет. Но не находит. До поры, до времени....
Слышала от литературоведов, что и крестился он, и венчался! В последние годы жизни. Это последнее обстоятельство тщательно замалчивается его либеральными апологетами. Слишком явное темное (светлое) пятно на солнце новой русской поэзии...

Что сказать о моём восприятии этого поэта? Он делал три вещи одновременно: разрушал классическую русскую строфику и гармоническую устремленность русского слова - и создавал свой поэтический мир - и прокладывал пути для новейшей поэзии, принципиально де-строфичной, а-формальной, философски безнадёжной. Думается, однако, что придёт время, и поэтическое наследие Бродского будет переосмыслено и даст новые ростки в русской словесности. Поэтическая речь уже сейчас ожидает рождения нового большого поэта. И есть все предпосылки к его появлению.
Лично мне Бродский очень интересен, его болям я сочувствую. Его ритмика, его образная и музыкальная  стихия имеет надо мной большую власть.
Музыка стихов Бродского - это особый разговор. Ассоциативный ряд мгновенно выстраивается в направлении авангарда (Губайдулина, Щедрин...), а затем выруливает... к Баху. Впрочем, Бах и был великим авангардистом.

Среди его стихов на религиозные темы есть одно, особенно дорогое мне. Приведу целиком.

Сретение

Анне Ахматовой

Когда Она в церковь впервые внесла
Дитя, находились внутри из числа
людей, находившихся там постоянно,
Святой Симеон и пророчица Анна.

И старец воспринял Младенца из рук
Марии; и три человека вокруг
Младенца стояли, как зыбкая рама,
в то утро, затеряны в сумраке храма.

Тот храм обступал их, как замерший лес.
От взглядов людей и от взора небес
вершины скрывали, сумев распластаться,
в то утро Марию, пророчицу, старца.

И только на темя случайным лучом
свет падал Младенцу; но Он ни о чем
не ведал еще и посапывал сонно,
покоясь на крепких руках Симеона.

А было поведано старцу сему
о том, что увидит он смертную тьму
не прежде, чем Сына увидит Господня.
Свершилось. И старец промолвил: «Сегодня,

реченное некогда слово храня,
Ты с миром, Господь, отпускаешь меня,
затем что глаза мои видели это
Дитя: он - твое продолженье и света

источник для идолов чтящих племен,
и слава Израиля в нем».- Симеон
умолкнул. Их всех тишина обступила.
Лишь эхо тех слов, задевая стропила,

кружилось какое-то время спустя
над их головами, слегка шелестя
под сводами храма, как некая птица,
что в силах взлететь, но не в силах спуститься.

И странно им было. Была тишина
не менее странной, чем речь. Смущена,
Мария молчала. «Слова-то какие...»
И старец сказал, повернувшись к Марии:

«В Лежащем сейчас на раменах твоих
паденье одних, возвышенье других,
предмет пререканий и повод к раздорам.
И тем же оружьем, Мария, которым

терзаема плоть Его будет, Твоя
душа будет ранена. Рана сия
даст видеть Тебе, что сокрыто глубоко
в сердцах человеков, как некое око».

Он кончил и двинулся к выходу. Вслед
Мария, сутулясь, и тяжестью лет
согбенная Анна безмолвно глядели.
Он шел, уменьшаясь в значеньи и в теле

для двух этих женщин под сенью колонн.
Почти подгоняем их взглядами, он
шагал по застывшему храму пустому
к белевшему смутно дверному проему.

И поступь была стариковски тверда.
Лишь голос пророчицы сзади когда
раздался, он шаг придержал свой немного:
но там не его окликали, а Бога

пророчица славить уже начала.
И дверь приближалась. Одежд и чела
уж ветер коснулся, и в уши упрямо
врывался шум жизни за стенами храма.

Он шел умирать. И не в уличный гул
он, дверь отворивши руками, шагнул,
но в глухонемые владения смерти.
Он шел по пространству, лишенному тверди,

он слышал, что время утратило звук.
И образ Младенца с сияньем вокруг
пушистого темени смертной тропою
душа Симеона несла пред собою,

как некий светильник, в ту черную тьму,
в которой дотоле еще никому
дорогу себе озарять не случалось.
Светильник светил, и тропа расширялась.
1972

Обратим внимание на эпиграф... Это было последнее стихотворение, написанное поэтом на родине. И последний поклон той, которую очень чтил, хоронил, многие темы которой по-своему развивал.
В отличие от, скажем, "Итаки", где канва мифа вольно наполняется своим философским, образным, чувственным содержанием, здесь поэт бережно следует за первоисточником - Евангелием. Тихие, торжественные шаги строф, как гулко-тихие шаги Симеона навстречу смерти... нет, навстречу Новому Завету. Светильник разгоняет тьму... и тропа - расширяется... Великий символ!..
Если задаться вопросом, а где находится автор (лирический герой) на этот раз, то он отводит для себя место свидетеля происходящего. То есть он здесь же, в храме...
Как жаль, что перед долгой разлукой, перед своей Одиссеей!..
Думается, что это стихотворение - стремительный рывок души поэта к Богу, сретение с Ним. Пространство его овевается ветром вечности и Любви. И повествующий об этом удивительном событии поэт говорит о нём как евангелист...

... ... ... ... ... ... ... ... ... ...

Спасибо за приглашение к разговору, Виктор Васильевич. Простите, хотелось высказаться подробно и нужно было найти время.

С искренним уважением к Вам. Оля.





Рейтинг работы: 113
Количество рецензий: 9
Количество сообщений: 19
Количество просмотров: 570
© 30.03.2015 Флярик
Свидетельство о публикации: izba-2015-1301356

Метки: Ответ на статью Виктора Астраханцева "Антиевангелие от Бродского".,
Рубрика произведения: Разное -> Критика


Татьяна Свиридова       02.04.2015   21:02:15
Отзыв:   положительный
...
Несколько моих впечатлений от "Итаки". Вспоминаю 1993 год и прихожу в восторг от описания страны в тот момент. Мне кажется, что так может написать только честный, любящий, остро чувствующий добро и зло человек. Да, - вот такой оказалась страна Одиссея-Бродского в то время. И говорит он об этом с большой болью. И с большой верой.
"Залив синевой зрачок" - это значит: насмотревшись на горизонт, а точнее, мне кажется: веря в Бога.
"от куска земли горизонт волна
не забудет, видать, набегая на." - От того, что творится в это время в стране, автор не забудет горизонт, т.е. он верит Богу.

Отношение к сыну очень понятно выражено в стихотворении (1972 г.):


Одиссей Телемаку


Мой Телемак,
Троянская война
окончена. Кто победил - не помню.
Должно быть, греки: столько мертвецов
вне дома бросить могут только греки...
И все-таки ведущая домой
дорога оказалась слишком длинной,
как будто Посейдон, пока мы там
теряли время, растянул пространство.
Мне неизвестно, где я нахожусь,
что предо мной. Какой-то грязный остров,
кусты, постройки, хрюканье свиней,
заросший сад, какая-то царица,
трава да камни... Милый Телемак,
все острова похожи друг на друга,
когда так долго странствуешь; и мозг
уже сбивается, считая волны,
глаз, засоренный горизонтом, плачет,
и водяное мясо застит слух.
Не помню я, чем кончилась война,
и сколько лет тебе сейчас, не помню.

Расти большой, мой Телемак, расти.
Лишь боги знают, свидимся ли снова.
Ты и сейчас уже не тот младенец,
перед которым я сдержал быков.
Когда б не Паламед, мы жили вместе.
Но, может быть, и прав он: без меня
ты от страстей Эдиповых избавлен,
и сны твои, мой Телемак, безгрешны.
1972

Паламед разоблачил Одиссея, который, чтобы не участвовать в войне, прикинулся сумасшедшим. Значит, Бродский
иногда думал, что лучше бы его признали сумасшедшим, и он остался в своей стране и был бы рядом с сыном.
Но Бродский понимает, что тогда бы он не избежал враждебности со стороны сына (Эдипов комплекс). А это, пожалуй, ещё страшней. Уж лучше:
....................... без меня
ты от страстей Эдиповых избавлен,
и сны твои, мой Телемак, безгрешны.


Спасибо Вам, очень интересно!
Флярик       03.04.2015   14:52:45

Спасибо большое, что поделились своими мыслями, уважаемая Татьяна!
Светлана Страусова       02.04.2015   20:03:13
Отзыв:   положительный
Ольга, как бы не расходились Ваши точки зрения с Виктором по восприятию поэзии Бродского, достойно глубокого уважения то, что Вы вдумчиво поделились с нами своими размышлениями и доводами. Спасибо.
Флярик       03.04.2015   10:48:45

Спасибо за внимание к нашему обмену взглядами, Светлана Михайловна!

С искренним уважением, Оля.
Сазаныч       01.04.2015   22:09:16
Отзыв:   положительный
Оленька, спасибо! Было очень интересно!
Флярик       03.04.2015   10:47:09

Саша, огромное спасибо, что откликнулся!
Лев Фадеев       01.04.2015   09:55:00
Отзыв:   положительный
Появление таких диспутов украшает сайт. Я для себя Бродского ещё не открыл, поэтому скромно молчу.
То что он одинок это очевидно, как впрочем и все кто стал поэтом. Открывать мир лучше в одиночестве.
Мне было очень интересно. Спасибо. ЛеВ
Флярик       01.04.2015   20:29:20

Спасибо, Лев, огромное!
Диспут, увы, уже не украшает. Он пошёл по третьему кругу, мой оппонент не внял моему призыву остаться на своих позициях, я удалила последнюю реплику, а он всю ветку переписки. Что ж.... и так бывает.

Но я честно, очень рада, что Вы успели прочесть!

С уважением, Оля.
Виктор Астраханцев       31.03.2015   09:21:18
Отзыв:   положительный
Очень рад, Ольга, что вы продолжили начатый разговор о религиозной теме в творчестве Бродского
и существенно расширили его рамки. Поднятые вами вопросы о противопоставлении и противостоянии поэта
своему окружению, как основы его творческой позиции, очень важны для понимания его жизненной позиции.

Мне кажется, что из трёх десятков «вечных» сюжетов и образов, которые лежат в основе мировой литературы, сам Бродский являет собой образ «Человек со стороны».
Мы с вами уже заметили, что его ЛГ часто является в своих стихах в роли свидетеля, наблюдателя, который сам не вовлекается в течение события. Ему не присуще сопереживание, сочувствие, момент раскрытия и очищения души. Он, как правило, закрыт, критичен и жёсток по отношению к излагаемой ситуации

Вот и приведенное вами стихотворении «Итака» носит чуть ли не демонстративный антибиблейский характер.
В нем ситуация Притчи о Блудном сыне представлена от противного. ЛГ возвращается на родину только телом
(след в песке), принимать свой язык он не желает, люди ему не нравятся (все орут), в своем сыне («пацан» применительно к сыну, которого не видел 20 лет звучит уничижительно) видит соперника, барбос (опять пренебрежительно) его не признал. Ту единственную, в ком могла оставаться любовь к нему, он заклеймил в неверности. Наконец, нет главного персонажа притчи - его отца. Очевидно, что эти стихи являются антиподом библейской притчи, наполненной в первоисточнике покаянием, прощением и возвращением к любимым и любящим.
ЛГ Бродского, безусловно, одинок. Но это одиночество создано им самим. Он в себе самом независимо от окружения несет отчуждение.

И хотя ЛГ не тождественен личности поэта, тем не менее, его отчужденность и, как следствие, одиночество позволяет задать вопросы к судьбе самого поэта. Не является ли она следствием природной позиции «Человека со стороны», существующей независимо от его идейных или политически надстроек. И у которой широкая гамма её обертонов: посторонний, чужой, нелюдим, скептик, циник, мизантроп и др.
Мне кажется, именно объясняет его несогласованность с окружением, его странствия и мытарства и, кстати, снимает вопрос о его диссидентстве.

Эта мысль подтверждается наблюдениями о ранней зрелости поэтов. В отличие от прозаиков, для которых в первую очередь важны знание предмета и жизненный опыт, у поэтов главенствует образное представление и ритмическая организация мысли. Они рождаются вместе с поэтом и затем лишь развиваются и культивируются. Это подобно почке, в которой заложен вид и особенности будущего растения. И в какие условия её ни помещай, она назло Трофиму Лысенко, не меняет своей природы.
Ярким пример ранней зрелости является Ника Турбина. И Лермонтов в 15 лет написал свой очерк "Демон", в котором дан прообраз будущей поэмы.
Так и в стихах 18-тилетнего Иосифа Бродского ярко выражены его отстраненность, поэтический дар и несогласованность с окружением, которые затем получают свое продолжение в его более поздних сочинениях.
Флярик       01.04.2015   19:44:55

Виктор Васильевич, Ваши соображения очень интересны, выражают Вашу позицию, дают большую площадь для полемики. Спасибо Вам за это!
Шостакович       30.03.2015   23:34:41
Отзыв:   положительный
Говорить особо нечего, Бродский, какие бы мысли не высказывал в стихах и в жизни, навсегда остаётся гениальным поэтом и философом, помогающим людям думать и делать выбор. Не навязывая ничего, но подсказывая направление мысли. Да и что может навязать поэт, книгу которого можно попросту закрыть и убрать, другой разговор, что Его книгу не уберёшь и только потому, что очень интересно с ним и учишься и учишься и учишься...
Оленька, спасибо!
И фильм потрясающий и голос и Бродский!
Кланяюсь!!

Вполголоса - конечно, не во весь -
прощаюсь навсегда с твоим порогом.
Не шелохнется град, не встрепенется весь
от голоса приглушенного.
С Богом!...
1966г. И.Б.


Флярик       01.04.2015   19:39:53

"Бродский, какие бы мысли не высказывал в стихах и в жизни, навсегда остаётся гениальным поэтом и философом, помогающим людям думать и делать выбор. Не навязывая ничего, но подсказывая направление мысли".

Совершенно верно!

Спасибо, что прочла мои соображения и поделилась своими, Наташенька!
Магда       30.03.2015   22:46:27
Отзыв:   положительный
Благодарю сердечно обоих авторов за столь интересный и глубокий подход к творчеству Иосифа Бродского и, не смея вступать в полемику и прения, ибо это была бы дерзость неслыханная. Как попытка мыслить за пределами мозга. Я, тем не менее, позволю себе откликнуться некоторыми цитатами и ссылками из самого Иосифа Александровича и не только

" В начале было СЛОВО, и СЛОВО было у Бога, и СЛОВО было Бог. Оно было в начале у Бога. ВСе через Него начало Быть, и без Него ничто не начало быть..." Св. Евангелие от Иоанна.

"Одно, должно быть дело нацию крестить, а крест нести = уже совсем другое". И. Бродский Отановка в пустыне. 1966г.

"Судья. А вообще, какая ваша специальность?
Б. Поэт. Поэт-переводчик.
С. А кто это признал, что вы - поэт? Кто причислил Вас к поэтам?
Б. Никто. (без выова) А кто причислил меня к роду человеческому?
С. А вы учились этому?
Б. Чему?
С. Чтобы быть поэтом?...
Б. Я не думал... Я не думал, что это дается образованием.
С. А чем же?
Б. Я думаю это...( растерянно) от Бога.
Из протокола первого суда на И.Бродским. 1964г.

И уже совершенно уверенно говорит И. Бродский о том же в своей Нобелевской речи.

" Человек - орудие языка( Слова) к продлению жизни Языка ( Слова)."

Бродский велик. Возможно, превосходит сам себя. И я прикасаюсь к его поэзии отчетливо понимая, что он не только преемник и исполнитель, но и творец.

Еще раз: сердечная благодарность обоим авторам за возможность и почитать, и послушать, и подумать.
Флярик       01.04.2015   19:31:39

Магда, огромное Вам спасибо за прекрасный отзыв!

"Бродский велик. Возможно, превосходит сам себя. И я прикасаюсь к его поэзии отчетливо понимая, что он не только преемник и исполнитель, но и творец".
Прекрасно и точно!

С уважением к Вам, Оля.
Магда       04.04.2015   12:45:55

Олечка!
Благодаря ВАм, я на некотое время вырвалась из обыденности и погрузилась в прекрасный мир поэзии Бродского.
С неослабным вниманием, удивлением и интересом прочла еще раз его Нобелевскую речь.
Когда он говорит о диктате речи, СЛОВА. не думаю, что это поза. Это очень интересный взгляд на отношения человека с Богом.

Всех ВАм благ, дорогая.
С уважением и симпатией,
Магда.
елена       30.03.2015   22:22:24

Очень интересные размышления. Это даже не полемика, а творческий, внутренний анализ, серьёзный и глубокий...
А последнее стихотворение, пожалуй, станет и моим любимым.
Спасибо, Оля! Еника.
Флярик       01.04.2015   19:29:39

Леночка, для меня это высшая и награда, и цель - поделиться тем, что самой дорого. А статья Виктора призвала и меня задуматься, вот только отзыв получился длинноватым.:)

С теплом к тебе, Оля.
Ди.Вано       30.03.2015   21:40:08
Отзыв:   положительный
Оля, действительно интересное приглашение В.А. к размышлению.
Мне очень тепло от ваших слов о Бродском.
У меня к поэту несколько, ну скажем так, светский подход.
Я не принимаю его слова, его стихи КАК ОТВЕТЫ.
Для меня всегда это вопросы. Это удивительные аллегории и образы..
Это бесконечное приглашение к со-смыслюю...

Мой перевёрнутый лес, воздавая вполне
должное мне, вовне шарит рукой на дне...

или

Никто из нас другим не властелин,
хотя поползновения зловещи...

или

Я себя ощущаю мишенью в тире
вздрагиваю при малейшем стуке...

Таков его путь, как вы хорошо сказали....к одиночеству.
И, хочется ещё раз вместе с вами сказать Виктору спасибо.
что мы делимся своими мыслями о БРОДСКОМ.
Особенно с вами мне это делать в радость.
Обнимаю
Флярик       01.04.2015   19:26:48

Дина, огромное Вам спасибо за то, что прочли статью Виктора и мой отзыв на неё.
Спасибо, что поделились и своим отношением к Бродскому.

Всего Вам самого доброго!
Искренне, Оля.

Добавить отзыв:


Представьтесь: (*)  
Введите число: (*)  











1