О современной живописи и благообразной жизни.


Эмили Карр – художник дикой природы.

В очередной выходной день, поехали в Далидж, пригород Лондона, в Далидж-галлери, на выставку канадской художницы Эмилия Карр. С её картинами мы познакомились в музее Торонто, за время нашего путешествия по Канаде. Тогда, её творчество, произвела на нас большое впечатление. Она очень точно передавала красоту и свободный дух природы Канады и показывала в своих работах, культурные корни канадских аборигенов-индейцев.
Ехали в Далидж на электричке с одной пересадкой и когда вышли на нашей остановке, я стал охать и ахать от красоты быта и налаженности жизни в этом богатом пригороде Лондона. И постоянно, меня терзала мысль – когда же будет жизнь в России похожа на это удобное и обеспеченное существование, увиденное мною.
Высоких домов здесь почти нет. Все улицы застроены двух-трёх этажными домами-особняками с гаражами и благоустроенными, подвалами. Далидж, как многие пригороды Лондона, похож на богатую деревню, где парки и скверы неразрывно связаны с садиками около домов, большими зелёными луговинами перед школьными зданиями и красивым парком, куда, в это чистое солнечное утро устремились жители с детьми и собаками.
И сама галерея, расположена посреди большого луга-сада с кафе, скамейками и скульптурой актёра и предпринимателя из семнадцатого века, который купил землю и построил на ней школу - здание в голландском стиле с плоской башней по центу.Эта башня, напомнила мне, что после реставрации монархии в Англии в семнадцатом веке, король Чарльз Второй привёз эту моду из Голландии.
Войдя в галерею, мы купили билеты и проследовали внутрь.
Выставка работала последние дни и поэтому, в сравнительно небольшом помещении было не менее сотни зрителей, успевающих посмотреть замечательные работы современной художницы (она умерла в 1945 году).
Главной её натурщицей была природа и леса Британской Колумбии, - одного из самых красивых штатов Канады.
Анализируя её творчество я пришёл к выводу, что на неё повлияли и современники в лице Рериха, русских авангардистов и Пикассо. Но особенно наверное, и это самое главное - желание увидеть и передать впечатления от красоты дикой природы, синего неба и бесконечного океана лесов, покрывающих территорию Канады и по сию пору.
Художница, ещё в начале двадцатого века, подолгу жила в глухих уголках Британской Колумбии и сделала бесконечное количество набросков в своих блокнотах. И на основе этих зарисовок, создала целую серию картин прославляющих красоту и божественные основания природы, леса и отдельных деревьев.
Интересно что сразу после обучения она была вполне реалистом, но со временем перешла на символическое изображение особенностей пейзажа и отдельно стоящих деревьев. И если сравнивать раннее и позднее творчество, то мне больше подходит её ранние работы вполне в реалистическом стиле. На этих работах глаз отдыхает – не надо «работать» угадывая, что могут значит эти полосы цвета изображающие лесную чащу или переплетение ветвей отдельных деревьев и лесных рощ.
И тут действует общая закономерность отделяющая восприятие художника творца, от любителя прекрасного, - зрителя. Нечто подобное можно увидеть, как процесс становления художника в широком смысле и в литературе, и в живописи, и в музыке…
Художник, со временем стремиться, к созданию некого обобщения, некоего символа за которым он видит всю сложность и противоречивость натуры, будь то картина, роман или симфония.
А зрителю, читателю, слушателю, более понятны и приятны именно вещи отражающие красоту реального мира и копирующие его без всяких головоломных символических сравнений и определений. Может быть поэтому, несмотря на царящий сегодня в среде профессионалов – художников «авангардизм», мы ценим и любим, как то особенно нежно и художников Возрождения, и русских передвижников.
Но к сожалению, тщеславное стремление к «новизне», желание выделится из массы, стремление эпатировать, напугать зрителя, сегодня возобладали в выставочном деле и потому, всё чаще можно на выставках видеть нелепые цветовые пятна на полотнах, вместо сюжета и предметов существующих в реальном мире и зрителей, стоящих рядом и глубокомысленно морщащих лбы.
В этом стремлении авторов запугать неоправданной сложностью или простотой, которая порой хуже воровства, запутать слушателя, читателя и зрителя, намёками на их творческую неразвитость, я усматриваю тенденцию развитие определённых видов искусств и отступление от фигуративного к абстрактному искусству.
Но это движение из великолепного прошлого, в скандализированное будущее, на определенном этапе абстрагирования от реального содержания реальной жизни, всё больше становится интересно только для профессионалов и ставит в тупик самых изощрённых эстетов со стороны.
Особенно наглядно, этот тупик в развитии, демонстрирует нам современная живопись, олицетворением которой стал унитаз, как некое отрицание общих эстетических корней культуры в двадцатом веке и некий символ самолюбования и самонадеянности художника.
В литературе - это бессодержательные тексты, в музыке это минимализм и разного рода звуковые изыски, больше похожие на музыкальные пародии…
Видимо, действительно, согласно Гегелю, апогей развития живопись пережила во времена Возрождения, а потом медленно, но неуклонно двигается к упадку, к утрате и отсутствию настоящей школы. Осталось большого желания что-то изображать, но при этом, выставляя на всеобщее обозрение особенности своего изувеченного, психическими извращениями, сознания…

…После выставки Эмилии Карр, мы мельком осмотрели экспозицию музея, в котором хранятся настоящие шедевры: и Рафаэль Санти, и Веронезе, м Мурильо…
После, уже немного уставшие от изыска красок в галерее, выйдя на улицу, под синее небо и яркое золотое солнце, сопровождаемое прозрачным прохладным ветерком, мы пошли вдоль зелёной луговины, обсуждая увиденной...
Потом, захотелось есть и мы пошли в поисках кафе, вдоль парковой зоны, покрытой деревьями, зелёной стриженой травой, любуясь длинным прудом с чёрной маслянистой тяжелой водой. Вода чёрна, потому что дно состоит из чёрного перегноя.
По поверхности воды меж берегов, с ивами, печально опустившими свои голые ветви к земле, резвятся кряковые утки: серые уточки и рядом селезни с изумрудно-бархатистыми головками, с серыми, плоскимиклювами.
Не найдя здесь кафе, мы, по бетонной пешеходной тропинке перешли с одной луговины на другую, а потом вошли в парк, где сотни, если не тысячи отдыхающих местных жителей, может быть впервые в этом году, в первый тёплый и солнечный день выгуливали себя, детишек и собак разных пород и размеров.
Любовь к братьям меньшим, как мне кажется, начинает проявляться в людях с определённого уровня материального благосостояния. А здесь, как мы убедились разглядывая витрины агентств по продаже домов, в основном живут фунтовые миллионеры.
Потому что дома, выставленные здесь на продажу, стоили в пределах от миллиона до двух, а то и трёх миллионов фунтов. Если переводить это на российские деньги то получаются заоблачные цифры в районе ста-двухсот миллионов рублей!
Потом, прогулявшись по ухоженному, чрезвычайно шумному и людному весеннему парку, мы зашли в одну из пиццерий на центральной улице Далиджа и вкусно пообедали.
Итальянцы, владельцы пиццерии, радовались наплыву посетителей и подали нам настоящую итальянскую пиццу, которую мы запили замечательно ароматным мускатом…
На обратно пути, уже на станции метро встретили группу юношей в фирменных пиджаках одной из частных школ района, которые пили пиво из бутылок, громко разговаривали и дурачились, обсуждаю результаты регбийного матча, в которых участвовала и их школа.
А солнечный день продолжался и приехав домой, мы попили чаю и съели сладкие плюшки, обсуждая увиденное и на улицах богатого пригорода Лондона.
У меня, ещё долго оставалось впечатление, что мы побывали на празднике жизни, в почти райски благоустроенных и ухоженных местах столицы Англии. И я вздыхал и думал, что в России люди вполне заслужили такой уровень жизни и только трагическая история страны, не даёт возможности моим соотечественникам радоваться и наслаждаться таким бытием!
Потом я подумал, что климат и особенности природы, так же препятствуют такому беспечному образу жизни.
Но позже, утешился, думая, что именно через препятствия и через тернии, преодолевая их, человек и страна могут, не останавливаясь в развитии, двигаться всё вперёд и вперёд…

Март 2015 года. Лондон. Владимир Кабаков.

Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте «Русский Альбион»: http://www.russian-albion.com или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?": http://istina.russian-albion.com Е-майл: russianalbion@narod.ru





Рейтинг работы: 0
Количество рецензий: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 261
© 19.03.2015 Владимир Кабаков
Свидетельство о публикации: izba-2015-1292047

Рубрика произведения: Разное -> Публицистика











1