Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

Последняя Императорская эскадра


Последняя Императорская эскадра
ПОСЛЕДНЯЯ ИМПЕРАТОРСКАЯ ЭСКАДРА
Этот эпизод российской истории не стал всеобщим достоянием, так как во времена Советского Союза не считали нужным преподавать в школах историю белогвардейской эмиграции в подробностях. Я и сам узнал послереволюционную историю кораблей Черноморского флота только лет тридцать тому назад. Попытаюсь коротко рассказать об этой трагической странице российской смуты.


Второго ноября 1920 года в Севастополе с Графской пристани на крейсер «Генерал Корнилов» (бывший «Кагул») прибыл главнокомандующий барон Врангель и отдал приказ сниматься с якоря. Из Севастополя, Керчи, Феодосии, Ялты на 132 кораблях уплыло около 140 тысяч человек, не считая судовых команд. Командовал русской эскадрой вице-адмирал М.А. Кедров. Он занял своё место после того, как заменил адмирала Колчака на посту командующего морскими силами в Рижском заливе.

Корабли были сильно перегружены (в два-три раза). Эсминец «Живой», где было семь человек команды и 250 пассажиров (офицеры Донского полка) затонул. Через неделю пришли в Константинополь. Солдаты на борту во время перехода в Константинополь предлагали бриллиант за стакан воды. Турки в Константинополе приносили еду в обмен на еду и золото.

Ещё в Крыму генерал Врангель подписал обязательство, по которому все корабли передавались Франции, как залог в уплату издержек по оказанию помощи русским морякам. Франция выбрала пристанищем русской эскадры порт Бизерту – свою лучшую военно-морскую базу в Тунисе, бывшем в ту пору под её протекторатом. Слово «Бизерта» в переводе с древнего финикийского языка – «гавань, убежище». Городу три тысячи лет, рядом развалины великого Карфагена. В декабре 1920 года в тунисский порт Бизерта, самую северную точку Африки, прибыло 33 корабля Черноморского Императорского флота. На их борту было более пяти тысяч человек. Из них – семьсот офицеров, около двух тысяч человек команды и около 250 жён и детей. Четыре года они жили в походных условиях. Учились в корабельной школе, молились в корабельной церкви, и каждый день поднимали на русских кораблях андреевский флаг.

Из Севастополя в Бизерту был полностью эвакуирован Морской корпус. Уже в самой Бизерте было произведено пять выпусков – подготовлено триста младших офицеров. В 1923-м году тридцать бизертцев стали студентами в Праге. Несколько выпускников Морского корпуса поступили в вузы Парижа.

Если в ноябре 1921 года в эскадре числилось две тысячи человек, то через полгода их осталось в Бизерте уже всего лишь тысяча двести. Ледоколы «Илья Муромец», «Всадник», «Гайдамак» и танкер «Баку», вошли в состав французского флота. Франция продала Эстонии часть боевого запаса русской эскадры.

Когда команде канонерской лодки «Грозный» стало известно, что её продадут, то мичманы Непокойчицкий и Рымша в знак протеста открыли кингстоны и затопили судно, за что их судили и посадили в тюрьму, где Непокойчицкий совершил самоубийство

28-го октября 1924 года Франция признала СССР – со всеми вытекающими последствиями. Русская колония в Бизерте и Морской корпус прекратили своё официальное существование. 29 октября в Бизерте последний раз прозвучала команда : «Флаг и гюйс спустить!» Так завершилась история последней эскадры Императорского флота России. Шестого мая 1925 года в Бизерте прозвучал сигнал: «Всем разойтись!»

За оставшиеся корабли начался торг, который по всем статьям опять выиграли французы. В конце 1924 года в Бизерту прибывает советская техническая комиссия. Ее возглавляет красный военно-морской атташе Евгений Андреевич Беренс, тот самый, который в 1919-1920 годах командовал Морскими Силами Советской России. Конфуз! Его родной брат, контр-адмирал Михаил Беренс командует эскадрой в Бизерте, уже ничьей, стоящей вне всяческой юрисдикции, агонизирующей, но все еще существующей.

Старший Беренс вместе с академиком Крыловым работал на судах ничейной эскадры, а младший уехал на время в город Тунис — по просьбе французов и чтобы не компрометировать родственника. Благородно!
Советские технари почти без проблем договорились с французами. Те еще помнили восхитительный шок от Генуэзской конференции: фраки и цилиндры красных русских дипломатов, разговоры о мире и разоружении, французская и английская речь...
Россия тогда блеснула ярко, неожиданно. Позволила поговорить о долгах. В Бизерте решили: в принципе эскадру надо возвращать в Севастополь. Но встал вопрос: где ремонтировать корабли перед походом в уже Советскую Россию? Появился и второй: кто и за чей счет будет ремонтировать суда?
Ответов не нашлось.
В результате эскадра осталась на месте. Но постепенно стали исчезать корабли. «Разрезаны на металлолом» — такова официальная версия исчезновения большинства, в том числе двух последних — «Корнилова» (бывший «Очаков») и «Генерала Алексеева» (бывший «Император Александр III»). Эскадры не стало.

Многие уезжали из города. В 1925 году, когда Русский флот закончил свое существование, в Бизерете оставалось 149 человек. В 1992 году на улице Пьера Кюри жила со своим сыном лишь одна Анастасия Ширинская-Манштейн, дочь старшего лейтенанта Александра Манштейна, командира эсминца «Жаркий».

Он и еще 53 русских моряка навсегда нашли покой на тунисской земле, в том числе на Бизертском кладбище. Это — особая история. Печальный список хранит имена адмиралов, офицеров и матросов Русского флота. До самого недавнего времени само кладбище являло неприглядную картину: порушенные и разбитые памятники и могильные плиты, заросли бурьяна, стершиеся надписи. Лишь несколько захоронений выглядели достойно. Упрек нам, всем русским, позабывшим своих предков.

В своей книге воспоминаний «Бизерта — последняя стоянка», Анастасия Ширинская пишет: «Придет время, когда тысячи русских людей станут искать следы народной истории на тунисской земле. В те далекие годы для тунисских беженцев жизнь, как всегда, была связана с церковью. Русская колония в Бизерте была еще достаточно многочисленна, чтобы выписать из Франции и содержать православного священника...»

В память о последней эскадре Российского Императорского флота в 1938 году в Бизерте была построена церковь (на пожертвования наших моряков и эмигрантов, живших в Тунисе и Франции). На мраморной доске, установленной внутри храма, золотом выбиты названия кораблей Русского Императорского флота, пришедших в Бизерту в далеком для нас 1920 году. Вот этот список:

Линейные корабли: «Генерал Алексеев», «Георгий Победоносец»
Крейсера: «Генерал Корнилов», «Алмаз»
Эскадренные миноносцы:«Капитан Сакен», «Беспокойный», «Дерзкий», «Гневный», «Поспешный», «Пылкий», «Цериго», «Жаркий», «Звонкий»,«Зоркий»
Посыльное судно: «Якут»
Канонерские лодки: «Грозный», «Страж»
Учебное судно: «Свобода» («Моряк»)
База подводных лодок: (транспорт)«Добыча»
Подводные лодки: «Тюлень», «Буревестник», «Утка»
Тральщик: «Китобой»
Транспорт «Баку» (нефтеналивной)
Ледоколы: «Всадник», «Джигит», «Гайдамак», «Илья Муромец»
Буксиры: «Черномор», «Голланд»
Пароход: «Великий князь Константин».

На кладбище в Бизерте похоронено около четырехсот наших соотечественников.
Тысячи православных судеб с радостью и горестями, слезами и смехом, гордостью, честью, верой и надеждой.
Вечная им память!


Литература:

Никита Кузнецов. "Русский флот на чужбине"

А.Ширинская-Манштейн. "Бизерта. Последняя стоянка."

"Бизертинский морской сборник"(издан под руководством В.В. Михальского)





Рейтинг работы: 7
Количество рецензий: 1
Количество сообщений: 2
Количество просмотров: 441
© 03.03.2015 Сергей Павлухин
Свидетельство о публикации: izba-2015-1278101

Рубрика произведения: Разное -> Публицистика


Надежда Зернова       23.07.2018   17:35:32
Отзыв:   положительный
Великая благодарность ВАМ, уважаемый СЕРГЕЙ ! За содержательную, своевременную, глубокую статью! Согретую теплом души русского человека: неравнодушного, светлого, доброго.
Искренне Надежда
Сергей Павлухин       23.07.2018   21:26:00

Благодарю вас за тёплые слова, Надежда!
Думаю, что этот короткий текст может вызвать интерес у читателей. И кто-нибудь захочет узнать об этой истории чуть подробней. Даже если хоть десять человек откроет для себя эту страницу нашей общей истории - уже не зря писал.
Ещё раз благодарю вас за отзыв, и всего доброго вам,
Сергей.
Надежда Зернова       23.07.2018   23:14:43

Пока возилась с заготовками в зиму на кухне, по радио услыхала хвостик передачи о трагедии Русского Флота. А тут и ВАША статья, и сноска в первоисточники. Так своевременна! У нас пышный праздник готовится на Неве, уже репетицию посмотрели. Да, нужно знать и помнить историю своего государства, своих героев. Передавать своим внукам. Это НАШЕ ВСЁ!
Благодарю Вас, Сергей! Не зря трудились! Не зря!
Надежда
















1