Китайский болванчик или рыцарский роман.


Китайский болванчик или рыцарский роман.
Китайский болванчик или рыцарский роман.

…На следующее утро меня решительно вырывает из сна странный звук: легкое дребезжание и льющаяся вода..Открываю глаза. Комната  пуста и щедро впускает в себя солнце. На столе мигают огоньки вай – фая, распахнут ноут, и в нем благоухает букет пионов в старинной вазе.. По всей длине картинки плывет замысловатая готическая надпись с завитушками и запятыми: "Chao.miamore!"*… И когда она успела?. Улыбаюсь, зажмурившись, соскакиваю привычной пружиной с кровати, минут десять трачу на то, чтобы на ходу придать себе не сонный вид, чертыхаясь на лету: ненавижу запонки и галстуки. С  не застегнутой запонкой выбегаю из комнаты и прислоняюсь к косяку от неожиданности, увидев фея со шваброй в крохотных ручках. Она сосредоточенно и очень быстро моет пол в холле.

- Горушка, подожди, мне чуть – чуть тут осталось, я протру… Не ходи. Подожди. Ну, пожалуйста! – Она встает на цыпочки, осторожно касается теплыми губами моей щеки. Из кухни по холлу властно плывет запахпрожаренной ореховой крошки.. Рулет? Пирог? Что там еще затеял мой неугомон – фей?! Я развожу руки в стороны, прижимаю ее к себе:


- Ласточка, ты что? Что случилось? Ты что -то пролила? Что такое? Зачем ты пол моешь? После приступа.. О, боже мой, покоя нет мне с тобой, неугомонная ты девчонка, - ворчу я, хмуря лоб и поднимая домиком брови, стараясь вынуть швабру из ее рук и спрятать растерянность за придирчивым рассматриванием ее лица, глаз.. Как всегда – ни кровиночки на щечках, губы чуть чуть прикушены, будто нетерпение, полет, смятение, или - боль сжигают ее изнутри.
- Нет, вот ты иди лучше, пирог вытащи, я как то не могу, в этих всяких рукавичках – лепечет фей, упорно не отдавая мне свой инструмент. – И там цветы, Мишка натащил полную гостиную, и книги, и чего - то опять в пакетах, ой, я не знаю, я уже ворчала, ну что, мы сами продукты не можем купить, что ли,Горушка, ну что это такое?- фей осторожно отжимает крохотными ручками тряпку, вытирает насухо солнечные квадраты линолеума
- Ланочка, не надо ворчать. Ты же помнишь, мы так договаривались – Я вытаскиваю из духовки ореховый рулет и на ход отворачиваю за локоть манжету без запонки.- Кто может, тот делает то, что нужно, без напоминаний. – А Аня приедет? Я не хочу тебя одну оставлять. У меня в два лекции.
- Нет. У нее в час урок, а в три дизайнер приедет, что то со шторами делать в комнате Лешика, я не поняла.- Фей гремит чем то в ванной, по дом расползается удушливый запах хлора. Она вбегает на кухню в своих крошечных туфельках кораллового цвета, в тон кремовому платью с вышитыми вручную лилиями букле, с серебряной канителью по рукаву.
На лице у нее марлевая повязка, которая странно гармонирует с нежной ниткой розовых коралловых бус . – Пока не ходи в ванную, я там насыпала порошок, вот..Подожди, дай руку, ты что, опять запонку забыл? Смешной какой.. Дай, я застегну. – Она застегивает запонкой рукав шелковой рубашки с мраморным рисунком, поправляет воротник, приглаживает мягкой ручкой мои вихры, улыбается:
- Красивый какой ты… Даже и непричесанный, а - красивый… Танюша Литягина звонила, просила книгу Гаспарова, я нашла, там, у тебя на столе. Обернула. А это правда, что Михаил Леонович был косноязычен, не мог говорить свободно? Ты его лекции слушал?
- Да, он не сразу осваивался в аудитории, не мог найти моментально точку опоры, как то с затрудненным дыханием и паузами, а потом, словно парус набирал воздух, и все так легко плыло по волнам, хотя он считал мучением для себя - говорить в аудитории. Такой тип Андерсена, по теории Афанасьева, знаешь.

- Да ну ее, теорию эту!- Фей проворно машет ручкой, перекладывая рулет на продолговатое блюдо из белой керамики с черными точками чаек по бокам. Или это не чайки, а человечки или зигзаги молний? Фей отвлекает меня фырканьем. – Они и про тебя написали, милый, что у тебя - социофобия, а ты всю жизнь читаешь лекции студентам, по двести человек в группе, с лишним, и по радио, и везде ты выступаешь.. Глупец этот Афанасьев, хотел придать себе важность, что ли..

- А про тебя что они написали, ласточка моя? – улыбаюсь я, прищуривая глаз и доставая из шкафа крошечные чашки с синей глазурью гжели. Для кофе.

-Ай, Горушка, смешно написали. - Опять фыркает фей, и подносит руку к горлу, откашливаясь глухо – Ну вот, сам подумай, написали, что я - Эйнштейн, почти гений, и у меня два полушария работает разом, как у Да Винчи.. Ну, ведь чепуха какая то, милый, что такое говорят, ерунда!… Я сразу вспомнила эту.. актриса была, в " Семнадцати мгновениях", в баре пристала кШтирлицу ": В любви я - Эйнштейн!". Дама с лисой, такая … Пьяная… И я такая же, что ли? – фей в недоумении разводит ручками. Я в ответ не пытаюсь сдержать смех.
– Милая, это сложно: представить тебя пьяной.. Я не знаю, как это…
- Грэг, я не пью. Ты ведь знаешь.. Он однажды пытался меня напоить в ресторане, а я попросила бутылку минеральной и разбавляла вино водой. Вот он бесился тогда! Даже зрачки стали узкие. Как у рыси,когда она прыгает… И все движения были у него потом – рысьи. У бокала ножку отломил, доплачивать пришлось…

А рысь, когда она прыгает, может сразу тебе снять скальп… Весь.


- Откуда ты знаешь? –я удивленно заламываю вверх бровь. Привыкнуть к рассказам фея и переходам в них, вспышкам, всполохам - невозможно.

- А был знакомый один у отца, егерь в лесничестве, как то приехал машину к нему чинить, рассказывал, что рысь прыгнула ему на спину, сняла всю кожу лентами, он валялся в больнице, месяца три, потом еще дома сколько заживало. А весь секрет ее прыжка был в том, что он оцарапал палец. Запахло живой кровью. С подветренной стороны. Рысь была голодна. Только то. – Фей вздыхает как облачко, приподняв одно плечико: - Будешь еще овсянку? Она с черносливом. Я оставлю тебе. Нет? Ну, тогда мясо ешь… Печень вот, попробуй.. Лук промариновался в ней, да? – Фей хлопочет над моей тарелкой, по всей кухне плывутдразнящие запахи. Я удерживаю ее запястье.
- Когда ты встала, голубка? Голова болит?
Она прикусывает губу, морщится, фыркает.
- Где то в семь…. Неважно…Голова, как колодец… Давай, скорее, завтракать, завтракать, любимый, и я буду шоколадная такая, как, знаешь, был шоколадный поросенок раньше, фигурка, а мне в больницу принесли а я много съела, и отравилась… И у меня была сыпь, и жар, и мне все казалось тогда, что подушка это - печка, и я на облаке плыву, и голова у меня болтается, как китайский болванчик, туда сюда, из стороны в сторону…
Да, вот… А почему он качался, Горушка?- она выдыхает облачком, трет лоб и смотрит на меня, с откровенным любопытством ребенка, вертя в пальчиках черенок ложки.


- У нас не было такой игрушки,а у тебя? – она говорит быстро, как журчит и переливается серебристый ручеек среди травы, и томительно пахнет прожаренным летом и земляникой, и ореховым рулетом, и все кажется бесконечным, как и любование ею и ее крохотными ручками с длинной кистью ,в ободе браслетов на тонких запястьях
- Ласточка моя, выдохни! – я качаю головой, которая кружится от непостижимого, вдохновенного лепета фея. – Сейчас расскажу тебе все. У бабушкиной ученицы стоял на комоде такой божок…и каждый раз, когда бабушка приходила давать урок и отсчитывала арпеджио и гаммы, он отвлекал ее своим "мерным осуждением", как она это называла. Ты представляешь, что такое, медалистке консерватории сбиться с такта? – улыбаюсь я.- Да еще педагогу?!
- Ну, да, вообще то.Интересно.. И потом что было?
- Самое интересное. – Я, не спеша, высыпаю на тонкое фарфоровое блюдце хлебные крошки. – Бабушке моей он так надоел своим качанием, что, однажды, проходя мимо, онакак бы невзначай, задела его рукой, и он слетел с комода. Разбился. На мелкие кусочки. Бабушка долго извинялась перед хозяйкой, невзяла деньги за урок, но цели достигла: низвергла идола! – торжествующе заканчиваю я рассказ и подойдя к окну, открываю створку, чтобы отдать угощение синицам. – Вот так, милая. А качался он, потому, что у него внутри, в головке, был такой тяжеловес, грузик, он оттягивал вниз свинцовый шарик – голову и она раскачивалась.. Они были такие блестящие, эти болванчики, яркие.. Иногда парные. Второй изображал китайскую императрицу, и у нее в прическе была костяная палочка и роза… Но дед мой, инженер, мастеровой  до мозга костей, презирал все эти аристократические штучки, и таких игрушек у нас не было в доме.. – Я улыбаюсь насмешливо. - Были только перчатки бальные моей прабабки, табакерка, и веер из страусовых перьев, жалованные чуть ли не государыней Александрой за фрейлинские заслуги какой то там бабушкиной тетке - красавице…Седьмая вода на киселе! -с улыбкой я взмахиваю кистью, крутя пальцами возле виска. - Знаешь, эти фантазии дворянские… Мы им значения не придавали, еще и боялись спрашивать лишний раз.
Двоюродный брат бабушки Кати был единственным в семье, его в Первую мировую не взяли в армию, да еще врач объявил ему, что у него сердце больное. Так он грозился убить себя, если не пойдет на фронт добровольцем. Бабушка Катюша, любя кузена без памяти – это она потом мне  признавалась, - поехала к кардиологу, знаменитому тогда частной практикой, и со слезами выпросила переосвидетельствования для брата. Его признали годным к строевой службе… А через два месяца, он погиб от гангрены в полевом госпитале под Лугой. Не успевали всех оперировать..Веселил сестер лазаретных две недели рассказами, ждал операции, и недождался. Перед смертью бредил в жару, звал "милую Катеньку"..

Потом   бабушка долгое время носила на цепочке не то образок в бирюзе, не то кулон, не знаю. Память. В том веке были такие "романы чести", рыцарственные, что ли…Кулон этот бабуленька долго берегла, а потом, когда вернулся с Колымы дед, без зубов, в цинге и весь белый, как лунь, обменяла его в торгсине на какие то карточки или продукты…Там, наверное, и болванчики эти продавались, в торгсине. Вот так, моя ласточка… Целая история…


- Да - ошеломленно вздыхает фей, смотря на меня огромными, бездонными глазами. - Роман, а не история. Роман времени. А у нас в семье не было кулонов. У мамы первое кольцо появилось в тридцать пять, а цепочки не было вообще никогда… Бабушкиного брата, по отцу, расстреляли за то, что он завернул в газету с портретом"отца народов" бутерброд. Дед отца, по матери, раскулаченный, бежал из сибирского села, под чужой фамилией, жилна каких - то заимках, прятался. Откуда он взял чужие документы, не знаю… И кем был – не знаю тоже. Помню смутно, из детства: я сижу на высоком стульчике, а седой, горбоносый человек, смотрит в окно и курит трубку. Настоящую, как у Холмса… Я тогда не знала про Холмса. Просто, помню запах дыма….. Дед, не отрываясь, смотрел в окно. А потом положил руку мне на голову. Смял бант.Сухая ладонь, горячая. Пахла табаком и чаем из жестяной коробки… Потом дедушка куда то уехал, обратно в Сибирь, и там умер… как то тоскливо вспоминать это… незнакомая жизнь, горячая, каккровь, прошла мимо нас, мы ни о чем не знали, не спрашивали, не могли спросить. Целые поколения уходили молча. Он былшорник, мастеровой.. А шорник ли? Никто не знает. И даже старых фото нет..Мужчина, в офицерской папахе, времен Колчака, никто не помнил имени его, да вот этот бабушкин брат, репрессированный. Все, что осталось от корней семьи. Польский наш род по бабушке тоже мало что сохранил. Как я стала польский учить, по книгам, бабушка с интересом на меня смотрела, вздыхала… Я читать быстро стала, как по внутренней памяти будто, а потом, у нас еще был лингвокурс, мы должны были сами сравнивать славянскую группу языков и вот, я копалась: и польский, и чешский, и сербский - сравнивала слова, и фыркала, и смеялась, и читала вслух, а потом слышу, бабушка, моя любимая Ба, меня еле слышно поправляет. Повторяет за мной. И сердце у меня : "Бух, ух!" – и я поняла всю эту отраву, горькую, медовую… Время, как река, Горушка. Оно и вспять не течет, и вперед не стремится.. Переполняется, свертывается кольцом дымчатым, струей серебряной, полозом, шаром. Обнимает все. Объемлет, как Пушкин бы сказал…" Минувшее меня объемлет живо"… Или  - Державин.. Ты не помнишь, кто - точно? – Фей морщится, трогает пальчиками виски.


Я пойду, мне надо .. там еще.. я хотела… Ты ешь.. Я сейчас- Она встает из – за стола, отодвигая недопитое какао. касается рукой косяка, рука скользит, теряясь воправе рукава, замедляя и без того неверный шаг. Я едва успеваю коснуться рукой ее плеча, поддержать, обнимая, как она шепчет, медленно, поворачиваясь ко мне, словно в сонной дремоте:

Милая, времени нет, лишь змея серебристая вьется,
В алом тумане зари, и в закате багряном, тоскуя,
Искрой влекомы ее, исчезают, и род, и народы,
Запах пшеничных волос воробей твой ручной
Не запомнит…Скачет он в солнечном дне,
Не пытаясь узнать тайну жизни…
Просто - чирикает….

Я ошеломленно приникаю губами к ее шее, плечу. Запомнить. Не утонуть.

- Милая, что это?! Катулл? Там  у Лесбии есть же ручной воробей…

- Не знаю… Так, строчки.. Я утром читала, у тебя на столе лежали заметки о Гаспарове. Почему онговорил, что филология учит нас дистанции времени, чтобы мы могли судить о произведениях беспристрастно? По моему, все не так. Филология учит связи времен, мосту сквозь времена. Сквозь темноту. Сквозь круженье звезд.… Она для всех должна быть, наука понимания. Почему же он сам себе так противоречит?
- Не знаю. Он был сыном репрессированного. Его настоящий отец, кажется, погиб в лагерях. Он был незаконнорожденным. Тогда это было позорным клеймом. Отсюда в нем комплекс несовершенного, непризнанного. И заикание слегка, и боязнь аудитории, и филология, как наука отстраненности и строгости. …
- Сердце Кая… Никакой он не антик, Гаспаров. У него просто сердце одинокое.. Гордое. Как у Кая. Он любил, а его не очень.. Да. Я так чувствую.. Или у него был рыцарский роман с какой нибудь Дамой.
- Был. Откуда ты знаешь, ласточка? Куча писем сохранилась, очень интересные. Дама была тоже литературная, такая, всяиз Серебряного века - Я смеюсь, осторожно подводя фея к дивану в гостиной. – Посиди здесь немножечко с Фьореттой, а? Я лоджию открою, подышишь? Может, тебе Фьоретта расскажет еще какой секрет? Для книг твоих?
- Да. Про моего печального мальчика - Ланочка с улыбкой обводит пальцами контуры моего лица. Уедешь опять через два часа… А я без тебя буду от тоски маяться. Углы считать.
- Я вернусь очень быстро, милая. – Я осторожно целую пальцы фея, перебирая их по одному. – Ты и не заметишь. Только скажи мне честно: у тебя не болит голова? Ты совсем одна будешь . Если бы ты заснула или Анечка тут была, я бы так не волновался.
-А ты и не волнуйся. Оставь эти страхи. - Мягко и решительно заявляет фей
- После вчерашнего? – Я пристально смотрю ей в глаза, качаю головой:

- Не могу. Я отвечаю за тебя. Я прошу тебя, перестань тоже быть Каем. Считать себя несовершенной. Воспринимать себя, как тяжесть. Мне без тебя трудно дышать. Ты - мое Небо, если я - твоя Твердь.. Пока есть небо, нужны крылья. Надо тянуться. Мне есть, куда тянуться. И этим я счастлив, пойми. Даже если иным и кажется, что я - только твоя тень, пепел под твоими ногами, бездумно влюбленный, что там еще? Мне плевать… Достаточно того, что я сам знаю, что мне без тебя трудно дышать, что я растворяюсь в твоих стихах и строчках, в твоем дыхании. Тону в твоих глазах.. В них мое сердце, мои Сорбонны, Берлины, Парижи, все мое, все, что есть  - я. И ты права, когда говоришь,:" мы - одно целое" .. И только это - важно. Все остальное  - ничего не значит. Ничего. Только это, милая. Наш рыцарский роман без конца. …


…. Романом без конца
Назвать я не могу
Серебряную ночь
И звезд дрожанье в ней
И вод струю тугую.
И лепестки цветов
На солнечном лугу
И весьподлунный мир,
к которому ревную.
Тебя.


Звучит мне в ответ серебряный, теплый голос фея, в такт мерному тиканью больших серебряных часов с амурами у скользкого циферблата… Привыкнуть к тому, что Ланочка отвечает мне вихрем строф, разных размеров, цезуры, стиля, манеры, я не могу. И никогда не смогу, наверное. Разве можно привыкнуть к аромату розы, к запаху бриза, к многоцветью радуг? И просто - к Любимой, в которой сотни миров?!
_______________
  • ·Привет, любимый. (итал)
  • ·М.Л. Гаспаров. – ученый филолог, знаток античности, педагог и профессор, автор многих научных трудов в области филологии.
  • ·Стихи в тексте – авторские.





Рейтинг работы: 84
Количество рецензий: 9
Количество сообщений: 13
Количество просмотров: 447
© 11.02.2015 Madame d~ Ash( Лана Астрикова)
Свидетельство о публикации: izba-2015-1260694

Рубрика произведения: Проза -> Миниатюра


Птица Гала       28.02.2015   11:14:20
Отзыв:   положительный
Спасибо за возможность прикоснуться к прекрасному.
И за то, что позволили вернуться в иное время...
У нас тоже был такой болванчик.
На комоде стоял... На кружевной салфетке,
связанной моей бабушкой.


Madame d~ Ash( Лана Астрикова)       28.02.2015   11:27:22

Спасибо огромное Вам. За прочтение. Я очень дорожу отзывами на прозу... Рада, что нравится...

Птица Гала       28.02.2015   11:30:07

У меня тоже есть проза.
Не много, но есть... - https://www.chitalnya.ru/work/176627/
Madame d~ Ash( Лана Астрикова)       28.02.2015   11:31:22

с удовольствием почитаю..

Наталья Полякова 50       15.02.2015   15:18:00
Отзыв:   положительный
Достаточно того, что я сам знаю, что мне без тебя трудно дышать,
что я растворяюсь в твоих стихах и строчках, в твоем дыхании. Тону в твоих глазах...
В них - мое сердце, мои Сорбонны, Берлины, Парижи, все мое, все, что есть я...(с)
___
.......... Лучшее, Светлан... Такое - сердцем хранится...........

Благослови Господь тебя и твоих близких!
В каждый день...


Madame d~ Ash( Лана Астрикова)       15.02.2015   15:32:07

Низкий поклон тебе за прочтение... За понимание...

Павел Торчинов       14.02.2015   12:47:15
Отзыв:   положительный
Я уже не первый раз перечитываю этот текст и каждый раз испытываю
невиданный трепет перед искусным владением слова написавшего его автора.
Ваш талант заслуживает не просто признания, он заслуживает великой любви!
Madame d~ Ash( Лана Астрикова)       14.02.2015   13:00:58

Да что ВЫ?:))))))))))))))))))))) Спасибо... Мне приятно очень...
Елена Талленика       12.02.2015   22:00:17
Отзыв:   положительный
Привыкнуть к рассказам фея и переходам в них, вспышкам, всполохам - невозможно.(С)
Вы как будто пишете о себе, Светочка)) Ваше воображение-это такие же яркие всполохи)
С любовью
Madame d~ Ash( Лана Астрикова)       14.02.2015   07:20:42

благодарю...
Флярик       12.02.2015   19:13:20
Отзыв:   положительный
М.И. писала, что переводчик переводит, как через реку (цитата не дословная). Вот так и филолог, получается... Только - через Лету.
Спасибо, Светочка!
Знаете, что не отпускает в Вашем произведении? Нет, не поцелуи в шейку. Я несколько настороженно отношусь к таким проявлениям литературных героев... Не отпускает неуловимо и неумолимо звучащий трагический мотив. Как непрерывный звон, то тише, то глуше, но слух не замкнуть от него...
Очень интересно расширение круга действующих лиц.
Madame d~ Ash( Лана Астрикова)       14.02.2015   07:20:16

благодарю вас... за отзыв и прочтения...
Ди.Вано       12.02.2015   08:41:43
Отзыв:   положительный
...неугомон вР‚" фей...

И необыкновенно притягивающий своим чудо человеческим талантом...писать оберегать, любить..
Это действительно....рыцарский роман без конца..
Интересное определение филологии
==Филология учит Связи времен, Мосту сквозь времена.
Сквозь темноту. Сквозь круженье звезд.…
Она для всех должна быть, наука понимания ==.
И вся глава, с интересными экскурсами в прошлое, подтверждает это тонкое определение.

.....Милая, времени нет, лишь змея серебристая вьется,
В алом тумане зари, и в закате багряном, тоскуя....

Браво!
Обнимаю.


Madame d~ Ash( Лана Астрикова)       12.02.2015   11:13:44

Сердечный поклон вам... спасибо за понимание сути написанного.

Кама       12.02.2015   05:06:09
Отзыв:   положительный
Каждый раз, начиная читать очередную главу, попадаю в ваш мир, как в другое измерение, ухожу с головой в незнакомое трепещущее трепетное пространство, где постоянно мне чудится звон сотен маленьких серебряных колокольчиков. И под этот звон и происходит магическое действо - общение с героями романа. Они как будто вышиты заморскими шелками на тонком шелестящем полотне. Но живут и продолжают жить и сейчас, когда закрываю страницу. Я слышу лепет фея и чувствую непреходящее волнение Георгия. Она и он - одно целое, теплое и холодное, нежное и надежное, слабое и сильное, инь и янь...В зарницах высоких нежнейших эмоций. Переливаются, мерцают загадками, недоговоренностями, тайной своего сакрального союза... проникают в душу...

Сегодня интересно было узнать о родословном дереве, маленькие милые весомые детали...
Спасибо, Светлана!


Madame d~ Ash( Лана Астрикова)       12.02.2015   11:14:53

низкий поклон за проникновение в суть.. люблю вас.
Инна Филиппова       11.02.2015   23:53:39
Отзыв:   положительный
Спасибо за это чудо прикосновения к вашим любящим сердцам...
Обнимаю )
Пиши...


Madame d~ Ash( Лана Астрикова)       12.02.2015   11:16:24

как я хочу быть "на полу, в Ленинграде"!:))))))))))) Помнишь...? Люблю...
Инна Филиппова       19.02.2015   22:45:49

.

Madame d~ Ash( Лана Астрикова)       20.02.2015   11:12:31

люблю, скучаю.. Снег, свет... Все тебе посылаю. У нас тридцать мороза.

Валентина       11.02.2015   19:19:13
Отзыв:   положительный
Светланочка,милая,такой отклик я написала,а он улетел куда-то,сижу,чуть не плачу.И это уже не в первый раз.Здесь это часто случается.Прочитала с трепетом сердца,с удовольствием и благодарностью.Очень прониклась нежностью и трогательной любовью героев.Спасибо,моя светлая душа.Пусть Бог Вас хранит.

Madame d~ Ash( Лана Астрикова)       12.02.2015   11:15:26

низкий поклон...








1