Крамольные мысли о грамотности.



   Написать эту статью меня подвигло одно стихотворение, случайно встреченное на страницах «Избушки». У него было очень красивое и броское название, что привлекало массу читателей.
   Но я захлопнул эту страничку, прочитав только первое четверостишие: в нем была уйма орфографических, пунктуационных и стилистических ошибок. Но перед тем, как сбежать от этого засилья безграмотности, я решил взглянуть на отзывы. Их тоже была уйма и все они были типа: «Лялечка, я в восторге!!!», «Дорогуша, ты — гений!» и «Я у Ваших ног!» (мужской вариант восторга).
   Не думаю, что комментаторы не заметили таких перлов, как: вместо «прелестный» - «прилесный» ( то есть, находящийся при лесе), вместо «душ» - «душь», вместо «потому что» - «потомушто» ( слитность - не опечатка, так как повторяется несколько раз). И знаменитое Чеховское: «Подъезжая к станции, с меня слетела шляпа» здесь звучало так: «Уходя от меня, у него блестели глаза» .
   Я — учитель русского языка, литературы и английского языка. О стаже говорить не буду, ибо это лишнее напоминание о моем преклонном возрасте.
   Поступая в Ленинградский университет, я получил «пятерку» по сочинению, тем самым вызвав огромное уважение к себе со стороны моих товарищей по общежитию. А один очень состоятельный абитуриент, узбек по национальности, предлагал мне написать сочинение за него, переклеив фотографии в экзаменационном листе. Ему нужна была только «тройка», за которую он обещал мне огромную мзду, но я гордо отказался, так как не привык получать «тройки».
   Сочинение я писал по Маяковскому и никак не мог припомнить эпиграфа к его творчеству. А эпиграфы в то время были обязательной частью сочинения, и тогда я придумал его сам. Что-то о его величии как поэта — новатора и основоположника советской литературы. Эпиграф я подписал уж совсем нахально: «И. В. Сталин» (К тому времени он уже умер, но культ личности его еще не развенчали).
   Но, вернувшись в общежитие и перечитав свой эпиграф , написанный на клочке бумаги, (я не решился писать его в черновике, так как по многочисленным исправлениям можно было догадаться, что сочинил его сам), я обнаружил в нем две ошибки, орфографическую и пунктуационную. Для меня до сих пор остается тайной, почему они не были замечены проверяющими. Первая мысль, пришедшая тогда мне в голову, теперь мне кажется забавной: они решили, что Сталин не мог ошибаться в своих высказываниях, даже грамматически. Вторая мысль: работу проверяли студенты, сами плохо знающие грамматику русского языка
   Уже на второй год работы в школе я понял, что есть только два пути к грамотности: а) много и постоянно читать; б) много и постоянно писать.   Причем, вашу писанину кто-то должен на первых порах контролировать и указывать на ваши ошибки.
   Никогда не забуду своего первого директора школы. Он был историком, но очень грамотным историком. Стоило ему найти в документе, принесенном секретаршей на подпись, хоть одну грамматическую ошибку, как он тут же рвал эту бумагу на части и приказывал перепечатать ее. И так много-много раз. Через год его секретарши могли преподавать в школе русский язык, что порой и делали, когда заболевал учитель.
   «А как же правила? - спросите вы. - Те правила, которые мы когда-то так усердно учили?»
   «И зря учили», - отвечу я вам, и в этом — главная крамола моей статьи.
   Правил так много, а исключений из них еще больше, поэтому учить их совершенно бесполезно. Только зубрилы пытаются применять их, когда пишут диктант или сочинение. Вы сразу можете определить их на экзамене по растерянным, вспотевшим лицам. Не лезет слово ни под какое правило, хоть убей, и они уже не знают , что делать дальше.
   Да, есть правила, которые помогают нам. Я называю их «любимыми»...
   У меня это было чередование «-ер» «-ир» в корне слова. Получается слово Ира (красивая девчонка с нашего двора)— значит, надо писать «и», не получается - «е».
   У большинства учеников «любимым» правилом является: «жи», «ши» пишем с буквой «и».
   А мой школьный друг Юрка Баскаев входил перед контрольным диктантом в класс, напевая:
                                        «Надоело все это смертельно,
                                         Край суровый тишиной объят
                                         «Не» с глаголом пишется раздельно,
                                         Часовые больше НЕ стоят.
    Этим самым он засобачивал это правило не только в свою голову, но и в наши …
    Но это было давно. А сейчас...
    Сейчас я даю частные уроки английского языка ученикам средних классов, больше половины которых не может отличить глагол от прилагательного. А читать они вообще перестали, на уроках пишут мало, так что путь к грамотному письму у них отрезан окончательно.
    Закончу тем, с чего начал....
    Наша теплая «Избушка» должна помочь людям (а среди наших читателей много молодежи) стать грамотными и культурными. И внутри нее должно царить настроение взаимопомощи и участия.
    Я помню, как меня однажды зациклило на выражении «как ни странно». Дважды в одном и том же своем опусе я написал там «не».. И вот один из авторов нашего портала, мой беспощадный критик, невзлюбивший меня с первого произведения, прислал мне такой короткий отзыв: «... как НЕ странно». Хм!»
    Если бы вы знали, как я был благодарен ему! Несмотря на весь его сарказм.
    А ведь это можно сделать и по-другому! Например, после восторженного: «Лялечка,  я в отпаде от твоего стихотворения!» добавить: «Милочка, «грустный» пишется с буквой «т», ты уж извини меня, но это так»..

Будьте грамотными, коллеги!

         P. S. Ох, чувствую,  и достанется мне, если я где-то в этой статье допустил хоть одну ошибку!





Рейтинг работы: 50
Количество рецензий: 5
Количество сообщений: 2
Количество просмотров: 351
© 29.01.2015 Борис Аксюзов
Свидетельство о публикации: izba-2015-1249637

Рубрика произведения: Разное -> Публицистика


Богдана       02.02.2015   17:35:40
Отзыв:   положительный
Понятие"грамотность",на мой взгляд,духовное,-это отношение к своей культуре,в основе которой родной язык.Правда сейчас редко кто говорит на русском,у нас все больше словесных легионеров.Так что,спасибо за напоминание об этом.
Теперь насчет авторства:уж если""аффтар жгет",то пусть делает это"граматна".Удачи!
Александр Дмитровский       31.01.2015   11:49:05
Отзыв:   положительный
В Избе не школьники средних и старших классов, Борис.
И стыдно взрослым и очень взрослым дядям-тётям, дедушкам-бабушкам публиковать такие безграмотные тексты.
Самим должно быть стыдно, хотя бы перед своими детьми и внуками.
А Вы говорите: "... будет много возражений, потому что большинство из нас не терпит опеки и назиданий".
Можно и нужно писать в личку автору с указанием огрехов, если конечно стоящее произведение. В позу оскорбленного встанет только человек с большим самомнением или откровенно глупый. Век живи, век учись...
:))
С.
Валерий Гладышев       30.01.2015   12:09:29
Отзыв:   положительный
Борис , будьте спокойны : никто не будет выискивать ваши ошибки , как почти никто и не будет читать эти ваши замечания . Потому что все , печатающие здесь свои опусы - сплошные чудотворцы литературного жанра . Вы и сами , думаю , давно это поняли . Все отзывы , помещённые в " Избушке ", напоминают известные строчки :" За что кукушка хвалит петуха ... " А такой категории людей ваши рассуждения не нужны и не интересны . Хотя ваше устремление бороться с безграмотностью благородно и на злобу дня .
В умах , в сознании и душах людей сегодняшних дней произошёл духовный надлом . А безграмотность - это всего лишь одно из следствий этого заболевания . Пока не излечатся души , не будет никаких сдвигов не только в умении грамотно писать, но и в культуре поведения людей вообще . Сегодня надлом во всём , а не только в той беде , что вы обозначили . Только преодолев это состояние , мы сможем добиться успехов и в образовании народа . Спасибо вам за ваш подвижнический труд . Искренне В.Г.
Татьяна Воронина       30.01.2015   21:55:54

Валерий, вы правильные вещи пишите. Только преодолевать "такое состояние" по одиночке не под силу.
Мы, одиночки, уже не в силах объединиться против тех, кто повинен в нашем надломе. Ждём миссию...
Или у вас есть другой рецепт от этого заболевания?
Сергей Павлухин       29.01.2015   22:10:34
Отзыв:   положительный
Всё правильно, Борис.
За исключением того, что критиков вам опасаться не стоит. Тема текста такова, что полностью одолеют его лишь единомышленники, а те, кто пренебрегает грамотой - они уже после первых четырёх абзацев утратят интерес к дальнейшему чтению, ergo - комментировать не будут.
С уважением,
Сергей.


Татьяна Воронина       29.01.2015   20:56:10
Отзыв:   положительный
Борис, огромное вам спасибо!
Всё по делу.
Теперь по пунктам.
1) Согласна с вами - бесполезно заучивать правила. Есть разные приемы, как избежать этой нудятины. И мнемические, и творческие...
2) Согласна с вами - чтение, и только чтение! Я в школе была неформалом. Терпеть не могла отличников-зубрил. Но читала взахлёб... В итоге - лучше всех писала сочинения. И как-то с грамматикой само собой наладилось...
3) Согласна с вами - жалко выглядят взрослые дяди-тёти, пишущие такие сисяйские отзывы.
4) И в дополнение к вашей замечательной статье - мое предложение. Каждый литературный портал мог бы (хотя бы на первых порах) обзавестись волонтерами-филологами. Мне на ПРОЗЕ.РУ одна девушка написала отзыв на мой рассказ с подробным анализом. В конце своего отзыва много-много извинялась за то, что она нашла так много плюх. Я же ей выразила огромную благодарность за внимание. Знаю, некоторые авторы очень обидчивы - критику не выносят. Но такая волонтёрская работа филологов могла бы принести пользу как порталу в целом, так и автору и его читателям.
Борис Аксюзов       29.01.2015   21:53:51

Авторская обида- для меня святое, потому что я сам иногда думаю, что создал шедевр, а его никто не оценил. Критика должна быть доказательной, может быть -довольно резкой, но не на грани хамства...Но какая может быть обида, если тебе говорят: "Родной мой, слово "ночь" пишется с мягким знаком, а "меч" - без..." Здесь уж не сошлешься на то, что это авторское, не трогайте меня...
Насчет волонтеров... Согласен, они нужны. Но, думаю, что будет много возражений, потому что большинство из нас не терпит опеки и назиданий. Просто каждому автору надо строже относиться к своему творчеству и советоваться с товарищами, тем более, что у нас есть такая замечательная вещь как "личка".
За отзыв - спасибо! Локоть единомышленника - это почти что рука друга.









1