О чернухе, катарсисе и российском кино!


По поводу Шекспира, катарсиса и российской чернухи, в кино!

«Искусство – это эстетизация порока!»

Чернухи в российском кинематографе – явный перебор. Но, как сказал один из комментаторов с сайта «Однако», делать фильмы о хорошем или о добре намного труднее, потому что хорошего – увы, в российской жизни не так много. И в основном, это хорошее из частной жизни. Ну, любовь там, повышения по работе или даже литературная премия. Опять же, хорошая премия за чернуху в кино!

Мы, жившие в Советском Союзе, с ностальгией вспоминаем телесериалы «Место встречи изменить нельзя» или знаменитые «Семнадцать мгновений весны». В этих фильмах были подлые предатели и убийцы, но были и герои, защищавшие добро и справедливость. Тогда умели это делать, хотя бытовой чернухи было тоже достаточно.
Но, писать об идеальном герое, действительно трудно в неидеальной обстановке.
Если честно, то я это на себе испытал. Написал новеллу-притчу, где героями были противостоявшие друг другу Иисус Христос и Сатана. Дал почитать библиотекарю нашей церкви и на вопрос:
- Ну как? – получил ответ.
- У вас Сатана намного колоритнее Иисуса Христа…
Вынужден был с этим согласиться. Зло всегда смотрится более выпукло, эмоционально и даже – привлекательно…
Посмотрел недавно два хороших фильма: «Дурак» и «Майор».
Конечно чернуха полная, но кинематографично, тонко и впечатляюще.
Вспомнился Шекспир, «Леди Макбет» в театре "Глобус" Лондона. Там кровь лилась рекой и тонкая девушка трясла обрубком руки, с которой через повязку кровь капала на сцену. И вот, несмотря на злодейства невиданные, зрители получили катарсис. Это старое выражение, введённое в оборот ещё, если не ошибаюсь, Аристотелем.
Вот справка из «Википедии, о понятии «катарсис», чтобы от себя ничего не переврать:

1. «…Понятие в античной философии; термин для обозначения процесса и результата, облегчающего, очищающего и облагораживающего воздействия на человека различных факторов.
2. Понятие в древнегреческой эстетике, характеризующее эстетическое воздействие искусства на человека. Термин «катарсис» употреблялся многозначно; в религиозном значении (очищение духа посредством душевных переживаний), этическом (возвышение человеческого разума, облагораживание его чувств), физиологическом (облегчение после сильного чувственного напряжения), медицинском.
3. Термин, применявшийся Аристотелем в учении о трагедии. По Аристотелю, трагедия, вызывая сострадание и страх, заставляет зрителя сопереживать, тем самым очищая его душу, возвышая и воспитывая его.
4. В современной психологии (в частности, в психоанализе, психодраме, телесно-ориентированной терапии, символической драме) катарсис понимают как индивидуальный или групповой процесс высвобождения психической энергии, эмоциональной разрядки, способствующей уменьшению или снятию тревоги, конфликта, фрустрации посредством их вербализации или телесной экспрессии, ведущих к лечебному эффекту и лучшему пониманию себя...»

Перечисленные фильмы производят сильное впечатление ещё и потому, что узнаёшь ещё совсем недавнюю картинку жизни в России.
Я помню, как приехав в 2003 году в Россию после пятилетнего отсутствия, был потрясён сравнением благообразной Англии и не ухоженностью России, в частности весенне-зимним Питером.
Но потом, вспомнив начало девяностых, подумал, что всё познаётся в сравнении. Тогда страна выглядела заметно страшнее, так, словно только что вышла из проигранной опустошительной войны.
Нечто подобное я увидел в «Дураке», как в прочем и в жутковатом «Майоре».
В «Дураке» главный герой, бригадир сантехников, вдруг обнаруживает трещину в девятиэтажке – общежитии, где в жутких условиях девяностых годов, живут около восьмисот человек. Показана нищета, убожество и жестокость бытовой жизни тех времен.
Наш герой – студент-заочник второго курса строительного института, понимает чем грозит зданию эта трещина...
И вот уже вечером он начинает бегать по начальству, в попытке предупредить катастрофу. А начальство отмечает юбилей мэра городка, пятидесятилетней, симпатичной и жёсткой женщины. Полупьяное начальство начинает совещание прямо на празднике, испугавшись последствий развала дома. Выясняется, что герой-сантехник, прав, здание вот-вот рухнет и будут жертвы. Женщина мэр, понимая, что деньги на ремонт здания украдены и что все в её окружении воруют, как впрочем и она сама, под давлением друга-инвестора, принимает решение убить двух своих подчинённых – начальника ЖКХ и главу пожарных – чтобы свалить всю ответственность на них. Убивают их под мостом на берегу полузамёрзшей реки доверенные лица из местной милиции по приказу начальника УВД. Пытаются убить и студента. Но студент-водопроводчик избегает смерти по доброте милиционеров-палачей и пытается бежать из городка с женой и сыном. По пути, видит, что вместо обещанного выселения из аварийного дома, там все спят, не ведая беды. Он врывается в дом и всех гонит на улицу, спасая от возможной смерти под обломками рухнувшего дома. Когда растерянная, возмущённая толпа узнает, почему её выгнали на мороз, то по наущению местного алкаша, избивают героя и убивают его... Вот вкратце содержание Фильма «Дурак». Фильм сильный ещё и потому, что говорит о расслоении жителей городка на бедных-почти нищих, и богачей, в том числе и городских властей!
Тема равнодушия русских людей и нежелание вступать в борьбу за свои права, показана вполне реалистично. Великовозрастные алкаши и малолетние наркоманы дополняют жуткую картину разложения жителей нищенствующего общежития.
У меня этот фильм вызвал сильную реакцию, я даже забыл на время, что живу в центре Лондона, в вполне благополучном и безопасном районе. Запомню этот фильм и чувства, вызванные им в душе, – надолго!

Сильное и мрачное чувство производит просмотр фильма о «ментах», под названием «Майор»
Сюжет этого кинофильма вкратце таков: в райотделе милиции пытаются замять дело об убийстве ребёнка на пешеходном переходе машиной, в которой сидел за рулём майор милиции, у которого жена рожает в больнице и он гонит по городу, превышая скорость.
Действие фильма развивается согласно русской пословице: «Коготок увяз и птичке конец»!
Кстати, есть одноимённая страшная, малоизвестная нынешней публике пьеса о злодеях-мещанах в дореволюционной России, которая принадлежит перу Льва Толстого. Там, тоже из небольшого бытового столкновения характеров вырастает настоящее «шекспировское» злодейство. Не буду пересказывать, - лучше самим прочитать в очередном, 40-м, номере нашего литературно-исторического журнала "Что есть Истина":  http://istina.russian-albion.com/ru/jurnal/
Так вот в милицейском «участке» заваривается страшная история, когда следователь приказывает убить свидетеля-потерпевшую, мать сбитого машиной майора, ребёнка. А потом начинается охота на самого майора, который решил признать свою вину. Но дело по «отмазке своих» зашло уже далеко. В итоге, на майора открывается охота и его тоже убивают!
После просмотра этих фильмов мне показалось, что чиновники и милиционеры-полицейские, посмотрев эти фильмы, задумаются над показанной, с очевидным перебором негатива, ситуацией и ужаснутся в душе!
В этом и заключена главная цель и задача подлинного искусства!
После таких фильмов, рано или поздно, настанет время, когда российские кинематографисты смогут делать кино с положительными героями и с добром, побеждающим зло!
Ещё я подумал, что многие россияне смотрят на художественное кино, как на документалистику и боятся, что геополитические враги России, особенно сегодня, будут использовать эту чернуху для запугивания Россией западного обывателя.
Недавно посмотрел американский фильм «И справедливость для всех», с Ал Пачино в главной роли адвоката. То, что там показывают о судебной системе Америки можно сравнить с сюжетом «Майора». Но почему то, все зрители и критики отмечали кинематографические достоинства этого фильма, не обращая внимания на то, как о стране Америке подумают за границей. Раз Америка не боится показывать фильмы, где негатив показан с перебором, почему Россия и россияне должны этого опасаться.
В определённом смысле, это касается и прогремевшего совсем недавно на весь мир фильма «Левиафан» Звягинцева. Важно, чтобы люди в России, посмотрев эти критические, иногда с перебором, фильмы, увидели, что так жить нельзя! И постарались искоренять зло равнодушия, взяточничества и преступности в российском обществе!
А свобода творчества и свобода слова, помогут в этой борьбе с роковыми недостатками в нашей стране!!!

Январь 2015 года. Лондон. Владимир Кабаков.

Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте «Русский Альбион»: http://www.russian-albion.com или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?": http://istina.russian-albion.com Е-майл: russianalbion@narod.ru





Рейтинг работы: 16
Количество рецензий: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 303
© 27.01.2015 Владимир Кабаков
Свидетельство о публикации: izba-2015-1246817

Рубрика произведения: Поэзия -> Авторская песня











1