Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

Поговорим о "Левиафане"...




                                               “Левиафан» и «Cвои» — два метода — две идеологии.

Наша знакомая в Лондоне, сходила на «Левиафана» в кинотеатр «Керзон-Сохо» и как -то неопределённо рассказала о фильме.
Мы с женой уже были наслышаны об этой картине, которую от России отправили на соискание премии «Оскара» в Америку.
Наша знакомая — англичанка, говорящая по-русски и писавшая докторскую в Оксфорде, ещё в советские времена по «Новому миру» Твардовского, качала головой и говорила, что фильм довольно странный и в нём русские много пьют и ругаются матом. Дальше она отказалась обсуждать эту тему.
Мы, наконец, сами решили сходить и посмотреть «Левиафана».
Была пятница и Лондон, был наполнен праздничной суетой, смехом и восторженными улыбками. Улицы украшены к рождеству разноцветными рекламами и красочными электро-инсталляциями. Мы шли по тротуарам, почти проталкиваясь через толпы туристов и лондонцев, начавших уже праздновать Кристмас-Рождество.
И у нас настроение поднялось при виде этой толпы, находящейся в предвкушении длинных выходных и большого весёлого праздника!
Кинотеатр «Керзон...» расположен в Сохо, в здании на нескольких этажах с несколькими просмотровыми залами.
Мы пришли чуть раньше и немного растерялись, когда увидели на этих этажах буфеты, а билетных касс не увидели. Оказывается билеты продают в этих буфетах и мы за пять фунтов каждый купили себе дешевые, - после пяти часов , они стоили в два раза дороже. В буфетах за уютными столиками сидели посетители кинотеатра, попивая коктейли в ожидании начала своего сеанса.
Мы не задерживаясь прошли в зал и увидели, что кроме нас никого нет. Это немного разочаровало — подумалось, так-то любят русское кино сегодня в Англии!
Но, к началу сеанса, во время многочисленных рекламных роликов, публика стала подтягиваться и набралось человек тридцать-сорок. Надо  еще учесть, что был канун Рождества, днём и фильм идёт здесь довольно давно...
Наконец, действо началось.
Мы увидели грозное, холодное море и дом, в котором зажглись огни. Зазвучала тревожная музыка Филиппа Гласса.
Фильм говорил по-русски и я, не переставая смущённо улыбался, слушая ненормативную лексику, которой пересыпали свою речь, не стесняясь женщин и детей, герои фильма.
Актёры подобраны превосходно и русский колорит чувствуется — никакой красивости, всё жестко и грубо. Женщины, самые обыкновенные, тоже резкие и злые. Может быть злее мужчин.
Постепенно атмосфера сгущается и появление мэра, злого толстяка, завершает вступление.
Ну а дальше, всё хуже и всё жесточе. Одним словом притча, о страданиях Иова, но в русских интерьерах!
Сюжет я не буду пересказывать. Но можете мне поверить — так действительно жили в начале девяностых. И такие шекспировские злодейства, как в «Левиафане», происходили сплошь и рядом...
Невольно вспомнилась история, услышанная от одного столичного жителя, который, работая в школе директором, стал критиковать и искать справедливость, выступая против поборов в школах и коррупции в Районо.
На него написала заявление жена, перед этим наставившая ему рога с одним из чиновников Облоно. Его обвинили в подделке диссертации. Он был известный в округе родителям и детям, как один из лучших педагогов и во времена гонений, попытался избежать увольнения, выдвинувшись депутатом в муниципальный совет. Юридически, он был кругом прав, но его уволили по суду, с помощью лжесвидетельницы, которой, бывшая жена, начальница из Районо, пообещала прибавку зарплаты, в обмен на ложь о нападении бывшего мужа на неё.
Уволенный директор, скитался по съёмным квартирам, и в конце-концов уехал из столицы, в провинции, стал известным, уважаемым человеком и женился по-любви...
Потом, он мне рассказывал эпизод их этой дрязги, что когда пришёл в администрацию района и обратился к прокурору принять у него заявление против председателя Районо, прокурор при нём, поднял трубку и позвонил этому начальнику — что ему делать с заявителем. Заявление у бедолаги не приняли и он, выйдя из здания администрации, долго горько и нервно смеялся, повторяя: «Это полный Шекспир! У них тут все схвачено!»
...В отличие от этой, хорошо закончившейся истории, в «Левиафане все более безысходно, очень зло и беспросветно. Да и с библейской притчей это трудно сравнивать.
В отличии от Иова, который за свои страдания и верность в вере, получил всё обратно и с лихвой, Николай, герой фильма, садится в тюрьму надолго, а злодей — мэр, в финале, выстроил на месте дома, в котором жил с семьёй Николай, церковь. Эту деталь мало кто из зрителей сумел разобрать.
И вот в финальных кадрах, мэр с женой и внуком, в окружении «челяди», представителей, так называемого «среднего класса» России, который представляют здесь: начальник местной милиции, прокурор и судья, лебезят перед большим начальником из Комитета, обещая построить и трапезную, и библиотеку при церкви...
Завершающие кадры — это грозно шумящее, вечное и мрачное море, символ всесильного божества, определяющего человеческие судьбы!
...После кино, мы снова вышли на оживлённые улицы и, окунувшись в праздничную суету, долго молчали — так разительно отличался мир окружавший нас, от мира, только что показанного нам русским кинорежиссёром Звягинцевым!
Потом стали говорить. Мне очень понравился подбор актёров и их игра. Особенно хорош был злодей — мэр, вполне узнаваемая фигура из начала девяностых. Полу бандит и полу холуй, он представлял из себя известный тип людей, сделавших карьеру в комсомоле или в парткомах, а в лихие «либеральные» девяностые, будучи злостным атеистом, прикинулся верующим, на свой парт-номенклатурный манер. Таких, в те времена было неожиданно много.
И я подумал, что эту генерацию подлецов и мерзавцев, вырастили в годы застоя, начиная со времён лжебольшевизма и преследования церкви Никитой Хрущёвым, который, сам был продуктом тупого, чиновного атеизма.
Такие «слуги народа» встречаются и по сию пору. Но их стало заметно меньше, потому что кто-то, награбив в беззащитной России денег, — уехал на Запад, а кто-то умер, так и не поняв, зачем им нужны были эти кровавые деньги и власть, приводящие только к горьким разочарованиям и быстрой, но мучительной смерти!
...Что касается сути работы Звягинцева, то мне кажется, он уже начал делать кино на потребу тех, кто пытается представить из России древнюю Иудею, где людей резали и убивали, как баранов. Наверное поэтому, «Левиафан» стал неожиданно «популярен», в основном, среди западных политиков, которые ищут оправдание своей риторике холодной войны, направленной против России и находят поддержку в творчестве таких «мастеров» на все руки.
Но, есть и положительная сторона у такого кино и такого взгляда на Россию. Этот фильм, надо бы показать Путину, чтобы он наконец поверил, что жизнь из окон кремлёвской резиденции или из иллюминатора служебного самолёта очень отличается от реальной жизни простых людей, окружённых толпой алчных и жестоких «царедворцев».
И ещё.«Левиафана» надо было бы показать патриарху Кириллу, чтобы и он понял, что слова, часто повторяемые за самим Иисусом Христом, могут быть неискренни и даже страшны — настолько такие речи, по существу, отличаются от подлинных Заветов Христа!
Очевидно, что нынешняя русская церковь, чтобы выжить и не превратиться в служанку власть имущих, нуждается в крепком реформировании, которое поможет отказаться от демагогии и заставит служителей церкви, обернуться лицом к Иисусу Христу и народу, который и является главным носителем христианских истин!

... Вечером этого дня, я посмотрел другой фильм на Ютюб, который сделал режиссёр Месхиев десять лет назад и который называется «Свои»
Тут тоже иного талантливых актёров: Ермаш, Богдан Ступка, Хабенский и замечательная работа всей команды во главе с режиссёром.
Но тема другая, можно сказать противостоящая теме фильма Звягинцева. В отличие от Левиафана, в котором, всё-таки деньги становятся причиной драмы, в «Своих», речь идёт не только о выживании, но и сохранении человеческого облика в условиях войны. То есть в трагические времена, по определению.
Темы, надо сказать, в обеих фильмах подсказывает сама жизнь. Сегодня, именно деньги стали тем стержнем вокруг которой вертится жизнь и судьбы человеческие, и не только в России. А во время войны, ты мог выжить только тогда, когда согласовывал свои желания и хотения с жизнями и обстоятельствами многих других людей, совсем не думая о комфорте и зажиточной жизни!
Да и творческие задачи создателей в этих фильмах разные.
В «Левиафане» - смысл протеста это деньги и где-то за сценой — справедливость. А в «Своих» нужно было показать человеческие характеры в ситуации, когда любой выбор дальнейшей своей судьбы связан с немалыми опасностями для жизни и жизни близких людей...
Но именно столкновение, сравнение этих тем - войны и мира, похожего на войну - порождают много грустных мыслей и исторических сравнений.
События в «Своих» происходят во время Великой Отечественной войны на Украине, где бежавшие из плена три солдата пытаются не только выжить, но и не потерять своё человеческое лицо.
И фильм этот, благодаря режиссёру и актёрам, превращается в настоящую трагедию, когда от самого человека часто мало что зависит. В отличие от послевоенных советских фильмов, где советские солдаты представлены были символами добра и справедливости, в «Своих» правдиво показана жизнь трёх, а точнее четырёх основных персонажей, которые заброшены злой судьбиной, в казалось безвыходную ситуацию.
В начале фильма парадно организованные и даже красивые немцы, в пух и прах разбивают части советской армии, и наши герои, попадают в плен. Среди них один еврей и политработник Лифшиц, кадровый военный, прошедший через «огонь, воду и медные трубы» и молодой снайпер-красноармеец, деревенский паренёк.
И вот они, убежав из колонны пленных, оказываются в родной деревне, в избе отца молодого солдатика. Им здесь никто не рад, потому что всем связанным с «беглыми» грозит тюрьма и расстрел.
И начинаются у этих беглецов, страшные «игры» с судьбой, игры на выживание, когда каждый день можно быть преданным и убитым. Но и жизнь идёт своим чередом, кругом женщины и девушки и временами кажется, что так жить даже приятно.
Полицаи там — являются частью бытовой жизни в оккупации и борьба между бежавшими и приютившим их Хозяином и местными полицаями, за спиной которых стоят немцы-оккупанты, составляют стержень «фильмовой» драмы.
Люди в деревне живут, как жили наверное и при советской власти. Только немцы всегда рядом, да полицаи, выслуживаясь, делают свои предательские дела, нисколько не заботясь о своём и чужом будущем. Ведь они уверены, что Советский Союз разбит и уничтожен и потому, надо строить новую жизнь под немцами.
Мне вспомнились рассказы человека, который мальчиком жил в оккупированном гитлеровцами Киеве. Там работали кафе, рестораны и даже пляжи, на которых купались не только немцы, но и украинские девушки. И казалось, что жизнь налаживается и немцы здесь надолго, если не навсегда!
Старый хозяин, которого замечательно играет Богдан Ступка, вынужден мириться с присутствие беглых красноармейцев, хотя в начале подумывал об убийстве непрошеных гостей. Потом и «гости» показали, что они не из робкого десятка, да и сын не хочет становиться предателем...
Постепенно идёт взаимное узнавание и привыкание друг к другу. Хозяин — бывший кулак, сидел, сбежал и потому не любит советскую власть.
Но, столкнувшись с вероломством полицаев, начинает склонятся к мысли, что бороться с этим злом надо только вместе. И участвуя в убийстве карателей-полицаев из засады, выведя из-под атаки гитлеровцев двух беглецов, ( Лифшиц погиб прикрывая товарищей пулемётным огнём), возвращается в деревню, чтобы спасать своих дочек, арестованных полицаями...
Война и жизнь в оккупированном немцами тылу показана правдиво и бескомпромисно.
Но она такой и была,- трагической, безнадежной, люди колебались, а самые нестойкие переходили к сотрудничеству с оккупантами.
Борьба с внутренней слабостью и желанием спасти жизнь, начав прислуживать немцам — основной смысл происходящей на наших глазах драмы! И в конце-концов, даже старый кулак-хозяин понимает, что лучше погибнуть, но не кланяться местным предателям и доносчикам, старающимся выхватить для себя блага жизни, в то время, как мобилизованные в Красную Армию односельчане сражаются и погибают на фронтах Великой войны...

...В определённом смысле, война за сладкую и комфортную жизнь продолжается и в «Левиафане». Но в этой борьбе за деньги не бывает победителей. Ведь Николай и его жена Лиля, и друг Николая Дима-адвокат из Москвы, тоже бьются не своё честное имя, а за определённое количество денег.
И если в «Своих», церковь и вера остаются за кадром, то в «Левиафане», именно представители православной церкви, - что священник, что местный епископ, показаны как чёрствые демагоги, фарисействующие в своём словоблудии, поминая имя Иисуса Христа всуе.
Герои и антигерои фильма Звягинцева, похожи и узнаваемы, как сама российская реальность, к счастью, уже ушедшая в прошлое. Но после просмотра фильма, остаётся досада на неудачи фильма. Трудно поверить, что даже в той страшной обстановки девяностых в России не было положительных героев.
Кажется и сценарий не очень удачно написан. Линия смелого адвоката Димы, пускающегося на шантаж страшного мэра, чтобы спасти друга, так ничем и заканчивается. Самоубийство Лили и бунт сына-подростка, тоже невнятен. Подросток груб и мстителен совсем по-взрослому и потому, его переживания не совсем естественны для его возраста.
Вообще, отсутствие положительных или просто человечных героев поражает в фильмах Звягинцева. Не стал исключением и «Левиафан». Впечатление, что тебе показывают только алкашей и запутавшихся в жизненной неустроенности людей с одной стороны, а с другой — подлецов, мерзавцев и садистов!
После фильма, в отличие от библейской истории Иова, проявившего твёрдость характера и веры, но вознаграждённого за эти страдания Богом, в случае с Николаем и его семьёй, не испытываешь катарсиса, а только некое угрюмое недовольство нескладной истории жизни, этой запутавшейся во взаимоотношениях пары и их, плохо воспитанного, сына.
Подростки сбившиеся кучкой и сидящие у костра среди развалин церкви, тоже не добавляют оптимизма в размышления о будущем страны.
Особенно раздражает пьянство практически всех участников этой житейской драмы и схематическое изображение зла и равнодушия людей, окружающих мэра.
Впечатления от фильма Звягинцева остаются тяжёлые и проявляется неудовлетворённость не только работой сценариста, но и вообще, всей киношной команды...
Но закончив смотреть «Свои», я подумал, что этот фильм, более достоин представлять кинематограф России на фестивалях и кино-премиях, однако российские чиновники, кажется забыли о том, что кино интересное простым людям и может стать лицом страны и лицом российской киношколы.
Создаётся впечатление, что сегодняшняя литературно-киношная тусовка, засевшая в разного рода жюри и экспертных советах отечественного кино, состоит, в основном, из российских образованцев, которые всё делает для того, что бы ошельмовать не только Великую Отечественную войну, но и российскую современность, стараясь понравиться западным мэтрам.
Выискивая, на потребу спонсоров, фильмы, которые могут понравиться. обманутым антирусской пропагандой западным обывателям, эти провокаторы от искусства, натравливают публику на всё и на всех, кто имеет отношение к реальной жизни в России.
И это сознательное запугивание и обманывание кинозрителя, не только в стране, но и за рубежом, заставляет задуматься над вопросами коллаборационизма и патриотизма.
Изображённая в «Левиафане» полуправда о жизни в России не оставляет равнодушным, заставляет задумываться о противостоянии подобному творчеству !

Декабрь 2014 года. Лондон. Владимир Кабаков

Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте «Русский Альбион»: http://www.russian-albion.com или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?": http://istina.russian-albion.com Е-майл: russianalbion@narod.ru





Рейтинг работы: 13
Количество рецензий: 1
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 480
© 25.12.2014 Владимир Кабаков
Свидетельство о публикации: izba-2014-1215165

Рубрика произведения: Разное -> Публицистика


михаил кедровский       25.12.2014   21:02:00
Отзыв:   положительный
Вы много здесь сказали правильных вещей. Но, на мой взгляд, проблема - в Звягинцеве. Он просто не умеет снимать фильмы. В предыдущем у него, например, благополучная бабушка убивает благополучного дедушку просто так, из-за общего мрака, царящего в России. За этот мрак и ценят.
















1