Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

Стихи, рождающие музыку


СТИХИ, РОЖДАЮЩИЕ МУЗЫКУ

"Сестра музыки - это поэзия", С.В. Рахманинов

Сразу оговорюсь, что в музыке я полный, или, если хотите, абсолютный профан. Я не знаю нотной грамоты. Правда, в отношении некоторых музыкальных терминов, скажем, аккордов и ладов (я не имею в виду доминантсептаккорд), у меня в голове иногда роятся какие-то неясные догадки, но разные там «бемоли» и «диезы»– это уже совершеннейшая терра инкогнита. К тому же слух у меня так же далек от идеального, как декабристы от народа, по меткому суждению Ильича.
ПризнАюсь, однако, что лет с пятнадцати стал я кропать стишки (сработали гены, переданные мне, видимо, по материнской линии), благодаря которым за полвека безнадежных трудов на ниве поэзии меня угораздило сочинить три музыкальных «произведения». Всё-таки стихи, какими бы удручающе графоманскими и беспомощными они ни были, обладают внутренним импульсом, неким ритмом, который может найти свое выражение в музыке.
Итак, я постараюсь рассказать о случайностях, приведших к сочинению графоманом и профаном трех музыкальных опусов.

Опус первый, вполне корректно заслуживающий названия «песня».

Будучи пятнадцати лет от роду, я неосторожно влюбился в молодую и очень хорошенькую голубоглазую актрису (кино и театра), что в общем-то «нормально». Обладая целым рядом недостатков, к коим относилось и неверие в собственные силы, я полагал, что мне с этой феей ничего «не светит», а посему моя первая любовь носила платонический или, скорее, теоретический характер и выражалась в посещении концертов и спектаклей с участием феи. И это, на мой взгляд, вполне нормально, хотя в контексте моего рассказа данным обстоятельством можно пренебречь. Само собой разумеется, что я начал строчить оды в честь моей пассии и слагать гимны, просто ужасные с точки зрения высокой поэзии. В смешных стихах, посвященных «синеглазке» (так, кажется, называется сорт картофеля), встречались штампы типа «чувство в груди пробудилось» или пенящиеся и шипучие словно шампанское перлы вроде

«…пусть сердце искрится как звездный салют, тебя, синеглазка, люблю!..».

Однако если мастерства и поэтического дара мне не хватало (и не хватает до сих пор), то искренности было хоть отбавляй, и эта искренность привела к неожиданному рождению музыкальных решений, позволивших вашему покорному слуге сотворить песню с куплетами и припевом.
Что сказать о мелодии этой песни первой любви? Она проста, но не примитивна, не блещет оригинальностью, но и не является копией мелодий, найденных до меня. Один доброжелательный человек, которому я фальшиво напел ее и который преобразил с помощью компьютера в нотную запись сочиненные мною звуки, сказал, что «мелодия очень красивая». Его бы устами... Впрочем, не будем судить о достоинствах сего опуса. Но я не хочу, чтобы песня, так и не прозвучав, ушла со мной в могилу.

Опус второй, условно называемый мною «марш».

Представим себе прыщавого студента первого курса языкового вуза, которому выпала честь учить язык Гуса, Коменского, Чапека и Гашека – то бишь чешский. Этот студент получает от преподавателя задание на дом: выучить наизусть первые пять куплетов баллады чешского литератора 19-го века К.Я. Эрбена «Золотая прялка». Теперь-то мне известно, что эрбеновы баллады пользовались в чешском обществе того времени большой популярностью, причем настолько большой, что Антонин Дворжак даже увековечил «Прялку» в своей прекрасной симфонической поэме, которую до сих пор исполняют лучшие оркестры мира. Но тогда студенту-первокурснику это было невдомек, и он скрипя сердце принялся зубрить строки, понятные и без перевода всем, кто владеет русским языком (а также словацким, польским, украинским и белорусским):

«Около леса поле лан (участок),
Гой, едэ, едэ з леса пан!
На вранэм, буйнэм едэ кони,
Вэсэлэ подковички звони.
Едэ сам а сам…» (в одиночестве, без конвоиров, так сказать)

И вот, представьте, в одно прекрасное мгновение студент, вместо того, чтобы декламировать бессмертные строфы, начинает напевать задорную, хотя и незатейливую песенку! Лет через сорок я решил, что это - марш, так как в веке этак 18-м под сочиненную музыкальную фигуру вполне можно было бы маршировать прусским шагом по плацу под сенью полковых знамен, гром барабанов, звуки флейт и других духовых инструментов.
У меня в голове даже нарисовалась картина: сначала слышна барабанная дробь, потом тихо вступает флейта (или флейты – пикколо и блок); второй, звучащий громче, куплет берут на себя какие-нибудь гобои с кларнетами и фаготами; потом, на третьем этапе, вновь гремит барабан, сопровождаемый трубами (да что там трубами – "тутти", то есть всем симфоническим оркестром с его джентльменским набором скрипок, альтов, виолончелей и контрабасов!); затем инструменты следуют друг за другом в обратном порядке и дело тихо завершается теми, с которых всё начиналось – флейтами под барабанную дробь. Сей «Марш» чуть ли не в обличьи мини «Болеро» Равеля или "Романса" из "Метели" Георгия Свиридова иногда звучит в моей убеленной сединами голове! И эту поделку, записанную нотами одной доброй дамой с помощью компьютера, не хочется уносить с собой в могилу.

Наконец опус третий, «романс».

Представим себе романтически настроенного вьюношу, которому нравилась эпоха рубежа 18-19 веков в России. В самом деле: графья, князья, уланы, гусары, светские красотки, блистающие на балах, и даже представители дипкорпуса в расшитых золотом мундирах - пиршество для глаз! Помните:

"Горит гусарский ментик, распахнутый с плеча...", или

«Кто там, в малиновом берете, с послом испанским говорит?..»

Вьюноше очень хотелось написать на эту тему что-нибудь стихотворное в стиле поэтов пушкинской поры. Лет через пятьдесят мечта романтического вьюноши воплотилась в то, что его ныне пожилой преемник обозвал «Старинным романсом»:

«Имел я честь на званом бале
вас зреть с княгиней Репниной.
Ах, как вы пели, танцевали,
жаль не со мной, жаль не мной.

Вам кланялся посол испанский,
его ваш шарм очаровал.
Ваш взгляд ловил корнет уланский,
пришед на бал, пришед на бал…»

Через некоторое время (далеко не сразу!) к словам «Романса» взяла и прилепилась (именно прилепилась!) мелодия, которую я счел цитатой из какого-то настоящего русского романса. Но сколько я ни силился, так и не смог припомнить, откуда, из какого классического произведения явилась мне эта, с позволения сказать, музыка. Будем надеяться, что прилепилось нечто оригинальное (оригинальное – в смысле «ранее не сочиненное»). Вначале романс выглядел очень монотонным и скучным, если не по части стихов, то совершенно явно по части музыки. Однако потом в голову пришла идея чередования: медленный куплет я решил сменять быстрым, что, как мне кажется, придало опусу динамику и известную комичность – в конце концов романс и задумывался, как легкая пародия, почти неуловимая насмешка над романтизмом того времени. Жаль, если романс уйдет в небытие вместе со мной.
Читатель! Если ты сведущ в искусстве композиции, аранжировки, в общем, в преображении музыкальных заготовок в законченные музыкальные произведения, будь добр, помоги сделать из «песни», «марша», «романса» полноценные песню, марш и романс!

Приложение

Стихи, написанные на музыку "Песни":

В мире безумном, в мире жестоком,
многоголосом и шумном
Ты прозвучала нотой высокой,
ты появилась как чудо.
Ты поразила разум и чувства,
сердце, не знавшее страсти.
Ты подарила светлым искусством
первые муки и счастье.

Припев:
Любовью впервые я пленён,
Любовью разбужен, опьянён.
Как в небе гремит и сверкает салют,
так сердце поёт: "Я люблю!"

Минули годы, десятилетья,
бури, затишья, ненастья.
Мог задохнуться и умереть я,
если б не ты, моё счастье.
Ты вдохновляла, ты открывала
мира волшебные дали.
Ты от унынья душу спасала
и утоляла печали.

Припев:
Тобою навеки я пленён,
Тобою исправлен и спасён.
Как в небе гремит и сверкает салют,
так сердце поёт: "Я люблю!"
(1963-2014)

Начальная строфа баллады К.Я. Эрбена "Золотая прялка":

Okolo lesa pole lán,
Hoj jede, jede z lesa pán,
Na vraném bujném jede koni,
Vesele podkovičky zvoní,
Jede sám a sám.

Стихотворение "Старинный романс":

Имел я честь на званом бале
Вас зреть с княгиней Репниной.
Ах, как Вы пели, танцевали!
Жаль не со мной, жаль не со мной.

Вам кланялся посол испанский,
Его Ваш шарм очаровал.
Ваш взгляд ловил корнет уланский,
Пришед на бал, пришед на бал.

Ах, ангел мой, мое страданье,
Когда ж Вы явитесь ко мне,
Чтоб подарить свое вниманье
Наедине, наедине?

Я Вам прочту свои поэмы,
Открою истин скрытых суть,
Со мной забудете Вы, где мы,
Вам не заснуть, Вам не заснуть...

Молю, мое составьте счастье!
Ужель вотще сия мольба?
Ведь под моим, пусть статским, платьем
Есть сердце льва, есть сердце льва.

О, если у графини Чарской
Вас увлеку, сам увлечен,
То даже ротмистр гусарский
Мне нипочем, мне нипочем!






Рейтинг работы: 16
Количество рецензий: 2
Количество сообщений: 8
Количество просмотров: 314
© 17.12.2014 Алексей Алексеев
Свидетельство о публикации: izba-2014-1208507

Рубрика произведения: Проза -> Миниатюра


Спасатель       03.02.2015   14:41:47
Отзыв:   положительный
Хорошо!

Тока, тест чёта продублирован...


Алексей Алексеев       03.02.2015   14:54:09

Да, действительно, при правке забыл убрать лишний текст. Спасибо!
Брук Ветер       03.02.2015   14:39:24
Отзыв:   положительный
иронично, легко, хороший слог...а выводы то какие?..:))...ответ то на мой вопросище?..:)
Алексей Алексеев       03.02.2015   14:46:28

Вывод - без стихов (у меня) музыка не сочинится никогда, стихи рождают в голове мелодию..
Брук Ветер       03.02.2015   15:40:33

мне кажется, что все таки музыку должен написать композитор, который с ней на "ты", а автор в лучшем случае может мотивчик придумать, но вообще-то я не знаю..у меня пока только догадки...вот я поэтому и хочу научиться песни писать, не думаю, что это прям так сложно...надо понять принцип написания и научиться работать с музыкантами и исполнителем...и вот, стихи - основа песни - я согласен с вами, мне вообще представляется, что автор - это режиссер своего маленького шоу, он придумывает сюжет, историю, которую хочет поведать публике, он слышит музыканта и только он может сказать, соответствует музыка его сюжету или нет, соответствует ли исполнитель, его стиль, его тембр, манера подачи и все такое....
Алексей Алексеев       03.02.2015   15:46:24

Ну да, мотивчик, а вот как разложить его по инструментам и аранжировать, не говоря о нотной записи, этому учиться надо серьезно.
Брук Ветер       03.02.2015   16:58:33

Так для этого и нужны композиторы!..;)..вот мне тут давеча сказали, что например в Др.Греции, поэтом считался только тот, кто писал и музыку и слова...
Алексей Алексеев       03.02.2015   17:06:05

Там были рапсоды и аэды, поэтов не было.
Брук Ветер       03.02.2015   17:53:05

наверное имелось ввиду, что рапсоды и аэды сочиняли и слова, и музыку...хотя, сегодня, я думаю это не необходимое условие..:)
Алексей Алексеев       03.02.2015   17:57:58

Аэды распевали стихотворные сказания о героях и богах, но делали это с импровизацией, всякий раз по-разному. Мелодии были "народными", т.е. вырабатывались неизвестными авторами в процессе устного народного творчества. Рапсоды лишь декламировали нараспев известные, сложенные до них тексты.
















1