Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

Формирование и развитие культуры поведения школьников


Наступивший XXI в. предъявляет новые повышенные требования к личности. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. отмечается, что «развивающемуся российскому обществу нужны «современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые... способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью». Все эти качества характеризуют личность с высоким уровнем культуры. В словаре по этике под культурой понимается исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в способах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Культура – универсальный способ человеческого бытия; культура обладает всеобъемлющими функциями и свойствами развития общества, творческих сил и способностей человека (М.С. Каган); культура – способ саморазвития человека, развертывания и реализации его сущностных сил (Н.С. Злобин, В.М. Межуев), совокупность духовных и материальных ценностей, выработанных людьми, главными из которых являются добро и красота (В.П. Тугаринов); способ человеческой деятельности; признак деятельности, высокий уровень ее развития (В.А. Бажанов, Э.С. Маркарян); характеристика творческой, созидательной деятельности человека, обладающая целостностью и интегративностью (Э.А. Верб, Л.А. Волович). Для личности культура выступает как форма самодетерминации индивида в горизонте личности, форма самодетерминации нашей жизни, сознания, мышления (М.М. Бахтин, В.С. Библер).
По мнению К. Юнга, культура – это формы поведения, привычного для группы, общности людей социума, имеющие материальные и нематериальные черты.
Культура выступает как характеристика самого человека, меры его развития в качестве субъекта деятельности, меры овладения этим субъектом условиями и способами человеческой деятельности в различных сферах общественной жизни.
Культура является показателем уровня развития общества в целом и человека в частности. Как отмечает М.С. Каган, культура выражает меру власти человека над природой – и над внешней природой, и над его собственной, физической и психической. Культура общества есть показатель уровня его развития, степени его отдаления от исходного первобытного природно-животного состояния. Культура отдельного человека определяется богатством приобретенных им социально-человеческих качеств, поднимающих данную личность над полученными ею генотипическими природными задатками.
Неотъемлемой частью культуры каждого человека является культура поведения. С целью определения сущности культуры поведения остановимся на рассмотрении вопроса, касающегося поведения личности учащихся.
Поведение – это совокупность поступков человека, имеющих нравственное значение, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях.
Если понятие моральной деятельности характеризует только целенаправленные и нравственно мотивированные действия, то поведение охватывает все поступки человека целиком, поскольку они могут быть подвергнуты моральной оценке (независимо от того, являются они намеренными или ненамеренными, совершаются по нравственным или др. побуждениям). В отличие от обычая, который предполагает однородные поступки различных лиц, поведение охватывает разнородные поступки одного и того же лица (отдельного человека, а также коллектива, организации, большой массы людей), выявляющие различные стороны его морального характера. Понятие линии поведения указывает на относительную последовательность, согласованность отдельных поступков и отличительные особенности деятельности того или иного человека или коллектива. Этика исходит из того, что поведение человека – это, в конечном счете, единственный объективный показатель его нравственного облика, его моральных качеств и в том числе его мотивов. Ей чуждо идеалистическое противопоставление «внутреннего» духовного мира человека и его «внешних» действий, которое характерно для большинства этических теорий прошлого. Это противопоставление и связанные с ним попытки найти некий внутренний, субъективный показатель подлинной нравственности возникают потому, что в обществе человеку постоянно приходится совершать поступки, противоположные его мотивам и намерениям, так или иначе, вступать на путь лицемерия. До тех пор, пока противоречие между устремлениями отдельного человека и общества в целом кажется неустранимым, и поведение рассматривается как недостаточный показатель нравственности.
Этика исходит из возможности и необходимости преодоления этого противоречия в процессе ликвидации классового и построения коммунистического общества. Поэтому мотивы и деяния, намерения и дела человека она рассматривает в тесном единстве. Мотивы, которыми руководствуется человек, в конечном счете, выявляются не просто в том, что человек думает о своих собственных поступках, а в общей линии его поведения на протяжении длительного времени, в различных условиях. Когда смысл требований нравственности перестает быть непонятным людям, осознается всеми, тогда и мотивы, которыми руководствуется человек, перестают быть чем-то загадочным для него самого и для окружающих.
Литература:
1. Каган М.С. Мир общения: Проблемы межсубъектных отношений [Текст]/ М.С. Каган. – М.: Политиздат, 1988. – 315 с.
2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года [Текст]. – М.: ЦТ Л, АПК и ПРО, 2004. – 24 с.
3. Словарь по этике [Текст] / Под ред. А.А. Гусейнова, И.С. Кона. – 6-е изд. – М.: Политиздат, 1989. – 1632 с.
4. Юнг К.Г. Избранное [Текст] / К.Г. Юнг. – 1998. – 448 с.





Рейтинг работы: 8
Количество рецензий: 1
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 802
© 15.11.2009 ИРЕК
Свидетельство о публикации: izba-2009-120628

Рубрика произведения: Разное -> Научная литература


Олег Федосеев2       18.11.2009   06:59:35
Отзыв:   положительный
Прикольно! Это все равно что идти в мужкой туалет, а попасть в женский! Но расслабляет!













1