"Планы партии - планы народа"



               "Планы   партии  - планы   народа"
  
             Стратегическая  цель  Коммунистической  партии  Советского  Союза. 
 
                  Высшая цель Коммунистической партии — неуклонный подъем материального  и культурного уровня жизни  народа,  создание условий для всестороннего развития человеческой личности, составляющая главное направление  борьбы за построение нового общества, была обоснована и развернуто  сформулирована  Лениным еще в 1902 г. при подготовке первой партийной Программы.
  Научным  фундаментом  избранного партией курса стало марксистско-ленинское учение  об  экономической стратегии строительства социализма и коммунизма. Наиболее полное удовлетворение материальных и  духовных потребностей народа как главная составная часть этой стратегии одновременно выступает и важнейшей ~ закономерностью развития общества  после  свержения  эксплуататорского  строя. Она во всем объеме выражает основной экономический закон социализма, его сердцевинную суть. Ленин подчеркивал, что неуклонный подъем уровня жизни народа — объективная закономерность социализма, поскольку его цель — обеспечение «...полного  благосостояния и свободного всестороннего развития  всех членов общества» . Тем самым создатель и вождь партии нового типа раскрыл ведущую направленность действия основного экономического закона  социализма, указал на необходимость обеспечения  неразрывной  связи интересов личности и общества в решении всемирно-исторической задачи — построения социализма и коммунизма.
                    В. И. Ленин, опираясь на идеи К. Маркса и Ф. Энгельса, научно обосновал не только объективную возможность, но и необходимость подчинения  при социализме общественного производства задачам наиболее полного развития и удовлетворения материальных и духовных потребностей  общества, что является  целевой функцией социалистического  производства. В речи на I Всероссийском съезде советов народного хозяйства в мае 1918 г. он говорил: «Только социализм даст возможность  широко распространить и настоящим  образом подчинить общественное производство и распределение продуктов по научным соображениям, относительно  того, как сделать жизнь всех трудящихся наиболее  легкой, доставляющей  им  возможность  благосостояния». Требования основного экономического закона социализма стали определяющими при организации практической хозяйственной деятельности Советского государства с первых же шагов его существования. Партия в своей научно обоснованной экономической политике учитывала и учитывает, что потребности при социализме подразделяются на две основные группы: общественные потребности в средствах производства и личные потребности членов общества. Социализм обеспечивает их  гармоническое сочетание при удовлетворении интересов личности и общества. Такое сочетание воплощено в мероприятиях Коммунистической партии и Советского государства в области развития плановой, социалистической системы хозяйства.
                    Главные принципы экономической и социальной политики пролетарского государства, его забота о снабжении трудящегося населения продовольствием и потребительскими товарами получили глубокое отражение в первых же декретах Советской власти. Аграрные преобразования, проведенные на основе ленинского Декрета о земле, позволили резко улучшить материальное положение основной массы населения страны в то время — крестьянства, бедноты и середняков. «Впервые при диктатуре пролетариата, — писал Ленин, — крестьянин работал на себя и питался лучше горожанина. Впервые крестьянин увидал свободу на деле: свободу есть свой хлеб, свободу от голода» . В труднейших условиях классовой борьбы основатель рабоче-крестьянского государства связывал решение проблемы удовлетворения продовольственных потребностей народа с вопросами о судьбах Советской власти. Он подчеркивал, что борьба за хлеб — это борьба за социализм. Вопросы разработки и реализации курса на увеличение производства товаров народного потребления, развитие сельского хозяйства как основного источника получения продуктов питания, решение продовольственной проблемы, удовлетворение социально-бытовых и культурных запросов населения глубоко рассматривались практически на всех партийных съездах, на многих пленумах Центрального Комитета, по ним принимались развернутые постановления ЦК и Советского правительства.  Разработанная Лениным и принятая X съездом РКП (б) в марте 1921 г. новая экономическая политика заменила натуральную разверстку продовольственным налогом и тем создала прямую материальную заинтересованность крестьянства в расширении сельскохозяйственного производства, способствовала росту товарного обмена между городом и деревней, подвела экономическую основу под союз рабочего класса с крестьянством. Однако сельское хозяйство развивалось почти исключительно на мелкотоварной основе, с трудом поддавалось планированию и государственному регулированию и все больше отставало от промышленности, развивавшейся по законам расширенного производства. В то же время шел быстрый рост городского населения, увеличивалась потребность в государственном планировании снабжения населения, росте заготовок сельскохозяйственной продукции.
                  Важнейшим этапом в решении продовольственной проблемы и повышении благосостояния народа явилась сплошная коллективизация сельского хозяйства, осуществленная на основе ленинского кооперативного плана. Идеи этого плана получили дальнейшее развитие в исторических решениях XV съезда ВКП(б). Съезд подчеркнул, что выполнение крупномасштабного социально- экономического курса партии призвано «обеспечить расширение потребления широких масс». С учетом этого утвержденный XVI партийной конференцией первый пятилетний план предусмотрел «значительный подъем материального и культурного уровня рабочего класса и трудящихся масс деревни». Колхозно-совхозное производство дало возможность социалистическому государству сконцентрировать в своих  руках основную массу товарной продукции сельского  хозяйства, в первую очередь хлеба, обеспечить  быстро растущее городское население необходимым  количеством продуктов питания, решить проблему снабжения легкой промышленности отечественным  хлопковым  сырьем. Существенным фактором обеспечения населения городов продовольствием стала колхозная торговля.
                     Великим историческим завоеванием партии и народа- явилось решение одной из наиболее глубоких социальных проблем — ликвидации безработицы в нашей стране. Право на труд стало для всех реальным. В соответствий с Программой партии в СССР был введен самый короткий в мире, семичасовой, рабочий день при  оплачиваемом отпуске.  Крупнейшим поворотным пунктом на пути подъема1 благосостояния трудящихся стала победа социализма  в СССР. Этот всемирно-исторического значения факт получил  отражение в заданиях второй и третьей  советских пятилеток. Так, XVII съезд партии (1934 г.) установил, что вторая пятилетка должна привести к росту реальной заработной платы в 2 раза на основе окончательной ликвидации паразитического потребления, быстрого роста народного дохода, увеличения норм потребления по таким продуктам, как мясо, жиры, рыба, яйца, сахар и промтовары, в 2,5 раза, снижения розничных цен на 35% и дальнейшего улучшения в условиях быта трудящихся . Выполнение этих задач позволило XVIII съезду ВКП(б) (март 1939 г.) определить, что «третья пятилетка должна обеспечить еще более высокое удовлетворение нужд и запросов трудящихся в необходимых товарах, продуктах, жилищах, в бытовом и культурном обслуживании населения» . Реализация первых пятилетних планов значительно подняла материальный и культурный уровень жизни трудящихся. Возросла реальная заработная плата, улучшилось снабжение населения продуктами питания и промышленными товарами. Сложилась широкая сеть социалистических культурно-бытовых предприятий и учреждений, советская система здравоохранения. В то же время страна «была поставлена перед выбором: либо пойти на сознательное  ограничение  уровня  жизни людей  и  героическими усилиями, в кратчайший  срок создать могучую экономику и укрепить свою обороноспособность, либо быть раздавленной объединенными силами реакции».  Учитывая это кардинальной важности обстоятельство, Коммунистическая партия направила усилия на создание государственных резервов и мобилизационных запасов зерна, муки и крупы. К началу 1941 г. продовольственный резерв составлял более 6 млн. тонн.  Последовательно осуществляемая подлинно народная  политика партии позволила Советскому государству с честью выдержать суровые испытания и трудности в годы Великой Отечественной войны. Поистине историческими этапами явились послевоенное восстановление разрушенного войной сельского хозяйства и его дальнейшее развитие. Уже в исключительно напряженных условиях выполнения четвертого (первого послевоенного) пятилетнего плана восстановления и дальнейшего развития народного хозяйства страны Коммунистической партией была выдвинута задача превзойти довоенный уровень народного потребления. За годы пятой пятилетки были снижены цены на многие товары, возросло потребление населения, реальные доходы рабочих и служащих повысились почти на 40%, а колхозников— в 1,5 раза. Следует к тому же подчеркнуть, что еще в конце четвертой пятилетки были достигнуты и превзойдены довоенные показатели потребления продуктов питания на душу населения.  Большую роль в дальнейшем улучшении продовольственного снабжения страны сыграло массовое освоение целинных и залежных земель, решение задач, выдвинутых мартовским (1965 г.) Пленумом ЦК КПСС. Под руководством партии были осуществлены меры по увеличению производства товаров повышенного спроса, совершенствованию торгового обслуживания города и деревни, строительству с учетом современной техники предприятий бытового обслуживания, улучшению пенсионного обеспечения, работы органов здравоохранения, народного образования, культурно-просветительных учреждений.
                       Таким образом, на всех исторических этапах, предшествовавших вступлению СССР в период развитого социализма, Коммунистическая партия  неуклонно и последовательно  претворяла в жизнь ленинскую линию на увеличение экономического потенциала страны в интересах повышения народного благосостояния. На основе динамичного и пропорционального развития общественного Производства, ускорения научно- технического прогресса, роста производительности труда, совершенствования работы всех звеньев народного хозяйства КПСС осуществляла и осуществляет подъем материального и культурного уровня жизни народа.  В условиях зрелого социализма в деятельности КПСС получает дальнейшее развитие  основополагающая  программная установка марксизма-ленинизма о наиболее полном удовлетворении растущих материальных и духовных потребностей народных масс. «Высшая цель социалистического производства, — говорится в постановлении Центрального Комитета КПСС «О 80-летии Второго съезда РСДРП», — неуклонный подъем уровня жизни народа, создание условий для всестороннего  развития личности. Забота о благе советского человека была и остается генеральной линией нашей партии»  . Воплощая на практике эту ленинскую линию, КПСС всецело руководствуется величественной программой коммунистического созидания, выработанной XXIII — XXVI партийными съездами.
                    Опираясь  на многократно возросшие возможности зрелого социализма, XXVI съезд КПСС подчеркнул, что у партии и Советского государства нет задачи важнее, чем забота о наиболее полном удовлетворении  материальных  и  духовных потребностей советских людей.  В основных  направлениях экономического и социального развития СССР на 1981—1985 годы и  на период до 1990 года съезд записал: «Главная задача одиннадцатой пятилетки состоит в обеспечении дальнейшего роста благосостояния советских людей на основе устойчивого, поступательного развития народного хозяйства, ускорения научно-технического прогресса и перевода экономики на интенсивный путь развития, более рационального использования производственного потенциала страны, всемерной экономии всех видов ресурсов и улучшения качества работы».  Исходя из того, что только  «труд, сознательный, добросовестный,  инициативный,  труд  на блага  общества признается у нас  высшим мерилом достоинства и общественного  престижа личности»,  в соответствии с принципом «от каждого — по способности, каждому — по труду»,  Советское  государство  осуществляет контроль  за мерой труда и потребления. Эти и другие положения, направленные на достижение высшей цели общественного производства при социализме, получили закрепление  в Конституции СССР 1977 г. Основной  Закон предусматривает, что общественно полезный труд и его результаты определяют  положение  человека в  обществе при социализме.
  Государство, сочетая материальные и моральные стимулы, поощряя новаторство, творческое  отношение к работе, способствует превращению труда в  первую жизненную потребность  человека.
 
                  Социализм возвысил трудовую деятельность, превратил ее во всеобщую социальную ценность, главный фактор, определяющий положение  каждого человека в обществе и темпы  роста  материального и культурного  уровня жизни всего народа в целом. Это марксистско- ленинское положение выступает той ключевой позицией, которая характеризует  целенаправленность  всей  организаторской  работы КПСС в борьбе за достижение высшей стратегической цели общественного производства — наиболее полное удовлетворение постоянно растущих материальных и духовных потребностей советских людей. Это представляет предмет особой заботы партии в современных условиях. Поэтому великий лозунг «Все для человека, для блага человека» может быть реализован лишь путем всемерного развития социальной и трудовой активности масс. Этому учит весь исторический опыт КПСС. Только активность трудящихся, всех и каждого позволяет обеспечить такой рост общественного производства, который даст возможность достигнуть полного благосостояния и свободного развития всех членов общества.  Замечательный итог политики партии, залог всестороннего улучшения социально-экономического положения советских людей — право на труд. Оно включает в себя такие социальные блага, записано в Конституции  Союза ССР, как получение  гарантированной работы с оплатой труда в соответствии с его количеством и качеством и не ниже установленного государством  минимального  размера, включая право на выбор профессии, рода занятий и работы, в соответствии с призванием, способностями  и с учетом  общественных потребностей. При этом Основной Закон нашего государства  указывает, что социалистический строй обеспечивает дальнейшее расширение прав и свобод, улучшение условий жизни  граждан по мере выполнения программ социально- экономического и  культурного  развития.
 
                    Следует подчеркнуть, что, поскольку социализм— общество людей труда, а социалистический образ жизни—трудовой образ жизни, Коммунистическая партия рассматривает экономический рост и как средство, определяющее осуществление социальных задач, и потому борьба за повышение жизненного уровня народа выступает главной составной частью планов экономического и социального развития. 
 
                  Уровень жизни отражает объем и структуру потребления, социальные и производственные  условия  труда, степень развития сферы обслуживания, структуру  рабочего  и свободного времени, размеры личного имущества и т. д.  В  таком  широком  понимании  партия  рассматривает  уровень жизни  как показатель экономического положения  трудящихся, в более узком — как степень удовлетворения личных потребностей с учетом соответствующего  ему уровня доходов.  Марксизм-ленинизм считает принципиально недостаточным ограничивать понятие «уровень жизни» сведением его лишь к характеристике условий жизнедеятельности человека, к потреблению (и тем более лишь к потреблению  вещей). Социализму чужды  идеалы  западного потребительского капитализма, но вместе с тем наше общество  отрицает и другую  крайность — проповедь аскетизма.
 
             Социализм  ставит целью  всестороннее и гармоничное развитие  личности, удовлетворение коренной человеческой потребности — в творчестве, в стремлении к свободе, к прогрессу.
 
                  «У нас часто используется формула «повышение уровня жизни», — говорил Ю. В. Андропов  на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС. — Но ее порой трактуют упрощенно, имея в виду лишь рост доходов населения и производство  предметов потребления. В действительности:  понятие уровня  жизни гораздо шире и богаче. Тут  и постоянный рост сознательности и культуры  людей, включая  культуру быта, поведения, и то, что я бы назвал культурой  разумного потребления. Тут и образцовый общественный  порядок, и  здоровое  ! рациональное питание, тут и высокое  качество  обслуживания  населения  (с чем у нас, как известно, еще далеко не все благополучно), Тут и полноценное с нравственно-эстетической  точки зрения использование свободного времени. Словом, все то, что в совокупности достойно именоваться социалистической цивилизованностью».
                   Итак, проводимый Коммунистической партией курс на повышение благосостояния  народа  включает в себя широкий комплекс мер, вошедших в Основные направления  экономического и социального развития СССР на 1981 — 1985 годы и на период до 1990 года. Эти меры предусматривают:  в сфере труда — улучшение  социально - экономических и производственных условий труда, развитие его творческого характера, сокращение и в перспективе  ликвидацию ручного, малоквалифицированного и тяжелого физического труда. Путем дальнейшего  расширения  и совершенствования системы стимулирования труда, укрепления заинтересованности работников в общественно полезном труде. 
  КПСС добивается того, чтобы полнее удовлетворялась  эта первая и главная жизненная потребность человека,  чтобы  человек относился к труду как к творческой, одной из наиболее интересных сфер своей жизни; в сфере повышения материального уровня жизни и улучшения быта людей — увеличение доходов населения, повышение объема и совершенствование структуры потребления  , более  полное  удовлетворение спроса  населения на товары и услуги, улучшение жилищных условий.
                  Причем на первое место сегодня  в этой  сфере выдвинуто улучшение снабжения продовольствием. В 80-е гг., как и ранее, КПСС ставит целью обеспечить дальнейшее сближение уровней благосостояния и культуры, условий труда и быта различных социальных групп советского общества, жителей города и деревни;  в сфере развития социальной активности — удовлетворение потребностей трудящихся в непосредственном  участии в делах государства и общества путем дальнейшего совершенствования демократии, наиболее полного использования социалистической предприимчивости масс, повышения роли трудовых коллективов, распространения  передового опыта, подъема на качественно новую ступень социалистического  соревнования;  в сфере досуга — дальнейшее повседневное  приобщение  самых широких трудящихся  масс к культуре, облегчение и сокращение  домашнего труда,  высвобождение на основе всемерного развития отраслей бытового обслуживания внерабочего времени для отдыха, культурного  просвещения, спорта;  в сфере пользования социально гарантированными видами потребления — дальнейшее улучшение системы народного просвещения и образования, медицинского  обслуживания, усиление охраны окружающей среды, создание  более  благоприятных  условий для воспитания детей, увеличение продолжительности жизни человека.
                      Перечисленные меры составляют основные направления долговременной стратегии партии в области повышения благосостояния народа, «ибо партия, и на это еще раз указал июньский (1983 г,) Пленум ЦК КПСС, исходит  из  того, что «конечной целью наших  усилий в хозяйственной  сфере является  улучшение  условий жизни  людей»
Курсом  повышения эффективности и качества  производства
 
                          На современном этапе, как и ранее, Коммунистическая партия сосредоточивает  главное  внимание  на проблемах, от успешного решения  которых  зависит  дальнейший  рост  благосостояния  народа. Это и  есть самый  партийный  подход  в социально-экономической  политике, когда забота о благе народа выдвигается во главу угла всей деятельности партии и социалистического государства.  Достижение данной программной цели партии возможно лишь на путях качественного совершенствования экономического потенциала советского общества, дальнейшего  наращивания  хозяйственной  мощи страны. Это и понятно. Ибо  уровень благосостояния  трудящихся  зависит не просто от увеличения количества производимой продукции, хотя это безусловно важно, но прежде всего от повышения эффективности производства, поскольку последнее расширяет возможности выделения средств, направляемых на цели повышения доходов населения, на жилищное, культурно-бытовое строительство и т. д.  Чтобы воплотить в жизнь величественные планы партии в области повышения народного благосостояния,  необходимо последовательно совершенствовать  структуру и качество потребляемых продуктов питания, одежды и обуви, предметов длительного пользования, усиливать внимание к качеству строительства жилищ, работы сферы бытового обслуживания.
  А это предопределяет тот факт, что в основе роста благосостояния должны лежать самоотверженный  труд  советских  людей,  всенародная  борьба за повышение эффективности  и  качества общественного  производства, за кардинальное повышение производительности труда, что, как подчеркнул июньский (1983 г.) Пленум ЦК КПСС, является ключевой задачей в экономической сфере.

                    Решениями XXVI съезда КПСС, последующих Пленумов ЦК предусмотрено дальнейшее улучшение условий труда, обеспечение благоприятных  возможностей  для  высокопроизводительной, эффективной работы. Реализуются меры по дальнейшему совершенствованию таких форм гарантирования права на труд, как бесплатное  профессиональное обучение, повышение квалификации и обучение  новым  специальностям,  развитие  системы  профессиональной ориентации и трудоустройства и др. Тем самым повышается реальность осуществления советскими людьми одного из своих основных конституционных прав. Меры эти чрезвычайно важны в социально-экономических  условиях  80-х гг. в связи  с интенсификацией, техническим перевооружением, внедрением прогрессивной технологии производства, повышением уровня научной организации труда. Эффективное использование трудовых ресурсов позволит поднять на более высокий уровень организацию общественного труда и производства, повысить удовлетворенность работников своим трудом, сделать его более содержательным, полнее отвечающим жизненным потребностям каждого человека.
                   В решении этой задачи КПСС первостепенную роль отводит совершенствованию  деятельности трудовых коллективов  как конкретной формы проявления социального творчества масс, широкому внедрению коллективных форм  организации и  стимулирования  труда,  прежде  всего бригадного  хозрасчета  (бригадного подряда),  бригадных нарядов и т. п. В  принятом  восьмой  сессией  Верховного Совета СССР десятого созыва в июне 1983 г. Законе о трудовых коллективах и повышении их роли а управлении  предприятиями,  учреждениями,  организациями подчеркнуто важное значение этой основной ячейки социалистического общества в приумножении материальных и духовных богатств страны, подъёме благосостояния  народа, во  всестороннем развитии  личности. «В трудовых коллективах, — говорится в  Законе, — совместный  труд осуществляется на началах товарищеского сотрудничества и взаимопомощи, обеспечивается единство государственных, общественных и личных интересов, утверждается принцип ответственности каждого перед коллективом и коллектива за каждого работника».  Всемерно повышая роль трудовых коллективов,  наша партия исходит из того, что при социализме трудящиеся являются сохозяевами производства  и распределения  материальных  благ. Наличие общественной собственности на  средства производства имеет  решающее  значение  для формирования всей структуры отношений к труду, всего механизма организации труда по единому народнохозяйственному плану. Благодаря этому создается присущая только социализму система интересов, единство заинтересованности трудящихся в строительстве общества полного социального равенства. Такое коренное единство позволяет в трудовых коллективах полнее удовлетворять потребности людей в творческом труде, сочетать его моральные и творческие стимулы, постоянно  укреплять  дисциплину.
 
                 Коммунистическая партия рассматривает укрепление дисциплины  как важнейшую экономическую и организационную меру, способствующую повышению удовлетворенности  трудом и росту  общественного  производства.
                 На ноябрьском (1982 г.) Пленуме ЦК КПСС Ю. В. Андропов подчеркнул; «Необходимо усилить ответственность за соблюдение общегосударственных, общенародных  интересов, решительно  искоренять ведомственность и местничество..» Следует решительнее повести борьбу против любых нарушений партийной, государственной и трудовой дисциплины». Действенным фактором повышения удовлетворенности трудом, укрепления  трудовой  основы  социалистического  образа жизни, а следовательно, и  роста  благосостояния  народа выступает сокращение применения ручного, тяжелого, физического и малоквалифицированного труда, его облегчение и оздоровление, преодоление  излишней  упрощенности трудовых процессов, монотонности работы и т. п.  Широкая комплексная программа работ в этой важнейшей социально- экономической сфере намечена в материалах XXVI съезда КПСС, других документах нашей партии и Советского правительства. Со всей остротой данная проблема поставлена в речи Ю. В. Андропова на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК. Радикальными мерами ее решения являются комплексная механизация труда, применение промышленных роботов,  целенаправленное  изменение техники и технологии производства, производственных условий труда. Наряду с этим применяется система льгот и компенсаций,  предоставляющая занятым на тяжелых и вредных работах преимущества в оплате, обеспечении жильем, медицинском обслуживании и т. д.  К примеру,  в нашей стране практикуется гигиеническое нормирование предельно допустимого содержания  вредных веществ в  воздухе производственных помещений, впервые  в мировой практике разработаны  безопасные уровни вибрации, обоснованы  предельные нормативы  производственных шумов, крупные средства  расходуются на развитие «чистой» технологии и охрану природной среды, строительство очистных сооружений. В этом одно из проявлений  социальной  направленности  научно-технического прогресса в интересах народа,  заботы  партии о прогрессивном изменении характера,  содержательности и условий  труда, а тем самым — о′ подъеме уровня и совершенствовании образа жизни советских людей.
                     Итак, как источник благосостояния развитие общественного производства, укрепление и приумножение общественной социалистической собственности составляют главную основу удовлетворения постоянно растущих материальных  социально-культурных потребностей советских людей. Опираясь на нее, КПСС осуществляет многогранную и цельную, научную обоснованную систему мер по дальнейшему подъему благосостояния народа. Среди важнейших из них отметим следующие. Во-первых, в центре внимания партий постоянно  находятся вопросы укрепления материальной основы роста благосостояния и укрепления дружбы народов — социалистической  экономики, составляющей единый народно-хозяйственный  комплекс  страны. Исторический процесс его создания и развития был сложным и трудным. После победы Великого Октября  диктатура  пролетариата унаследовала от старой России отсталую экономику с крайне неравномерным  размещением отраслей народного  хозяйства. В  первые  годы Советской власти усилия партии были направлены в значительной мере на преобразование отсталых национальных  окраин страны, на развитие опережающими темпами их экономики и культуры. Решению этой задачи, росту общественного производства, умножению  национального богатства Советского государства в целом и каждой братской республики в отдельности в огромной мере способствовали взаимная помощь и последовательное укрепление и расширение связей между народами, вошедшими в единый многонациональный Союз Советских Социалистических Республик.  Быстрый рост народного благосостояния в условиях социализма определяется, таким образом, уже самими коренным образом отличными от капитализма  принципами  организации  народного хозяйства.
               К. Маркс теоретически  доказал , а  практика  реального  социализма подтвердила, что отношения  распределения в решающей мере зависят от уровня развития  производительных сил  общества и что формирование доходов населения  целиком подчиняется объективным  экономическим требованиям.  С учетом этого в нашей стране и решается проблема достижения опережающего роста производительности труда, повышений  экономической  эффективности  всего  народнохозяйственного  комплекса  в интересах  всех  трудящихся. «...Как ни многогранны задачи, стоящие перед советской экономикой, — писал Ю. В. Андропов  в  статье «Учение  Карла Маркса и  некоторые вопросы социалистического строительства в СССР», — все они в итоге сливаются в одну — обеспечить  рост  благосостояния трудящихся,  создать материальные  условия  для дальнейшего расцвета их духовной, культурной жизни, общественной активности» .

                    Направляя развитие социалистической экономики, наша партия неизменно руководствуется тем, что организационной основой успешного функционирования всего народнохозяйственного комплекса страны являются государственные планы экономического и социального развития — долгосрочные, пятилетние, годовые. Планами предусматривается дальнейшая специализация и пропорциональное развитие экономик союзных республик, учитываются природные  условия, географическое положение, транспортные  связи, навыки и традиции  населения каждой республики. В результате обеспечивается планомерное  развитие народного  хозяйства, и  повышение жизненного  уровня  населения всех регионов страны, всех республик. Среди. них ныне уже  нет слаборазвитых, отсталых  В; этом — величайшее  достижение национальной политики ленинской, партии.  Во-вторых, политика Коммунистической партии обеспечивает неуклонный рост благосостояния народа также путем планомерной и сбалансированной  организации структуры отраслей народного  хозяйства.  Решение этой задачи имеет исходным пунктом прогнозирование и планирование. Оно выражается прежде всего через систему  плановых  заданий  производству и сфере обращения. В Отчетном  докладе  ЦК  XXV съезду КПСС отмечались успехи, достигнутые  в  увеличении  производства  товаров народного потребления, развитии торговли и бытового обслуживания. Вместе с тем съезд партии  признал, что положение в отраслях группы «Б» не может удовлетворить, что  в полном объеме с задачей обеспечить коренные сдвиги  как  в  количестве, так и в  качестве  производимых товаров и услуг справиться не удалось.     XXVI  съезд  КПСС  постановил  ускорить темпы развития  группы  «Б» и сделать их несколько опережающими по сравнению с группой «А». «Задача состоит в том, чтобы создать действительно современное, отвечающее потребностям народа производство  потребительских  товаров и услуг для населения» , — указал съезд.  Продолжая политику увеличения капиталовложений в отрасли  группы «Б» и обслуживающие их производства, торговлю и сферу услуг, партия  добилась того, что последовательно выдерживается линия на опережающий рост группы «Б» в промышленности, занимающий центральное  место  в производстве  предметов  потребления.  На ее долю в Советском Союзе приходится 26,3% производства промышленной продукции, в основном реализуемые через розничную торговлю товары.  В 1961 —1980  гг. в  нашей  стране среднедушевое  производство за год тканей  всех  видов возросло  с  30,5  до 40,5 кв. метров  кожаной обуви — с 2 до 2,8 пары и т. д. Увеличилось р производство продуктов питания. Благодаря организаторской работе партии и Советского государства продукция отраслей группы «Б» с 1970 по 1982 г. увеличилась на 76%. Поскольку же без орудий и средств производства, как известно, предметы потребления не создаются, в интересах народа  выдерживаются  и высокие темпы развития отраслей группы «А». При этом на основе повышения эффективности ЭКОНОМИКИ в целом осуществляется постепенное  сближение темпов роста двух групп отраслей промышленности. Так, в 50-х гг. рост продукции группы «А» происходил быстрее группы «Б» в 1,23 раза, в  девятой  пятилетке;— в 1,07 раза, а в десятой — всего в 1,04 раза. За 198Д— 1982 гг. выпуск продукции группы «А» увеличился′ на 6,2%, а группы «Б» — на 6,5%. Основными направлениями  экономического и  социального  развития СССР  на 1981—1985 годы и на период до 1990 года предусмотрено  дальнейшее опережение темпов  роста производства продукции группы «Б». Однако положительные  сдвиги  в структуре  промышленного производства в пользу  отраслей,  непосредственно  удовлетворяющих потребности народа, не означают, что в этом деле нет недостатков. На XXVI съезде КПСС было обращено серьезное внимание на тот факт, что «из года в год не выполняются  планы  выпуска  многих товаров народного потребления, особенно тканей, трикотажа, кожаной обуви, мебели, телевизоров. Нет должных  сдвигов  и в качестве, отделке, ассортименте. Во всех этих делах нужно без промедления наводить порядок».  В целях  устранения указанных недостатков партийными,  советскими и хозяйственными органами  ведется большая работа, но отдельные из них имеются до сих пор. По некоторым изделиям заявки торгующих организаций удовлетворяются промышленностью на 60—80%. Но в то же время происходят и заметные сдвиги в производстве  ряда  важнейших видов потребительских товаров. Так, за 1982 г. возрос выпуск мебели, фарфоро- фаянсовой посуды, рыбной  продукции, животного масла и плодоовощных консервов, холодильников большой емкости и телевизоров цветного изображения.  При этом важно отметить, что в общем объеме продукции отраслей группы «Б» быстрее росло производство товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения,  выпуск  которых не сдерживается наличием ресурсов сельскохозяйственного сырья.  В речи на ноябрьском (1982 г.) Пленуме ЦК КПСС Ю. В. Андропов  сказал: «Задача состоит в том, чтобы  не только увеличить производство, но и значительно поднять качество товаров народного потребления. Это  касается не только легкой и местной промышленности, но также и предприятий тяжелой и оборонной индустрии».  В-третьих, следует подчеркнуть, что основой экономической системы  нашего  общества и неуклонного  осуществления партией политики роста народного благосостояния выступает социалистическая собственность на средства производства.
                  На  этапе развитого  социализма  преобладающей является  государственная  собственность на средства  производства. Если в 1936 г. на ее долю приходилось свыше трех пятых стоимости основных производственных фондов, то в наши дни — девять десятых. В валовой продукции общественного сектора сельского хозяйства доля государственных хозяйств увеличилась с примерно  одной  десятой в начале 50-х гг. до более чем половины  сегодня, При этом другую половину продукции  производят  колхозы.  Колхозно -  кооперативная  собственность, являющаяся  одной  из форм социалистической  собственности,  значительно увеличилась. Только за период, прошедший после 1965 г., неделимые  фонды колхозов  возросли в 3.1 раза и превысили 112 млрд. руб.  В социалистическом обществе на основе общественной собственности, принципиально новых по своему характеру, чем при капитализме, производственных  отношений  обеспечиваются  крупные перемены в сфере труда. Как уже отмечалось, одной из них стало облегчение и оздоровление условий труда. Последовательно проводится курс на усиление  охраны  труда. Советский Союз относится к числу стран, имеющих самый низкий уровень травматизма.  Оплата  труда производится в нашем обществе в зависимости от его количества и качества; объем заработной платы в целом по отраслям производственной сферы составляет  около половины создаваемой  здесь стоимости. Но и отдавая часть своего труда государству, колхозу, человек работает на себя.
  В условиях социализма каждый труженик многое получает из общественных фондов потребления. Социалистическое распределение по труду связывает воедино интересы как отдельного труженика, так и коллектива и общества. 
                   На базе неуклонного роста экономики все больше преодолеваются различия в области распределения путем выравнивания  доходов  социальных  групп  населения.  В этом  плане  партией  и Советским государством накоплен богатый опыт. Так, в 50-е гг. наибольшие  различия  в  доходах существовали между работниками  государственных  предприятий и учреждений и колхозниками. Принятые в соответствии с решениями мартовского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС меры обеспечили подъем сельскохозяйственного производства, развитие его материально-технической базы, рост производительности труда, повышение доходов  колхозников и  сельского населения в целом. При увеличении доходов всех трудящихся за эти годы был достигнут опережающий  рост  доходов колхозников.  Уменьшилась дифференциация в оплате труда не только между различными социальными группами, но и внутри каждой из них. Все это свидетельствует о том, что социалистический принцип  распределения по труду на деле играет роль мощного рычага социально-экономического развития, еще более широкого привлечения людей  к труду. Тем  самым  претворяется  в жизнь ленинская  линия. Ленин, придавая важное  значение моральному стимулированию труда, неоднократно указывал на необходимость его материального стимулирования, рассматривал эту меру как решающий побудительный фактор активного участия трудящихся в социалистическом общественном производстве. 
                     В СССР примерно  80% национального  дохода направляется на народное потребление.  Фонд потребления (в сопоставимых ценах)  возрос в 1981 г. по сравнению с 1965 г. в 2 раза, средняя  заработная  плата  рабочих  и служащих —в 1,8 раза, оплата труда колхозников — в 2,4 раза,  выплаты и льготы из общественных фондов  потребления  в  расчете на одного человека — в 2,5 раза.

                      Ныне партия настойчиво воплощает в жизнь выработанный XXVI съездом, ноябрьским (1982 г.) Пленумом ЦК КПСС курс в области социального развития и дальнейшего подъема народного благосостояния. За 1982 г. среднемесячная заработная плата рабочих и  служащих возросла в целом по народному хозяйству почти на 5 руб. и составила 177,3 руб. против  145,8 руб.  в 1975 г. Одновременно  на 4% стала выше оплата труда колхозников.  За 1982 г. выплаты и льготы населению из общественных фондов потребления увеличились на 5,8 млрд. руб. Повышены  тарифные  ставки и  должностные  оклады работников, занятых  в  угольной промышленности  ряда  районов, продолжали вводиться выплаты за выслугу лет и надбавки к зарплате за непрерывный стаж работы. Одним  из важных показателей  роста  уровня жизни  народа является неуклонное повышение покупательного спроса населения, рост розничного товарооборота  государственной  и кооперативной торговли. В 1982 г. по сравнению с  предыдущим годом увеличилась продажа растительного  масла  на 7%,  картофеля  на 10,  фруктов  и  цитрусовых — на 12%.  Однако возрастающий спрос населения на отдельные продукты продовольствия и непродовольственные товары удовлетворяется еще не полностью.  Ноябрьский  (1982 г.) Пленум ЦК КПСС отметил, что, несмотря на общие положительные результаты экономики страны, не выполнены задания первых двух лет одиннадцатой пятилетки по ряду важнейших показателей. В 1982 г. реальные доходы населения увеличились на 0,1%. Это не  может удовлетворить  растущие  потребности советских  людей, и по плану на 1983 г. предусмотрено увеличить реальные доходы на душу населения  на  3% .  В-четвертых,  одно  из основных направлений  политики  Коммунистической  партии по обеспечению роста благосостояния народа составляет курс на стирание  существенных различий  между городом и деревней. Эту задачу КПСС рассматривает как одну из величайших в социальной сфере. Она решается по мере наращивания  экономического  и научно-технического потенциала страны, по мере сближения тружеников города и села по уровню образования, культуры и быта, по характеру труда.
                    Большое место в ее реализации КПСС отводит  мерам по превращению сельскохозяйственного труда в разновидность индустриального — комплексной  механизации сельскохозяйственных работ, сокращению ручного труда, дальнейшей электрификации производства, переводу животноводства на промышленную основу, внедрению  индустриальной технологии в  растениеводстве.  Достаточно сказать, что сегодня в сельском хозяйстве насчитывается около 160 профессий  и  специальностей, требующих определенной квалификации. Индустриализация труда способствует росту интенсификации производства, росту производительности труда  в колхозах и  совхозах. Все это создает прочную  основу для неуклонного повышения реальных доходов; тружеников сельского хозяйства и повышения оплаты их труда. При этом  партия  и Советское  государство  проявляют заботу о том, чтобы рост оплаты труда происходил в прямой связи с ростом его производительности;  XXVI съезд КПСС в этой связи выдвинул задачу «обеспечивать  опережающий рост производительности труда по сравнению с ростом  его оплаты в отраслях народного  хозяйства, в объединениях, на предприятиях» . В статье «Учение Карла Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР» Ю. В. Андропов  со  всей  определенностью указал на недопустимость нарушения объективного экономического требования опережающего роста производительности труда.  Ибо, подчеркнул  он, «вне теснейшей связи с этим решающим фактором повышение заработной платы, производящее вначале внешне благоприятное  впечатление, в конце концов неизбежно оказывает негативное  воздействие на  всю экономическую  жизнь» ,
                      Социалистический принцип  оплаты по труду на основе  роста советской экономики позволяет  Коммунистической партии и Советскому государству осуществлять курс на все большее преодоление различий в области распределения путем выравнивания доходов различных слоев населения.  Ускоренный  рост  оплаты по труду в нашей стране наблюдается  с середины 50-х гг., когда было принято решение о том, чтобы поднять уровень заработной платы низкооплачиваемых рабочих и служащих. С этого времени прямое увеличение доходов стало ведущей формой  повышения  народного благосостояния, а роль массового снижения  цен  ныне  значительно снизилась. При этом проводится политика  увеличения опережающими темпами доходов менее обеспеченных семей. Одновременно происходило сближение среднемесячной  оплаты труда членов колхозов, рабочих совхозов и рабочих промышленности. Минимальный размер заработной платы устанавливается  государством  и выступает  важным составным элементом конституционного права граждан СССР на труд. Гарантированный  заработок с середины 60-х гг. введен и в колхозно-кооперативном  секторе  народного хозяйства,  В то же время КПСС постоянно  обращает внимание на то, что рост заработной платы, сближение уровня зарплаты между различными категориями работников могут происходить только на основе роста эффективности  и качества труда. «Труд, и только труд, его реальные результаты, а не чье-либо субъективное желание или добрая воля должны определять уровень благосостояния  каждого  гражданина. Такой  подход полностью отвечает и духу, и содержанию марксовых взглядов на распределение при социализме»,  писал  Ю. В.  Андропов ,
                      В росте доходов населения, и  только городского, но и особенно сельского, все более  существенную роль играют общественные фонды потребления. Коммунистическая партия рассматривает их как неотъемлемую часть фонда личного потребления членов социалистического общества. Распределение  общественных  фондов  позволяет Советскому государству  оказывать  плановое  воздействие на формирование структуры расходов и потребления населения с целью планомерного, постепенного,  по возможности  более быстрого сближения и выравнивания в соответствии с курсом партии социально-экономического положения социальных классов, слоев и групп нашего общества.  Общественные фонды потребления — одна из основных  категорий социалистического распределения. Вместе с оплатой по труду они образуют в совокупности основу  системы распределения общественных благ в условиях социализма. 
  В  1980 г. общественные  фонды потребления составили  на одного сельского жителя за 20 лет (1960—1980 гг.) общественные фонды потребления росли быстрее, чем у жителей городов. Так, если в 1965 г. выплаты и льготы из этих фондов на каждого члена колхозной семьи были более чем вдвое ниже, чем у рабочих и служащих, то в 1980 г. в совокупном доходе семей рабочих и служащих они составили около 23%, а семей колхозников — превысили 19%. 

                     Заметное влияние на уровень реальных доходов сельских тружеников оказывают личные подсобные хозяйства. Право граждан на их ведение записано в Конституции СССР,  В сентябре 1977 г. и январе 1981 г* были  приняты постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР о дополнительных мерах по более полному использованию возможностей личных подсобных хозяйств в увеличении производства сельскохозяйственной продукции.  Эта установка партии была подтверждена на  майском (1982 г.) Пленуме ЦК КПСС,  К началу 1981 г. в личном пользовании рабочих, служащих и колхозников  находилось около 8 млн. гектар  земли, в том числе  6,2. млн. гектар  пашни.  В 1982 г. в стране насчитывалось  34 млн. личных подсобных  хозяйств;  доход от них в совокупном доходе семей колхозников составил  более 25%,  а  рабочих  промышленности — 0,7%. Нельзя  не  отметить и тот факт, что в 1936 г. в  бюджете  колхозной  семьи расходы  на  уплату обязательных  платежей государству превышали 7%, а в 1980 г. налоговые  платежи составляли лишь 1,5%  бюджета. Важно привести  также общие данные о налогах, которые  выплачивают  советские люди.  В 1980 г. в  виде  налогов  от населения в государственный  бюджет поступило 24,5 млрд. руб., или всего 8,1% доходов бюджета. В  социалистическом  государстве  налоги используются как  один из способов повышения благосостояния  трудящихся, обеспечения социального равенства. В силу этого на  логовая система СССР по своей социальной направленности  коренным образом отличается от капиталистической.  Крупные изменения происходят в уровне и структуре потребления городских и сельских жителей,  которые постоянно сближаются. Так, на начальных этапах борьбы за социализм в деревне преобладала семья, которая была вынуждена ограничивать свое потребление. В современных условиях сельские труженики активно расходуют  денежные  средства.  Однако если в 20-х гг. главными, статьями  расходов было приобретение  средств  производства, то в 70-х гг. расходы  сельской  семьи  на покупку скота и птицы; составляли лишь около 5% средств общего бюджета. В то же время расходы на оплату социально  -бытовых услуг выросли к началу 80-х гг. более чем, в 3 раза. В 20—30-х гг. крестьянин почти не расходовал личные средства по статье «культура», а ныне тратит, на эти цели в среднем почти седьмую часть своего бюджета. Потребности сельских жителей в настоящее время практически не отличаются от городских. Прирост количества радиоприемников и радиол на селе выше, чем в городе, в 1,6 раза, телевизоров — в 1,4 раза, стиральных машин — 2,1 раза. Этот факт примечателен для нашего времени и  ведет к значительному изменению обеспеченности  села товарами культурно-бытового назначения, предметами длительного пользования.  В-пятых, рост благосостояния советских людей на этапе развитого социализма стал одним из существенных факторов совершенствования социалистического образа жизни, для которого характерны такие яркие грани, как социальный оптимизм,  твердая  уверенность  в  будущем,  гарантированность  права на труд в результате полного искоренения такого тяжелого наследия прошлого, как  безработица.  Все это — результат постоянно  возрастающей заботы партии и Советского государства об удовлетворении жизненных потребностей нашего общества  в целом и каждого отдельного труженика.
                        Намеченная XXVI съездом КПСС социальная программа неуклонно воплощается в жизнь. Ноябрьский (1982 г.) Пленум ЦК КПСС подчеркнул, что выдерживается линия партии на повышение благосостояния трудящихся. При этом в своей социальной политике Коммунистическая партия первостепенное место отводит решению таких проблем, как обеспечение жильем, забота о здоровье, социальное обеспечение, создание условий для духовного развития.  Зримым  проявлением  повышения уровня благосостояния советского народа являются огромные масштабы жилищного  строительства. 
  Так, если общая полезная площадь городского жилищного  фонда  составляла в 1922 г.  184 млн. кв.  м, в 1940 г. — 421, то  в 1981 г. --  2270 млн. кв. м.  В  1982 г.  общий  жилищный фонд превысил  2,3 млрд. кв. м.  И  хотя  по обеспеченности  жильем  СССР стоит  еще  не  на первом месте в мире;  фонд  капитальных жилищ в нашей стране самый богатый в мире. В  среднем  в Советском Союзе ежегодно  строится  75 новых квартир на каждые 10 тыс. жителей; ежегодно вводится в строй более 106 млн. кв. м жилой площади, Что позволяет каждый год улучшать условия почти 10 млн. людей.  ( в  либеральной  буржуазной России Бориса Ельцина начала  21  века  ежегодно вводится  в строй  около  400 тысяч  кв. метров  жилой площади). 

                      Ведущая  направленность в решении жилищной проблемы — курс на строительство домов по типовым  проектам улучшенной  планировки. Такого жилья только в 1981 г. было возведено 52% от  общей  площади сданных в  эксплуатацию квартир. Все они построены за счет государственных капиталовложений. Неизменным с 1928 г. сохраняется  в нашей  стране  размер квартплаты, составляющей с учетом коммунальных  в среднем  3 % доходов  в  семьях  рабочих и служащих (сегодня коммунальные платежи  составляют  от 20  до 40 процентов доходов семьи).  Основные  расходы  по содержанию жилищ  берет на себя государство: взимаемая с населения квартплата покрывает менее трети необходимых для этой целей средств. Так, только в 1981 г, государственные затраты на содержание жилищного фонда составили более 7 млрд. руб.  В настоящее  время  около 80% жителей городов нашей страны  проживает  в отдельных квартирах. И хотя жилищная проблема еще не решена полностью, но по сравнению с концом 50-х гг., когда по указанию партии начала осуществляться широкая программа жилищного  строительства, ее прежняя  острота уже  преодолена.  Заметно меняется и быт сельской семьи, однако ввиду малой оснащенности удобствами  он все еще остается трудоемким.
                     XXVI съезд КПСС поставил задачу «добиться в основном обеспечения каждой семьи отдельной квартирой...». В 1981—1985 гг. предусмотрено построить жилые дома общей площадью около трех четвертей  миллиона  квадратных  метров, повысить комфортность жилищ и  уровень  их  благоустройства.  В развитие  установок XXVI съезда партии ЦК КПСС в 1983 г. принял постановление «О мерах по обеспечению выполнения планов строительства жилых домов и социально-бытовых объектов». В рамках осуществления Продовольственной программы предусматривается значительно повысить обеспеченность сельского населения коммунальными услугами. Решается вопрос о расширении помощи  предприятий  и государственных органов в ремонте и содержании сельских домов, увеличении государственных и кооперативных капитальных вложений в сельское жилищное строительство. Это тем более важно, поскольку, как отметил июньский (1983 г.) Пленум ЦК КПСС, жилищная проблема все еще остается острой для многих.  Программная установка партии  о неуклонном  усилении  внимания  к заботам о советском человеке, об условиях его труда и быта получает реализацию и во всемерном  развитии сферы бытового обслуживания.  Ныне самые настоятельные задачи в этой сфере — увеличение объема и улучшение качества услуг, ускоренное развитие обслуживания с целью облегчения домашнего труда и увеличения свободного  времени трудящихся, сближение уровней бытового обслуживания города и села, В сфере бытового  обслуживания в стране ныне занято почти 2 млн. 700 тыс. человек. Действует около 28 тыс. ателье, пунктов химчистки, прачечных, парикмахерских  и других  предприятий  службы  быта. Объем оказываемых  населению услуг год от года растет. По сравнению с 1965 г. он увеличился  в 5,3 раза, в том  числе в сельской местности — в 9,7 раза, и в 1982 г. достиг по стране почти 8,8 млрд. руб. Набирает силу процесс постепенного сближения уровней обслуживания  сельского и городского населения.  В 860 районах РСФСР и  более  чем в  200 районах Украины, Молдавии, Литвы, Латвии  эти  уровни, по существу, уже одинаковы. Вместе с тем спрос населения на бытовые услуги еще опережает имеющиеся возможности, выполнение заказов не всегда удовлетворительно по срокам и качеству.
                         В марте 1983 г. Политбюро ЦК КПСС рассмотрело вопрос о дальнейшем  развитии  и улучшении  бытового  обслуживания населения. В постановлении ЦК КПСС и  Совета Министров СССР, принятом по этому вопросу, намечен широкий круг мероприятий по реализации  политики партии в области  совершенствования  организации  и повышения культуры  бытового  обслуживания трудящихся.  Предусмотрено увеличить количество видов  услуг, расширить сеть организаций и приемных пунктов бытового обслуживания в сельской местности, на заводах, фабриках,  стройках  и в общежитиях. В  постановлении особо подчеркнута  необходимость  усиления деятельности партийных, советских,  хозяйственных,  профсоюзных  и комсомольских организаций по более полному удовлетворению  запросов  советских людей.  На июньском (1983 г.)  Пленуме ЦК КПСС Ю. В. Андропов назвал преодоление отставания сферы услуг в числе ближайших наших целей. Это одна из важнейших партийных, государственных задач. Пленум Центрального Комитета указал, что блага культуры, удобства быта должны быстрее и глубже  входить  в жизнь тружеников деревни.  Необходимо шире развивать на селе комплексные приемные пункты и дома бытовых услуг, полнее использовать  автомагазины, посылочную торговлю. Такие приемные пункты и  дома  бытовых  услуг  хорошо зарекомендовали себя в Литве, на Ставрополье, в Армении,
                    Видное место среди отраслей обслуживания населения занимают торговля и общественное питание. Оценка их состояния и перспектив развития содержится в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему развитию торговли и улучшению торгового обслуживания населения в одиннадцатой пятилетке» (январь 1982 г.). В этом документе отмечены успехи, но вместе с тем подчеркнуто, что «достигнутый уровень развития торговли и качество торгового обслуживания пока отстают от растущих запросов населения и современных требований, предъявляемых к этой отрасли». Центральный Комитет и Советское правительство определили меры по дальнейшему расширению торговых площадей и сети  торговых предприятий, по более сбалансированному удовлетворению спроса на товары народного потребления, улучшению качества торгового обслуживания, упорядочению режима работы магазинов, столовых, кафе, буфетов, предприятий быта. В начале 1983 г. Совет Министров СССР предложат пересмотреть дни и часы работы этих предприятий, с тем чтобы они были′ болеё удобными для трудящихся. В апреле 1983 г. Политбюро ЦК КПСС одобрило предложения Совета Министров СССР о снижении государственных розничных цен на ряд товаров  народного  потребления. Внимание руководителей легкой промышленности и торговли было, обращено на необходимость более глубокого изучения спроса населения, оперативного учета мнений о потребительских качествах поступающих в продажу товаров, а также лучшей организации сезонной торговли. Одним из показателей роста благосостояния трудящихся  является транспортное обслуживание. В нашей стране все виды пассажирского транспорта по размерам оплаты за проезд доступны всем слоям трудящихся. С 1965 по 1980 г. общая протяженность поездок  в расчете на одного жителя удвоилась. Из года в год расширяется дорожная сеть. Вместе с тем еще не полностью удовлетворяет транспорт, связывающий село с городом, местами культурного, бытового, торгового обслуживания, В связи с быстрым жилищным строительством относительно «узким» местом остается и перевозка пассажиров в городах, особенно в часы пиковых нагрузок. Поэтому главной задачей на ближайшие годы сохраняется расширение внутригородских перевозок, снижение наполняемости транспортных средств. Плановыми заданиями на одиннадцатую пятилетку предусмотрено значительно улучшить транспортное обслуживание населения, продолжать развивать междугородный, внутригородской и пригородный транспорт. Особое внимание уделяется расширению обслуживания сельского населения различными видами транспорта.  Важной качественной характеристикой благосостояния  трудящихся  выступает развитие народного образования.  Как отмечалось на XXVI съезде КПСС, в нашей стране взят важный рубеж — завершен  переход к обязательному всеобщему среднему образованию. Резко возросла культура, образованность  советских людей  . Если в 1939 г. на 1000 городских жителей  имели  высшее 19  и среднее (полное и неполное) образование 199 человек, а в сельской местности соответственно 2  и 50 человек, то в 1981 г. эти показатели  составляли  для  горожан — 101 и 640 человек, а для сельских жителей — 25 и 492 человека. К тому же многие жители городов,  имеющие высшее и среднее образование, являются выходцами из села.  На  нужды просвещения  сегодня  расходуются  крупные средства из государственного бюджета, а также более четверти общественных фондов потребления. Благодаря этому обеспечивается бесплатность образования,  ведется культурно-просветительная работа среди населения. В 1983 г. завершается  переход на бесплатную  выдачу учебников учащимся общеобразовательных школ. Бесплатность обучения, предоставление  учащимся  и студентам  высших и средних специальных учебных  заведений государственных стипендий и льгот является основной экономической  гарантией  права граждан СССР на образование.
                  Неотъемлемой составной частью курса КПСС на повышение благосостояния советских людей является дальнейшее улучшение медицинского  обслуживания  населения.  Ибо, как сказал Ю. В. Андропов на июньском (1983 г,) Пленуме ЦК КПСС, «речь идет о здоровье людей, то есть о деле архиважном как в социальном, так и в экономическом плане».  На оказание  бесплатной  медицинской помощи, санаторно-курортное обслуживание, физическое воспитание и так далее, в СССР направляется седьмая часть общественных фондов  потребления. Примерно столько же средств расходуется в год на финансирование оплачиваемых отпусков трудящихся, расширение сети оздоровительных учреждений, развитие физкультуры и туризма.  Ежегодные расходы Советского государства на здравоохранение и физкультуру  составляют  в расчете на  одного человека 65 руб. Постоянно растет сеть стационарных учреждений здравоохранения,  только  за 1978— 1982  гг. она увеличилась на 243,8 тысячи  больничных коек. Всего же в СССР на 10 тыс. населения приходится более  125  больничных коек, тогда  как  в  ФРГ — 116,  в Японии — 106,  во Франции — 101,  в Италии — 94,  в  Великобритании — 84, в США — 65.  На 10 тыс. жителей в Советском Союзе приходится 39 врачей  и 107  медицинских работников со средним образованием.  Неуклонно сближается уровень медицинского обслуживания городского и сельского населения. Расширяется база и сеть центральных районных больниц — основного  звена  сельской  службы здравоохранения. За 1978— 1981 гг. число врачебных амбулаторий на селе  увеличилось почти на  40%.  Получили развитие передвижные виды медицинской помощи, в том числе стоматологической. Последовательно проводимая нашей партией социальная политика позволила уже к середине 70-х гг. уравнять возможности госпитализации сельских и городских жителей. Ныне число лечащихся  в стационаре на каждые 100 жителей в сельской местности даже выше, чем в городе. 
                      Решениями XXVI съезда партии предусмотрено дальнейшее значительное улучшение медицинского обслуживания населения, крутой подъем  качественного  уровня  деятельности учреждений здравоохранения.  Важные практические шаги в этом направлении намечены  в принятом в августе 1982 г. постановлении  ЦК  КПСС  и Совета  Министров  СССР «О дополнительных мерах по улучшению охраны  здоровья  населения». На июньском (1983 г.)  Пленуме Центрального Комитета было  подчеркнуто, что вопросы здравоохранения будут, несомненно, занимать все большее место в социальной политике партии.  Проявлением  постоянной заботы КПСС и Советского правительства о росте народного благосостояния выступает совершенствование  социального  обеспечения и социального страхования,  На эти  цели  в 1980  году  было затрачено  39,1%  всех выплат и  льгот, главной статьей  среди которых  является выплата пенсий,  В нашей стране более 50 млн. пенсионеров, и  число  их  ежегодно увеличивается на миллион человек. В 1981 г. повышены минимальные размеры  пенсий  рабочим  и служащим по  старости и по инвалидности и в связи с потерей кормильца. Установлены дополнительные льготы при начислении пенсий по возрасту женщинам, воспитавшим пять  и  более детей.  С 1 января 1983 г, введена  20%-ная надбавка к пенсии для рабочих и служащих,  непрерывно  проработавших  на одном предприятии, в  учреждении, организации не менее  25 лет, а  для  женщин, имеющих  детей, — 20 лет.  Принято  решение о персональных пенсиях участникам  Великой  Октябрьской  социалистической  революция и гражданской войны. Этот факт отметил Ю. В. Андропов на встрече с ветеранами партии в ЦК КПСС  в  августе 1983 г. Он также сказал, что в деле обеспечения ветеранов есть и более общие вопросы, и партия будет ими  заниматься, хотя финансовые  возможности не  позволяют сделать это так быстро, как хотелось бы.  Затраты государства на социальное обеспечение из года  в год  растут. Расходы государственного бюджета на социально-культурные  мероприятия составляли в 1975 г. — 77 млрд. руб., в 1980 г. — 98,8, в 1983 г. их сумма  будет равна 114,2 млрд. руб.
                  Одно из центральных мест в системе социально-экономических мероприятий партии и Советского государства занимает забота о положении женщин, об интересах работающих матерей. Помощь им осуществляется по ряду направлений. Государство предоставляет женщинам пособия по беременности и родам, уходу за ребенком, устанавливает для матерей льготный  и  удобный режим труда  и отдыха. Развивается сеть дошкольных детских учреждений. Большое значение для рационального расходования  внерабочего  времени женщин имеет совершенствование системы  бытового обслуживания.  В интересах работающих и учащихся матерей начиная с 1981 г. введены для ухода за ребенком до достижения им возраста одного года частично оплачиваемые отпуска. Стали продолжительнее и неоплачиваемые отпуска, предоставляемые матерям до достижения ребенком полутора лет, В то же время вводится по районам страны выплата  единовременных  пособий  по случаю  рождения ребенка, а также второго и третьего ребенка. Одиноким матерям государство выплачивает  пособия до достижения ребенком 16 лет, а на каждого ребенка — учащегося, не получающего стипендии, — до 18 лет.  В 1981т. повышены  пособия на каждого ребенка одиноким матерям. В детских домах, школах-интернатах и других подобных учреждениях увеличены нормы расходов на питание. Разумеется, забота о благосостоянии женщины-матери  не исчерпывается только перечисленными выше мерами. Так, женщинам, имеющим двух и более детей в возрасте до 12 лет, предоставляется дополнительный  оплачиваемый трехдневный отпуск, эта же категория Женщин имеет право на дополнительный отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью до двух нёдель.  Выплаты и льготы  работающим  матерям позволяют и дальше укреплять их  экономическую  самостоятельности, Помогают совмещать обязанности матери и участницы общественного производства, активнее трудиться в общественном хозяйстве. Вот почему эти затраты — в интересах всего народа, они еще больше сближают реальное социально-экономическое положение людей различных  социальных  групп  и классов.
                      Вопросы удовлетворения неуклонно растущих материальных и культурных потребностей трудящихся постоянно находятся в поле зрения республиканских и местных Партийных комитетов, государственных органов. Об этом свидетельствуют многочисленные факты. Приведем лишь некоторые из них.  Так,  состоявшийся  в мае 1983 г. Пленум ЦК  Компартии  Узбекистана  обсудил задачи расширения  производства товаров народного потребления и выработал  дополнительные  меры по улучшению обеспечения населения товарами в 1983—1985 гг. Выполняя решения  XXVI съезда  КГІСС, ноябрьского (1982 г.) Пленума Центрального  Комитета,  республиканская партийная организация уделяет большое  внимание производству,  расширению ассортимента и улучшению качества товаров массового потребления. На пленуме говорилось о том, что в республике построен ряд крупных предприятий, что позволило  увеличить  производство хлопчатобумажных и шелковых тканей, трикотажных, швейных и  иных  изделий, товаров хозяйственного и культурно-бытового  назначения.  Выпуск  их возрос и за счет реконструкции  и технического  перевооружения действующих предприятий, участия в решении этой важнейшей задачи предприятий тяжелой промышленности.  В районных центрах, малых городах, сельских населенных  пунктах  за последние два года открыто более 100 филиалов и цехов. Использование надомничества позволило шире привлечь к производству  предметов  массового спроса многих женщин и пенсионеров.  Все это дало возможность  с начала одиннадцатой  пятилетки  увеличить  в республике выпуск товаров народного  потребления на 27%, улучшить их качество.  Высоким качеством отличаются изделия производственного объединения «Атлас», Наманганского шелкового комбината, Самаркандского и Ташкентского фарфоровых заводов. Большим спросом пользуются изделия заводов «Ташсельмаш», «Компрессор», товары для народа, изготовляемые в Ташкентском  авиационном объединении имени В. П. Чкалова, коллективами ряда других предприятий.  Однако рост производства товаров и услуг в Узбекской ССР еще отстает от роста денежных доходов  населения, требует дальнейшего повышения качества товаров. Не полностью  реализуются  богатые производственные возможности отдельных предприятий в  хлопкопрядильном,  ткацком  производстве.
                    Пленум поставил задачу полнее использовать  все имеющиеся резервы  расширить  производство  национальной одежды, мебели, изделий  народных  мастеров и умельцев. Была подчеркнута необходимость  настойчиво добиваться, чтобы каждое предприятие отраслей  группы «А»  выпускало  товары народного потребления в объеме, равном и превышающем фонд заработной платы данного коллектива. Шире  должны использоваться  для  производства предметов массового  спроса  отходы металлопроката,  деревообработки, нестандартное кожевенно-меховое  сырье, стебли  хлопчатника, рисовая солома.  Пленум ЦК КП Узбекистана подчеркнул, что обеспечение удовлетворения постоянно растущих потребностей  населения в разнообразных и высококачественных товарах — первейший партийный долг. В этой связи  было указано, что еще шире должно быть развернуто социалистическое соревнование, повышен уровень Всей политической и  воспитательной  работы в трудовых коллективах.  Заботиться о быте людей так же, как и  о производстве,— такую задачу выдвинул перед партийными  организациями, всеми трудящимися  республики пленум ЦК Компартии Литвы, состоявшийся в начале июня 1983 г.  Он  был  проведен в Паневежском  районе, в колхозе  «Эришкяй»,  Началу работы пленума предшествовало  деловое  ознакомление  с условиями труда, отдыха и быта  тружеников  района, с проблемами, встающими на пути их улучшения. Подобная подготовка  способствовала  более глубокому рассмотрению задач  партийных организаций  республики по дальнейшему социальному развитию села, помогла создать в ходе обсуждения атмосферу взыскательности и самокритичности.  Как было отмечено на пленуме, опыт Паневежского и других районов Литовской ССР показал, что успех социального переустройства села, создание широкой сети культурно-бытовых объектов возможны в первую очередь благодаря улучшению хозяйственной деятельности, росту  экономики. Но какой бы прочной ни была  материально-техническая  база, дальнейшее развитие производства зависит от людей. В этой связи на пленуме указывалось, что успех передовых  колхозов  и совхозов  республики  определяется  во многом тем, насколько  тесно  партийные, советские органы, руководители хозяйств, первичные  партийные  и общественные организации увязывают решение  производственных  задач  с реализацией программы социального развития. Там, где действуют сплоченные, стабильные трудовые коллективы,  нет  недостатка в рабочих руках, имеет место хороший деловой настрой.
                   Ныне в Литовской ССР 64% тружеников села живут в новых благоустроенных  колхозных  и  совхозных поселках. Немало делается для развития  сферы услуг  в сельской  местности. Расширена сеть предприятий торговли и общественного питания. В то же время, записал пленум в своем решении, партийные, советские и хозяйственные органы, первичные  партийные  организации должны и дальше улучшать социальное планирование во всех звеньях, Важно, чтобы такие планы охватывали все стороны жизни сельских тружеников, подкреплялись материальными  и  другими ресурсами, организационными  мерами и чтобы  постоянно  контролировался  ход их  выполнения.  Бюро ЦК Компартии  Латвии  неоднократно  обсуждало  на своих заседаниях работу предприятий государственной торговли и потребительской кооперации. Городские и районные комитеты партии республики принимают энергичные меры по улучшению торгового  обслуживания населения, воспитанию кадров торговых организаций. В частности, выполнение постановлений  партийных  комитетов помогло значительно поднять уровень работы управления торговли города Резекне, повысить авангардную роль коммунистов  Гулбенского  райпо, решить ряд важных вопросов в других районах Латвийской ССР.
                     Поучительный опыт  по расширению сети предприятий сферы услуг,  созданию экономических и  организационных условий для повышения качества их работы  накоплен Алтайским краевым, Свердловским  и Смоленским областными  Советами народных депутатов. По  их  инициативе  в этих регионах разработаны четкие целевые программы  выпуска товаров народного потребления, коренного  улучшения деятельности сферы услуг. Глубже и всестороннее стали заниматься проблемами развития сферы услуг Московский, Киевский, Минский горкомы партии, многие другие партийные комитеты.  Крупным производителем  разнообразных  и  добротных товаров для народа является Московская область. В 1983 г. выпуск товаров народного потребления (в розничных ценах)  предприятиями  области превысит 9 млрд. руб. В первой половине года на 1 руб. фонда заработной платы произведено таких товаров на 1 руб. 66 копеек,  что  выше  установленного плана.  Этот  факт  был  отмечен на пленуме Московского обкома КПСС в августе 1983 г., который  рассмотрел задачи областной  партийной организации по дальнейшему развитию  производства товаров народного потребления в связи с решениями XXVI съезда КПСС, ноябрьского (1982 г.) и июньского (1983 г.) Пленумов ЦК КПСС, указаниями  Генерального секретаря ЦК КПСС, Председателя Президиума Верховного Совета СССР Ю. В. Андропова.
                            Улучшение качества товаров, их потребительских свойств «г? важный вопрос экономической политики партии.  С учетом этого пленум Московского обкома КПСС подчеркнул необходимость и дальше увеличивать  выпуск  товаров для  народа хорошего качества и в широком ассортименте. За три года одиннадцатой пятилетки в Подмосковье реконструирована  половина  предприятий  легкой промышленности и треть — комплексно  механизирована.  На первый план выдвинута задача как можно полнее использовать созданные возможности. На пленуме говорилось о положительном  опыте решения  такой  задачи  коллективами Ореховского, Щелковского  хлопчатобумажных комбинатов, ряда других предприятий.  Продукция многих предприятий Подмосковья пользуется  широким  спросом. Государственный  знак  качества  имеют три  четверти выпускаемой в области мебели, половина — ковровых изделий и фотоаппаратов, третья часть — обуви, четвертая — одежды. Среди них ткани  Купавинской  тонкосуконной фабрики и Серпуховского хлопчатобумажного  комбината,  одежда швейного объединения «Юность», посуда  Дулевского  и  Дмитровского фарфоровых заводов, пылесосы завода «Металлист» и др.  В то же  время на выставке товаров Подмосковья, прошедшей в г. Подольске, где работал  пленум  обкома, был представлен и целый раздел неходовой продукции. Она должна в кратчайший  срок  быть  заменена в  производстве на новые, пользующиеся  популярностью  у  покупателей  товары. Ввиду этого пленум потребовал  продолжать укреплять деловые связи фабрик и заводов с торгующими организациями. Такая мера призвана создать надежный  заслон на пути  брака к  потребителю. Более  активный характер должна  носить коммерческая  работа, Экономическое обоснование заказов, этому должны способствовать и смотры новых изделий на оптовых ярмарках. Обобщив предложения городских и районных партийных организаций, пленум Московского обкома КПСС в своем решении определил, что общий объем производства товаров для народа к концу пятилетки в столичной области  следует  довести  до 10 млрд. руб.
                     Седьмая сессия Верховного Совета РСФСР десятого созыва, руководствуясь  положениями, высказанными на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС, обсудила  задачи советских и хозяйственных органов Российской Федерации в  области  расширения производства, повышения качества  товаров народного потребления и улучшения торговли ими в свете требований XXVI съезда партии и ноябрьского (1982 г.)  Пленума ЦК КПСС. Сессия указала, что меры по увеличению выпуска, улучшению качества и ассортимента товаров народного потребления, которые предпринимаются  ныне, — звенья одного  процесса, направленного на повышение благосостояния народа. Сессия отметила, что имеются все условия и возможности для успешного выполнения этой благородной задачи, и выработала конкретные меры по ее реализации. Широкая программа  мер, направленных  на удовлетворение покупательского спроса, выработана и осуществляется ныне многими партийными комитетами областей, краев и республик страны. Эти меры увязывают вопросы  сбалансированности денежных доходов  населения и производства потребительской продукции. Учитывая, что увеличение производства,  улучшение  ассортимента и качества товаров для народа — одна из важнейших  партийных и государственных задач в системе мер, направленных на повышение жизненного уровня советских людей, ее реализация  взята под постоянный  контроль руководителями и партийными  организациями  министерств, ведомств,  предприятий. В этой работе партийные, советские и хозяйственные органы неуклонно руководствуются  установками,  выдвинутыми  в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дополнительных мерах по улучшению обеспечения населения товарами народного потребления в 1983—1985 годах».
                       Все сказанное выше  позволяет заключить, что в условиях развитого социализма КПСС неукоснительно проводит ленинскую линию на всестороннее  повышение  народного благосостояния. Такой курс выражает  одну  из  наиболее характерных  сторон жизни социалистического общества.  Повышение  уровня  материального благосостояния и культуры народа неразрывно связано со всей деятельностью  Коммунистической  партии,  направленной  на  дальнейшее совершенствование  развитого  социализма.

Выдержки из книги доктора исторических наук В. И. Куликова «Забота партии о росте благосостояния народа», издательство «Знание», Москва, 1983 год.






Рейтинг работы: 0
Количество рецензий: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 462
© 08.12.2014 Вячеслав Вилькоцкий
Свидетельство о публикации: izba-2014-1200555

Рубрика произведения: Разное -> Публицистика



Добавить отзыв:


Представьтесь: (*)  
Введите число: (*)  










1