Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

"Нюрка- дура!", или О т.н. литературном профессионализме


(беседа с культурологом)

29 сентября на телеканале «Культура» показали довольно занятную передачу из цикла «Тем временем» с Александром Архангельским». Передача называлась «Литературная самодеятельность: торжество графоманства или победа над кланами?». Тема не нова, а подоплёка еёабсолютно пристрастна, поскольку мнений здесь всегда было, есть и будет превеликое множество, и каждое претендует на бесспорную истину. Означает такая ситуация только одно: истины в решении этой проблемы, увы, до сих пор нет (и вряд ли когда-нибудь будет). Но говорить на эту тему всегда любопытно, поэтому и разговариваю с моим давним другом, выпускником Ленинградской академии культуры, культурологом Сергеем Коноваловым.

Коновалов: Да, я смотрел эту передачу. Так называемые профессиональные писатели упрекают так называемых писателей-любителей в том, что те своими текстами, размещаемыми в Интернете, дискредитируютвеликую русскую литературу. Обвиняемые в свою очередь предлагают обвинителям, как это сейчас модно говорить, особенно не напрягаться и не считают себя полно- и единоправными представителями этой самой великой русской литературы.
- Сергей Владимирович, а почему вы акцентируете это определение - «так называемые»?
- Потому что единого, конкретного,чёткого, понятного определения «профессиональный писатель» как не было, так и нет. Впрочем, то же самое можно сказать и о графоманах.
- То есть?
- А без всяких «то есть». Просто нет. Неопределённых, совершенно запутанных – великое множество, а единого и конкретного – увы…
- … и если следовать такой вашей логике, то тема у той передачи обозначена, а вот ПРЕДМЕТА темы – нет.
- Именно. Что касается логики, что ж, давайте рассуждать логически: кто такойпрофессионал? Это человек, который существует нате дивиденды, которые даёт ему его профессия. Логично? Вполне. Если проще, это человек, которого его профессия кормит, поит, одевает-обувает и так далее. Профессиональный токарь вытачивает на станке детали и за это получаетзарплату. Профессиональный тракторист пашет поле – и ему за это платят. Профессиональный врач лечит, профессиональный учитель учит – и за это общество их материально (если хотите – денежно) обеспечивает. Значит, профессионального писателя должны кормить его тексты. То есть, он – по той же логике – живёт (смягчу – должен жить) на ГОНОРАРЫ.
-И вы хотите сказать, что таковых нет?
- Не хочу. Наверняка есть. Те же беллетристы (конечно, далеко не все). Но их настолько мизерное количество, что говорить о какой-то профессии как об общепринятом статусе просто смешно.
-Извините, но вы говорите довольно спорные вещи…
- А спорные они потому, чтомногиепостоянно путают понятия «профессиональный ЛИТЕРАТОР» и «профессиональный ПИСАТЕЛЬ». Это не совсем одно и то же, поскольку профессиональные литераторы это не только собственно писатели и поэты, но и редакторы, корректоры, критики, литературные дизайнеры, секретари литературных изданий и прочие. И как раз профессиональный литераторможет обеспечить себя, так сказать, гарантированным хлебом насущным.
- В таком случае, что такое «писатель-любитель»?
- А его определение вынесено в название темы телепередачи – графоман. Но опять же, повторяю, чёткого, конкретного, понятного определения графоманства тоже НЕТ!
- Сергей Владимирович, поневоле вспоминаются слова Воланда, сказанные им в начале романа: «Помилуйте! Чего не спросишь, того у вас нет!». «Графоманство – патологическое стремление к сочинению литературных текстов с претензией на их публикации в литературных изданиях.». Чем вас такое определение не устраивает?
- Тем, что оно не определение, а медицинский диагноз, разновидность психопатии. Вы что, пишущих литературные тексты предлагаете определятьв психиатрические лечебные учреждения?
- Спасибо. Поостерегусь от такого предложения. Но ведь есть же какие-то явные признаки графоманства. Например, чрезмерная сочинительская плодовитость.
- Тогда позвольте небольшой экскурс и в историю. В 1907 году в Париже русские начинающие поэты организовали литературный журнал “Сириус”. Каждую неделю они собирались и обсуждали свои сочинения. Самым плодовитым из всех был некий юноша с круглым лицом и претензией на аристократичность. На каждое собрание он приносил не менее двух рассказов и гору стихов. Никто его тексты всерьёз не воспринимал, потому что считали их совершенно бесталанными. Юноша, однако, не опускал руки, приносил новое, и опять подвергался жесточайшей критике. Звали его Алексей Николаевич Толстой.
- Кстати, на тему литературных экскурсов. Сейчас уже не помню, где прочитал воспоминания литературного критика Натальи Ивановой, что ей в редакцию один человек принёссвою поэму, которая называлась, ни много-ни мало, «Ленин», и в этом тексте были такие строчки: « Встал Ильич, развёл руками (это была сцена в мавзолее): что же делать с мудаками?». Иванова привела этот пример как типичнейшее графоманство, а я с ней не согласен: замечательные стихи. Сколько экспрессии, эмоций, выразительности! Великолепно написано!
- … и опять об истории: Тоже Толстой, только Лев Николаевич, сам себя считал и даже письменно подтверждал, что он - графоман. Без всякой иронии!
- Но ведь графоманы не только пишут. Они хотят печататься, причём не в Интернете, а в бумажных изданиях!
- Иопять никакой проблемы. Берите текст, берите кошелёк, идите в любую типографию – примут с распростёртыми объятиями! Даже без очереди напечатают, потому что вы будете платить не по перечислению, а живыми деньгами. Кстати, уж коли заговорили на тему полиграфии, даю совет: самый оптимальный в таком случае тираж – двести-триста экземпляров.
- Почему такой скромный?
- А зачем больше-то? На то, чтобы подарить друзьям, знакомым и раздать в библиотеки и читальные залы, вполне хватит.
- А если попробовать продавать?
- Попробовать можно. Продать – вряд ли.
- Почему?
- Да потому, что покупать не будут. Не верите – зайдите в любой книжный магазин. Сами увидите: самиздат стоит на тамошних полках мёртвым грузом. Никто не берёт.
- Да, печальная перспектива… Поневоле вспоминается Иосиф Бродский, который советовал продавать книги вместе с хлебом. Но графоманы хотят печататься в литературных журналах…
- Платите деньги – напечатают.
- Ага. В том же «Новом мире» или, скажем, «Неве».
- Ну, это перебор. Это академические литературные БУМАЖНЫЕ издания, хотя и у них тиражи (а значит, и доходы) по сравнению с советскими временами упали катастрофически. Я говорю о тех журналах и альманахах, которые сами предлагают у них печататься за плату.
- И если попробовать сделать какие-то обобщения, то получается, что вкусовщина и клановость в литературной среде как были, так и остались.
- … и останутся, потому что литература, как и всякое творчество – величина УСЛОВНАЯ, и категории, которыми её пытаются измерять, соответственно тоже условны. Вот, например, текст: «Нюрка –дура!». Чем не литературное сочинение? Фабула, смысл, сюжет, герой (точнее, героиня) – всё есть, всё на месте!
- Так этот текст и публикуют. На заборе.
- Великолепная информационная площадка! Даже в библиотеку или книжную лавку идти незачем!
- Сергей Владимирович, разговор наш подходит к концу. И всё-таки хотелось бы услышать какой-нибудь если не универсальный, то хотя бы просто совет тем литераторам, которые, скажем деликатно, пока ещё не знакомы широким читательским массам…
- Как это у вас лихо, прямо-таки по агитпроповски получилось: «широкие читательские массы»! Интересно, где это вы видели эти самые «массы»? А что касается совета для таких вот начинающих «массовиков-затейников», то он простой: поступайте так, как поступал здесь уже упомянутый граф Алексей Николаевич Толстой. То есть, коли чувствуете в себе потребность в литературном сочинительстве – пишите! Совершенствуйтесь. Учитесь у классиков (учиться у них никогда не вредно, но кумиров из них себе ни в коем случае не делайте!). И что немаловажно: критику всё-таки старайтесь воспринимать, но ни в коей мере не относитесь к ней, как к родной мамаше, чьё слово – закон!
- Спасибо, Сергей Владимирович, за, как всегда, интересный и, как всегда, спорный разговор. Надеюсь, что он заинтересует и читателей.

(материалопубликован в литературных журналах «Русская жизнь» и «Новая литература»)






Рейтинг работы: 7
Количество рецензий: 1
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 207
© 19.11.2014 Алексей Курганов
Свидетельство о публикации: izba-2014-1184831

Рубрика произведения: Разное -> Литературоведение


Сергей Сальников       20.11.2014   15:08:30
Отзыв:   положительный
Уважаемый господин Коновалов вынужден был быть предельно осторожным и корректным в силу многих обстоятельств, но главная мысль про утопию - ЖИТЬ НА ГОНОРАРЫ, ясно изложена, хоть и с оговорками.
Да, жить на гонорары от чужого труда могут многие, но не автор.
Автор, если и живёт на средства от литературного труда, то исключительно на те, кои ему определит вышестоящий "попечитель", как участник некого "проекта".
В советское время "профи" определялся наличием корочек "Союза" и получением там зарплаты (стипендии) наподобие той, что платили "спортсменам-любителям".
Сегодня "Союзов", что собак нерезаных, да и цель и них не дать, а взять с лошка-члена.
Пушкин, если исходить из определения финансовой составляющей, не был профи и прожил бы и без стихов, имея крепостных и чин при дворе. Толстой не отказывался от огромного имения.
Уважаемый господин Коновалов сто раз прав, тихо намекая, что если хочешь зарабатывать на литературе, то писать повести и романы - не самый надёжный способ.
Впервые встречаю такую интересную статью.
А по сему - да здравствуют графоманы, которые могут писать что хотят и о том, что им интересно, не заботясь о тиражах и гонорарах, и не становиться литературными .. э ... подёнщиками, о которых у меня написано чуть ниже:
https://www.chitalnya.ru/work/626341/
Удачи в творчестве!













1