Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

Переменить свой ум


Переменить свой ум
Покаяние – таинство возвращения к Богу

Священное Писание свидетельствует, что Господь пришел в мир спасти грешников, призвав их к покаянию. «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4, 17) – говорит Он. Этот евангельский призыв Спасителя, побуждающий нас искренне сокрушаться о своих грехах, исповедовать их и получать очищение благодатной силой Божьей, остается значимым для людей вплоть до Страшного Суда. Поэтому от апостольских времен через всю человеческую историю Церковь Христова несет учение о таинстве покаяния.


Вязать и разрешать

Известный катехизис святителя митрополита Филарета (Дроздова) определяет покаяние как «таинство, в котором исповедующий грехи, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом». По происхождению это таинство, как и другие шесть, существующие в Православной Церкви, является учреждением Божьим. Так, Господь в беседе о прощении согрешающим обещает апостолам: «Елика аще свяжете на земли, будут связана на небеси, и елика аще разрешите на земли, будут разрешена на небесех» (Мф. 18, 18). Эта благодать вязать и разрешать грехи была преподана апостолам и их преемникам по воскресении Спасителя. В одном из своих явлений победивший смерть Иисус Христос говорит ученикам: «Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин.20: 22-23).

Формы совершения таинства покаяния в апостольский век были разнообразны и отличались от той, которую имеет сегодня Православная Церковь. Впрочем, основные компоненты обряда этого таинства были уже тогда: устное исповедание грехов перед священником; поучение пастыря в целях выявления путей покаяния; молитвы пастыря и кающегося грешника об успехе покаянного делания и, наконец, разрешение от грехов. Как и в наше время, главной составной частью таинства покаяния являлась исповедь.

На протяжении веков


В ранней Церкви существовали два вида исповеди: публичная и тайная. Публичная исповедь требовалась от христиан, виновных в особо тяжких грехах: отпадение от веры, идолопоклонство, блудодеяние, убийство, а также еретичество. Она совершалась в присутствии всей церковной общины, и после нее кающиеся обязательно проходили через четыре степени покаяния.

Первая заключалась в запрете входить дальше внешнего притвора храма. Несущие эту епитимию люди нарекались «плачущими», так как со слезами умоляли помолиться за них допущенных на «Литургию верных» (главную часть евхаристического богослужения). Вторая носила менее суровый характер: кающиеся могли посещать внутренний притвор храма и слушать пение и чтение Священного Писания до конца «Литургии оглашенных» (приготовительная часть таинства евхаристии). Поэтому их называли «слушающими». Третья степень, назначенная для «припадающих», позволяла им находиться в задней части храма и, падши ниц, внимать молитвам о кающихся. По окончании этих молитв они должны были удалиться из храма. Наконец, четвертая запрещала согрешившим приступать только к Причастию Крови и Тела Христовых. Так как смиряемые этой степенью могли стоять в храме вместе с остальными верующими, их именовали «купностоящими».

Степени покаяния бытовали в Церкви до конца IV века, а публичная исповедь исчезла только в IX-ом. Побуждением к отмене стал тот факт, что многие христиане, не в пример своим древним предшественникам, начали утаивать грехи из чувства стыда. Кроме того, всенародно бичуемый порок вводил в соблазн некоторых немощных христиан. Поэтому Православная Церковь, во избежание превращения лекарства в погибельный яд, с X века практикует только тайную исповедь.

Начиная с апостольского времени, тайная исповедь никогда не прекращала своего существования, занимая значительное место в евхаристическом общении христиан. Уже «Постановления апостольские», литургический памятник IV века, содержит образец молитвы о кающихся, которая читалась духовником перед исповедованием кающегося. Установлено, что современный исповедальный чин Русской Православной Церкви восходит к древнейшему греческому чинопоследованию под названием Номоканон Иоанна Постника. Согласно Номоканону, составленному еще в VIвеке патриархом Константинопольским Иоанном, тайная исповедь совершается пресвитером или епископом строго индивидуально с каждым верующим, хотя бы это был малолетний ребенок. Это положение всегда соблюдалось РПЦ, за исключением непростых лет советской власти.

Вызванный атеистическим режимом дефицит священников породил на приходах явление так называемой «общей» или «коллективной» тайной исповеди. Имеющая свои истоки в раскольническом «обновленческом» движении 1920-ых годов, «общая» исповедь заключается в оглашении пастырем перед собравшимися верующими классификации грехов, после чего прочитываются разрешительные молитвы. Таким образом, конечно, экономятся время и силы иерея, но сама исповедь, требующая тяжелой внутренней работы, испаряется в некую легкую формальность. Сегодня, когда гонения на Церковь в России прекратились, когда идет процесс восстановления рядов православного священства, коллективная форма исповеди потеряла свое оправдание и повсеместно упраздняется.

«Второе крещение»

Нередко маловоцерковленные люди употребляют слова «исповедаться» и «покаяться» в качестве синонимов. Но это ошибочно. Исповедание грехов означает только их констатацию, тогда как покаянием является сокрушение о содеянном. Принципиальную разницу подчеркивает тот факт, что на греческом языке понятие «покаяние» обозначено словом «метанойя» (metanoia) или в буквальном переводе на русский – перемена ума, умоизменение. То есть искреннее раскаяние в грехах предполагает не только осознанное осуждение человеком своих проступков, но и новое к ним отношение – отвращение. Все это, соединенное с горячей молитвой к Богу о прощении и освобождении от власти греха, дает нам возможность возродиться к нравственной, духовной жизни.

Церковь учит, что грехи притупляют ум, сердце и совесть человека, ослепляют его духовный взор, обессиливают волю. Но главное, они создают «средостение» (преграду), которое лишает нас жизни в любви Божией и благодатных сил, полученных после крещения. Именно для очищения грешников , для возвращения заблудших в полноту общения с Богом, Христос установил таинство покаяния. И именно поэтому данное таинство святые отцы называют «вторым крещением». Говоря образно, в таинстве покаяния душа человека погружается в купель милосердия Божия, чтобы вновь умереть для греха и восстать под благодатным воздействием «Царства Божия и правды Его» (Мф. 6, 33).

Приступая к доброму Врачу

Чтобы стать возрожденными в таинстве покаяния, нам самим следует приложить труд к своему обновлению. Без этой работы, без свободного приложения воли и сил к исправлению духовно-нравственного состояния, таинство не может произвести на человека  действия. О том, каким должно быть покаяние христианина, рассказывает клирик нижегородского Спасо-Преображенского храма на Карповке, диакон Артемий Мокрецов:

– Посылаемая через таинство покаяния помощь Божия – благодать – ни в коем случае не является результатом формального исполнения обряда исповеди. Прощение и очищение есть естественное следствие скорбного вопля к Богу души, ищущей спасения, и твердого намерения впредь не грешить. Приступая к доброму Врач, к Господу, грешник должен со своей стороны принести слезы – и это будет для него наилучшим врачеством. Только сердечное сокрушение и исповедание грехов создают условия возрождения павшего человека. Если же исповедующийся недостаточно проникнут покаянным намерением, а священник прочитывает над ним разрешительную молитву, то, когда духовный отец произносит: «Прощаю и разрешаю», Господь говорит: «Я не прощаю и не разрешаю». В исповедании грехов важна также решимость обличить свои поступки, не утаивая некоторые из них из чувства стыда или ложной боязни чего-то. В противном случае исповедь получается неполной, а значит, покаяние не истинно. Кроме того, кающемуся следует открывать только свои грехи, не указывая на пороки окружающих; тем более не нужно называть тех из ближних, что разделяют с ним соделанный грех.

Исповедание грехов необходимо предварять говением, которое, по Уставу, продолжается целую седмицу (неделю). В это время говеющий призван соблюдать установленный пост; стараться обуздывать свои страсти и плохие привычки; усилить, по возможности подвиги церковной и домашней молитвы. Обязательно ходить на исповедь в посты: хотя бы по одному разу в Петровский, Рождественский и трижды в Великий пост. Но это не исключает необходимости исповеди и в другое время, когда совесть требует очищения через таинство покаяния.

Обратный путь


Покаяние требуется каждому человеку. Но часто в души верующих людей проникает губительное сомнение в том, что их грехи могут быть прощены Богом. Лживость этой мысли опровергает само Священное Писание. Достаточно вспомнить примеры спасительного раскаяния царя Давида, апостолов Петра и Павла. Эти и другие исторические образцы не только открывают беспредельность милосердия Божьего, но и указывают путь, которым можно достичь прощения даже самых страшных грехов.  Покаяние есть не что иное, как  возвращение блудного сына под отчий кров. Вот задевающий сердце отрывок из  замечательной евангельской притчи о раскаянии и прощении:

"У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую [мне] часть имения. И [отец] разделил им имение.

По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно.
 
Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.

Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться" 
(Лк.15:11-24). 

Иисус, рассказывая притчу, подчеркивает сугубую, двойную радость отца за вновь обретенного сына. Родитель не просто любит вернувшееся к нему чадо и веселится душой, но еще и ликует по поводу его спасения. Чтобы обозначить этот момент, Христос завершает повествование следующими словами:

"Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся"(Лк.15:25-32).

Искренне раскаявшийся и жаждущий успокоения в Боге, грешник смело может надеяться на подобную радость Отца Небесного. Основанием тому прямое обетование Спасителя: "Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии" (Лк.15, 7). 

Конечно, дорога домой сложна, она требует от нас напряжения всей воли, всех сил; но не приступающий к спасительному таинству покаяния может услышать о себе то, что сказано Господом по поводу согрешивших и трагически погибших галилеян: «Если не покаетесь, все так же погибнете» (Лк. 13,3).







Количество отзывов: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 357
© 14.11.2014г. Григорий Феб
Свидетельство о публикации: izba-2014-1180146

Рубрика произведения: Разное -> Публицистика










1