Русская классика в Лондоне.


Вечер русской классики, в лондонском Барбикане.
                                                       Гергиев и Мацуев в Лондоне.

В середине ноября, в Барбикане был концерт ЛСО, под управлением Валерия Гергиева, главного дирижёра этого, известного на весь мир, симфонического оркестра.
Мы узнали об этом событии в Америке, в Лос Анджелесе и оттуда заказали недорогие билеты, помня, что такое событие обязательно соберёт полный зал и поэтому, надо успеть получить билеты...
На концерт шли пешком, под начинающимся дождём. Для ноября в Лондоне — это привычная погода — с утра солнце сквозь тучи, а в три часа дня — уже сумерки, темнеет в пять и часов семь проходит по городу первый ещё робкий дождик, превращаясь под утро в настоящий ливень.
А с утра, снова солнце, но на юге, уже висит тёмная туча в полнеба, которая к вечеру достигает пределов города.
Барбикан — это архитектурный комплекс, построенный на бывшем пустыре, оставшемся в Лондоне после бомбёжек в последнюю войну.
Лет тридцать с лишним назад, группа архитекторов сделала проект и построили Барбикан — этот городок в городе, с тремя башнями высотками и жилыми современными домами, с дорогими квартирами в них. Тут и большой культурный центр, сегодня известный на весь мир. В этом центре и театр, и кино, и библиотеке, и главное - большой, красивый и уютный концертный зал, сегодня известный во всём мире. Здесь выступают лучшие оркестры и солисты мира, но иногда, проходят и концерты школьных оркестров и хоров, показывая творчество юных.
Барбикан расположен недалеко от нашего дома на Хаттон Гарден и потому, мы бываем здесь довольно часто.
Сегодня, тут русскую классику играет Лондонский Симфонический Оркестр, а Россию представляют, наверное самый знаменитый на сегодня, российский дирижёр с мировым именем — Валерий Гергиев и не менее известный пианист-виртуоз — Денис Мацуев.
Денис родился в Иркутске, как и я, и кажется, я знал в давние времена его отца. Замечательно, что часто, русская культура рождает гениальных композиторов, дирижёров и исполнителей, в провинции. Вот и Гергиев родился в Москве, рос в Ордженикидзе, потом закончил консерваторию в Питере и остался там работать в качестве дирижёра, а потом и художественного руководителя Мариинского театра.
И эти провинциалы по рождению, со временем, благодаря своему таланту и трудолюбию становятся известны всему миру!
...Концерт начинался с увертюры Балакирева, который родился тоже в Нижнем Новгороде, но потом переехал в Петербург и возглавил сообщество русских композиторов - «могучую кучку», заложившую основы русской классики, которая сегодня стала классикой мировой. Русская симфоническая музыка — это вершина классической музыки и с нею не могут сравниться ни одна музыкальная страна в мире. Только перечисление известных русских, советских композиторов может занять пол страницы, а исполнительское мастерство солистов признано во всем мире, выдающимся. Тут сказываются и звучная напевность гласных в русском языке и народные песни и пляски, которые служили основой музыкального творчества композиторов — националистов — так это звучит в английском языке.
Ну а исполнительская школа российских певцов, скрипачей, виолончелистов, пианистов и трубачей, не без оснований тоже называется первой в мире.
Денис Мацуев, как раз и относится к этой великолепной русской школе фортепиано. В 1998 году он выиграл конкурс имени Чайковского в Москве и стой поры стал одним из самых известных исполнителей русской и мировой классики. От других звёзд, он отличается виртуозной техникой и экспрессивной манерой исполнения. Он не похож на субтильных пианистов-эстетов, вполне физически развит и с детских лет увлечен футболом.
Он как то в интервью говорил, что если бы не музыка, то стал бы футболистом. В детстве, занятия музыкой ненавидел и плакал, когда вместо футбола, приходилось садиться за рояль. Но его детские слёзы окупились старицей и сегодня, он стал кумиром молодых исполнителей и «несёт свет музыкальной культуры» в «народные массы», в том числе и в Сибири.
Он лауреат многих международных премий, но для меня, самое важное, что он в Сибири, в Иркутске уже десять лет назад создал музыкальный фестиваль «Звёзды на Байкале». Сюда съезжаются известные оркестры и исполнители и сибиряки, любители классической музыки, этом у несказанно рады. Побольше бы таких патриотов и энтузиастов и в других областях российского искусства и культуры!
Ну а Валерий Гергиев, уже давно знаком всем любителям классики, во всём мире. Лет двадцать пять назад, был с ним знаком и я. Нас с женой представили ему и он, тогда ещё молодой дирижёр, провёл нас в зал Мариинки, где Темирканов, тогда руководитель театра, репетировал оперу «Пиковая дама». Эта репетиция запомнилась нам на всю жизнь.
С той поры прошло много лет и талант Гергиева, его трудолюбие и требовательность к себе и оркестрантам, сделали его имя известным во всём мире. Он тоже лауреат множества премий, и вместе, удачливый руководитель и пропагандист русской и мировой классики.
Недаром, в этот вечер, концерт в Барбикане, начинался с увертюры Милия Балакирева, который во многом предвосхитил творчество не только русских, но славянских композиторов и северной школы, включая Дворжака, Сметану, Сибелиуса, Чурлёниса, Нильсена...
А в русской школе музыкальной композиции, как мне кажется, он предвосхитил становление таланта Петра Чайковского, продолжателя традиций русской школы, заложенной композиторами из «могучей кучки»:Балакиревым, Бородиным, Римским — Корсаковым, Кюи и Мусоргским.
Мелодичность и напевность, следовавшие и развивавшие мелодические традиции народной музыки и песен — отличали русских композиторов того периода, и конечно, творчество Милия Балакирева.
Исполненная лондонским симфоническим оркестром, его увертюра это показывала со всей очевидностью. В этой русской музыке я различил народные весёлые песни и танцы, которые были в плетены в сюжет рассказывающий о русской природе и русской жизни.
На мой взгляд, напевность, мелодичность и сюжетность и отличает русскую классику от любой другой национальной музыкальной школы.
Каждый раз, когда я слушаю Римского — Корсакова, Мусоргского, Чайковскоого, Шостаковича, Стравинского, Прокофьева, я вижу в своём воображении картины природы России и частицу жизни её народа.
И каждый раз, мне хочется сопроводить музыку, видео рядом, который бы эта музыка иллюстрировал эмоционально.
Особенным драматизмом, пронизаны произведения Сергея Рахманинова, чьи концерты для фортепиано с оркестром, симфонии и более мелкие произведения, показывают жизнь великой страны и великого народа, во всем разнообразии и драматизме его истории...
Денис Мацуев исполняет Второй концерт, особенно темпераментно и выразительно, потому что он истинно русский и уже через поколения, умеет чувствовать мотивы, вдохновившие Рахманинова на созданию его замечательного симфонического шедевра!
Ну а Валерий Гергиев, постарался показать мастерство пианиста и вместе, добился идеального звучания оркестра, который не закрывает игру солиста, но сопровождает его, подчёркивает звуки фортепиано уверенно и тонко.
Слушая Второй концерт Рахманинова, я, как обычно на концерте классики расслабился и погрузился в медитацию. Мысли потекли спокойно и широко...
Я представил себе картину конца девятнадцатого, начала двадцатого века в России, времена. когда жизнь в стране начинала ускорятся и наряду с традиционным барским благодушием, мощной струёй в обществе вливалась жажда русской интеллигенции получить свободу для своего народа и для себя...
Мне виделось весенне утро, имение вблизи большого города, молодой композитор возвратившийся под утро после вечеринки с друзьями. Его переполняет восхищение тишиной и сосредоточенностью просыпающей после зимнего сна, русской природы. Он садится за рояль и импровизирует, передавая, трогающие его душу, чувства молитвенного благоговения перед жизнью, перед этим рассветом, началом нового дня. И на этот восторг перед жизнью, накладываются мечты о новой мире, наполненном добром, справедливостью и взаимной любовью...
В определённом смысле Второй концерт для фортепиано с оркестром предвосхищает Великую русскую революцию, а точнее череду революций, которые изменят не только Россию но и весь мир!
Игра Дениса Мацуев поражает темпераментом исполнения, виртуозным мастерством и пониманием душевных переживаний наполнявших душу композитора, во время написания этого произведения.
И, когда последние звуки фортепьяно смолкли, переполненный, красивый и уютный зал, на секунду замер и после мгновения совершенной, сосредоточенной тишины, обрушился шквалом аплодисментов и криками одобрения. Английская публика умеет ценить подлинное мастерство и выражает свой восторг, не сдерживаясь!
Трижды, Гергиева и Мацуева вызывали на бис, и после, Денис сел и исполнил лёгкую, но вместе, сложнейшую в исполнении пьесу.
По окончанию этой феноменальной игры, зал вновь взорвался аплодисментами и взволнованный солист, поклонами благодарил и публику и оркестрантов, помогавших ему донести до слушателей весь сложный душевный и духовный мир, этого замечательного концерта Рахманинова!
После перерыва, оркестр исполнил третью симфонию Рахманинова, написанную уже вне пределов России, в Швейцарии и Америке и редко исполнявшуюся и во время жизни композитора.
А я, слушая эту, уже немного нерусскую музыку, вспоминал ещё один случай встречи с Гергиевым — дирижёром. Это было на репетиции «Хванщины» в Роял Опера, в Лондоне. Гергиев, прервав репетицию обратился к солисту и стал ему объяснять, что петь надо громко и уверенно, потому что в это время, Россия уже становилась мировой державой и русские люди уже почувствовали и силу и свой характерный талант.
И это замечание открыло мне в Гергиеве ещё одну примечательную черту — знание и понимание не только музыки, но и истории своей Родины.
Нельзя не сказать о том,что Гергиев, играл и играет самую замечательную роль в пропаганде и раскрытии силы и многообразия русской, российской культуры, и не только музыкальной.
Как человек, чье становление как личности пришлось ещё на времена советские, он стал личностью многогранной и талантливой во всём, чем бы он не увлекался.
А его работа с Мариинкой, восстановление громкого имени этого театра, заслуживает всяческих похвал, хотя и заставляет его жить напряжённой гастрольной и концертной жизнью, во все времена года, без перерывов и отдыха.
Его темперамент и воля, поражает всех, кто сталкивается с ним во время работы и даже в простых интервью и разговорах. Никто, из нынешних корифеев и знаменитостей, не сделал столько для распространения Русской культуры в мире, как он. И поэтому дай бог ему здоровья и сил, для исполнения этой почётной миссии.
Слушая музыку Рахманинова, в исполнении Дениса Мацуева, и лондонского оркестра под управлением Валерия Гергиева, я подумал, что русский язык, как носитель и базис российской культуры, может стать со временем, международным языком искусства.
Вспомнился и Лев Толстой, и Достоевский, и Чехов. В памяти всплыли замечательные годы расцвета мирового балета, которые, во многом стали следствием культурного шока, испытанного мировой культурой после парижских гастролей антрепризы Дягилева.
Вспомнился взрыв творческого энтузиазма у живописцев во всём мире, вдохновлённых картинами и теоретическими работами Малевича, Шагала и ещё многих и многих российских живописцев и скульпторов, современников русской революции.
Поэтическое творчество и художественные поиски Маяковского, Ахматовой, Пастернака, Бродского по достоинству были оценены во всём мире.
Так почему не может быть так, что знание русского языка станет обязательным для каждого человека, претендующего на звание культурного?!
Конечно сейчас, русская культура почти побеждена вторжением культуры англо-саксонской и русские писатели и поэты, чувствуют себя провинциалами, отрицают свои русские российские корни в творчестве.
Вспоминая Быкова, Веллера, Улицкую и их почитателей, приходится признать, часто невольный провинциализм этого поколения россиян, порождает незнание и нежелание знать народную русскую культуру.
Но всё таки, есть надежда, что когда это поколение культурной контрреволюции, уйдёт в небытие, их место займут таланты, по силе и мощи культурного языка, не уступающие тем корифеям музыки, литературы, танца, которые жили и творили во времена Российского ренессанса, начавшегося с имени гениального Пушкина, Лермонтова. Гоголя и продолжившегося в творчестве Достоевского, Толстого, Чехова, Набокова, Булгакова...
Россия, сегодня, постепенно пробуждается от кошмарных снов навеянных социальной и культурной Реставрацией и вместе с просыпающимся, от дремотных иллюзий мира потребления, русским характером возродится и творческий дух народов Российской Федерации. Надо научиться ценить и сохранять русскую культуру, и вклад в неё всех народов населяющих нашу страну...
...Концерт закончился, и мы, отправились домой пешком, благо, что идти было недалеко.
Придя домой я заварил себе чай, попил его с плюшками, почитал и спокойно уснул, слушая за полуоткрытым окном, шум большого города Лондона.
Ночью, мне снились сны и почему-то сопровождались они мотивами из Второго концерта для фортепиано с оркестром, Сергея Рахманинова!

Ноябрь 2014 года. Лондон. Владимир Кабаков.

Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте «Русский Альбион»: http://www.russian-albion.com или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?": http://istina.russian-albion.com Е-майл: russianalbion@narod.ru





Рейтинг работы: 3
Количество рецензий: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 344
© 14.11.2014 Владимир Кабаков
Свидетельство о публикации: izba-2014-1179617

Рубрика произведения: Поэзия -> Авторская песня











1