Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

Вершина евангельских блаженств


Вершина евангельских блаженств
О мученичестве за Христа

Готовность принять мученический венец во имя Господа является самой высокой добродетелью в христианстве и наиболее полным и всеобъемлющим выражением православной веры. В дни Великого поста, когда верующие, следуя крестной стезе Спасителя, совершают свое духовное восхождение к Пасхе, размышления о подвиге святых мучеников становятся особенно нужными и полезными. Попробуем же понять суть и значение этого подвига, для чего познакомимся с его содержанием, спецификой и формами проявления.


Свидетельство


Древний рабовладельческий мир не отличался гуманным отношением к человеку, и жестокие мучения были тогда обыденным явлением. Поэтому ранняя Церковь, неоднократно подвергавшаяся гонениям со стороны языческой власти, обозначала пострадавших за веру христиан понятием «мартирос», что на русский язык переводится как «свидетель». Этим Церковь подчеркивала особое значение мученичества во имя Господа – свидетельство о высшей истине. Христианин-мученик своим подвигом утверждает, что царство смерти кончилось , что жизнь восторжествовала, что Иисус Христос победил смерть, воскрес и открыл людям путь к спасению.

Отвергающим христианство очень трудно объяснить, почему огромнейшее количество людей разных эпох, культур и национальностей, разного общественного положения, возраста и пола пожертвовали не только имуществом, карьерой и семьей, но и самой жизнью из любви к Господу. Вспомним слова известного мученика-христианина св. Игнатия Богоносца: «Дайте мне стать пищей зверей… Мои земные страсти распяты, и живая вода, струящаяся во мне, говорит: Приди к Отцу. Я не хочу больше жить земной жизнью…» В этом высказывании мы находим твердую уверенность в победе, одержанной над смертью Христом, и в превосходстве подлинной жизни – с Ним и в Нем – над преходящим земным бытием.

В духовно-нравственном смысле мученичество неразрывно связано со всеми христианскими добродетелями, более того, оно доводит их до совершенства. Именно поэтому Господь в Своей Нагорной проповеди список евангельских блаженств увенчивает возможностью страданий за веру: «Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех» (Мф. 5, 5-12).

Не путать с фанатизмом


Высоким образцом мученического подвига служит Сам Спаситель, а равно и апостолы и все великое множество христиан, исповедовавших веру через страдания. Но мученичество христианских подвижников нужно строго отличать от фанатизма, экзальтации, бравады или отчаяния, которые нередко толкают людей на смерть. Об этом рассказывает проректор по учебной работе НДС, преподаватель Катехизиса и Нового Завета протоиерей Александр Мякинин:

К сожалению, вследствие падшей природы у человека даже самые высокие мысли и чувства смешиваются с негативными, а благие намерения оборачиваются злыми делами. Так, уже в первые века существования Церкви, возникла ересь монтанистов, которые считали любого человека, изо всех сил не стремящегося к мученичеству, трусом и отступником. Эти экзальтированные люди, провоцировавшие языческие власти и иногда являвшиеся причинами государственных гонений на христиан, в конце концов, были осуждены Церковью как обычные самоубийцы. Другой, более поздний пример – старообрядцы. Их религиозная ревность не может не вызывать некоторого уважения, но очевидно, что в ней нет разумности. Одному только Богу ведомо, какая доля фанатизма и гордыни, а какая доля и действительно христианского мученичества кроется в массовых самосожжениях старообрядцев XVI – XVIIвеков.

Можно взглянуть на проблему мученичества шире. Какой-нибудь политический или религиозный террорист-смертник, жертвующий собой, чтобы причинить страдания другим людям и тем, как ему кажется, улучшить мир, – это ведь тоже своеобразный мученик, но вот только движет им вовсе не любовь к Богу. Подлинный мученик-христианин никогда не желает страданий остальным людям, даже своим истязателям, а напротив, всей душой жаждет спасения каждого человека.

Мне запомнился фрагмент из проповеди одного замечательного православного священника. Неких трех невольников вызвали к правителю, который велел вырыть каждому из них за ночь по глубокой яме. Первому рабу сообщили, что он готовит себе могилу, второму – что под его ногами окажется клад, а третьему сказали о роднике – приложи усилия, и он забьет на пользу многим людям. Всем им предстоял равновеликий труд, но вот нравственные переживания, с ним связанные, были разными: у одного страх жестокого наказания боролся с желанием бросить лопату, у другого в груди лихорадочно чередовались надежда разбогатеть и боязнь упустить свой шанс, лишь последний испытывал бескорыстное беспокойство не успеть раскопать источник к рассвету. Итак, при всей схожести работы разница заключалась в ее движущей силе.

Очевидно, что главным критерием, которым определяется истинность подвига мученичества, является его мотив – важно определить, что движет человеком на пожертвование своим благополучием и жизнью: ненависть, жажда славы, какие-то личные, общественные идеи или же любовь к Господу и ближним. Только в последнем случае может идти речь о христианском мученичестве.

Цвет мученичества

В Православной Церкви к понятию «мученичество» никогда не было узкоформального подхода. Еще в III веке святитель и священномученик Киприан Карфагенский, говоря о мученичестве, причислял к этому подвигу не только страдальческую кончину во время гонений за Христа, но и мирную благочестивую жизнь в деятельной любви и сострадании. Отцы древней Православной Церкви первый вариант называли «красным», а второй – «белым». Примечательно также, что они выделяли мученичество «зеленое», когда человек подвигами поста, труда и молитвы достигает освобождения от всех греховных страстей. Здесь речь идет о монашеском подвиге.

Автор известной книги «Лествица», игумен Синайского монастыря св. Иоанн Лествичник писал, что подвигом мученичества можно считать вообще любой праведный образ жизни: «будь то монашество, брак или одиночество». Во время монашеского пострига инок добровольно отказывается от своей свободы, совершая тем самым первый акт мученичества ради Христа. То же самое, по мысли св. Иоанна Лествичника, происходит в церковном браке. Смысл этого таинства в том, чтобы вступающие в союз были готовы разделить между собою и детьми, которых Господь пошлет им, не только радость, но и способность отсечения воли друг перед другом. Неслучайно, когда священник трижды обводит вокруг аналоя жениха и невесту, звучит песнопение: «Святии мученицы, добре страдавшее и венчавшееся, молитеся ко Господу, помиловатися душам нашим». Брак - это тот же подвиг мученичества.

Преподобный Иоанн Лествичник не обходит своим вниманием и вынужденно одинокое состояние человека. Всякий лишенный волей Господа возможности вступить в брак и не дерзающий на принятие монашеского пострига, испытывает страдание от острого чувства нехватки общения. Правильным выходом для такого человека становится активное участие в деятельности Церкви: службах, милосердии и прочих богоугодных занятиях. Тогда невольный крест одиночества становится добровольно принятым и связанные с ним мучения в подлинно христианском духе оборачиваются радостью самопожертвования.

Таким образом, можно сделать вывод, что мученичество в широком смысле слова – это добровольное страдание за правду и всякую заповедь Божию. Именно это имел в виду преподобный Феодор Студит, когда писал, что «не те только мученики, кто пролил кровь, но и те, кто жизнь ведет богоугодную».

Между молотом и наковальней

Ни один человек, каким бы путем ни вел его Христос к спасению, не может избежать скорбей. Только страдания, физические или духовные, пробуждают в падшем человеке дремлющую совесть и расшевеливают оцепеневшую душу. Поэтому следует с благодарностью принимать любые испытания, памятуя о том, что ничто в этом мире не происходит без воли Господа.

Нередко можно услышать упреки в адрес Создателя от обычных, в общем-то, очень хороших людей. Они не понимают смысла происходящих с ними злоключений и указывают, в качестве примера Божьей несправедливости, на известных народу преступников, вроде коррупционеров и олигархов, предавших Родину и пребывающих в относительном житейском благополучии. Но ответ для страдальцев очевиден: добрые люди не наказываются небесами за что-то, а просто временно взяты Богом «в работу», помещены между Его молотом и земной наковальней, чтобы сделаться лучшими для Христа, стать действительно пригодными и закаленными. Надо крепиться и не терять веру – награда непременно будет. А те же из человеков, кто, несмотря на свое укорененное порочное состояние, и даже иногда на прямое обращение к духам погибели,  долго остаются без божественного возмездия, – это «материал»отвергнутый Спасителем, как окончательно испорченный. Господь терпит таких злодеев, аки бесов, ради испытания остальным людям, но когда их преступления достигают предела – изгоняет с лица земли во тьму внешнюю, кромешную.

Лучшим образцом смирения и послушания для верующих является Иисус Христос, принявший Крестные муки, а следом за Ним – нас вдохновляют христианские мученики. Оглядываясь на деяния пострадавших праведников, мы должны помнить, что важно с доверием и любовью принимать попечительную заботу Господа о себе. И еще – любое, даже самое спокойное и мирное, время, самое скромное и тихое общественное поприще не исключает возможности исповедовать веру в Христа, а значит, стяжать подвиг мученичества.







Количество отзывов: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 279
© 12.11.2014г. Григорий Феб
Свидетельство о публикации: izba-2014-1177757

Рубрика произведения: Разное -> Публицистика











1