ПУШИСТЫЙ СНЕГ
Маленькое эссе.
Воспоминание...
В почтовом ящике нахожу записку.
Очень удивилась. Кто сейчас пишет записки. Мобильник-то
зачем.
Записка очень коротенькая: - «Зайди в мастерскую. Мобильник
сел. Хотел показать тебе интересный альбом. Жду».
Не заходя домой, иду к художнику в мастерскую. Мы друзья. Он
скуп на эмоции. Если проезжая мимо сбросил весточку, то жди чего-то
незаурядного.
Валентиныч был в приподнятом настроении.
- Смотри, что
откопал у букинистов, - ни тебе здравствуйте, ни тебе проходи. - Протягивает книгу.

- О! - это всё, что
смогла сказать я.
В руках держу старинную книгу, изданную в Москве в 1899
году. - «Роскошно-иллюстрированное изданiе. Камилъ Монклеръ. ИМПРЕССIОНИЗМЪ, его история, его
эстетика, его мастера».
- Ну? Как? – Я тебя сейчас окончательно добью.–
Это тебе в подарок. Там твой любимый Сислей.
- Перестань. Нет. Не могу принять. Не мучай. Это же бесценное
богатство.
Резко перебил, и явно обиженно:
- Подруга, не
мельчай. Бесценное богатство – это дружба. Это, когда есть с кем смотреть в
одну сторону. - Садись, открывай альбом. Пойду, чаёк поставлю.
Листаю альбом, не погружаясь в текст, просто рассматриваю
фотографии.
Роскошно-иллюстрированное издание - это монография. В книге
тридцать черно-белых, слегка тонированных фотографий.
- Знаешь, -
обращаюсь к вошедшему с чайником хозяину мастерской, - вне цвета они очень
интересны. У импрессионистов, прежде всего, потрясает игра цвета, а здесь
по-новому улавливаешь настроение, какое-то особое отношение к окружающему.
Сколько здесь любования людьми, городом,
природой. Никакого позёрства, гламурности.
- А чем тебя покорил
Сислей? – Валентиныч по-деловому разливает чай. - Он как бы менее раскручен. Так, вечная тень Клода
Моне.
- Ой! Не соглашусь
с тобой, художник. У него свой мир образов, свой язык. В Париже повезло попасть
на его персональную выставку. Потрясающе. Он из всех импрессионистов отчаянный
труженик и бедолага. До самой смерти
нищий и практически не признанный. А какая сила! - Посмотри, даже здесь в чёрно-белом

варианте как он убедителен. Да, возможно, у него нет напористости и огня Моне.
Но, как он чувствует прозрачность воздуха, состояние природы, а в цвете
гениально передаёт все оттенки белого снега. От кипенно-белого, до иссиня-голубого. Во всех своих работах он естествен,
лишён декоративности и отстраненности.
Вот двое тяжело идут
по дороге. Кругом светлый-светлый снег, а на дороге, впереди, он уже почернелый.
Вроде бы непримечательный мотив, а на самом деле целая философия. Для меня он
самый зоркий и проницательный наблюдатель. – Возьми-ка большой альбом
импрессионистов, - моя любимая -
«Снежный пейзаж с охотником».
Сидим несколько минут молча, любуемся репродукцией.
- Да, потрясающее
чувство света и цвета, - мой визави ушел в себя. Я ощущаю его напряжение. - Да,
наверное, ты права, - он достоин сравнения с Клодом. Поразительная жизненность
и тонкость. Скажу более, он равен ему. Сколько вдохновения в исполнении.
- Я помню, как ты
любовался в Пушкинском его картиной – «Снег в Лувесьенне».

- Ты заметил, - продолжала я, - как ощущаешь в
этом снежном пейзаже девственность первого пушистого снега. Эти ветки под
нежным его покрывалом - фата невесты. Искристый снег это какой-то бездонный
образ чистоты помыслов, душевных порывов. Для меня это - светлое детство. Какое
было блаженство заныривать в сугробы, а снежки?
Сейчас, правда, глядя на первый снег на тратуарах, скорее грустные
мысли всплывают, чем радостные. В глаза бросаются не только его почернелости,
но и все оттенки химических соединений.
Но всё идёт по кругу. Тут наблюдала за мальчишками десяти – двенадцати
лет, как они бросали в девчонок снежные комочки. Первые, практически
неосознанные симпатии, влечения... Выбирают ведь тех, кто их уже волнует. А эти
- повизгивают, уже понимают свою силу. Маленькие
акулки. Но какая ещё во всём этом чистота и радость. Первый снег...
- Ты обратил
внимание, Сислей всегда на полотнах, где искрится снег, рисует людей. Он как бы
подчёркивае

т, что человек и природа в связке. И здесь….. охотник с ружьём….. по
первому снегу. – А? …. Вот такая жизнь, - мой друг с пониманием кивнул головой.
- Умеешь заметить
что-то своё. - Помню, как целый час мне описывала руки Джоконды. – Мы тогда,
когда её привозили в Москву, под дождём двенадцать часов простояли….. Мы ли это были?
- А вспомни, - рассмеялась я, - как после
музея пошли ужинать в «Гавану». Ресторан только открыли, очередь дикая. Зашли к
администратору. Наш вопрос её и удивил, и рассмешил: - «Скажите, мы похожи на
тех, кто запланировал ужин в ресторане?». - Вид-то у нас был действительно
дикий. Мокрые суслики. Но видать отблески искусства сияли в наших глазах. Устроила
нам столик. - Да, памятная была та поездка.
Париж - Лувр тогда нам были ещё не доступны. Вот и сорвались
на денёк в Москву.
А после выставки захотелось заглянуть именно сюда, в «Гавану».
Когда-то мы с художником встретились на Кубе. Я отдыхала и собирала материал по
истории Кубинской революции, а он рисовал. Этот период для него был «весёлыми
красками».


До сих пор его этюды играют у меня многоцветием океана и
радугой цветов Варадеро.
Было приятное открытие нового мира, новой культуры.
- Знаешь, ты меня
заразила зимним пейзажем, - художник
вышел из своего внутреннего укрытия. Как только появится настоящий снег, отдам
ему должное. Я, конечно, не Сислей, - лукаво улыбается, - но постараюсь. - Мечта друга о пушистом снеге - закон. – Ёрничает.
Давно заметила, художники ревностно относятся к мнению друзей
о работах других. Будь то коллеги или большие
мастера.
Но надо видеть их на своих выставках. Они без кожи. Очень
ранимый народ.
- Ладно, художник,
пойду. - Спасибо за царский подарок, чай и приятные воспоминания. Ты это очень
хорошо сказал – бесценное богатство - это друзья ...