Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

Хорошее отношение к звездам


Хорошее отношение к звездам
Астрология – наука или язычество?

Сегодня нередко можно увидеть человека, у которого на шейной цепочке рядом с крестиком висит изображение скорпиона, водолея, льва или иного персонажа зодиака. Такое соседство несоединимых символов христианства и оккультизма — примета распространения в нашем обществе представлений неоязыческого движения „Нью Эйдж".

По данным adhearents.сот, в современной Европе, Америке и России астрологическая продукция пользуется небывалым прежде спросом. В США людей, верящих в астрологию, 40%, во Франции — 53%, в Германии — 63%, в Великобритании — 60%, в России — более 40%.

Астрологи в моде

Современный человек настоль­ко доверяет науке, что любая, даже самая поверхностная нау­кообразность вызывает у нас чувство доверия. Этим, прежде всего, и объясняется огромная привлекательность современ­ной астрологии, приверженцы которой объявляют ее приклад­ной наукой и претендуют на точные знания.

Другая причина популярнос­ти астрологии — доступ­ность: каждый может прочи­тать в вечерней газете астроло­гический прогноз и выискать в нем хоть что-то вроде бы отно­сящееся к нему. Приведем при­мер. Скажем, самый простой гороскоп говорит, что люди, рожденные под знаком Льва (между 22 июля и 23 августа), любят находиться в центре событий, у них есть чувство дра­матизма и тенденция выносить все на публику. Львам также при­суще стремление к власти, они прирожденные лидеры, но иногда мо­гут быть чересчур авто­ритарны. Львы как дети — они слишком доверчивы и слишком открыты­, им чуждо любое коварство. Мы видим, что портрет дан широкими мазками, поэтому подойти под него может весьма широкий спектр людей. Более того, поскольку названные качества в основном хорошие, а недостат­ки — простительные, люди легко их в себе признают, даже если все это к ним совершенно не от­носится.

Наконец, с верящего в горо­скопы человека в определенном смысле снимается всякая ответ­ственность: так уж расположи­лись звезды, ничего не подела­ешь. Это очень удобная пози­ция, ведь пытаться изменить что-то к лучшему гораздо сложнее.

Немного истории


Астрология — один из древ­нейших известных культов; современная астрология все еще напоминает астрологию древнос­ти, хотя за прошедшие века эта религиозная система подверг­лась существенным изменениям.

В эпоху палеолита на территориях Африки, Евразии и Северной Америки распространилась так называемая дольменная культура – древние люди ставили характерные каменные сооружения, многие из которых ориентированы на звезды. Это указывает на глубинную связь первобытной религии с астрономическими наблюдениями. Примером тому самый совершенный из кромлехов – Стоунхендж, сооруженный в новокаменном веке (приблизительно в 2440—2100 до н. э). Его ось соотносится с точкой восхода Солнца в день летнего солнцестояния, а в геометрии каменных кругов и земляных лунок зашифрованы сложные астрономические данные: значение числа Пи, диаметр планет солнечной системы, затмения небесных светил и т.п.

Такую же очевидную ориентированность на звезды имеют и знаменитые современницы Стоунхенджа – египетские пирамиды (время постройки около 2400 г. до н. э.). Религия древних египтян пронизана астральными мотивами: здесь и солярные боги Ра, Атон, Амон и Хор; и лунарные божества Тот и Тефнут, и вселенский змей Апоп; и представляющий созвездие Орион судия мертвых Осирис.

Именно астральная мифология египтян преимущественно повлияла на космические представления евреев, отразившиеся на страницах Библии (условное время написания с XIII—VIII вв. до н. э. по I в. н. э.). Стоит вспомнить гибель Содома и Гоморры от кары с небес(Быт. 19); остановившееся Солнце и Луну по молитве Иисуса Навина в битве при горе Вефоронской (Нав. 10:12), чудо с тенью царя Езекия на ступенях храма (II Царей. 20): наконец, Вифлеемскую звезду (Матфей.2:2).

Но собственно астрология, – как религиозная система, которую мы знаем сегодня, – сложилась в долине Междуречья. Цивилизация шумеров (IV – III тыс. лет до н.э.) достигла немалых высот в астрономии, назвав точные даты летних и зимних равноденствий, число планет солнечной системы, а также определив очертания многих созвездий.

Эти знания легли в основу халдейско-вавилонской культуры (II-I тыс. до н.э.), возводившей огромные ступенча­тые башни — зиккураты, с которых жрецы наблюдали звездное небо и вычерчивали карты рас­положения небесных светил. Звездочеты Вавилона учили, что Солнце (Ваал), Луна (Иштар) и планеты (например, Сатурн-Рефман) являются божествами, магически управляющими земным миром. По вере халдеев способность делать астрономические прогнозы была напрямую связана с предсказанием будущих событий на земле – природных катастроф и движений целых народов.

Но после завоевания Вавилона персами (VI до н.э.), жрецы сосредоточили свои усилия на составлении гороскопов для отдельных личностей: царей и важных сановников. Решающим моментом в определении будущего человека стало вычисление координат расположения светил в день его рождения. Тогда же окончательно сформировалось понятие о 12 знаках зодиака (греч. – «круг из животных»), которое возникло еще у шумеров.

В астрологии зодиак – это широкий пояс на небесной сфере вдоль эклиптики, по нему проходят видимые пути Солнца, планет и их спутников.  Но главное внимание астрологов составляют сегменты пояса, посвященные знакам – зодиакальным созвездиям. 12 знаков зодиака обычно пере­числяют по направлению с запада на восток, начиная с линии весеннего равноденствия (21 марта): Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скор­пион, Стрелец, Козерог, Водолей и Рыбы.

В IV веке до н.э. Персия была завоевана греками (македоняна­ми). Астрология халдеев прекрасно соот­ветствовала пантеистическому материализму эллинских стоиков. Греки приняли ее в число своих наук, но разделили 12 знаков зодиака на четыре группы в связи со своим представлением об основных стихиях природы: огонь, воздух, земля и вода. Кроме того, каждому знаку зодиака были поставлены в соответствие определенные планеты, цвета, растения, метал­лы и драгоценные камни.

В таком виде астрология, существенно не меняясь, дошла до наших дней. Но отношение общества к ней сильно колебалось на протяжении веков. В языческой Римской империи звездочеты пользовались всемерным уважением и почетом. Когда же римская ойкумена приняла христианство (IVв. н.э.), астрологи были вынуждены скрывать свои убеждения, но все же пользовались некоторым влиянием при императорском дворе и позже – при особах средневековых монархов Европы и Руси. Несколько лучшим положение адептов астрологии было в арабском халифате, где начиная с VII в. утвердился ислам, более лояльный к язычеству, чем христианство.

В эпоху Ренессанса (XIV– XVI вв.) увлечение астрологией в Европе возросло и не спадало во времена Реформации (XVI в.). Даже Меланхтон, соратник Мартина Лютера, отдал дань звездочетству.

Затем, с началом европейской эры Прос­вещения (XVII в.) вера в звезды снова пришла в сильный упадок и возродилась лишь в конце XIX века в среде масонов и оккультистов.

В конце XX века астрология пережила настоящий расцвет в русле неоязыческой культуры Нью Эйдж. Характерно, что современные астрологи обращаются к божествам древних вавилонян, греков и римлян, хотя и не утверждают больше, что звезды и планеты суть сами эти бо­жества.

Предостережение святых отцов


Защищаясь от обвинений в язычестве, сегодняшние адепты астрологии уверяют, что занимаются строго наукой и что гороскопы составляются по четким математическим выкладкам. Но как, с научной точки зрения, может какая-то звезда, являю­щаяся физическим телом, расположенным в миллионах световых лет от Земли, оказывать влияние на судьбу и на формирование характера человека? Такое утверждение противоречит науке и приводит к выводу, что астрология — это, все-таки, именно религиозный культ, который, как и всякое вероучение, не поверяется фактом, но обосновывает сам себя.

Из Святого Писания и свято­отеческого наследия мы знаем, что астрологическая вера осуждается Церковью. Вот что говорит пророк Исайя, предрекая гибель Вави­лона за его нечестие и пагубное занятие магией: „Оставайся же с твоими волшебствами и с множеством чародейств твоих, которыми ты занималась от юности твоей: может быть — пособишь себе, может — усто­ишь. Ты утомлена множеством советов твоих: пусть же выс­тупят наблюдатели небес и звездочеты и предвещатели по новолуниям, и спасут тебя от того, что должно приключиться тебе. Вот они, как солома: огонь сожег их,— не избавили ду­ши своей от пламени" (Ис. 47, 12-14).

Апостол Павел пишет о язычниках: „Но как они, познав Бога, не прос­лавили Его как Бога и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бо­га изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкаю­щимся — то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они осквернили сами свои те­ла; они заменили истину Божию ложью, и поклонялись и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь" (Рим. 1, 21-25). Из этих слов апостола становится очевидным, что Ис­тина Божия — Христос — не имеет ничего общего с поклонниками гороскопов.

Преподобный Максим Грек предостерегал людей от суевер­ного рабства неразумным космическим телам — планетам и звездам: „Так как Творец одарил нас свободой воли, мы властны над своими делами... А все звезды под­чинены тебе, потому что все они созданы ради тебя, чтобы слу­жить тебе, а не владеть тобой» .
Многочисленные «доктора» и «магистры астрологических наук» постоянно публикуют свои предсказания в газетах, вещают с экранов телевизоров, по радио. Но к этим провидцам подходят такие слова Святого Писания: „И сказал мне Господь: пророки пророчеству­ют ложное именем Моим; Я не по­сылал их и не давал им повеления, и не говорил им; они возвещают вам видения ложные и гадания, и пустое и мечты сердца своего" (Иер. 14,14). „Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеу­чители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. И многие после­дуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении" (2 Петр. 2, 1-2).

Духовный взгляд на звезды

Однозначно осуждая астрологию, как веру суетную и языческую, Церковь Божия при этом не забывает свидетельства на страницах Священного Писания, указывающие на возможную связь ангелов со звездами. Широко известно, что в Библии ангелы именуются «утренними звездами» (Отк. 2:28) - потому что они явлены к бытию в первый этап творения («эон») вместе со светом и сами имеют как бы огненную природу. То есть вполне допустимо предположить, что небесное воинство наблюдает за астральными объектами, контролируя их состояние. Например, один из семи архангелов Уриил прямо почитается Церковью как «властитель небесных светил».

Ангелы пребывают на небесах, но это не исключает их влияния на земные дела. Например, небесные воины участвовали в наших битвах. Вспомним, что «звезды с неба сражались» за сынов Израилевых с финикийцами (Суд.5:20). Кроме того, крылатые вестники неоднократно возвещали людям волю Бога (Чис. 22:22; Лк. 1:19), а в последние дни им отведена роль разрушителей ветхого мира (Откр. 8).

Хотя ангелы наделены бессмертием, высоким разумом и колоссальным могуществом, человеку не следует поклоняться никому кроме Бога, твердо помня, что все остальные существа вселенной только лишь создания Творца. Церковь учит, что небесных воинов следует почитать, но ни в коем случае не делать себе из них кумиров и богов: «Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов (Кол. 2:18)».

Неправильное отношение к вестникам Создателя тем более опасно, что часть этих «молниевидных» духов ( Мф. 28:2-4) отвергла служение добру, будучи прельщена одним из своих горделивых начальников Денницей. Святой апостол Иоанн Богослов повествует об этом так: «Огромный красный дракон с семью головами, десятью рогами и семью венцами на головах. Хвостом своим он смёл одну треть звёзд в небе и бросил их на землю».(Откр.12:3-4).

Павшие ангелы (агелы, бесы, демоны, черти) крайне опасны для человека, так как они окончательно утверждены во зле и не способны к покаянию. Преподобный Иоанн Дамаскин объясняет нераскаяние следующим образом: «Ангел неспособен к покаянию потому, что бестелесен. Человек же получил покаяние ради немощи тела». Иными словами, ангелы по причине своей «тонкой природы» (едва ли нематериальной, подобной природе света или мысли) почти не подвластны категории времени, присущей материи, – поэтому они делают свой выбор между Богом и злом сразу, единожды. Другое дело люди, чьи бессмертные души облечены смертной плотью: мы выбираем в течение всей своей земной жизни – какой кому отпущен временный срок.

Апокрифическое учение о «воздушных мытарствах», которое излагали многие святые отцы Церкви (Иоанн Златоуст, Ефрем Сирин, Кирилл Александрийский, Феофан Затворник, Иоанн Кронштадский и другие) гласит, что демоны, не заключенные Господом в преисподне, обитают в эфирных сферах нашей планеты. Они носятся по воздуху, совращая живых людей, а так же улавливая усопшие души по пути в небеса на Суд Божий. Если душа человека беспросветно грешна, бесы увлекают ее в ад, если же есть надежда милосердного помилования – душу подхватывают добрые ангелы и возносят к Престолу Бога. Это особая бесконечная область мироздания, удаленная от Земли, – так называемый, Эмпирей Божий, в центре которого пребывает сам Господь, окруженный бесчисленными хорами из мириадов ангельских сил (Дан. 7: 10).

В Православной Церкви также существует понятие об ангелах-хранителях, посылаемых Богом новорожденному (после учреждения таинства крещения - новокрещенному) человеку (Мф.18,10). Каждый из покровительствующих небожителей имеет индивидуальные благие способности, которые он  и передает своему опекаемому в виде добродетельных талантов. Например, одаренность в искусстве или инженерном деле, склонность к организации или военному служению.  Возможно, эта богословская мысль косвенно отражена в астрологических гороскопах, говорящих о  формировании наших личностей под влиянием зодиакальных созвездий: теоретически, обычное положение светлых "хранителей"  в астральных сферах может проецироваться на знаки зодиака.

Вообще, нетрудно увидеть, что церковные представления об ангелах и их пребывании во вселенной во многих отдельных моментах пересекаются с астрологическим учением. Небесные звезды оказываются не просто массивными газовыми шарами, но космическими объектами, за которыми присматривают ангелы. Сам космос предположительно видится пространством, населенным бесплотными духами; причем эти разумные энергии вовсе не равнодушны к судьбам земного мира и принимают в них определенное участие.

Такие совпадения не должны смущать христианина. Церковь обладает истинным знанием, идущим от Сына Божьего, но крупицы истины встречаются и в других верованиях. Потому что все люди ведут род от Адама, с которым беседовал Господь. С течением веков познания адамитов, уклонившихся от путей Божиих, сильно исказились – так случилось и с астрологией древних цивилизаций. Ложно интерпретировав сведения о небесных бесплотных силах, астрологи создали себе кумиров из космических светил; хуже того, они развили неверное учение о фатальном влиянии звезд и планет на судьбу человека, представляя нас марионетками вседавлеющего рока.

Полагаясь на гороскопы

Продолжая данную статью, священник нижегородского Михайло-Архангельского собора и преподаватель НДС Васлий Спирин размышляет о главном вреде, который причиняет человеку увлечение астрологией:

— Христиане исповедуют абсо­лютную свободу воли человека, которая ничем не может быть ограничена. Даже сам Бог по Своей воле не ограничивает ее. Астрология же тщится похитить этот дар Господа, проповедуя учение о том, что расположение небесных тел определяет судьбу человека. Тот, кто начинает свой день с прочтения гороскопа, как правило, составленного даже без элементарного знания основ астрологии, невольно подчиня­ет свою волю чьему-то вымыслу.

Люди с давних пор увлекают­ся всевозможными практиками предсказаний, в том числе гороскопами, и это объясняется тем, что человеку все-таки тя­жело справляться с дарованной ему свободой воли. Священники зачастую сталкиваются с просьбами людей решить за них что-то, дать им определенный совет, рекомендовать конкрет­ные действия. Т. е. многие люди не стремятся реализовать свою свободу, а напротив, пытаются переложить ее и связанную с ней ответственность на плечи другого. Те же, кто не являются членами Церкви, но также тяго­тятся свободой воли, становят­ся подверженными чтению гороскопов, гаданиям и проро­чествам шарлатанов.

Большая часть людей живет стихийно, меняя свои взгляды в зависимости от случайно просмотренных передач по те­левидению и интернету. Но отсутствие мировоззренческой позиции и религиозное невежество делают нас легкой до­бычей астрологии, бытового оккультизма, неоязычества. Если христианин интересуется космосом, чувствует в нем какую-то внутреннюю интеллектуально-духовную потребность, его внимание должна занимать настоящая наука о звездах – астрономия, а не сомнительная подделка под нее. Это и будет с его стороны правильное и хорошее отношение к звездам.


Отделяем зерна от плевел


Сегодня, по словам диакона Андрея Кураева, Россия по праву может считаться «страной победившего оккультизма». Есть в России печатные органы, пропагандирующие всякую сектантскую ересь, – например, некогда атеистический журнал «Наука и религия», официально зарегистрированный журнал «Путь к себе». Оккультные передачи транслируются по всем телеканалам. Расхожие словечки «реинкарнация», «экстрасенсорика», «чакры» и «мантры» – все это пущено в широкий оборот. Неудивительно, что среднестатистический человек как о чем-то само собой разумеющемся рассуждает об «энергетике икон» и «хорошей ауре храмов». Такая засоренность мышления и речи чуждыми христианству понятиями касается и православной среды. Увы, даже воцерковленные люди иногда проявляют внимание к астрологическим прогнозам, интересуются различными новостями вроде появления летучих тарелок, приобретают красивые статуэтки языческих богов, носят украшения в виде знаков зодиака.

Необходимо понимать, что христианство и астрология – это две разные религии. Ярые любители гороскопов проповедуют иную веру, отличную от православной! Нет никаких сомнений, что астрология входит в учения и практику многих современных сект; ее используют всевозможные колдуны, маги, предсказатели, каббалисты и теософы.







Количество отзывов: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 403
© 25.10.2014г. Григорий Феб
Свидетельство о публикации: izba-2014-1162006

Рубрика произведения: Разное -> Публицистика










1