
Картина М. Врубеля "демон сидящий"
Пятая заповедь Декалога и взгляд Церкви на мятеж
Бунт против авторитета – весьма обычное
явление наших дней. Политические власти и государственные структуры,
общественные и культурные ценности, нравственные принципы и даже просто
родительская опека – все легко ставится современными людьми под сомнение, все
может стать символом нестерпимой тирании. Максималистически понимаемая людьми
свобода неизбежно входит в противоречие с любыми ограничениями, а в своем
апогее бросает вызов и высшему авторитету — Творцу. Именно о таком
разрушительном состоянии нашего духа предупреждает пятая заповедь Закона
Божьего или Декалога: Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да
долголетен будеши на земли (Исх.21,16).
В этих простых, общедоступных, но глубоких по смыслу словах утверждается
правильные отношения не только между людьми, но и человечества с Господом.
Нарушение же заповеди приводит к самоизоляции и забвению Творца, что в
богословском толковании равнозначно греху отцеубийства.
Смертельная гроза
«Что есть авторитет? Что есть Бог?» – такая
надпись «украшала» стены Сорбоннского университета во время потрясших Западную
Европу студенческих волнений 1969 года. Всего две фразы, но они очень ярко
характеризуют сознание большинства представителей сегодняшнего секуляризованного
общества и особенно его революционно настроенных слоев. Если приглядеться
внимательнее, то в основе мятежного лозунга мы увидим хорошо известные учения
Фрейда, Гегеля, Маркса и других «мятежных» философов. Эти знаменитые учителя
представляют отношения Бога и человека в виде жестокой тиранической
вертикали: «Господин – раб». Ее вершина – обоснование всех запретов и всяческой
несвободы, а низ – забвение естественных природных желаний и даже отказ от
самого личностного начала. По мнению революционных мыслителей единственной
возможностью для «раба» обрести свободу становится уничтожение довлеющего
«придуманного Бога», да и всего вертикального порядка. Интересно, что согласно
теории Фрейда о libido (с лат.- страстное притяжение) за бунтарскими увлечениями
человека кроется, так называемый, «Эдипов комплекс» – подсознательное желание
ребенка устранить отца, как сильнейшего соперника в праве обладания матерью и
вообще угрозу своему независимому существованию. Таким образом, основатель
психоанализа, убежденный материалист, сам того не ожидая, повторяет
богословскую мысль, когда указывает на корневую психологическую причину бунта –
жажду отцеубийства.
Стремление сокрушить любой авторитет, будь то
родители, начальство, традиции культуры, общественная мораль, государство, а, в
конечном итоге, и Бог, сегодня приняло глобальные масштабы. Борьба за мировое
господство; попытки удержать захваченную власть любой ценой и отнять ее путем
террора или мятежа; интеллектуальные, этические и прочие извращения естественного;
культивирование тьмы, разрушения и хаоса – такое впечатление, что в
человеческом сознании разразились долго собиравшаяся смертельная гроза.
Убить Бога в себе
Декалог был дан древним евреям, а через них и
всему миру, за полторы тысячи лет до Рождества Христова. Но Церковь учит, что
Десять Божественных заповедей являются словесным выражением нравственности,
заложенной в природу человека с самого момента его сотворения. И по сей день
каждый из людей, насколько бы далеко он не отстоял от Бога, знает в себе
действие чувства совести. Пятая заповедь Декалога о почитании родителей
воспитывает в нас добродетель послушания, тем более, что по церковному учению
под «отцом» и «матерью» понимаются не только эти кровные родственники, но и все
те, кто берет на себя их заботы: пастыри и учители духовные, благодетели,
начальствующие, просто старшие по возрасту, наконец, государственная власть и
сама Родина.
В этом же широком смысле первозданные Адам и
Ева вышли из послушания именно Отеческой воли, когда преступили через
единственный запрет Создателя вкушать от Древа познания добра и зла. Попущенное
Господом диавольское искушение в раю стало вызовом дарованной людям свободе.
Первые люди были поставлены перед дилеммой: в чем достичь полноты своего бытия
— в Творце и в добровольном следовании Его воле, или вне Бога, в дерзновении
самих себя поставить на Его место и сделаться богами? Наши прародители не
выдержали искушения, они приняли попытку устранить Создателя из своей жизни
ради самообожествления. Забвение Творца, удаление от Него, в библейском
толковании равнозначное отцеубийству, – в этом суть человеческого грехопадения.
Выбор между исполнением воли Божьей и попранием заповеди послушания стал вечным
искушением для потомков прародителей.
Последствия падения
Отказ от Бога, являющегося Источником всех
благ и самой жизни, Его метафизическое убийство в себе обернулось для человека
печальными последствиями. В адамов род вошла смерть, сначала духовная, затем и
телесная. Тленными сделались и рождающая утроба матери, и плоды земли, питающие
нас. С парадоксальной логичностью смерть стала основным законом земной жизни.
Грехопадение исказило и отношение человека к
своим братьям, окружающему миру и Богу. Из нашей подверженности греху произошло
неверное восприятие ближних— с одной стороны, рабское и бунтовщическое, с
другой — тираническое. Ложь сатаны, вместо обещанного абсолютного
«божественного» освобождения от каких бы то ни было рамок и границ, превратила
нас в эгоистов, полных жажды обладания другими людьми и всеми сокровищами мира.
Пресмыкающиеся и мятежные перед сильными, диктаторы для слабых (по сути,
тирания — оборотная сторона рабского бессилия), мы начали судорожную борьбу за
власть, за авторитет. Взамен утраченного истинного Бога появились земные
кумиры-божки, но созданные падшим человеком «по своему образу и подобию», они
стали олицетворением все той же ревнивой к власти силы и духовной немощи.
Подменяя собой в сознании людей Творца, такие жалкие «авторитеты» еще сильнее
разжигали в человеческих сердцах заведомую ненависть ко всему, что «выше», еще
прочнее утверждали дух непокорности, дух отцеубийства. Забвение Создателя и
ложное представление о Нем как об узурпаторе прав человека на самостоятельное
владение благами – в этом заключается цель и главный успех дьявольского обмана.
К сожалению, идея о том, что Бог, общество, государство, учитель, отец и любые
другие авторитеты по сути своей подавляют человеческую личность и должны быть
свергнуты, прослеживается во многих войнах, мятежах, переворотах и революциях
нашей истории. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить события 1917 года в
России, когда «пламенные революционеры» горели желанием отменить или переделать
все прежде существовавшие общественные институты, не исключая семью и Церковь.
Но все же и в самом бунте против существующих
порядков подчас скрывается тайная, подсознательная жажда встречи с истинным
Богом. В таком случае протест направленный против ложных, заслоняющих Создателя
авторитетов, принимает форму странного, болезненного, и, как правило,
безуспешного, поиска. После прихода в мир Господа Иисуса Христа и учреждения Им
Церкви, для всего человечества была открыта дверь к Отцу Небесному. И только
этими узкими вратами, которыми является Сам Сын Божий, возможно взойти к
Творцу: «Аз есмь дверь: мною аще кто внидет, спасется» (Ин.10, 9).
Главный закон любви
Воплотившийся в человеке Бог Слова возвратил
людям память об утерянной Истине, победил смерть, открыл нам Отца Своего и
усыновил Ему через Себя адамов род. Христос на примере Своей любви
и послушания Богу-Отцу также раскрыл давно забытые, ставшие почти недоступными,
правильные отношения ближнего с ближним, и человека с Творцом. Обращаясь к
страницам Евангелия, мы видим, что тема подлинного отцовства и сыновства имеет
здесь исключительное значение.
Проясняя Свою вечную единосущность Богу-Отцу,
Сын Божий говорит: «Все, что имеет Отец, есть Мое» (Ин. 16, 15). Цель слов
Спасителя — не только доказать истинность Своего учения, но еще и показать
чудесную суть вечного отцовства и вечного сыновства. Подчеркивая волю Отца, Сын
как бы затеняет Себя, отождествляя Свою волю с Его волей: « Отец Мой более
Меня» (Ин.14, 28). И эта безграничная верность Сына Отцу открывает главный
закон настоящей любви – самоотречение ради возлюбленного. Небесному Отцу и
Небесному Сыну не известна борьба за власть, за превосходство, потому что вся
любовь Отца в Сыне, и весь Сын в Отце, от Отца и ради Отца. Отношения эти —
часть тайны бытия Божественного, и в них люди должны искать и находить
естественный ритм своей жизни.
Облекаясь через таинство Крещения в Христа мы
мистическим образом становимся Его братьями и сыновьями Бога-Отца по благодати.
Именно поэтому, Иисус Христос учит своих последователей обращаться к Отцу
Небесному со следующей молитвой: «Отче наш, даруя нам усыновление, чтобы мы
были все едино, как едины Отец и Сын и Дух Святой» (Ср.: Ин. 17, 11, 21–22).
Исполняя пятую заповедь Декалога, научающую послушанию и смирению, мы постигаем
основу отношений между людьми, а также между человечеством и Богом. Смирение,
основанное на жертвенной любви к Господу, является и сердцевиной жизни в
Церкви, о чем свидетельствовали Ее святые своим мученическим примером и
духовным аскетическим подвигом.
Наставляя человека, Бог в пятой заповеди
Своего закона указывает, прежде всего, на необходимость почитания родителей.
Божественная мудрость учит нас постигать науку послушания в отношениях с самыми
близкими, потому что любовь к отцу и матери, которым мы обязаны жизнью и
воспитанием, естественна. Если посмотреть на перечисленные в Священном Писании
обязанности детей (
почтительное обхождение с родителями, повиновение им,
попечение о них в болезни и старости, наконец, молитва о спасении души(См.: 2 Мак.12, 43-44. Иер.
35,18-19)), то эти благие дела христианин должен совершать и в отношении всех
остальных людей. Начиная с малого, с заботливой любви к членам своей семьи, мы
воспитываем в себе уважение и ко всем окружающим, и через это духовно
приближаемся к Богу.