Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

Императив Божий: "Не убивай"


Императив Божий: "Не убивай"
Заповедь, призывающая к созиданию

Шестая заповедь Закона Божиего гласит: "Не убивай" (Исх. 20:13). Большинство людей, как правило, думают, что никогда не преступали данное повеление. "Уж чего-чего, а жизни я никого не лишал",— говорит о себе законопослушный человек. Но в евангельском прочтении почти каждый из нас нарушал шестое положение Декалога. Для того чтобы увидеть это, определить в себе разрушительные начала и начать дело покаяния, всем нам необходимо уяснить значение Божиего императива "Не убивай" в полном его смысле.

Святость жизни


За полторы тысячи лет до Рождества Хрис­това, к пятидесятому дню после выхода из египетского рабства, семитские племена расположились станом у подножья Синайс­ких гор. Здесь Вседержитель изрек Свой Закон в виде величественных, глубоких по смыслу и в тоже время удивительно простых, общедоступных словах, составивших извес­тное сегодня всему миру Десятословие или Декалог. Шестым положением Закона было повеление „Не убивай". Если обобщить, то в Ветхом Завете под убийством понималось два вида этого греха: преднамеренное лише­ние человека жизни и случайное.

Разницу между ответственностью за названные пре­ступления ясно показывает следующее пове­ление Господа, записанное Моисеем в книге Исход (21: 12-13): „Кто ударит челове­ка так, что он умрет, да будет предан смер­ти; но если кто не злоумышлял, а Бог попус­тил ему попасть под руки его, то Я назначу у тебя место, куда убежать убийце". Таким образом, за предумышленное убийство у древних евреев полагалась смертная казнь: „Если кто убьет человека, то убийцу должно убить по словам свидетелей " (3 Цар. 21:19), в том же случае, когда человек убивал неволь­но, ему надлежало удаляться в специально предназначенные поселения и жить там в изгнании. „ Тогда отделил Моисей три горо­да по эту сторону Иордана на восток солн­ца, чтоб убегал туда убийца, который убьет ближнего своего без намерения" (Втор. 4:41-42)—это и было общественным наказанием.

Сегодня в свете новозаветных истин многие положения Ветхого Завета могут показать­ся излишне суровыми, но следует помнить, что древний Израиль был собранием вче­рашних диких племен, вышедших из языческого плена в Египте. Кроме того, в сравнении с законодательствами других народов Ближней Азии, Ветхий Завет значитель­но отличается человеколюбием. Бог, как Владыка всего, в Библии обрекает на смерть за грехи, но эта строгость Его законов опре­деляет и святость жизни. Достаточно вспом­нить следующие моменты из Священных книг древнего Израиля, чтобы убедиться в этом. „Когда будете жать жатву на земле вашей, не дожинай до края поля твоего,... оставь это бедному и пришельцу" (Лев. 19:9). „Не злословь глухого и пред слепым не клади ничего, чтобы преткнуться ему" (Лев. 9:14). „Если брат твой обеднеет и придет в упадок у тебя, то поддержи его, пришлец ли он, или поселенец, чтоб он жил с тобою " (Лев. 25:35). „Если он пришел (в рабство) один, пусть один и выйдет; а если он женатый, пусть выйдет с ним и жена его " (Исх. 21:3). „Если кто ударит раба своего или служанку свою палкою, и они умрут под рукою его, то он должен быть наказан" (Исх. 21:20).

"А я говорю вам..."

Пришествие в мир Спасителя разделило всемирную историю на две эпохи — до и после Рождества Христова. Но это совсем не означает, что новая эра перечеркнула старую, все в ней отрицая. Новозаветные истины не отменяют данный евреям Закон Божий, они углубляют его пони­мание и распространяют Десятословие на все человечество. Во время Своей земной проповеди Иисус Христос не раз обращал­ся к шестой заповеди Декалога и раскрыл ее значение во всей полноте. Наиболее ясно о том, что следует понимать под гре­хом убийства, говорится в Евангелии от Матфея: „Вы слышали, что сказано древ­ним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневаю­щийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему... „без­умный ", подлежит геенне огненной. Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой" (Мф. 5:21—24).

То есть по высшему Божественному суду состояние несправедливого гнева рассмат­ривается как подобное убийству ближнего. Ненависть, зависть, худые замыслы—все эти порочные чувства, которые знакомы, наверное, каждому человеку, являются ступеньками к совершению акта отнятия жизни. И чтобы никто не вступал на этот страшный путь, Бог повелевает пресекать зло в самом его зародыше — еще в сердце. Всего лишь вербальное выражение непри­ятия к кому-то, просто словесное оскорб­ление и то строго осуждается Всевышним как могущее привести к раздору и проли­тию крови. Дополняя ветхозаветное изре­чение „смерть и жизнь во власти языка" (Прит. 18: 21), Иисус Христос учит: „ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься" (Мф. 12:37).

Зачастую людей на убийство толка­ет сильная обида. Но даже когда желание мести справедливо, Бог проводит четкий предел кипяшей страсти. „Мне отмщение" (Рим. 12: 19) — указывает Господь, то есть запрещает всяческий самосуд и оставля­ет воздаяние за Собой. В качестве проти­водействия чувствам злобы и мести Иисус Христос наставляет Своих последователей любить всех людей, в том числе и врагов: „Говорю вам: любите врагов ваших, благо­словляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас; да будете сынами Отца вашего Небесного" (Мф. 5: 44).

Для христианина страшнее телесной смер­ти, за которой начинается подлинная вечная жизнь, является гибель духовная. Поэтому всякое совращение ближнего в неверие или к порочной жизни называется духов­ным убийством, умерщвлением (Иак. 1:15). О тяжести такого преступления Спаситель говорит: „Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его в глубине морской. Горе тому человеку, через которого соблазн приходит" (Мф. 18:5-7).

Широкое толкование шестой заповеди мы находим и в посланиях апостолов. Так, вдохновляемый Святым Духом, св. апос­тол и евангелист Иоанн Богослов пишет: „Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей" (I Ин. 3:15).

В единой связи

Пытаясь понять содержание шестой запо­веди, невозможно не остановить свое вни­мание на ряде вопросов, так или иначе затрагивающих убийство.

И первый из таких моментов — является ли самочин­ное лишение себя жизни нарушением ука­занного положения Закона Божиего? Уже в Ветхом Завете, в противоречии с предста­влениями языческого мира о самоубийст­ве как акте высшего мужества, этот грех считался особенно низким, свидетельст­вующим о полной деградации личнос­ти. Только проклятые из проклятых могли прийти к такому концу. Вспомним образ одержимого жаждой обладания ускольза­ющей властью и мучимого завистью царя Саула (1 Цар. 31: 4-6). В Новом Завете страшной участи предается Иуда Иска­риот, предавший Спасителя (Мф. 27: 5). Как правило, в наложении на себя рук, кроме собственно убийства, заключаются еще и грехи отчаяния, маловерия, хулы на Бога и дерзкое восстание против Его Про­мысла.

Но христианская история знает и более изощренные причины, побуждав­шие людей уходить из жизни. Например, в первые века христианства бытовало заблуждение так называемых циркумцеллионов (СIRCUMCELLIONES (лат.)) — „живу­щие не в поселениях") — воинственных бро­дяг, находящихся по отношению к Церкви в расколе. Эти люди, превратно истолко­вывая слова Господа „Потерявший душу свою ради Меня, сбережет ее" (Мф. 10:39; ср. Ин. 12:25), нарочито искали себе муче­нического венца. Они нападали „во имя Иисуса" на римских солдат или же бро­сались со скал и устраивали самосожжения. Исследуя этот феномен, блж. Авгус­тин в своем труде „О граде Божием" ("De Civitate Dei") обстоятельно доказывает, что в Священном Писании не существует ни предписания, ни примера, посредством которых можно было бы доказать, что само­убийство угодно Богу.

В очевидной связи с этим грехом стоит вопрос об эвтаназии — современной медицинской практике добровольного ухода из жизни неизлечимо больных. Святые отцы учат, что болезнь попускается человеку для нравственного очищения, она испытывает душу и помо­гает ее спасению. Все христианские правед­ники наследовали Царство Небесное через свои страдания, поэтому важно помнить, что горькую чашу мучений следует пить со смирением, уповая на бесконечную муд­рость и доброту Бога. Он никогда не посы­лает страданий выше наших сил, и всегда укрепляет и утешает на одре болезни.

Касаясь медицинской сферы, нельзя обойти молчанием и аборты. О том, что находящийся в чреве матери плод явля­ется человеком с первого момента свое­го существования ясно свидетельствует следующий библейский стих: "Не сокры­ты были от Тебя кости мои, когда я сози­даем был в тайне, образуем был во глуби­не утробы. Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было" (Пс. 138:15—16). Прерывание жизни младенца Священное Писание однознач­но оценивает как убийство: „Когда дерут­ся люди, и ударят беременную женщину, и она выкинет, но не будет другого вреда (т.е. младенец и мать останутся живы), то взять с виновного пеню, какую наложит на него муж той женщины, и он должен запла­тить оную при посредниках; а если будет вред, то отдай душу за душу (расплата смертью)"(Исх. 21:22-23).

Вследствие несовершенства

Некоторые протестанствующие сектан­ты обвиняют Православную Церковь в недостаточно полном следовании запове­ди „Не убивай", а именно в двух пунктах — признание права государства на наказание путем отнятия жизни и воинской обязаннос­ти мужского населения перед Отечеством.

Священное Писание составляет главный источник христианского вероучения, поэ­тому для выяснения несправедливости воз­водимых обвинений следует обратиться к Слову Божию. Согласно Библии, казнь смертью была заповедана человеку Самим Творцом и впервые утверждена после потопа, в „Ноевом законодательстве": „Кто про­льет кровь человеческую, того кровь прольет­ся рукою человека" (Быт. 9:6). В дальнейшем существование смертной казни утверждает­ся и в положениях, данных Богом Моисею (см.: Исх. 21 и 22; Лев. 20).

Читая книги Евангелия, мы видим, что Господь Иисус Христос ничего не отменяет в ветхозаветных законах Божиих, напротив, Он говорит о Себе, что пришел их исполнить (Мф. 5: 17). В Новом Завете нет ни одно­го указания на необходимость отмены кары смертью. Тема праведного пролития крови в Библии звучит и в плане войны, брани. Вспомним хотя бы благословенное Богом завоевание земель семи нечестивых наро­дов Ханаана (см. книги „Исход" и „Иисус Навин"). В Ветхом Завете кровопролитие рассматривается как зло меньшее в срав­нении с угрозой впадения в идолопоклонст­во, поэтому и брань евреев с язычниками называется в Священном Писании война­ми Господа (см. 1 Цар. 17: 47). Несмотря на то, что Первое Пришествие Спасителя было призывом людей к миру и любви, Господь дает пример неосуждения воинов. В Еван­гелии от Луки описывается благочести­вый сотник, который удостоился высокой похвалы Господа: „Сказываю вам, что и в Израиле не нашел Я такой веры" (Лк. 7; 9). Точно также и воины, приходившие к свя­тому Иоанну Крестителю с вопросом: „Что нам делать?" — в ответ услышали не повеле­ние о дезертирстве, а призыв воздерживать­ся от греха во время своей службы: „Никого не обижайте, не клевещите и довольствуй­тесь своим жалованьем " (Лк. 3:14).

Конечно, смертная казнь и воинский долг — это лишь следствия нашего грехов­ного состояния или, точнее, способы про­тивостояния царствующему среди нас злу. Только человеческим несовершенством объясняется суровость Ветхого Завета и не искоренение смертной кары и воинско­го дела на страницах Нового. Поэтому Пра­вославная Церковь всегда приветствова­ла любой шаг, уменьшающий насилие, и сегодня активно поддерживает движения за отмену смертной казни и установление мира между людьми. Такое современное цер­ковное отношение достаточно полно отра­жено в „Социальной концепции Русской Православной Церкви", принятой Юби­лейным Архиерейским Собором в 2000 году.

Нет нужды акцентировать внимание на том, что Церковь осуждает войны агрессивные, захватнические. А также террор правительства против народа своей страны или террористические действия преследуемых малых групп, когда страдают невинные граждане. Все это умножает зло на земле, увеличивает жатву смерти. Достаточно вспомнить слова Иисуса: "Кто поднимет меч, от меча и погибнет" (Мф. 26:52), чтобы понять каким образом Вышний Суд накажет убийц.

Не убивай, а твори!

Шестая заповедь — это не только запрет того, что приводит к разрушению челове­ческой личности, духа и жизни. Это еще и утверждение противоположного акту убийства созидательного начала в чело­веке. Созданным по образу и подо­бию Бога, людям надлежит подражать Его творческой сути, стремясь к духовному, нравственному и культурному развитию. Заповедь „Не убивай" учит и человечно­му отношению к ближним. Вместо эго­изма и ненависти наши сердца должна наполнять благожелательность, милость, забота и доброта к окружающим.

Единение людей на основании любви, где нет места вражде, соперничеству и убийству — вот идеал христианского общества. Именно к этому призывает всех нас в своем послании св. апостол Павел: „Умоляем также вас, братия, вра­зумляйте бесчинных, утешайте малодуш­ных, поддерживайте слабых, будьте долго­терпеливы ко всем. Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем!′" (1 Фес. 5:12-15).

.






Количество отзывов: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 266
© 19.10.2014г. Григорий Феб
Свидетельство о публикации: izba-2014-1156515

Рубрика произведения: Разное -> Публицистика










1