Заповедь,
призывающая к созиданию
Шестая заповедь Закона
Божиего гласит: "Не
убивай" (Исх. 20:13). Большинство людей, как правило, думают, что никогда не преступали данное повеление. "Уж чего-чего, а жизни я никого не лишал",— говорит о себе законопослушный человек. Но в евангельском прочтении почти каждый из нас нарушал шестое положение Декалога. Для того чтобы увидеть
это, определить в себе разрушительные начала и
начать дело покаяния, всем нам необходимо
уяснить значение Божиего императива "Не убивай"
в полном его смысле.
Святость жизниЗа полторы тысячи лет до Рождества Христова, к пятидесятому дню после
выхода из египетского рабства, семитские племена расположились станом у
подножья Синайских гор. Здесь Вседержитель изрек Свой Закон в виде
величественных, глубоких по смыслу и в тоже время удивительно простых,
общедоступных словах, составивших известное сегодня всему миру Десятословие или
Декалог. Шестым положением Закона было повеление „Не убивай". Если
обобщить, то в Ветхом Завете под убийством понималось два вида этого греха:
преднамеренное лишение человека жизни и случайное.
Разницу между ответственностью за названные преступления ясно показывает
следующее повеление Господа, записанное Моисеем в книге Исход (21: 12-13):
„Кто
ударит человека так, что он умрет, да будет предан смерти; но если кто не
злоумышлял, а Бог попустил ему попасть под руки его, то Я назначу у тебя
место, куда убежать убийце". Таким образом, за предумышленное убийство
у древних евреев полагалась смертная казнь:
„Если кто убьет человека, то
убийцу должно убить по словам свидетелей " (3 Цар. 21:19), в том же случае, когда человек
убивал невольно, ему надлежало удаляться в специально предназначенные
поселения и жить там в изгнании. „
Тогда отделил Моисей три города по эту
сторону Иордана на восток солнца, чтоб убегал туда убийца, который убьет
ближнего своего без намерения" (Втор. 4:41-42)—это и было общественным
наказанием.
Сегодня в свете новозаветных истин многие положения Ветхого Завета могут
показаться излишне суровыми, но следует помнить, что древний Израиль был
собранием вчерашних диких племен, вышедших из языческого плена в Египте. Кроме
того, в сравнении с законодательствами других народов Ближней Азии, Ветхий
Завет значительно отличается человеколюбием. Бог, как Владыка всего, в Библии
обрекает на смерть за грехи, но эта строгость Его законов определяет и
святость жизни. Достаточно вспомнить следующие моменты из Священных книг
древнего Израиля, чтобы убедиться в этом.
„Когда будете жать жатву на земле
вашей, не дожинай до края поля твоего,... оставь это бедному и пришельцу"
(Лев. 19:9). „Не злословь глухого и пред слепым не клади ничего, чтобы
преткнуться ему" (Лев. 9:14). „Если брат твой обеднеет и придет в упадок у
тебя, то поддержи его, пришлец ли он, или поселенец, чтоб он жил с тобою "
(Лев. 25:35). „Если он пришел (в рабство) один, пусть один и выйдет; а если он
женатый, пусть выйдет с ним и жена его " (Исх. 21:3). „Если кто ударит
раба своего или служанку свою палкою, и они умрут под рукою его, то он должен
быть наказан" (Исх. 21:20).
"А я говорю вам..."
Пришествие в мир Спасителя разделило всемирную историю на две эпохи — до и после Рождества Христова. Но это совсем
не означает, что новая эра перечеркнула старую, все в ней отрицая. Новозаветные
истины не отменяют данный евреям Закон Божий, они углубляют его понимание и
распространяют Десятословие на все человечество. Во время Своей земной
проповеди Иисус Христос не раз обращался к шестой заповеди Декалога и раскрыл
ее значение во всей полноте. Наиболее ясно о том, что следует понимать под грехом
убийства, говорится в Евангелии от Матфея:
„Вы слышали, что сказано древним:
не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся
на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему... „безумный
", подлежит геенне огненной. Итак, если ты принесешь дар твой к
жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь
там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и
тогда приди и принеси дар твой" (Мф. 5:21—24).
То есть по высшему Божественному суду состояние несправедливого гнева
рассматривается как подобное убийству ближнего. Ненависть, зависть, худые
замыслы—все эти порочные чувства, которые знакомы, наверное,
каждому человеку, являются ступеньками к совершению акта отнятия жизни. И чтобы
никто не вступал на этот страшный путь, Бог повелевает пресекать зло в самом
его зародыше — еще в сердце. Всего лишь вербальное выражение неприятия к
кому-то, просто словесное оскорбление и то строго осуждается Всевышним как
могущее привести к раздору и пролитию крови. Дополняя ветхозаветное изречение
„смерть и жизнь во власти языка" (Прит. 18: 21), Иисус Христос
учит:
„ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься" (Мф.
12:37).
Зачастую людей на убийство толкает сильная обида. Но даже когда желание
мести справедливо, Бог проводит четкий предел кипяшей страсти.
„Мне
отмщение" (Рим. 12: 19) — указывает Господь, то есть запрещает
всяческий самосуд и оставляет воздаяние за Собой. В качестве противодействия
чувствам злобы и мести Иисус Христос наставляет Своих последователей любить
всех людей, в том числе и врагов:
„Говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте
проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и
гонящих вас; да будете сынами Отца вашего Небесного" (Мф. 5: 44).
Для христианина страшнее телесной смерти, за которой начинается
подлинная вечная жизнь, является гибель духовная. Поэтому всякое совращение
ближнего в неверие или к порочной жизни называется духовным убийством,
умерщвлением (Иак. 1:15). О тяжести такого преступления Спаситель говорит:
„Кто
соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы
повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его в глубине морской. Горе
тому человеку, через которого соблазн приходит" (Мф. 18:5-7).
Широкое толкование шестой заповеди мы находим и в посланиях апостолов.
Так, вдохновляемый Святым Духом, св. апостол и евангелист Иоанн Богослов пишет:
„Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что
никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей" (I Ин. 3:15).
В единой связи
Пытаясь понять содержание шестой заповеди, невозможно не остановить свое
внимание на ряде вопросов, так или иначе затрагивающих убийство.
И первый из таких моментов — является ли самочинное лишение себя жизни
нарушением указанного положения Закона Божиего? Уже в Ветхом Завете, в противоречии
с представлениями языческого мира о самоубийстве как акте высшего мужества,
этот грех считался особенно низким, свидетельствующим о полной деградации личности. Только проклятые из проклятых могли прийти к такому концу. Вспомним
образ одержимого жаждой обладания ускользающей властью и мучимого завистью
царя Саула (1 Цар. 31: 4-6). В Новом Завете страшной участи предается Иуда Искариот,
предавший Спасителя (Мф. 27: 5). Как правило, в наложении на себя рук, кроме
собственно убийства, заключаются еще и грехи отчаяния, маловерия, хулы на Бога
и дерзкое восстание против Его Промысла.
Но христианская история знает и более изощренные причины, побуждавшие
людей уходить из жизни. Например, в первые века христианства бытовало
заблуждение так называемых циркумцеллионов (СIRCUMCELLIONES (лат.)) —
„живущие не в поселениях") —
воинственных бродяг, находящихся по отношению к Церкви в расколе. Эти люди,
превратно истолковывая слова Господа
„Потерявший душу свою ради Меня, сбережет ее" (Мф. 10:39; ср. Ин. 12:25), нарочито искали себе мученического
венца. Они нападали „во имя Иисуса" на римских солдат или же бросались со
скал и устраивали самосожжения. Исследуя этот феномен, блж. Августин в своем
труде „О граде Божием" ("De Civitate Dei
") обстоятельно доказывает, что в Священном Писании не существует ни
предписания, ни примера, посредством которых можно было бы доказать, что самоубийство
угодно Богу.
В очевидной связи с этим грехом стоит вопрос об эвтаназии — современной
медицинской практике добровольного ухода из жизни неизлечимо больных. Святые
отцы учат, что болезнь попускается человеку для нравственного очищения, она
испытывает душу и помогает ее спасению. Все христианские праведники
наследовали Царство Небесное через свои страдания, поэтому важно помнить, что
горькую чашу мучений следует пить со смирением, уповая на бесконечную мудрость
и доброту Бога. Он никогда не посылает страданий выше наших сил, и всегда
укрепляет и утешает на одре болезни.
Касаясь медицинской сферы, нельзя обойти молчанием и аборты. О том, что
находящийся в чреве матери плод является человеком с первого момента своего
существования ясно свидетельствует следующий библейский стих:
"Не сокрыты
были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине
утробы. Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного
из них еще не было" (Пс. 138:15—16). Прерывание жизни младенца
Священное Писание однозначно оценивает как убийство:
„Когда дерутся люди,
и ударят беременную женщину, и она выкинет, но не будет другого вреда (т.е.
младенец и мать останутся живы), то взять с виновного пеню, какую наложит на
него муж той женщины, и он должен заплатить оную при посредниках; а если будет
вред, то отдай душу за душу (расплата смертью)"(Исх. 21:22-23).
Вследствие несовершенства
Некоторые протестанствующие сектанты обвиняют Православную Церковь в
недостаточно полном следовании заповеди „Не убивай", а именно в двух
пунктах — признание права государства на наказание путем отнятия жизни и
воинской обязанности мужского населения перед Отечеством.
Священное Писание составляет главный источник христианского вероучения,
поэтому для выяснения несправедливости возводимых обвинений следует
обратиться к Слову Божию. Согласно Библии, казнь смертью была заповедана
человеку Самим Творцом и впервые утверждена после потопа, в „Ноевом
законодательстве":
„Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется
рукою человека" (Быт. 9:6). В дальнейшем существование смертной казни
утверждается и в положениях, данных Богом Моисею (см.: Исх. 21 и 22; Лев. 20).
Читая книги Евангелия, мы видим, что Господь Иисус Христос ничего не
отменяет в ветхозаветных законах Божиих, напротив, Он говорит о Себе, что
пришел их исполнить (Мф. 5: 17). В Новом Завете нет ни одного указания на
необходимость отмены кары смертью. Тема праведного пролития крови в Библии
звучит и в плане войны, брани. Вспомним хотя бы благословенное Богом завоевание
земель семи нечестивых народов Ханаана (см. книги „Исход" и „Иисус Навин").
В Ветхом Завете кровопролитие рассматривается как зло меньшее в сравнении с
угрозой впадения в идолопоклонство, поэтому и брань евреев с язычниками
называется в Священном Писании войнами Господа (см. 1 Цар. 17: 47). Несмотря
на то, что Первое Пришествие Спасителя было призывом людей к миру и любви,
Господь дает пример неосуждения воинов. В Евангелии от Луки описывается
благочестивый сотник, который удостоился высокой похвалы Господа:
„Сказываю
вам, что и в Израиле не нашел Я такой веры"
(Лк. 7;
9). Точно
также и воины, приходившие к святому Иоанну Крестителю с вопросом: „Что нам
делать?" — в ответ услышали не повеление о дезертирстве, а призыв
воздерживаться от греха во время своей службы:
„Никого не обижайте, не
клевещите и довольствуйтесь своим жалованьем " (Лк. 3:14).
Конечно, смертная казнь и воинский долг — это лишь следствия нашего
греховного состояния или, точнее, способы противостояния царствующему среди
нас злу. Только человеческим несовершенством объясняется суровость Ветхого
Завета и не искоренение смертной кары и воинского дела на страницах Нового.
Поэтому Православная Церковь всегда приветствовала любой шаг, уменьшающий
насилие, и сегодня активно поддерживает движения за отмену смертной казни и установление
мира между людьми. Такое современное церковное отношение достаточно полно отражено
в „Социальной концепции Русской Православной Церкви", принятой Юбилейным
Архиерейским Собором в 2000 году.
Нет нужды акцентировать внимание на том, что Церковь осуждает войны
агрессивные, захватнические. А также террор правительства против народа своей
страны или террористические действия преследуемых малых групп, когда страдают
невинные граждане. Все это умножает зло на земле, увеличивает жатву смерти. Достаточно
вспомнить слова Иисуса: "
Кто поднимет
меч, от меча и погибнет" (Мф. 26:52),
чтобы понять каким образом Вышний Суд накажет убийц.
Не убивай, а твори!
Шестая заповедь — это не только
запрет того, что приводит к разрушению человеческой личности, духа и жизни.
Это еще и утверждение противоположного акту убийства созидательного начала в
человеке. Созданным по образу и подобию Бога, людям надлежит подражать Его
творческой сути, стремясь к духовному, нравственному и культурному развитию.
Заповедь „Не убивай" учит и
человечному отношению к ближним. Вместо эгоизма и ненависти наши сердца
должна наполнять благожелательность, милость, забота и доброта к окружающим.
Единение людей на основании любви, где нет места вражде, соперничеству и
убийству — вот идеал христианского
общества. Именно к этому призывает всех нас в своем послании св. апостол Павел:
„Умоляем также вас, братия, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных,
поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем. Смотрите, чтобы кто кому
не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем!′" (1
Фес. 5:12-15).
.