Главный урок жизни ...





До сих пор, спустя десятки лет, я часто задаю себе один и тот же вопрос: вправе ли я называть себя человеком?... Я училась в знаменитом 9-м «Б». Знаменит он был во всём: все главные умы школы, будущие золотые медалисты, восседали на задних партах класса и периодически испытывали нервы отдельных преподавателей, придумывая изощрённые варианты «наказания» «провинившихся педиков". Талантов в классе, и в самом деле, было не занимать. Артисты известного школьного театра все до одного учились в нашем классе. Все школьные певцы и музыканты были моими одноклассниками. Один Гриша что стоил! Как он пел! В Гришин голос были влюблены все девчонки с 1-го по 11-й классы! На выпуске Гриша «изобразил» арию Мистера ИКСА, выдавив слезу из самых стойких слушателей! А его сочинения в стихах постоянно поражали умы впечатлительных литераторов не только школы и области. Его имя стало известно и на московских олимпиадах и прочих литературных конкурсах. Были у нас и свои менделеевы и кулибины, свои бетховены и репины. Одним словом, славный был класс! Кроме всего прочего, - горазд на разные выдумки и проделки! Чаще всего они носили безобидный характер, но иногда в наши юные, необузданные умы словно бес вселялся , и вот тогда… Тогда и случались всякие печальные истории...

Её звали Александра Ивановна! Она была завучем нашей огромной пятиэтажной школы и почему-то всё время ходила с большущей связкой школьных ключей . Это было на вид тщедушное существо маленького роста , сухонькое, морщинистое и совершенно не симпатичное. Мы её и за женщину-то не воспринимали: так... что-то среднего рода. Шура (так между собой мы величали А.И.) вела у нас в классе урок истории. Мы называли его уроком «истерии».

Наша Шура обладала на удивление лужёной глоткой, и при надобности её оглушительный голос, подобный рёву пожарной сирены, перекрывал все прочие звуки в школе и был слышен, по-моему, далеко за её пределами. А надобность эта возникала у Шуры почти поминутно. Чувствуя явную антипатию с нашей стороны, она не оставалась в долгу и платила нам той же монетой. Но, конечно, главным оружием Шуры в борьбе с ненавистным 9-м «Б» была её неизменная лужёная глотка, да ещё знаменитая связка ключей, которую Шура швыряла в порывах гнева на стол или на пол, отчего эффект от её голоса многократно усиливался. Шура была на редкость нервным существом, не терпящим ни малейшего неповиновения с нашей стороны. А её постоянная нервозность только подливала огонь в наши и без того разгоряченные умы. Подчиняться 9-й «Б» не умел. И не хотел. А тем более – Шуре!

Единственно, за что мы все единогласно были ей благодарны, так это за её честность. Никакие наши с ней междуусобицы никогда не влияли на оценки по предмету. Шура честно ставила то, что заслужил: "пять" так "пять"! Но и "два" так "два"! Всё было по заслугам. Но это ничуть не умаляло нашей взаимной напряжёнки и антипатии. Это маленькое, нервозное и всегда немного всклоченное существо в порывах гнева щедро одаривало нас разного рода нелестными эпитетами и неординарными сравнениями, типа «олухи царя небесного», «недоросли», "тупицы и бездари" и прочее, что , разумеется, не добавляло ей симпатии с нашей стороны. Её реденькие, как пушок, волосы, немыслимым образом "уложенные" на голове в подобие причёски, скорее напоминавшей птичье гнездо, были неизменным объектом наших ответных упражнений в злословии по адресу Шурани. Иногда она срывалась на взвинченный крик, чем подогревала цепную реакцию, отчего ситуация в классе часто выходила за рамки...! 9-й «Б» принимал бой, исход которого всегда был предрешён: кабинет директора, вызов родителей, неуд по поведению за неделю. Вот так мы обучались истории нашей Родины. Но, справедливости ради, надо сказать, что в те редкие моменты, когда класс находился в относительном спокойствии, Шура рассказывала...! Господи! Как же она умела интересно говорить! Иногда даже нам казалось, что мы почти влюблялись в это странное и непонятное нам существо, которое почему-то называлось нашим учителем истории...! Но...если б молодость знала,... если б старость могла...

Позади были первомайские праздники, и мы завалились в класс дружной развесёлой толпой в приподнятом настроении, отдохнувшие и не желающие никаких междоусобиц и ссор даже с нашей психованной Шурой. Но… Видимо, этому надо было всё же случиться! На большой перемене Шураня залетела к нам в класс и, как всегда, рассказала нам ни с того ни с сего, кто мы есть на самом деле, и что нас всех надо "поганой метлой"...…ну и так далее. Причиной очередной вспышки её бешенства послужило то, что мы просто забыли выполнить её постоянное требование – не застелили старенький стол белой чистой бумагой. Шура подняла шум, 9-й «Б» в ответ что-то там нахамил, вобщем, ситуация, что называется, выплеснулась через борт и отправилась в «свободное плаванье». Удержать ни ту, ни другую сторону стало невозможно. Вылетевшую из класса Шураню отдельные наша ухари проводили улюлюканьем. Поплатились мы за это, конечно, по полной программе, но наказание было такое, какое не могло нам даже присниться …

Разъярённый и обиженный оскорблениями Шурани, 9-й «Б» пошёл на таран. Моментально нашли чистый лист бумаги, застелили стол (а через пять минут должен был начаться урок истории), и кто-то из самых отчаянных жирным карандашом написал через весь стол: «ШУРА – ДУРА»!!! Написали и сами застыли от такой неслыханной собственной дерзости и откровенного хамства. Но дело было уже сделано, маховик раскрутился, и события понеслись со скоростью… Ох, стыдно вспоминать всё, что было дальше...

Прозвенел звонок, и в класс влетела Шураня, уже изрядно кем-то накрученная и разгневанная. Ещё от порога она увидела на столе чистый лист бумаги, и взгляд её дал маленькую слабинку: нам даже показалось, что Шура умеет улыбаться. Некое подобие лёгкой улыбки едва коснулось её глаз.., но уже в следующий момент, по мере  приближения к столу, на её лице появилась какая-то болезненная тень…Оно стало вдруг серым и безжизненным. Её глаза читали наше ей «послание»... Господи, ну что же она так долго читает..! А она стояла и не сводила глаз с этой проклятой надписи на столе... Какая уж там месть! Мы о ней забыли в тот же миг, когда вместо своей вечно взвинченной Шуры увидели вдруг сраженную такой неземной болью маленькую, сухонькую женщину, в почти стеклянных глазах которой блеснули слёзы... на миг...…Она даже не швырнула, как всегда, свою связку ключей.., постояла, молча, несколько минут, а может, секунд, и тихо и медленно вышла из класса...

В воздухе стояла гробовая тишина. Мы сидели, подавленные содеянным, в каком-то шоке.., и ни у кого даже мысль не пришла в голову, чтобы хотя бы убрать со стола эту злополучную бумагу. Все 45 минут прошли в глубоком молчании. Каждый переваривал в себе произошедшее, понимая, что кара неизбежна, и пощады не будет никому. За пять минуть до конца урока в класс вошёл директор школы, бывший военный. Его все уважали. Взгляд, которым он окинул всех нас, не предвещал ничего хорошего! Во всяком случае его глаза излучали такой гнев и такое откровенное презрение к нам..! А это было уж совсем плохо! Мы и сами понимали, что дали маху, но эти глаза... раздавили нас окончательно... Директор, вместо ожидаемых нами нотаций, только тяжело вздохнул и тихо, но твёрдо произнёс: «Завтра можете быть свободны. Уроков у вас не будет. Коллектив учителей отказывается проводить уроки в вашем классе. Послезавтра – общешкольная линейка, на которой вы быть обязаны! Там и решите – вправе ли вы называть себя людьми».

Утром весь класс в полном составе, естественно, занял свои места за партами, но ни один педагог даже не зашёл к нам. Так, почти в полной тишине, просидели мы все пять или шесть уроков. На душе у всех было черно... Следующий день не обещал тоже ничего хорошего, но то, что произошло на линейке, превзошло по силе эмоций все наши самые дурные предчувствия.

Никогда не забуду этого 8-го мая, пока жить буду! Вся школа выстроилась в красивом и торжественном каре на бетонной площади перед зданием. Учащихся тогда было много в школах. В одной только нашей 9-х классов было девять! И почти по столько же 10-х и 11-х! Да плюс мелочёвка – 7-е - 8-е классы. Линейки проводились так торжественно, что мороз по коже иногда пробирал! Прозвучала команда «СМИРНО» на внос знамени! Наш класс поставили самым первым, правофланговым. Ничего хорошего это не предвещало, так как это место всегда занимали только чем-то отличившиеся классы или те, которых ожидал полный разнос! Мы-то знали, чем мы «отличились», поэтому стояли ни живы, ни мертвы. Внесли знамя, прозвучали звуки школьного духового оркестра, а затем голос директора школы – неузнаваемо твёрдый, суровый, торжественный – объявил:
«Равнение на ветеранов.!» Все повернули головы на школьные двери, из которых выходили нам навстречу ветераны войны... 

Господи! Я, как комсорг класса, стояла во главе своей шеренги и чувствовала, что ноги становятся ватными от дикого волнения. Дыхание сбилось куда-то в глотку... Выходили ветераны войны... Грудь каждого из них сияла  орденами и медалями!  А голос директора представлял каждого гостя, и вдруг... нас, как током, сразила фраза: «Герой Советского Союза ... майор... Александра Ивановна Шевцова!»...

Мы не ослышались?... У нас всё нормально с глазами?...К знамени школы в военной форме подходила... наша Шура... Но, Боже, неужели это была она?!...По школьному плацу по полной военной выправке шагала такая знакомая и такая совсем незнакомая маленькая, тоненькая, мужественная , подтянутая и...красивая...красивейшая женщина - ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА!!! И это была наша Александра Ивановна!!! А на груди её не было места свободного – сплошные ордена и медали и... ЗВЕЗДА ГЕРОЯ!

Всё, что происходило дальше, трудно описать в точной последовательности, потому что души наши захлестнула такая буря чувств!... Мы плакали от раскаяния и от гордости за нашу Шуру! Слёз не сдерживали даже мальчишки, размазывая их ладонями по лицу... Мы все смотрели в её глаза, мысленно прося прощенья, и видели, какая боль застыла в них... Много мы услышали о ней в тот день! Оказывается, Александра Ивановна была связной в партизанском отряде. Дважды она попадала гитлеровцам в лапы, и дважды спасали её партизаны, буквально снимая с виселицы... Звание ГЕРОЯ за просто так не даётся! Это понимали все.

О нас на линейке ни разу не зашло и речи, но каждый чувствовал, что адресована она была именно нам, и от этого на душе было ещё тяжелее! Вправе ли мы называть себя людьми после того, что сотворили?!...

Шура, конечно, нас простила, но даже не в этом дело! Дело в том мудром УРОКЕ ИСТОРИИ, УРОКЕ ЖИЗНИ, который преподнёс нам директор! Уверена, каждый из нас всю жизнь свою вспоминает о том постыдном поступке, который мы совершили по отношению к Учителю, к Женщине, и уж совершенно точно знаю: никакая сила в мире не заставит больше никого из нас совершить нечто подобное! Этот пережитый стыд и эту горечь несём с собой всю свою жизнь, уже много десятков лет!

А в тот день мы перед уроком истории написали на доске: « ПРОСТИТЕ НАС!» и долго стояли перед своей седой учительницей, не в силах позволить себе сесть…
А на столе, застеленном чистой бумагой, красовались в простой пол-литровой банке наши покаянные тюльпаны ... В этот день урок истории вела у нас Герой Советского Союза, майор, партизан-подпольщик Александра Ивановна Шевцова! Это был самый главный урок в нашей жизни!






Рейтинг работы: 95
Количество рецензий: 12
Количество сообщений: 12
Количество просмотров: 542
© 04.10.2014 Лидия Клочкова-Заруцкая
Свидетельство о публикации: izba-2014-1144060

Рубрика произведения: Поэзия -> Прозаические миниатюры


Мария Неретина       07.12.2015   00:54:28
Отзыв:   положительный
Лидочка! Спасибо дорогая землячка за такое трогательное, поучительное повествование!!! Сердце тронуло до слёз. С уважением - Мария

Неавторизованный пользователь       07.12.2015   16:18:21

СПАСИБО, МИЛАЯ МАРИЯ, ЗА ТЁПЛЫЙ ОТЗЫВ О РАССКАЗЕ! ДЛЯ МЕНЯ ЭТО ОЧЕНЬ ДОРОГО!
С УВАЖЕНИЕМ, ЛИДА


СИрена       11.11.2014   11:47:15
Отзыв:   положительный
учитель - мишень в тире. как много обижали мы, как много обижали нас.
а раскаяние приходило позже. великолепный рассказ, лида. пиши прозу. записываюсь в читатели.
Лидия Клочкова-Заруцкая       11.11.2014   12:38:50

Спасибо, Ириша, тронута! Если действительно интересно,
загляни ко мне в ПРОЗАИЧЕСКИЕ МИНИАТЮРЫ в самом низу страницы.
С теплом! Надеюсь, мы больше не выкаем...?
Виктор Жигунов       13.10.2014   15:20:51
Отзыв:   положительный
До слёз. Но, с другой стороны, виноваты-то педики. Почему героев надо чтить только раз в году? А Шуру любить было за это: "«олухи царя небесного», «недоросли», "тупицы и бездари"? Она что завоёвывала - право на хамство?
Лидия Клочкова-Заруцкая       13.10.2014   19:03:09

Нет, не на хамство она завоёвывала право!!! Просто она уже была практически больным человеком, а мы об этом не знали...
Все её нервы остались там, в 42-м и 43-м годах...у тех виселиц, с которых её чудом дважды буквально сняли партизаны...
Как она ещё вообще работала в школе после всего этого...??!!! А вот педколлектив, конечно, виноват в том, что о таких людях в школе не рассказывали детям! Ведь было бы совершенно другое отношение и понимание...И мы никогда бы не опустились до такого откровенного хамства...!
Татьяна/АГАТА2013/       13.10.2014   08:53:21

Спасибо вам,Лидия, за такой проникновенный рассказ. Сама бывшая учительница и знаю как жестоки иногда бывают дети. Тронуло, даже заплакала в конце. Не возражаете, если я процитирую ваш рассказ в Дневник на Ли.ру?
Лидия Клочкова-Заруцкая       13.10.2014   10:17:32

БОЛЬШОЕ ВАМ СПАСИБО ЗА ТЁПЛЫЙ ОТЗЫВ! ТАК ЖАЛЬ, ЧТО НЕ ЗНАЮ ВАШЕГО ИМЕНИ, ЧТОБЫ ОБРАТИТЬСЯ К ВАМ ПО-ЛЮДСКИ...!
КОНЕЧНО, Я БУДУ ВАМ БЛАГОДАРНА ЗА ПОМЕЩЕНИЕ РАССКАЗА В ДНЕВНИК НА Ли.ру СО ССЫЛКОЙ НА МОЮ СТРАНИЦУ С РАССКАЗОМ.
С ТЕПЛОМ!
Светлана Ковалева       08.10.2014   23:56:05

КАКОЙ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ ,ЖИВОЙ,ПРОНЗИТЕЛЬНЫЙ ДО КАЖДОЙ КЛЕТОЧКИ ЖИЗНЕННЫЙ УРОК ПОЛУЧИЛИ РЕБЯТА!!!ТОЛЬКО ПОЧЕМУ НА ПРОТЯЖЕНИИ ШКОЛЬНЫХ ЛЕТ НА УРОКАХ МУЖЕСТВА, ПОСВЯЩЕННЫХ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ НИКТО В ШКОЛЕ НЕ ЗАГОВОРИЛ С РЕБЯТАМИ, КАКИЕ ГЕРОИ РЯДОМ С НИМИ? РАССКАЗ ПОТРЯСАЮЩИЙ!!!СЛАВА БОГУ, ЧТО РЕБЯТА МНОГОЕ ПОНЯЛИ, ОСОЗНАЛИ.СПАСИБО ОГРОМНОЕ!!!
Лидия Клочкова-Заруцкая       13.10.2014   10:12:23

СПАСИБО! НАВЕРНО, ПОТОМУ, ЧТО НАШИ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ УЧИТЕЛЯ БЫЛИ , ТАК ЖЕ, КАК И МЫ СЕЙЧАС, ОБЫКНОВЕННЫЕ ЛЮДИ, КОТОРЫМ СВОЙСТВЕННО И В ЧЁМ-ТО ОШИБАТЬСЯ, ЧТО-ТО НЕ ДОДУМАТЬ И НЕ ДОДЕЛАТЬ, НО, ПРИ ВСЁМ ПРИ ЭТОМ, ЭТО БЫЛИ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ УЧИТЕЛЯ!
СЕРДЦЕ ПО СЕЙ ДЕНЬ ПОМНИТ ИХ!
Эдуард Струсберг       06.10.2014   21:30:35
Отзыв:   положительный
Спасибо, Лидонька, за поучительный рассказ о детской жестокости.
В глазах детей требовательные учителя очень часто выступают в роли их "врагов".
И может быть не было бы раскаяния, если бы не стало известно о том, что она Герой Советского Союза.
Лидия Клочкова-Заруцкая       06.10.2014   23:33:09

СПАСИБО, ЭДИК, ЧТО ОСИЛИЛ МОИ ПРОЗАИЧЕСКИЕ "ПОДВИГИ" ШКОЛЬНЫХ ЛЕТ!
Как видишь, похвалиться нечем! Думаю, директор нашёл единственно правильный путь, чтобы остудить наши разгорячённые максималистские умы. Для нас ШУРАНЯ была...никем..., НУЛЁМ, именно поэтому мы позволяли по отношению к ней хамское поведение... ЕМУ, Директору, нужно было найти то единственное, что ПОДНЯЛО БЫ ШУРАНЮ в наших глазах на невероятную высоту, только так мог поломаться сложившийся стереотип клуши, психованой бабёнки - всё, что угодно, но не педагога. ДУМАЮ, ОН ПОСТУПИЛ ПРАВИЛЬНО!
Роза Госман       06.10.2014   18:18:24
Отзыв:   положительный
Ой, Лидочка!!!... До донышка души, до слёз твой рассказ. Не могу удержать слёз, Лида. Потрясающая история!
Написано до того образно и выразительно, что всё происходящее будто видишь воочию. БЕСПОДОБНО, моя хорошая!!!
Да, такой урок будет помниться всю жизнь!
Обнимаю тепло и нежно, с благодарностью, Роза


Лидия Клочкова-Заруцкая       06.10.2014   18:57:58

СПАСИБО, РОЗОНЬКА, ЧТО ПРОЧИТАЛА ЭТУ МОЮ ИСПОВЕДЬ!
МОЖЕТ БЫТЬ, КОГО-ТО ИЗ МОЛОДЫХ, ГОРЯЧИХ ГОЛОВ ОСТАНОВИТ
ОТ НЕОБДУМАННОГО ПОСТУПКА, ЦЕНА КОТОРОМУ - ЦЕЛАЯ ЖИЗНЬ...!
ВИТАЛИНА       06.10.2014   06:28:58
Отзыв:   положительный
Лидочка, как поучительно, мудро и интересно, прочла с удовольствием,СПАСИБО, хорошо написано!!!

Лидия Клочкова-Заруцкая       06.10.2014   15:27:39

СПАСИБО, ВИТАЛИНА.
Елена Есаулова       06.10.2014   01:31:12
Отзыв:   положительный
Очень поучительный рассказ, Лидонька! Порой ошибки молодости сложно забыть и хорошо, если жизнь учит делать выводы...к сожалению далеко не всем это удается... У нас была очень похожая история с учителем биологии в 5 классе. У него была не очень хорошая привычка нас "дебилами" называть, вот и мы его за глаза называли Дебила Моисеевич.Только на выпускном вечере узнали, что он дважды герой Советского Союза.Ты точно говоришь - испытанный шок не забыть уже до конца дней... Эх юность... Спасибо, тебе дорогая! С теплом, Лена.

Лидия Клочкова-Заруцкая       06.10.2014   16:01:51

СПАСИБО, ЛЕНОЧКА, ЧТО ПРОЧИТАЛА МОЮ ИСПОВЕДЬ...

Елена Белова       05.10.2014   11:41:08
Отзыв:   положительный
Лидочка! Милая! Прочитала рассказ на одном дыхании, даже слёзы утирала: не могла сдержаться!
А всё кщё и потому, что тоже никогда не забываю о жестокой проделке нашего, тогда 6-го Б. Тоже случай научил кое-чему!
Даже студентам как-то рассказала, приводя пример "детской жестокости", которая проявляется в определённом возрасте при несформированности моральных основ личности. Так вот: тоже учительница истории.....заболела. А была такой знающей, так интересно рассказывала куда шире, чем в программе и учебнике, требовала от нас, чтобы мы читали литературу по тем вопросам, которые изучаем.
Так вот, на время болезни "исторички" прислали к нам учительницу из соседней школы. А она - "от и до", повторяет то, что написано в учебнике и только. А материал интересный: Эпоха Наполеона. Договорились мы, несколько человек, прочли к следующему уроку труд Тарле и стали задавать вопросы, на которые она просто не могла ответить. Кончилось тем, что она выбежала из класса со слезами и больше к нам не приходила. Конечно, это так плохо, когда учитель не знает предмета и не умеет владеть ситуацией! Но я, всю жизнь вспоминаю этот случай не только как пример непрофессионализма, но и пример детской жестокости. Всё-таки это было жестоко! Сразу же вспомню прекрасный фильм "Доживём до понедельника" со сценой, связанной со словом "положте".
Очень мне понравился твой рассказ. Блестящий урок жизни.
Обнимаю! С праздником!
Лена.


Лидия Клочкова-Заруцкая       05.10.2014   22:33:05

ЛЕНОЧКА, МИЛАЯ! ПРЕЖДЕ ВСЕГО, - С ПРАЗДНИКОМ!
ПУСТЬ ДОЛГО-ДОЛГО ЖИВЁТ В ДУШЕ РАДОСТЬ ТВОРЧЕСТВА,
СВЕТ, ВДОХНОВЕНИЕ, ПУСТЬ МАНЯТ НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ И
НЕИЗВЕДАННЫЕ ДАЛИ! ЧЕЛОВЕК ДО ТЕХ ПОР ОСТАЁТСЯ ЧЕЛОВЕКОМ,
ПОКА В НЁМ КЛЮЧОМ БЬЁТ ЖИЗНЬ!
СПАСИБО, ЧТО ПРОЧИТАЛА МОЙ ПОКАЯННЫЙ РАССКАЗ И ДАЛА СВОЮ ОЦЕНКУ...
НА ДУШЕ МАЛЕНЬКАЯ ДОЛЯ ПЕЧАЛИ ОТПУСТИЛА... НАПИСАЛА В НАЗИДАНИЕ ДРУГИМ,
НОВЫМ ПОКОЛЕНИЯМ ЮНЫХ...


Татьяна Кочарян       05.10.2014   01:10:31
Отзыв:   положительный
Лид, я просто плакала и тоже размазывала слёзы, и вспоминала своих учителей. Наши, казалось бы, детские шалости столько им крови попили и нервов истребили.
Не просто читала, а пережила всё вместе с тобой.
И грусть, и раскаяние, и боль.
Спасибо, Лид.
Лидия Клочкова-Заруцкая       05.10.2014   01:14:52

Мне так дороги твои слова, Танюш...! Это ведь рассказ - как вечное моё покаяние в содеянном,
и любое доброе слово, кажется, немного облегчает душу, и смягчает нашу вину...мою вину...
СПАСИБО ТЕБЕ.
Маргарита Шульман       04.10.2014   19:08:40
Отзыв:   положительный
Лидочка, какой замечательный рассказ!
Прочитала на одном дыхании.


Лидия Клочкова-Заруцкая       04.10.2014   19:55:12

СПАСИБО, ЧТО ПРОЧИТАЛА! НИ ЕДИНОГО СЛОВА ВЫДУМКИ! ИЗ МОЕЙ ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ!









1