
.
....-Ну, вот, таким образом, в
стихотворении Катулла мы ясно видим это противопоставление любви и ненависти,
но не как двух взаимосключающих
категорий, а как усиление одной из них,
несмотря на то, что Катулл тут нас уверяет, да, что любви как бы и нет..
Уничтожает все.. "Все, что она говорит, мы запишем на водеили ветром.."
- Как бы шутит, в отчаянии? –
поднимается чья то взьерошенная голова. Шелестит конспект. Падает ручка.
- Ну, да. Почти так. Верное
наблюдение. Я подмигиваю обладателю взъерошенной шевелюры. Чем то он мне
напоминает меня самого в молодости. – В разных переводах, классических, и
неочень, мы ясно видим это
противопоставление, выраженное не всегда с точностью до буквализма, поскольку
переводчик отходит, порой, от первоначального текста, привнося или унося себя
дальше или ближе от изучаемого
предмета.. Как путник или мудрец созерцатель, или художник, всегда отходит
немного в сторону от картины, чтобы увидеть яснее все детали, или понять
насколько далеко отнесло течением ветку бамбука, брошенную в реку…
Я оглядываю аудиторию.Пять минут до окончания пары. Кто то украдкой достает из кейса завернутый в салфетку бутерброд, откусывает изрядно заветривший с
утра кусочек, кто то -крутит колпак от
гелиевой ручки, сосредоточенно хмуря лоб и пытаясь разобрать свои же каракули.
- Ребята, на сегодня - все… Если
есть вопросы, пожалуйста.. Синонимический ряд и омофоны для перевода составим
завтра. – Я осторожно собираю с кафедры листки с пунктиром рассказанного.
- Если кто записывал на диктофоны,
айпады, проверяйте! – Улыбаюсь ободряюще, давая понять, что лекция окончена.
Крышки грохочут, парты скрипят.
Пронзительно. Мои студенты встают, провожая меня.. Вернее, окружая тут же,
плотным кольцом. Звенит, отдаваясь гулом в коридорах, звонок, но его и не слышно почти, потому что наперебой мои "воробьи", как я их называю про
себя, задают мне вопросы, протягивают листы с записями, уточняют расписание,
спрашивают, где можно найти книги, когда работает лингафонный кабинет,и в котором часу занимается группа семинара
Тонькина и Борисенко
- Георгий Васильевич, этот Ваш долбаный Граций меня достал уже.. – Рыжеволосая,
разноглазая девица в трехцветном пончо,
мокасинах и выцветших джинсах,
побелевших на коленях, перекидывает через правое плечо огромную сумку планшет,
вытаскивая из нее красновато коричневый, растрепанный кирпич очередной
хрестоматии литературы Греции. Или Рима?
В глазах рябит от этих хрестоматий! – Вот смотрите, достала еле – еле,а там половины листов - нет..
- Страниц, Воробьева! –
машинально поправляю я.
- Да мне - по фиг, какая разница,
один хрен – не выучу я все равно Вашего Постерция..
Все кто стоит рядом, тщетно
пытаются удержаться от смеха,Склоняясь
над планшетами, портфелями, листками блокнотов,засовывая в карманы айпады, смартфоны, они фыркают, корчат рожицы,
склоняют голову к коленям, отряхивая невидимые соринки с джинс и потертых
курток.. Наконец, кто то один не выдерживает, смех прорывается наружу, и вскоре
аудиторию двести пять сотрясает такой
хохот, что в открытую дверь в недоумении заглядывают проходящие мимо..
- Нет, а чего вы ржете то? –
Воробьева машет рукой, и с обидой отвернувшись от ребят, плюхается на скамью в
первом ряду. – Вот я посмотрю на вас, когда сессия будет.. Пришла, блин, в эту
библиотеку, там грымза какая то, в соломенном парике,"восторг
Парижа", столетней давности, волосы немытые три недели: лепечет мне:"Деточка, не могу Вам выдать еще книгу:
это архиварная редкость, нужно в залог что – нибудь ценное.. А что у меня
ценного? Трусики от"Гермес",
но я их ей не отдам, они на нее и не
налезут.. У нее пятая точка – тридцать пятого калибра…
-Воробьева, Вы с ума сошли! Что
такое Вы говорите – прекратите сейчас же !– яростно шиплю я на нее, дико вращая
глазами,в которых неудержимо сверкает
смех… Хохот непрекращающимися волнами накрывает аудиторию, гулко отталкиваясь
от верха амфитеатра и скатываясь вниз..
И, во - первых, не архиварная,
а архивная.. Ну, в интернете поищите,
там же сейчас все есть.. Аудиокниг много…
-Георгий Васильевич, нет у меня
денег на интернет. – Вздыхает Воробьева.- Я "степу" бабушке уже отдала. На лекарства. У нее
вчера опять приступ был. Блин, это стенокардия - хуже "джеффа".
Ребята, стоящие чуть ближе к нам,
затихают мгновенно.
Влад Коротков,
староста группы,вытаскивает из кармана
пластиковый квадратик.
- Ты даешь, Летка. У тебя сравнения! До стипендии новой - еще месяц. На вот,мою карту клубную, зайдешь в"Модерн – Драйв", там тебе дадут
часика три посидеть бесплатно, хватит? – Коротков, не мигая, смотрит на
меня,и чуть прикусив нижнюю губу, и
выставив вперед правую ногу, слегка
покачивает носком модных, серовато белых "адидасок".
Ему нравится Виолетта Воробьева.
Давно. Но показать этого он не хочет. Как лидер группы и староста. Как сын и внук дипломата, "снобик", с
легким налетом хипперства. Как серьезный юноша, штудирующий по ночам ритмический строй Катулла и Горация… Как
мастер спорта по плаванию международного класса.
Летка Воробьева, смех и треск
нашей группы, отлично знающая английский – занималась с бабушкой с детства, и полгода репетиторствовала в семье какого то
богатого нефтяника, не получив за труды
ни копейки, - ни в какую не хочет знаться с латынью и отвергаети римлян и прочих латинян – напрочь. Уже
трижды за семестр она оказывалась на грани вылета из университета. Яморщу лоб, пожимаю плечами:
- Мне кажется, три часа - вполне хватит не только на Проперция и Фалета, но и на всех латинян в куче. Если не
отвлекаться, искать целенаправленно. - Ясмотрю на Воробьеву, которая усердно заправляет джинсы в слегка облезшую
замшу мокасин. По – моему, она носит ихтретий сезон. Как они не разлезлись?
- Виолетта, - Она поднимает голову, когда я обращаюсь к
ней. – Знаете что… Если не удастся найти Горация и Проперция, то можете записать на диктофон ваш рассказ сегодняшний, со всем сленгом
и"фенечками", а мы его
группой переведем на латынь. Постараемся. –Улыбаюсь. – Вы нам поможете.
В легком ошеломлении Воробьева
смотрит на меня: - Георгий Васильевич,
Вы шутите?
- Нет, это тема следующего
группового занятия. В этот момент, разрывается, вспыхивая и мерцая экраном, мой сотовый, ия слышу в дребезге и треске баритон Ворохова,
доносящийся до меня, гулко и неразборчиво:
- Грэг, привет. Ты только не
волнуйся. Тут у нас происшествие. Фей пропал.
- Как? Что? Как пропал? Почему?
Подожди, я не понял… - я чувствую, как меня медленно покрывает яростная и мощная волна холода, поднявшаяся
откуда то от пяток и дошедшая молниеносно до сердца. - Она… она, что с ней? – мой голос срывается, в
горле что то хрипит, клокочет. - Она в
больнице? Что? Скорая? Говори быстрее, черт, плохо слышу..
- Да нет. Она с Лешкой пропала.
Не одна. Они пошли на реку.. И уже два часа их нет.. Я весь поселок на три раза
обошел. И речку тоже…
- Мишка, на фиг, убью! Ты обалдел
совсем! – Ору я, срывая свой " академический" меццо - баритон, не обращая внимания на студентов,
столпившихся вокруг. Впрочем, половина из них уже направилась к выходу. Другая
- замерла около меня. – Зачем ты ее отпустил так далеко?? Она же не .. Тьфу,
идиотизм… Я еду…Сейчас я… - Скорчившись от мгновенной, как выстрел, боли в колене, я медленно оседаю на скамью
рядом с Воробьевой.
Она цепляется за мой локоть, что - то говорит
мне, почти – кричит. Но я не слышу. Я не слышу ее. Кто - то подхватывает летящий на пол портфель,
рассыпающиеся бумаги, сует мне в руки ключи от машины, трость и пальто, Стакан
воды с таблеткой. Кажется, это Коротков… Я не понимаю, кто.. Неважно. Неважно -
кто.
Потом я несусь вниз по лестнице,
за мной бежит кто то из ребят. Я вижу синюю джинсовку Знаменского, нашего
форварда, рассыпающиеся по плечам локоны Литягиной, которая почему держит в
руках мой сотовый и время от времени подносит его к уху с отчаянно - потерянным
видом. Она засовывает мобильник в карман
моего пальто, помогая мне, уже на
крыльце, попасть в рукав. Потом дорога летит впереди меня, не останавливаясь,
змеясь упругой лентой и в лобовом стекле,
и в боковых, затонированных.
Знаменский ведет машину отчаянно – залихватски. Как заправский гонщик. Я прихожу в себя
только на повороте к дачному поселку.
- Антон, теперь направо. Так.
Влево и чуть - чуть вправо. Теперь
налево. И следующий поворот, синие воротца… - Боль в колене обнимает меня так
властно, что я кусаю губы. И только откинув
голову на подголовник сиденья, замечаю, что вцепившись в портфель с моими
бумагами, рядом со мной сидит Литягина – беда и краса факультета. И тоже кусает губы. Они у нее белые. С остатками помады в уголках.
- Георгий Васильевич, звоню, звоню.. Молчат. Или - вне зоны..Михаил Николаевич убежал опять к реке, наверное. Там еще кто - то есть? Кроме него и Светланы Александровны?
Я качаю головой. - Нет, Таня.. Будний день. А Ланочка.. Ланочка,
она.. Ты знаешь..
Литягина прикасается к моему локтю
.- Все хорошо будет,
Георгий Васильевич. Сейчас надо сосредоточиться. Где она может быть? Знакомые у вас есть здесь?
- Нет. Я пожимаю плечами. – Мы не
успели здесь ни с кем еще пообщаться
даже… Как то….. Молочницу, впрочем,знаю
немного.
- Она может быть у нее? –
Литягина пристально смотрит на меня,повернувшись вполоборота и засунув руку в карман.
-Два часа? Да что ты! – Я
улыбаюсь, нервно дергая верхней губой. Тут машина останавливается, и я выскакиваю из
нее, как пробка, лечу по садовой дорожке…
***
В дом мы вбегаем все втроем, летим, кто куда:
наверх,на кухню, в мансарду. Дом пуст.
Двери отворены повсюду, мой ноут раскрыт на столе в столовой, наверное,Мишка опять искал арт – галереи. Посуда вымыта, по кухне витает легкий запах
прожаренных гренок и яблочного джема. Не то пили чай, не то завтракали. Под
лестницей лежит на синем, пластмассовом боку Лешкин игрушечный грузовичок, с
отколотой вверху дверцей.
Знаменский, обежав вокруг дома и
участка спринт, влетает на веранду.
- Никого нет, никто вроде не падал. Ничего не помято. Скорой не было, машины не заезжали - никакие.
Аккуратно все. Дрова, вода, все в порядке.
-Георгий Васильевич, чердак
открыт. – Литягина медленно спускается
сверху.- Что там искали? Там сундуки, корзины, старые тряпки.. Пылища! -Литягина чихает и вытирает нос указательным
пальцем. Как мальчишка.
- А .. Это Ворохов опять..
Предметы для натюрморта -я взмахиваю
кистью, небрежно и улыбаюсь. Таня пристально смотрит на меня, и мне не хочется,
чтобы она заметила, как уголки губ у
меня - дрожат. Я физически ощущаю панику внутри. Но не даю ей хода.
- Едем к реке, ребята? Они могут
и там быть. Погода хорошая.
-Светлана Александровна плавает? – Антон, прищурившись, смотрит в
окно веранды, отвернувшись от меня.
-Немножко. Нет ее планшета. Она может сидеть где – нибудь… Вот
если Лешка в воду полез, тогда - капут.. Он маленький. Ему только восемь.
-Послушный? – Литягина машинально
бросает взгляд на овальное зеркало в холле, поправляет что то на воротнике куртки
и я вдруг вижу, как хмуро и зло, исксоса, на нее смотрит Антон. Это отлично отражается в старинной гладкой
дымке амальгамы.
- Нормальный. Как все дети.
Адекватно реагирует. Ланочку любит очень. Считает, что он - старший в этих
отношениях. Присматривает за ней. Такая парадигма у нас здесь. – Я развожу
руками.
- Это же все от вас исходит – Литягина пытается улыбнуться
мне во весь рот. Но губы ее словно растягивают холодную резиновую маску. В глазах
не отчаяние… Смятение. Может быть –
затаенный интерес. Но мне не до него.
-У Вас красивый дом, Георгий Васильевич - уже в машине легко выдыхает Литягина, но мне
некогда отвечать на комплименты, мы почти тут же выпрыгиваем на песок берега, в
ежевичные заросли, что неподалеку от небольшого обрыва. Бежать у меня тоже не получается. Зверски
болит колено. Я присаживаюсь на перевернутую лодку на берегу, даю Антону свою
трость вместо рогатины и он отважно исчезает в ежевичных колючих дебрях, рискуя изорвать в клочья серый вельвет модной
курточки.. в течении следующих пяти минут я слышу только чертыхания, шум, треск
веток… Литягина не составила ему
компании: ушла в сторону поселка слева
от берега.. Чертовски растянуто здесь
все: коттеджи, домики, усадьбы. Около реки предпочитают отдыхать и жить местные воротилы бизнеса. Того и гляди сделают здесь охраняемую
зону,или спалят весь наш поселок, к
чертовой бабушке, вместе со своими сайдинговыми виллами, перепившись до опупения на очередных
шашлыках. Случаи пожара за те две недели, что мы живем здесь, были уже трижды. …
Может быть, нам стоит вернуться в город? В этот чертов огромный город… Там - невыносимо, нечем дышать, она мало бывает на
воздухе, но в квартире – безопаснее, все предметы на своих местах, пол -никогда не подведет, земля не плывет у нее из
под ног, а во время кровавой рвоты следы
быстро исчезают в струе воды под раковиной..
****
Тьфу ты, черт, что за мысли лезут
мне в голову! Я опускаю глаза вниз, и сердце мое моментально падает к ногам: в отдалении слышен пересвист иволги –
так свистит через два передних зуба
только младший Ворохов. Лешка. Я соскакиваю с лодки, собираюсь бежать, но Лешка
уже стоит передо мной, держа в руках полную корзину ежевики и букет осенней
рябины, и дергая меня за рукав, хрипло шепчет:
- Идем быстрее, там фей устал… У
нее туфель порвался. Думаешь, ей легко сидеть на пеньке? И блокнот кончился.
Она там два часа тебя рисовала и Париж.
- Какой Париж? – в ошеломлении
спрашиваю я, хватаясь за Лешкино плечо мертвой хваткой.- Какой Париж, черт
возьми?! Где Вы были?! Мы с отцом с ума сходим!!
- Здесь. Мы ежевику собирали – Лешкины глаза
полны недоумения и нетерпения. - Сначала
она, немножко, потом - я… Мы звонили папе, но телефон вне зоны. Она устала, я
ее посадил, чтобы она отдохнула на
пенечке. Она все время рисовала и писала
что то… Мы хотели идти, но туфель же
порвался, а там кругом колючки.. Чего ты
кричишь, не бойся, она хорошо, только туфель вот! – Крохотный босоножек фея. Я только
сейчас замечаю его в руке Лешки. Он без ремешка.
- Она ноги не поранила? – Почему то
шепотом спрашиваю я Лешку, присаживаясь перед ним на корточки, и крепко держа за руку, чтобы он опять не исчез.
Не дай Бог!
- Неа - ааа! – Лешка мотает головой из стороны
в сторону и с его вихров сыплется
солнечная пыль. - Как только туфель порвался, я ее посадил на пенечек.. Она
такая смешная. Как в сказке совсем.. Маленькая. Сердиться не умеет по взрослому.
Хотела телефон даже выбросить, раз никто
не отвечает. Я отобрал. – Лешка ведет меня вдоль берега к тропинке, которая
поднимается к обрыву, к ежевичным лесам – чащобам. – Грэг, а это правда, что
она тебе свою кровь дала? Она что, вампир?
Я фыркаю. Мне не до смеха. Но -
фыркаю. Непроизвольно.
- Балда ты, Лешик. Какой же она
вампир? Это я, выходит, вампир. Мне же
ее кровь перелили.
- Как? Из бутылки,
что ли? Собрали и перелили?
-Да нет. Через трубочку. Из руки в руку. Из вены в вену. Два
часа.
-Ух, ты! – В полном восторге,
с каким - то затаенным страхом, смотрит
на меня Лешка. – Я теперь знаю, почему ты ее любишь так, не можешь без нее. Она
волшебница. У тебя ее кровь…. Ты ее до смерти будешь любить. И после. Я знаю.
Мне папа легенду такую читал.. И сказал потом, что это про Вас с феем. Ну.. Я
это и без него знаю… Догадался сразу. Я тоже так хочу.
- Что – так? – уточняю я. Для проформы. Молниеносно
ведь догадываясь, о чем речь.
- Так, как вот - ты…Чтобы не дышать. Не мочь дышать. Это - клево. Только, блин, девчонок нет же таких. У нас в классе вон, все герлы.. Задаваки..
Не хочу в гимназию эту – сердито бурчит Лешка. – Там все,блин,крутые… Костюмы модные… телефоны, айпады.. А мне отец айпад не
разрешает в школу носить. Разобью, говорит.Может, и правда, - пожимает плечами маленький оруженосец – мудрец. - Там парты скользкие, с наклоном каким то.. И
крестный фей говорит, что телефон нужен просто, чтобы - звонить. Или сказать: "Люблю". А
если некому сказать, то его надо выбросить.. Зачем он тогда?. На, вот держи.
Лешка достает из кармана поношенных вельветовых брючек телефон фея. - Звони еще отцу, а то как идти? Ты ее не донесешь, а сама она не дойдет.
- Там Антон. Он донесет. До машины. Можно попросить. – Отвечаю я севшим, хриплым голосом, с трудом
отрываясь от навязчивого эха внутри
меня. Эха, звучащего ясным тенорком Лешки:
"Хочу, как ты! Чтобы не дышать. Ты ведь ее до смерти будешь любить. И - после"…. Эха, которое говорит чистую
правду. Несмотря на свой восьмилетний возраст.. Или… восьмисотлетний…?